Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
19:27Астана
17:57Тегеран
19:27Бишкек
18:57Дели
21:27Пекин
17:27Москва
18:27Исламабад
18:27Душанбе
18:27Ташкент
Наблюдатели:
16:27Минск
21:27Улан-Батор
17:57Кабул
Партнеры по диалогу:
17:57Манама
17:57Ереван
17:57Катманду
18:27Баку
16:27Каир
17:27Доха
17:27Эр-Рияд
17:27Эль-Кувейт
17:27Мале
17:27Абу-Даби
17:27Нейпьидо
16:27Анкара
20:27Пномпень
20:27Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

26.06.2024 05:36
Пассажирские поезда Владивосток - Расон (КНДР) запустят в июле
26.06.2024 05:14
Лавров сообщил о решении БРИКС «взять паузу» по вопросу новых членов
26.06.2024 04:40
Ассанж признал себя виновным в заговоре с целью получения информации о нацобороне США
26.06.2024 04:35
Белоусов заявил Остину об опасности эскалации обстановки из-за поставок США оружия Киеву
26.06.2024 04:30
Саммит ЕС 27-28 июня утвердит стратегическую повестку и согласует высшие европейские посты
26.06.2024 04:23
Авиасалон МАКС-2024 не состоится
25.06.2024 22:57
РФ вернула из украинского плена 90 российских военных
25.06.2024 18:24
В России заблокировали 81 СМИ Евросоюза
25.06.2024 18:16
Экс-главу Сергокалинского района Дагестана арестовали на 10 суток
25.06.2024 18:10
Международный уголовный суд выдал ордера на арест Шойгу и Герасимова
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
Хочешь разбогатеть — построй дорогу
Международная обстановка активизирует реализацию проектов прокладки новых торговых маршрутов
11.05.2024 06:39 Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук

 

В последнее время отмечается устойчивая тенденция к поиску и строительству все новых транспортных маршрутов из Азии в Европу. В качестве «локомотива» этого процесса выступает Китай, который не скрывает своей заинтересованности в создании и продвижении проектов новых транспортных коридоров. Центральное место в планах Пекина отводится мегапроекту «Один пояс - один путь», который как бы восстанавливает древний Шелковый путь в его различных исторических вариациях. Эту инициативу Си Цзиньпина называют китайским «планом Маршалла».

Китай по самым скромным подсчетам только за последние 10 лет вложил свыше 1 трлн долларов в этот мегапроект. Его цель - выход Китая на рынки Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы и других регионов мира, а также реализация международных инфраструктурных инвестиционных проектов с участием как можно большего числа заинтересованных государств. К этой китайской инициативе присоединились уже более 150 стран и международных организаций. Китай наметил около 3000 конкретных инфраструктурных проектов более чем в 100 странах мира. Пекином запланировано проложить шесть новых транспортных маршрутов.

С подобными логистическими предложениями выступает и Индия, которая предлагает осуществить свой масштабный инфраструктурный проект модернизации и строительства железных и автомобильных дорог, развития морских портов на Ближнем Востоке, в частности, в зоне Персидского залива. Проект предусматривает также прокладку подводного кабеля и сети трубопроводов для транспортировки водорода. Дели планирует связать индийские порты в штатах Гуджарат, Гоа, Махараштра, Карнатака и Керала с железнодорожными и портовыми объектами ближневосточных государств, включая ОАЭ, Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт, Иорданию и Израиль, далее маршрут пройдет через греческий порт Пирей в Европу, что увеличит объемы торговли между Индией и Европой до 40%. Проект сравнивают с древним «Великим пряным путем», который начинается из порта Мумбаи (Индия). Эту инициативу поддержали Вашингтон и Брюссель, которые не скрывают, что тем самым пытаются сдерживать экспансию Китая на мировом рынке. В штаб-квартире ЕС объявили, что к 2027 году организация выделит 300 млрд евро на инвестиции в инфраструктуру развивающихся стран в соответствии с планом “Global Gateway” - альтернативой китайской инициативе «Один пояс - один путь». Очевидно, что часть этих денег может пойти на инвестиции в индийский транспортный коридор из Азии в Европу.

Затянувшийся вооруженный конфликт Израиля с радикальными палестинскими группировками в секторе Газа, нападения боевиков-хуситов на морские суда в Красном море и Аденском заливе, обмен ударами между Тель-Авивом и Тегераном негативно сказались на региональной безопасности и сроках начала реализации данного проекта. Лидеры арабских стран вынуждены считаться с протестными настроениями «арабской улицы» по отношению к Израилю и вряд ли могут пойти на какое-либо сотрудничество с Тель-Авивом до окончания военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа.

В сложившейся ситуации авторы индийского проекта рассматривают в качестве альтернативы строительство железной и автомобильной магистралей из монархий Персидского залива и иракского морского порта Фао непосредственно в Турцию. Этот маршрут позволит Индии и арабским странам не только сократить сроки доставки товаров в ЕС, но и свяжет Ближний Восток через Турцию с Южным Кавказом и Центральной Азией. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 17 млрд долларов. Якобы Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ уже выразили готовность инвестировать в проект, в рамках которого планируется модернизировать и построить более 1,2 тыс. км железных дорог, сопряженных со скоростными автомагистралями. Как полагают аналитики, этот маршрут может составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу, являющемуся пока основным транспортным коридором между Европой и Азией.

Реализации индийских новых транспортных маршрутов на Ближнем Востоке способствуют уже достигнутые объемы торговли страны с монархиями Персидского залива (около 200 млрд долларов в год), а также активное участие в новом проамериканском экономическом альянсе “Quad-2” (США, Израиль, ОАЭ, Индия). Эти четыре страны уже были весьма тесно связаны торгово-экономическими узами и новый транспортный коридор отвечает интересам всех стран-участниц этого, относительно нового, союза.

И все же, основным игроком в развитии коммуникаций из Азии на Ближний Восток и в Европу остается Китай. Пекин активно развивает целую сеть альтернативных маршрутов, одним из которых может стать Китай – Киргизия – Узбекистан – Иран – Турция и далее в страны ЕС. Проект весьма сложный и затратный, поскольку придется прокладывать ж/д магистраль через горные массивы и в тоннеле под проливом Босфор. Но китайских инвесторов это не останавливает, они рассчитывают в условиях сокращения транзита в Европу через территории России и Украины за счет большого объема грузоперевозок окупить все расходы по строительству нового маршрута уже через несколько лет. Предполагается, что эта ж/д ветка, протяжённостью около 900 км, станет частью маршрута и в страны Персидского залива, а через Турцию вольётся в европейскую железнодорожную систему. Объём перевозок на этом участке маршрута может достигать до 15 млн тонн в год, а время доставки грузов в Европу сократится на 7-8 дней.

Еще в сентябре 2022 года в Самарканде на саммите ШОС был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по строительству 454-километровой железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай. К настоящему времени в Бишкеке открыт проектный офис для координации строительства и более 200 китайских специалистов находятся в этих центральноазиатских странах для оценки и проектирования предстоящих работ.

Россия находится в тесном контакте с китайскими и центральноазиатскими партнерами и с пониманием относится к данному проекту, хотя кое-кто на Западе пытается спекулировать на обходе территории РФ южным или средним маршрутом. Москва при необходимости может тоже воспользоваться открывающимися возможностями нового коридора. К тому же, в направлении «Север – Юг» уже строится ж/д ветка Астара — Решт — Казвин, которая соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Проект осуществляется в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», целью которого является интеграция коммуникаций России, Азербайджана, Ирана и Индии. Россия тем самым сможет получить выход к иранским портам Персидского залива.

Высоко оценил этот китайский проект и президент Азербайджана Ильхам Алиев, который подчеркнул, что новая железная дорога станет частью Транскаспийского международного транспортного маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан и будет способствовать росту международной торговли. Реализация этого проекта станет также значительным шагом по сближению экономик стран ШОС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Одновременно КНР наращивает объемы грузоперевозок в Евросоюз через Монголию, Казахстан, Туркменистан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. Только за 4 месяца 2023 года Китай отправил по этому маршруту «Китай-Европа» на 17% больше поездов и на 32% контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. В целом, Пекин уделяет все большее внимание сопряжению проекта «Один пояс - один путь» с национальными стратегиями развития вовлекаемых в этот проект стран региона. Для китайского руководства весьма важным становится на деле доказать взаимную выгоду всех участников мегапроекта по модернизации и созданию новых коммуникаций в рамках древнего Шелкового пути. В Вашингтоне и Брюсселе пытаются скомпрометировать усилия Китая по развитию новых альтернативных путей мировой торговли. Якобы Пекин своими кредитами и инвестициями погружает развивающиеся страны в «долговую яму» и т.д.

Некоторые политологи и эксперты увидели в диверсификации международных маршрутов в направлении Восток – Запад угрозу экономическим интересам России. Действительно, объемы транзитных грузоперевозок через РФ при этом могут несколько сократиться, но процесс прокладки все торговых путей носит вполне объективный и закономерный характер. Развивающимся экономикам Китая, Индии и ряда других азиатских стран требуются все новые маршруты торгового обмена со странами Ближнего Востока, Африки и Европы. Не исключено, что Китай и Индия более активно задействуют и возможности Северного морского пути.

 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Пассажирские поезда Владивосток - Расон (КНДР) запустят в июле
26.06.2024 05:36
Подписано соглашение по проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан
07.06.2024 08:08
Россия: тернистый путь на Юго-Восток
01.06.2024 16:56
Что известно об инциденте на красной ветке московского метро
01.06.2024 05:39
Мантуров заявил об отсутствии проблем с обслуживанием Boeing и Airbus
26.05.2024 19:36
Китай резко поднял тарифы на прямые ж/д перевозки в Россию и Белоруссию
08.05.2024 14:15
Закрытый с февраля 2022 г. аэропорт Элисты с 3 мая откроется для полетов
26.04.2024 10:01
Севморпуть: перспективы для Белоруссии
24.04.2024 06:55
Правительство предоставит 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва - Петербург
08.04.2024 17:08
Путин считает, что мост на Сахалин нужен
03.04.2024 19:04
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.