Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
 
Дети рисуют сказки
Участники:
14:59Астана
14:59Бишкек
14:29Дели
16:59Пекин
12:59Москва
13:59Исламабад
13:59Душанбе
13:59Ташкент
Наблюдатели:
13:29Тегеран
11:59Минск
16:59Улан-Батор
13:29Кабул
Партнеры по диалогу::
13:29Ереван
14:29Катманду
13:59Баку
11:59Анкара
15:59Пномпень
14:29Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

01.12.2020 18:33
Китайский аппарат "Чанъэ-5" успешно сел на Луну
01.12.2020 18:10
Глава Минобороны Армении подчеркнул усилия России в деле стабилизации ситуации в Карабахе
01.12.2020 17:37
РФ и Турция подписали соглашение о создании центра мониторинга в Карабахе
01.12.2020 17:06
Токаев и Мирзиёев обсудили развитие сотрудничества двух стран
01.12.2020 16:27
Лавров: пандемия создала запрос на укрепление сотрудничества по биобезопасности
01.12.2020 15:56
Путин обсудил с Мирзиёевым борьбу с COVID-19
01.12.2020 15:19
Российские регионы получили новый канал выхода на китайский рынок
01.12.2020 14:48
В Ульяновске состоялось открытие VI Молодежного саммита БРИКС
01.12.2020 14:13
Корабли Черноморского флота начали новый учебный год в Средиземном море
01.12.2020 11:59
ТАСС: страны ШОС укрепляли связи даже в условиях пандемии
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
             
ФАКТОР ШОС В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в контексте афганских проблем)
19.07.2007 13:03
В настоящее время ШОС развивает сотрудничество в формате 6+4 (государства?члены ШОС + государства наблюдатели) и в сфере распространения влияния ШОС оказались важные в геополитическом отношении Восточная, Центральная, Южная и Западная Азия. На Шанхайском юбилейном саммите 2006 г. впервые организация озвучила зону своих интересов и ответственности.

В территориальную зону интересов и ответственности ШОС входят азиатские процессы, которые могут представлять угрозу безопасности регионов и государств, являющихся членами или наблюдателями в организации. ?Декларация пятилетия? ШОС, принятая на саммите, гласит, что организация обладает потенциалом для того, чтобы играть самостоятельную роль в поддержании стабильности и безопасности в зоне своей ответственности. Это свидетельствует об окрепшей роли ШОС в глобальной системе безопасности - в системе договоренностей по обеспечению стабильности. Государства Центральной Азии включены в деятельность ООН, ОБСЕ, ОДКБ СНГ, СНГ, ЕврАзЭС, ОЭС, СВМДА и др. Эти структуры вместе с ШОС являются составляющими системы региональной безопасности.

Вместе с тем Шанхайская организация сотрудничества сделала первые шаги по налаживанию сотрудничества с существующими глобальными и региональными структурами безопасности на евразийском континенте, учитывая важность создания механизма обсуждения ключевых проблем современности в стратегической континентальной системе ЕС-ШОС, ШОС-ОБСЕ, ШОС ? ЛАГ, ШОС ?АСЕАН, ШОС ?СНГ, ШОС-ЕврАзЭС, РАТС ШОС и соответствующие структуры на континенте.

При этом, считая целесообразным подобный механизм для координации деятельности, для выработки общего видения и общих подходов к определению сфер интересов и ответственности, в то же время учитывая существующие взаимодействия с вышеуказанными региональными интеграционными объединениями, организациями и государствами-членами ШОС в двустороннем и многостороннем форматах. В этом контексте важным позитивным шагом является подписание в апреле 2005 года меморандумов о взаимопонимании между ШОС и АСЕАН, ШОС и СНГ. ШОС обеспечивает безопасность государств через взаимодействие в экономической и культурно-гуманитарной сферах, оказывает существенное влияние на геополитическую обстановку на континенте. Но отнюдь не является противовесом НАТО, поскольку это не военная, а политико- экономическая организация, готовая к диалогу и сотрудничеству со всеми интеграционными объединениями. НАТО возник в период ?холодной войны? для отражения традиционной, военной, угрозы. ШОС, на наш взгляд, является прообразом ОБСЕ в Азии. ШОС создана, прежде всего, для борьбы с нетрадиционными угрозами и выполняет гуманитарные функции.

Вместе с тем, в настоящее время новые угрозы приобрели глобальные масштабы, когда эффективная борьба с ней невозможна без вооруженных сил, учитывая, что в современном мире противодействовать международному терроризму, использующему самые современные виды оружия и информационные технологии, без привлечения оборонных ведомств практически невозможно. Как известно, координация работы в рамках ШОС на данном направлении осуществляется через механизм встреч секретарей Советов безопасности и Региональной антитеррористической структуры (PATC).

Вместе с тем масштабы и характер трансграничных угроз настолько велики, что одними операциями специальных органов ограничиваться невозможно. Поэтому в рамках ШОС к борьбе с терроризмом подключились и оборонные ведомства. В августе 2003 года в сопредельных районах Казахстана и Китая были проведены антитеррористические учения "Взаимодействие-2003", в которых приняли участие свыше 1.000 военнослужащих Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана. В 2007 году такого рода маневры планируется провести на российской территории. Возможно, для снятия сомнения в антинатовской направленности позиции ШОС стоит пригласить наблюдателей НАТО на учения в 2007 году.

ШОС действует и решает проблемы только в зоне своей ответственности и воинский контингент государств-членов не участвует в операциях ни в одной точке земного шара.

Важным событием в развитии ШОС стало первое заседание руководителей парламентов стран ШОС и запуск механизма "второй дорожки" - Форума Шанхайской организации с участием национальных исследовательских центров. Таким образом, в сферу действия организации постепенно включились новые силы и структуры. Именно они будут закладывать теоретические основы взаимодействия государств-членов и государств-наблюдателей, которые сделают деятельность организации понятным и прозрачным.

Шанхайская организация сотрудничества является примером плодотворного сотрудничества представителей разных цивилизаций: конфуцианской, православно-христианской, исламской, индо-буддийской. Устанавливая межцивилизационное согласие и межконфессиональный диалог, ценя и уважая цивилизационные ценности своих партнеров по ШОСу, в то же время члены организации на юбилейном Шанхайском саммите в "Декларации пятилетия" заявили, что"исторически сложившиеся различия в культуре и традициях, политической и социальной системах, системах ценностей и определение путей развития не должны использоваться в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других государств.

Конкретные модели общественного развития не могут становиться предметом экспорта". Данный тезис свидетельствует о том, что ШОС является организацией, отстаивающей многообразие культур на своем пространстве. Установившийся дух взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, получивший известность как ?Шанхайский дух? окончательно утвердился как основной объединяющий и консолидирующий фактор ШОС.

О своем желании стать членами ШОС заявили Пакистан и Иран. Учитывая, что в настоящее время еще нет соответствующей законодательной базы для приема новых членов в ШОС, важным было решение саммита о разработке системы критериев и отбора для принятия новых членов в организацию. Во всяком случае государства-члены ШОС желают видеть в Шанхайской организации структуру, способную восстановить баланс сил на обширном пространстве, обеспечить безопасность в зоне своей ответственности, развивать экономическое сотрудничество, а отношения с Западом строить на прагматичной основе. Данный путь является бесконфликтным и имеет большой потенциал дальнейшего развития. Не исключено, что именно это перспективное направление найдет свое отражение при расширении и углублении ШОС в ближайшие годы.

На Шанхайском саммите лидеры стран-участниц ШОС детально обсуждали вопросы углубления сотрудничества, а также политическое взаимодействие в рамках организации по ключевым вопросам. В рамках ШОС запущены механизмы по уже определенным направлениям регионального экономического сотрудничества: расширение торговли, увеличение взаимных инвестиций, создание совместных производств и условий для свободного передвижения товаров и услуг, перетока электроэнергии. ШОС в последние два года начинает успешно продвигать свою региональную экономическую политику по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов, по направлению энергетических потоков.

В этом плане весьма привлекательно предложение российского президента В.Путина о создании энергетического клуба ШОС, что уже находит на практике свою реализацию. Второй по величине обладатель газовых запасов в мире после России - Иран собирается сотрудничать в рамках ШОС с Москвой в газовой сфере. И даже более того, предлагает ей координировать действия на мировом рынке газа, вплоть до согласованной ценовой политики. Российско-иранский газовый союз может контролировать 43% (75,5 трлн кубометров) доказанных мировых запасов и на долгую перспективу задавать основные параметры развития рынка, то есть может сформироваться новая евроазиатская модель газового ОПЕК. И фактически привести к разделу рынка евразийского континента на две большие зоны влияния, в которой Европа останется за "Газпромом", а перспективный рынок Индии и южные провинции КНР - за Ираном. Иран предлагает России участвовать в строительстве газопровода Иран-Пакистан-Индия (ИПИ), с перспективой продления трубы в Китай.

Американские аналитики опасаются, что на базе Шанхайской организации сотрудничества, а также китайско-венесуэльского и китайско-иранского взаимодействия может быть создан противостоящий Западу "нефтегазовый ОПЕК с ядерным оружием", который, по аналогии с союзом времен Второй мировой войны между гитлеровской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией, уже успели окрестить "осью", считая эту "ось" смертельно опасной для США и Запада в целом. Этот фактор тоже будет способствовать активизации в Центральной Азии геополитических игроков для реализации своих интересов.

В главном документе Шанхайского юбилейного саммита 2006 г. - Декларации пятилетия ШОС - подчеркивается, что государства - участники Шанхайской организации сотрудничества будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. В Декларации говорится, что страны ШОС не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и территориальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность организаций или группировок, наносящих ущерб интересам государств-членов, кроме того, государства ?члены ШОС обязались не участвовать в союзах и объединениях, которые могут нанести ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности государств-членов.

С учетом этого государства-члены договорились приступить к согласованию вопроса по заключению в рамках ШОС многостороннего правового документа о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Все эти механизмы обеспечения всеобщей безопасности будут способствовать стабилизации шанхайской зоны ответственности.

При условии реализации принятых проектов, в перспективе ШОС будет играть ведущую роль в формировании политико-экономического порядка в азиатском регионе. Для этого необходимо углубление деятельности ШОС (реализация крупных проектов по стратегически важным направлениям развития государств-членов ШОС (уже начато в Таджикистане реализация Китаем ряда крупных проектов в рамках ШОС: строительство ЛЭП ?Юг-Север?, каскад гидроэлектростанций на реке Заравшан, строительство стратегически важных дорог и туннелей и т.д.), разработка, принятие и реализация программы сокращения бедности в государствах ?членах ШОС.

Укрепление и развитие сотрудничества с интеграционными объединениями в азиатском регионе ( ШОС-АСЕАН, ШОС- СААРК, ШОС-ЛАГ, ШОС-ОИК и др.). Вместе с тем, необходимо расширение ШОС в азиатском векторе (в качестве наблюдателей необходимо привлечь Японию, Афганистан, Таиланд, Сингапур, Индонезию, Кореи и др.), но для этого необходимо ускорить выработку критериев приема в члены организации и привлечения наблюдателей в ШОС.

Актуальной задачей развития ШОС является разработка стратегической программы дальнесрочной и среднесрочной деятельности ШОС, с конкретизацией векторов приоритетного развития, при этом усиливая экономическую составляющую.

Приоритетным направлением деятельности ШОС является обеспечение региональной и национальной безопасности государств Центральной Азии. Между тем конфликтогенный потенциал в Центральной Азии усиливается: усиливается соперничество внешних акторов; приближаются президентские выборы Узбекистане, что активизирует деятельность оппозиционных сил не только на пространстве ШОС, но и за пределами; резко обострился афганский фактор после парламентских выборов; серьезную угрозу региональной безопасности представляют пограничные проблемы между государствами ? членами ШОС; все еще актуальными остаются проблемы бедности, безработицы и миграции в новых государствах Центральной Азии, активизируются религиозные экстремистские группировки, которые могут серьезно дестабилизировать ситуацию не только в Центральной Азии, но и явится угрозой безопасности евразийского континента.

В настоящее время усиливается кофликтогенный потенциал Афганистана. Опять активизировали боевые действия движение талибан, традиционным стал огромный поток наркотрафика, усилились сепаратистские движения внутри страны, реанимировался нерешенный в ХХ веке ?пуштунский вопрос? с пакистано-афганскими пограничными проблемами, усилилась деятельность религиозных экстремистских группировок. В ряде афганских провинций талибы уже приступили к формированию параллельных органов власти и судопроизводства. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)обеспокоена ухудшением ситуации в сфере безопасности в Афганистане. Центр новостей ООН уже сообщил недавно, что в ряде афганских провинций талибы уже приступили к формированию параллельных органов власти и судопроизводства. Жесткость и масштабы последних террористических актов свидетельствуют о хрупкости политической обстановки в Афганистане. В последнее время вооруженные отряды боевиков из числа талибов и "Аль-Каиды" наращивают противодействие властям и международным присутствиям. Ситуация с наркотрафиком из Афганистана продолжает оставаться одной из главных угроз безопасности мирового сообщества. Сегодня примерно 90% опиума и героина, продаваемого в мире, поставляется именно из Афганистана.

Самый расцвет героинового трафика начался, как ни странно, после "завершения активной фазы контртеррористической операции", начавшейся на территории Афганистана в октябре 2001 года. Об этом убедительно говорят цифры: в 2001 году объем производства героина в Афганистане составило около 200 тонн, в 2002 году уже около 2,5 тысяч тонн, в 2003 - 7 тысяч тонн, в 2004 ? 10-12 тысяч тонн, а в 2005 - более 15.000 тонн (приводятся среднестатистические данные по подсчетам антинаркотической комиссии ООН и правоохранительных органов).

На сегодняшний день в Афганистане производится самое большое количество героина за всю историю этой страны. В провинциях Нангархар, Хост, Пактия, Гильменд, Кунар, Балх, Кундуз расположились центры переработки экстрагированного опия в морфий, а потом ? в героин. По разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн. афганцев заняты на производстве опиумного мака. Более 225 тыс. гектаров земель, ранее занятых традиционными культурами, в прошлые два-три года были засеяны маком.

В этом контексте Россия, Китай, страны Центральной Азии совместными усилиями смогут гораздо эффективнее противостоять "наркоагрессии" со стороны Афганистана. В связи с этим актуален вопрос об использовании механизмов сотрудничества в рамках региональных организаций, в том числе ШОС, для борьбы с наркотрафиком. Тем более, что ШОС в настоящее время объединяет, в том или ином качестве, все сопредельные государства, заинтересованные в нормализации обстановки в Афганистане. В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру границ Афганистана. В 2004 году было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Актуальным является недавнее предложение о создании координационного механизма ШОС по борьбе с контрабандой наркотиков, что в целом будет способствовать серьезному подкреплению международных усилий в борьбе с наркотрафиком. Ведь страны ШОС одними из первых принимают на себя удар "наркоагрессии".

Вполне логично, что именно они более других заинтересованы в подлинном урегулировании ситуации в Афганистане, в умиротворении и восстановлении этой страны. Чисто пассивная оборона против наркоэкспансии, как показывает опыт, бесполезна. В таких условиях именно ШОС как региональная межгосударственная организация обладает естественным моральным правом заявить о своей ответственности за мирное урегулирование Афганистана и действовать в соответствии с этим правом.

Надежный заслон потоку наркотиков можно поставить, лишь эффективным взаимодействием региональных и мировых акторов. Для этого важно расширять и укреплять международно-правовую базу сотрудничества, отладить механизм прямого взаимодействия территориальных органов наркоконтроля с правоохранительными структурами приграничных государств, добиться четкой координации совместной работы по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Практически правительство Афганистана, американский и НАТОвский контингент сейчас не смогли изменить сложную ситуацию в стране. В этих условиях в рамках контактной группы Афганистан- ШОС необходимо принимать превентивные меры для реализации интересов государств Центральной Азии.. Сложная военно-политическая обстановка в Афганистане ? одно из основных препятствий на пути региональной интеграции и реализации наиболее приоритетного совместного интереса государств Центральной Азии, связанного с обеспечением альтернативными и взаимодополняющими транспортными коммуникациями.

В настоящее время члены ШОС оказывают существенную помощь этой стране. Так, Россия оказала безвозмездную помощь в строительстве национальных вооруженных сил этой страны с 2002 по 2005 годы в размере 200 миллионов долларов США. В нынешнем году Россия приняла новое решение о списании в рамках Парижского клуба государственного долга Афганистана на сумму 11 миллиардов долларов США. Россия и Китай помогают Афганистану в строительстве объектов энергетики, дорожной и тоннельной инфраструктуры.

Согласно Меморандуму взаимопонимания о сотрудничестве в сфере энергетики, подписанного 10 декабря 2005 г. между Таджикистаном и Афганистаном, в 2006 г. силами таджикских инженеров-строителей начата работа по установлению высоковольтных линий электропередач из Шерханбандара на Нижнем Пяндже до Северного Афганистана (Пули Кумри, Кундуза,Бадахшана и дальше ?Кабула).

В настоящее время Необходимо усилить диалог ШОС-Афганистан, наладить консультации ШОС-НАТО, ШОС-США. Возможно, необходима разработка стабилизационной программы Афганистана совместно с участниками афганского диалога, учитывая , что многие проекты развития ШОС зависят от стабилизации ситуации в регионе и афганского фактора. При этом важно укрепление таджикско-афганской границы. В этих условиях необходимо совершенствовать деятельность пограничных и таможенных структур для эффективной борьбы против незаконного оборота наркотических веществ и оружия, а также нелегальной миграции.

При этом в настоящее время особенно важна взаимопомощь пограничных и таможенных служб государств-членов ШОС в улучшении их технической оснащенности и материальной обеспеченности. В связи с возникающими новыми угрозами безопасности Центральной Азии, ШОС необходимо оперативно реагировать на региональные вызовы, вести мониторинг в потенциально конфликтогенных районах (Ферганская долина, трансграничные районы Амударьинского региона и др.), активизировать роль СМИ, которые будут способствовать выработке эффективных мер и механизмов совместного реагирования на ситуационные события.

В рамках ШОС необходимо разработка и реализация Программы сокращения бедности для выравнивания экономик и социальной сферы государств-участниц. Без эффективной реализации крупных экономических проектов ШОС в государствах Центральной Азии мир будет с сомнением относится к целям и задачам организации, тем более что военная составляющая сейчас более ощутима.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества, являясь организацией нового типа, является неотъемлемой частью новой модели системы международных отношений. ШОС в настоящее время стала важным фактором обеспечения безопасности на азиатском пространстве. ШОС в ХХI веке для реализации своих задач должна развиваться вглубь и вширь, как фактор, влияющий на формирование нового мирового порядка.

Гузель Майтдинова
профессор кафедры международных отношений РТСУ,
Директор Центра геополитических исследований РТСУ
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Глава Минобороны Армении подчеркнул усилия России в деле стабилизации ситуации в Карабахе
01.12.2020 18:10
РФ и Турция подписали соглашение о создании центра мониторинга в Карабахе
01.12.2020 17:37
Токаев и Мирзиёев обсудили развитие сотрудничества двух стран
01.12.2020 17:06
Лавров: пандемия создала запрос на укрепление сотрудничества по биобезопасности
01.12.2020 16:27
Путин обсудил с Мирзиёевым борьбу с COVID-19
01.12.2020 15:56
Российские регионы получили новый канал выхода на китайский рынок
01.12.2020 15:19
В Ульяновске состоялось открытие VI Молодежного саммита БРИКС
01.12.2020 14:48
Глава Минобороны Армении подчеркнул эффективность миротворческой миссии РФ в Карабахе
30.11.2020 15:20
В Ереване сообщили, что Пашинян и Мишустин обсудили вопросы союзнической повестки
30.11.2020 14:37
Об интервью генерального секретаря ШОС Владимира Норова информационному агентству China.org.cn
30.11.2020 10:52

Комментарии(0)

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.