|
|
ФАКТОР ШОС В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
(в контексте афганских проблем) |
19.07.2007 13:03 |
|
|
В настоящее время ШОС развивает сотрудничество в формате 6+4 (государства?члены ШОС + государства наблюдатели) и в сфере распространения влияния ШОС оказались важные в геополитическом отношении Восточная, Центральная, Южная и Западная Азия. На Шанхайском юбилейном саммите 2006 г. впервые организация озвучила зону своих интересов и ответственности.
В территориальную зону интересов и ответственности ШОС входят азиатские процессы, которые могут представлять угрозу безопасности регионов и государств, являющихся членами или наблюдателями в организации. ?Декларация пятилетия? ШОС, принятая на саммите, гласит, что организация обладает потенциалом для того, чтобы играть самостоятельную роль в поддержании стабильности и безопасности в зоне своей ответственности. Это свидетельствует об окрепшей роли ШОС в глобальной системе безопасности - в системе договоренностей по обеспечению стабильности. Государства Центральной Азии включены в деятельность ООН, ОБСЕ, ОДКБ СНГ, СНГ, ЕврАзЭС, ОЭС, СВМДА и др. Эти структуры вместе с ШОС являются составляющими системы региональной безопасности.
Вместе с тем Шанхайская организация сотрудничества сделала первые шаги по налаживанию сотрудничества с существующими глобальными и региональными структурами безопасности на евразийском континенте, учитывая важность создания механизма обсуждения ключевых проблем современности в стратегической континентальной системе ЕС-ШОС, ШОС-ОБСЕ, ШОС ? ЛАГ, ШОС ?АСЕАН, ШОС ?СНГ, ШОС-ЕврАзЭС, РАТС ШОС и соответствующие структуры на континенте.
При этом, считая целесообразным подобный механизм для координации деятельности, для выработки общего видения и общих подходов к определению сфер интересов и ответственности, в то же время учитывая существующие взаимодействия с вышеуказанными региональными интеграционными объединениями, организациями и государствами-членами ШОС в двустороннем и многостороннем форматах. В этом контексте важным позитивным шагом является подписание в апреле 2005 года меморандумов о взаимопонимании между ШОС и АСЕАН, ШОС и СНГ. ШОС обеспечивает безопасность государств через взаимодействие в экономической и культурно-гуманитарной сферах, оказывает существенное влияние на геополитическую обстановку на континенте. Но отнюдь не является противовесом НАТО, поскольку это не военная, а политико- экономическая организация, готовая к диалогу и сотрудничеству со всеми интеграционными объединениями. НАТО возник в период ?холодной войны? для отражения традиционной, военной, угрозы. ШОС, на наш взгляд, является прообразом ОБСЕ в Азии. ШОС создана, прежде всего, для борьбы с нетрадиционными угрозами и выполняет гуманитарные функции.
Вместе с тем, в настоящее время новые угрозы приобрели глобальные масштабы, когда эффективная борьба с ней невозможна без вооруженных сил, учитывая, что в современном мире противодействовать международному терроризму, использующему самые современные виды оружия и информационные технологии, без привлечения оборонных ведомств практически невозможно. Как известно, координация работы в рамках ШОС на данном направлении осуществляется через механизм встреч секретарей Советов безопасности и Региональной антитеррористической структуры (PATC).
Вместе с тем масштабы и характер трансграничных угроз настолько велики, что одними операциями специальных органов ограничиваться невозможно. Поэтому в рамках ШОС к борьбе с терроризмом подключились и оборонные ведомства. В августе 2003 года в сопредельных районах Казахстана и Китая были проведены антитеррористические учения "Взаимодействие-2003", в которых приняли участие свыше 1.000 военнослужащих Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана. В 2007 году такого рода маневры планируется провести на российской территории. Возможно, для снятия сомнения в антинатовской направленности позиции ШОС стоит пригласить наблюдателей НАТО на учения в 2007 году.
ШОС действует и решает проблемы только в зоне своей ответственности и воинский контингент государств-членов не участвует в операциях ни в одной точке земного шара.
Важным событием в развитии ШОС стало первое заседание руководителей парламентов стран ШОС и запуск механизма "второй дорожки" - Форума Шанхайской организации с участием национальных исследовательских центров. Таким образом, в сферу действия организации постепенно включились новые силы и структуры. Именно они будут закладывать теоретические основы взаимодействия государств-членов и государств-наблюдателей, которые сделают деятельность организации понятным и прозрачным.
Шанхайская организация сотрудничества является примером плодотворного сотрудничества представителей разных цивилизаций: конфуцианской, православно-христианской, исламской, индо-буддийской. Устанавливая межцивилизационное согласие и межконфессиональный диалог, ценя и уважая цивилизационные ценности своих партнеров по ШОСу, в то же время члены организации на юбилейном Шанхайском саммите в "Декларации пятилетия" заявили, что"исторически сложившиеся различия в культуре и традициях, политической и социальной системах, системах ценностей и определение путей развития не должны использоваться в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других государств.
Конкретные модели общественного развития не могут становиться предметом экспорта". Данный тезис свидетельствует о том, что ШОС является организацией, отстаивающей многообразие культур на своем пространстве. Установившийся дух взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, получивший известность как ?Шанхайский дух? окончательно утвердился как основной объединяющий и консолидирующий фактор ШОС.
О своем желании стать членами ШОС заявили Пакистан и Иран. Учитывая, что в настоящее время еще нет соответствующей законодательной базы для приема новых членов в ШОС, важным было решение саммита о разработке системы критериев и отбора для принятия новых членов в организацию. Во всяком случае государства-члены ШОС желают видеть в Шанхайской организации структуру, способную восстановить баланс сил на обширном пространстве, обеспечить безопасность в зоне своей ответственности, развивать экономическое сотрудничество, а отношения с Западом строить на прагматичной основе. Данный путь является бесконфликтным и имеет большой потенциал дальнейшего развития. Не исключено, что именно это перспективное направление найдет свое отражение при расширении и углублении ШОС в ближайшие годы.
На Шанхайском саммите лидеры стран-участниц ШОС детально обсуждали вопросы углубления сотрудничества, а также политическое взаимодействие в рамках организации по ключевым вопросам. В рамках ШОС запущены механизмы по уже определенным направлениям регионального экономического сотрудничества: расширение торговли, увеличение взаимных инвестиций, создание совместных производств и условий для свободного передвижения товаров и услуг, перетока электроэнергии. ШОС в последние два года начинает успешно продвигать свою региональную экономическую политику по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов, по направлению энергетических потоков.
В этом плане весьма привлекательно предложение российского президента В.Путина о создании энергетического клуба ШОС, что уже находит на практике свою реализацию. Второй по величине обладатель газовых запасов в мире после России - Иран собирается сотрудничать в рамках ШОС с Москвой в газовой сфере. И даже более того, предлагает ей координировать действия на мировом рынке газа, вплоть до согласованной ценовой политики. Российско-иранский газовый союз может контролировать 43% (75,5 трлн кубометров) доказанных мировых запасов и на долгую перспективу задавать основные параметры развития рынка, то есть может сформироваться новая евроазиатская модель газового ОПЕК. И фактически привести к разделу рынка евразийского континента на две большие зоны влияния, в которой Европа останется за "Газпромом", а перспективный рынок Индии и южные провинции КНР - за Ираном. Иран предлагает России участвовать в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия (ИПИ), с перспективой продления трубы в Китай.
Американские аналитики опасаются, что на базе Шанхайской организации сотрудничества, а также китайско-венесуэльского и китайско-иранского взаимодействия может быть создан противостоящий Западу "нефтегазовый ОПЕК с ядерным оружием", который, по аналогии с союзом времен Второй мировой войны между гитлеровской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией, уже успели окрестить "осью", считая эту "ось" смертельно опасной для США и Запада в целом. Этот фактор тоже будет способствовать активизации в Центральной Азии геополитических игроков для реализации своих интересов.
В главном документе Шанхайского юбилейного саммита 2006 г. - Декларации пятилетия ШОС - подчеркивается, что государства - участники Шанхайской организации сотрудничества будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. В Декларации говорится, что страны ШОС не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и территориальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность организаций или группировок, наносящих ущерб интересам государств-членов, кроме того, государства ?члены ШОС обязались не участвовать в союзах и объединениях, которые могут нанести ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности государств-членов.
С учетом этого государства-члены договорились приступить к согласованию вопроса по заключению в рамках ШОС многостороннего правового документа о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Все эти механизмы обеспечения всеобщей безопасности будут способствовать стабилизации шанхайской зоны ответственности.
При условии реализации принятых проектов, в перспективе ШОС будет играть ведущую роль в формировании политико-экономического порядка в азиатском регионе. Для этого необходимо углубление деятельности ШОС (реализация крупных проектов по стратегически важным направлениям развития государств-членов ШОС (уже начато в Таджикистане реализация Китаем ряда крупных проектов в рамках ШОС: строительство ЛЭП ?Юг-Север?, каскад гидроэлектростанций на реке Заравшан, строительство стратегически важных дорог и туннелей и т.д.), разработка, принятие и реализация программы сокращения бедности в государствах ?членах ШОС.
Укрепление и развитие сотрудничества с интеграционными объединениями в азиатском регионе ( ШОС-АСЕАН, ШОС- СААРК, ШОС-ЛАГ, ШОС-ОИК и др.). Вместе с тем, необходимо расширение ШОС в азиатском векторе (в качестве наблюдателей необходимо привлечь Японию, Афганистан, Таиланд, Сингапур, Индонезию, Кореи и др.), но для этого необходимо ускорить выработку критериев приема в члены организации и привлечения наблюдателей в ШОС.
Актуальной задачей развития ШОС является разработка стратегической программы дальнесрочной и среднесрочной деятельности ШОС, с конкретизацией векторов приоритетного развития, при этом усиливая экономическую составляющую.
Приоритетным направлением деятельности ШОС является обеспечение региональной и национальной безопасности государств Центральной Азии. Между тем конфликтогенный потенциал в Центральной Азии усиливается: усиливается соперничество внешних акторов; приближаются президентские выборы Узбекистане, что активизирует деятельность оппозиционных сил не только на пространстве ШОС, но и за пределами; резко обострился афганский фактор после парламентских выборов; серьезную угрозу региональной безопасности представляют пограничные проблемы между государствами ? членами ШОС; все еще актуальными остаются проблемы бедности, безработицы и миграции в новых государствах Центральной Азии, активизируются религиозные экстремистские группировки, которые могут серьезно дестабилизировать ситуацию не только в Центральной Азии, но и явится угрозой безопасности евразийского континента.
В настоящее время усиливается кофликтогенный потенциал Афганистана. Опять активизировали боевые действия движение талибан, традиционным стал огромный поток наркотрафика, усилились сепаратистские движения внутри страны, реанимировался нерешенный в ХХ веке ?пуштунский вопрос? с пакистано-афганскими пограничными проблемами, усилилась деятельность религиозных экстремистских группировок. В ряде афганских провинций талибы уже приступили к формированию параллельных органов власти и судопроизводства. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)обеспокоена ухудшением ситуации в сфере безопасности в Афганистане. Центр новостей ООН уже сообщил недавно, что в ряде афганских провинций талибы уже приступили к формированию параллельных органов власти и судопроизводства. Жесткость и масштабы последних террористических актов свидетельствуют о хрупкости политической обстановки в Афганистане. В последнее время вооруженные отряды боевиков из числа талибов и "Аль-Каиды" наращивают противодействие властям и международным присутствиям. Ситуация с наркотрафиком из Афганистана продолжает оставаться одной из главных угроз безопасности мирового сообщества. Сегодня примерно 90% опиума и героина, продаваемого в мире, поставляется именно из Афганистана.
Самый расцвет героинового трафика начался, как ни странно, после "завершения активной фазы контртеррористической операции", начавшейся на территории Афганистана в октябре 2001 года. Об этом убедительно говорят цифры: в 2001 году объем производства героина в Афганистане составило около 200 тонн, в 2002 году уже около 2,5 тысяч тонн, в 2003 - 7 тысяч тонн, в 2004 ? 10-12 тысяч тонн, а в 2005 - более 15.000 тонн (приводятся среднестатистические данные по подсчетам антинаркотической комиссии ООН и правоохранительных органов).
На сегодняшний день в Афганистане производится самое большое количество героина за всю историю этой страны. В провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз расположились центры переработки экстрагированного опия в морфий, а потом ? в героин. По разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн. афганцев заняты на производстве опиумного мака. Более 225 тыс. гектаров земель, ранее занятых традиционными культурами, в прошлые два-три года были засеяны маком.
В этом контексте Россия, Китай, страны Центральной Азии совместными усилиями смогут гораздо эффективнее противостоять "наркоагрессии" со стороны Афганистана. В связи с этим актуален вопрос об использовании механизмов сотрудничества в рамках региональных организаций, в том числе ШОС, для борьбы с наркотрафиком. Тем более, что ШОС в настоящее время объединяет, в том или ином качестве, все сопредельные государства, заинтересованные в нормализации обстановки в Афганистане. В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру границ Афганистана. В 2004 году было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Актуальным является недавнее предложение о создании координационного механизма ШОС по борьбе с контрабандой наркотиков, что в целом будет способствовать серьезному подкреплению международных усилий в борьбе с наркотрафиком. Ведь страны ШОС одними из первых принимают на себя удар "наркоагрессии".
Вполне логично, что именно они более других заинтересованы в подлинном урегулировании ситуации в Афганистане, в умиротворении и восстановлении этой страны. Чисто пассивная оборона против наркоэкспансии, как показывает опыт, бесполезна. В таких условиях именно ШОС как региональная межгосударственная организация обладает естественным моральным правом заявить о своей ответственности за мирное урегулирование Афганистана и действовать в соответствии с этим правом.
Надежный заслон потоку наркотиков можно поставить, лишь эффективным взаимодействием региональных и мировых акторов. Для этого важно расширять и укреплять международно-правовую базу сотрудничества, отладить механизм прямого взаимодействия территориальных органов наркоконтроля с правоохранительными структурами приграничных государств, добиться четкой координации совместной работы по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Практически правительство Афганистана, американский и НАТОвский контингент сейчас не смогли изменить сложную ситуацию в стране. В этих условиях в рамках контактной группы Афганистан- ШОС необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии.. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане ? одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями.
В настоящее время члены ШОС оказывают существенную помощь этой стране. Так, Россия оказала безвозмездную помощь в строительстве национальных вооруженных сил этой страны с 2002 по 2005 годы в размере 200 миллионов долларов США. В нынешнем году Россия приняла новое решение о списании в рамках Парижского клуба государственного долга Афганистана на сумму 11 миллиардов долларов США. Россия и Китай помогают Афганистану в строительстве объектов энергетики, дорожной и тоннельной инфраструктуры.
Согласно Меморандуму взаимопонимания о сотрудничестве в сфере энергетики, подписанного 10 декабря 2005 г. между Таджикистаном и Афганистаном, в 2006 г. силами таджикских инженеров-строителей начата работа по установлению высоковольтных линий электропередач из Шерханбандара на Нижнем Пяндже до Северного Афганистана (Пули Кумри, Кундуза,Бадахшана и дальше ?Кабула).
В настоящее время Необходимо усилить диалог ШОС-Афганистан, наладить консультации ШОС-НАТО, ШОС-США. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая , что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора. При этом важно укрепление таджикско-афганской границы. В этих условиях необходимо совершенствовать деятельность пограничных и таможенных структур для эффективной борьбы против незаконного оборота наркотических веществ и оружия, а также нелегальной миграции.
При этом в настоящее время особенно важна взаимопомощь пограничных и таможенных служб государств-членов ШОС в улучшении их технической оснащенности и материальной обеспеченности. В связи с возникающими новыми угрозами безопасности Центральной Азии, ШОС необходимо оперативно реагировать на региональные вызовы, вести мониторинг в потенциально конфликтогенных районах (Ферганская долина, трансграничные районы Амударьинского региона и др.), активизировать роль СМИ, которые будут способствовать выработке эффективных мер и механизмов совместного реагирования на ситуационные события.
В рамках ШОС необходимо разработка и реализация Программы сокращения бедности для выравнивания экономик и социальной сферы государств-участниц. Без эффективной реализации крупных экономических проектов ШОС в государствах Центральной Азии мир будет с сомнением относится к целям и задачам организации, тем более что военная составляющая сейчас более ощутима.
Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества, являясь организацией нового типа, является неотъемлемой частью новой модели системы международных отношений. ШОС в настоящее время стала важным фактором обеспечения безопасности на азиатском пространстве. ШОС в ХХI веке для реализации своих задач должна развиваться вглубь и вширь, как фактор, влияющий на формирование нового мирового порядка.
Гузель Майтдинова
профессор кафедры международных отношений РТСУ,
Директор Центра геополитических исследований РТСУ
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий