Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
13:46Астана
12:16Тегеран
13:46Бишкек
13:16Дели
15:46Пекин
11:46Москва
12:46Исламабад
12:46Душанбе
12:46Ташкент
Наблюдатели:
10:46Минск
15:46Улан-Батор
12:16Кабул
Партнеры по диалогу:
12:16Манама
12:16Ереван
12:16Катманду
12:46Баку
10:46Каир
11:46Доха
11:46Эр-Рияд
11:46Эль-Кувейт
11:46Мале
11:46Абу-Даби
11:46Нейпьидо
10:46Анкара
14:46Пномпень
14:46Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

27.04.2024 06:24
Си Цзиньпин провел встречу с госсекретарем США
27.04.2024 06:16
Более десяти БПЛА сбиты над Краснодарским краем
27.04.2024 06:05
Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим
27.04.2024 05:59
СМИ: полиция проверяет сведения о якобы заложенной в посольстве РФ в Бразилии бомбе
27.04.2024 05:56
Хуситы утверждают, что атаковали британское судно и американский беспилотник
26.04.2024 20:48
Блинкен заявил о готовности США вводить новые санкции против Китая
26.04.2024 14:17
Турецко-российский мониторинговый центр в Карабахе прекратил свою деятельность
26.04.2024 14:12
Путину доверяют 79% опрошенных ФОМ россиян
26.04.2024 14:07
ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 16%
26.04.2024 10:01
Закрытый с февраля 2022 г. аэропорт Элисты с 3 мая откроется для полетов
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Навруз - праздник весны и обновления
18.03.2009 13:26 Максим Кранс, обозреватель ИнфоШОС

Мусульмане мира готовятся отметить Навруз - любимый в народе праздник весны, обновления жизни. Отмечать его будут и на всем пространстве Шанхайской организации сотрудничества. Среди стран-членов и наблюдателей ШОС мусульманские государства составляют большинство. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Иране Навруз имеет статус государственного праздника. В Китае живут до 35 млн последователей ислама. Что же касается России, то среди ее граждан - до 20 млн мусульман. Не первый год праздник Навруз проводится и в Москве.

Навруз — древнейший праздник земледельцев, уходящий корнями в доисламские, зороастрийские верования. Согласно учению «Авесты», священной книги зороастризма, люди должны каждую весну восславлять появление жизни на земле, зародившейся «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

Возник он более трех, а по некоторым данным, – семь тысяч лет назад. Великие персидские поэты Фирдоуси и Омар Хайям связывали его появление с именами легендарных иранских царей, в частности, с Джамшидом. В этот день они надевали на голову корону с изображением солнечного годового цикла, участвовали в богослужениях в Храме огня и щедро одаривали подданных подарками. Однако, по словам великого ученого древнего Хорезма (ныне - область Узбекистана) Абу Рейхана Беруни, этот праздник отмечали еще до правления царя Джамшида, с именем которого связывают Навруз. Следовательно, традиция уходит далеко в глубь веков, к заре человеческой истории. Празднование же его в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления.

Впоследствии этот праздник укоренился у большинства народов Центральной Азии, как персов, так и тюрков - после того, как местные жители стали там возделывать почву. Кстати заметить, и у древних славян-язычников Новый год тоже праздновался весной.

Персидский термин «Навруз» (в разных языках он звучит как Новруз, Нооруз, Наурыз, Наврез и иначе) состоит из двух персидских слов: «ноу» (новый) и «руз» (день). Иными словами – новый день. Смысл этого праздника заключается в том, что именно в день весеннего солнцестояния, когда продолжительность дня и ночи одинакова, взаимодействие природы и человека достигает абсолютной гармонии. Приходит время пробуждения и обновления.

Древнегреческий летописец Страбон так описывал празднование Навруза: «В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь». Сведения о праздновании Навруза содержатся и в китайской «Хронике династии Тан», относящейся к VII веку. Обычно гуляли не один день. Скажем, в средние века начало весны отмечали 13 дней и только потом выходили в поле.

Этот праздник не раз пытались запретить. Например, арабы-завоеватели считали, что его жизнерадостный настрой противоречит исламу. Запретили Навруз и большевики, увидев в нем "религиозный пережиток" прошлого. Но праздник выжил и дошел до наших дней.

В каждой из стран - свои особенности празднования Навруза, однако есть и общие традиции. Так, по правилам, сложившимся еще в давние времена, перед Наврузом люди обязаны привести свои дома и дворы в порядок, постирать одежду, а также отдать все долги. В преддверии праздника в центральноазиатских странах проводятся субботники. Например, в прошлом году в Узбекистане во всенародном хашаре приняли участие свыше 16 млн человек (общее число граждан 27 млн). Были благоустроены многие улицы и парки, очищены более 21 тыс. км арыков и дренажей, высажены молодые деревья и цветы.

А в Афганистане в минувшем году было высажено 40 млн саженцев. В одном только Кабуле посадили более 4 млн молодых деревьев. Между прочим, там Навруз носит еще название «Руз-е Дехкан» - «День крестьянина» или «Руз-е Нехолышони» - «День посадки саженцев».

В эти дни принято забыть о вражде и обидах, дарить друг другу подарки, помогать сиротам и беднякам, посещать больных и одиноких. Казахи и киргизы окуривают свое жилье дымящимися веточками можжевельника, что символизирует изгнание злых духов. Ну а в некоторых горных селениях бытует такой обычай: перед началом праздника соседские парни стараются тайком очистить от навоза хлев какого-нибудь зажиточного хозяина, у которого дочь на выданье. Если им это удается, то хозяин щедро угощает их, а если нет, то они должны его угостить.

Особое внимание уделяется праздничной трапезе. Раньше она была преимущественно растительной, хотя сейчас от этого правила нередко отступают. Но на праздничный стол обязательно кладутся круглые лепешки - из пшеницы, кукурузы, ячменя, риса или бобовых.

За долгую историю праздника появились традиции и обычаи, которые соблюдаются только в определенных регионах. Так, традиционный иранский ритуал Навруза — составление «хафт сина». Он включает в себя семь элементов, начинающихся на пятнадцатую букву персидского алфавита «син»: чеснок - символ медицины, яблоки - красоты и здоровья, злаки - возрождения природы, маслины - любви, уксус - мудрости и терпения, пудинг из пшеничных ростков - достатка, а также сумах - символ рассвета.

Обязательное украшение праздничного стола – небольшой круглый аквариум с золотыми рыбками. Такие рыбки специально к празднику продаются по всему Ирану. Часто аквариум наполняют чистой дождевой водой, а иногда вместо него ставят круглую стеклянную вазу с зелеными листьями граната или апельсина. «Хафт син» приносят и на могилы родственников, чтобы усопшие также могли принять участие в празднике.

Конечно, на дастархан подаются и плов, и шашлык, и самса, и восточные сладости. Но одно из самых популярных блюд Навруза - сумаляк. В древности его готовили перед началом весенних посевных работ из проросших зерен пшеницы — их перемалывали, добавляли муку, а иногда и специи и варили, постоянно помешивая, на хлопковом масле в течение суток. И к тому же сопровождали это действо песнями и веселыми припевками, рассказывали были и небылицы.

По одной из легенд, возникло это кушанье так. В одну из холодных зим у земледельцев закончились запасы провизии. Тогда они собрали проросшие пшеничные зёрна и сварили их. Получившееся блюдо позволило им спастись от голода. По другой версии, однажды город-крепость на берегу Джейхуна – так раньше именовали Амударью - был осаждён кочевниками. Когда закончились все съестные припасы, старейшины приказали извлечь последние мешки отсыревшей пшеницы и приготовили из нее что-то вроде каши. Защитники города отведали ее и почувствовали такой прилив энергии, что отбили атаки врагов, и на земле вновь утвердился мир.

Считается добрым предзнаменованием, если гостю в чашку с сумаляком попадется камушек: значит, весь год до следующего Навруза он будет весел, удачлив и здоров. Еще одна примета Навруза – это журавли. По поверьям, они приносят весну и надежды на добрые всходы и хороший урожай. Поэтому на них в государствах Центральной Азии не охотятся.

Есть и такое поверье: прикоснуться к праздничной еде можно только с наступлением Навруза. А до того поры люди сидят вокруг стола молча, держа в руках монеты, что должно принести им в новом году богатство. В любом случае все должны быть в этот день сытыми и довольными, тогда и год будет благополучным и урожайным.

В дни празднования Навруза люди танцуют и веселятся, радуясь приходу весны. Устраиваются шумные гулянья, праздничные базары, состязания всадников и богатырей, конкурсы народных сказителей и певцов, петушиные бои и театрализованные представления. А в западных провинциях Китая люди одеваются в пестрые одежды и с цветами в руках направляются к храму. В руках они несут глиняные фигурки буйвола. Главный же буйвол сооружается из бамбука и обертывается бумагой, раскрашенной в пять цветов: черный, белый, красный, зеленый и желтый, которые символизируют пять элементов мироздания - огонь, воду, металл, дерево и землю. Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают.

В некоторых странах в день праздника предписывается не покидать своего дома до полудня. Считается, что это способствует сплочению семьи и поможет избежать в наступающем году потерь. А в Бухаре, в отличие от других регионов Узбекистана, в день Навруза широко отмечают окончание двенадцатилетнего цикла в жизни человека. В этот день именинник должен с ног до головы нарядиться во все новое, надеть, по возможности, вышитые золотом изделия - тюбетейку (для девушек), безрукавку или стеганый халат-чапан. Кроме того, он обязан раздать семерым соседям угощения - лепешки и сладости.

Еще до эпохи ислама неделя перед Наврузом посвящалась поминовению душ предков. Им приносили подношения, прося помощи и защиты от бед. Это и время гаданий. Девушки бросают через голову ботинок и таким образом выясняют, останутся они в родительском доме еще на год либо выйдут замуж.

Празднования заканчиваются, и начинаются посевные работы. Перед выходом на поля рога и шеи быков раньше смазывали маслом. А сделать первую борозду поручали самым уважаемым аксакалам. Соблюдение всех этих традиций позволяло земледельцам надеяться, что урожай выдастся на славу.

В знаменитом сочинении «Наврузнаме», предположительно созданном Омаром Хаямом, есть такое наставление: «Кто празднует и веселится в день Навруза, тот будет радостно проводить жизнь до следующего Навруза».

Некоторые ученые, правда, утверждают, что это отнюдь не религиозный праздник, да и ортодоксы считают его "языческим". Пусть так, но это совсем не мешает широко отмечать Навруз, символизирующий собой радостное обновление природы. Этот праздник возвышает людей над обыденной суетой, делает их сильнее, милосерднее, добрее. С приходом весны, с новым днем!

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Россию пригласят на юбилей высадки союзников в Нормандии, пишут СМИ
16.04.2024 12:18
В Крыму обосновали незаконность передачи полуострова УССР
13.04.2024 08:07
Россия потребовала от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
18.03.2024 18:44
В ГД внесли законопроект о признании передачи Крыма УССР недействительной
11.03.2024 20:49
ВФМ-2024: «Из России с любовью…»
11.03.2024 06:53
Тульские десантники установили флаг России в освобожденном Веселом в ДНР
11.02.2024 08:33
Лавров: Россия сегодня столкнулась с серьезнейшими угрозами безопасности
10.02.2024 06:41
Россия передала Канаде запрос на экстрадицию эсэсовца Гунько
07.02.2024 07:09
Выплату к 80-летию освобождения Ленинграда получили 56 тыс. ветеранов
27.01.2024 09:30
Эффект домино по-американски
26.01.2024 10:44
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.