Приглашение международных наблюдателей расценивается Миссией как стремление Республики Казахстан обеспечить максимальную открытость, прозрачность и демократичность республиканского референдума по вопросу строительства атомной электростанции в Республике Казахстан.
1. Состав Миссии
В составе Миссии было аккредитовано 13 наблюдателей – представители избирательных и законодательных органов, дипломатические работники государств-членов ШОС, а также должностные лица Секретариата ШОС.
Миссию возглавил заместитель Генерального секретаря ШОС Копылов Олег Владимирович.
В состав Миссии вошли:
От государств-членов ШОС: Шмарловский Сергей Александрович – начальник отдела организационной, финансовой работы и международного сотрудничества аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь; Ван Тао – советник-посланник Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан; Ван Биюэ – атташе Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан; Ван Цзячэн – атташе Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан; Яо Цзи – атташе Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан; Шерипбаев Бакытбек Абдылдабекович – эксперт Центральной комиссии по выборам
и проведению референдумов Кыргызской Республики; Плякин Владимир Владимирович – депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; Лопатин Антон Игоревич – член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; Азизи Муистон Бердизода – член Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан; Каримов Кахрамон Каххарович – начальник отдела Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.
От Секретариата ШОС:
Байтасов Искандер Муфтигазиевич – советник, Абдуллин Тимур Фаридович – старший эксперт.
2. Деятельность Миссии
Миссия выполняла свои функции, руководствуясь Положением "О Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах", соблюдая принцип политической нейтральности, объективности и невмешательства во внутренние дела государства, в строгом соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан.
Накануне референдума, члены Миссии посетили ряд участковых комиссий референдума, расположенных в городе Астане и Акмолинской области с целью ознакомления их готовности к референдуму.
Состоялись рабочие встречи главы и участников Миссии с представителями Центральной комиссии референдума Республики Казахстан, наблюдателями от международных организаций и представителями средств массовой информации.
Принимающей стороной были созданы для Миссии необходимые условия для мониторинга подготовки и проведения процесса голосования. Была предоставлена исчерпывающая информация о референдуме.
Все заключения и выводы Миссии основаны на проведённых членами Миссии личных наблюдениях и фактических материалах, собранных накануне и в день республиканского референдума по вопросу строительства атомной электростанции в Республике Казахстан.
3. Законодательная база для проведения референдума
Основу законодательной базы Республики Казахстан составляет Конституция Республики Казахстан и Конституционный закон "О республиканском референдуме", а также другие нормативно-правовые документы.
4. О референдуме по вопросу строительства атомной электростанции в Республике Казахстан
Указом Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2024 года
№ 636 на всей территории Республики Казахстан на 6 октября 2024 года назначен республиканский референдум. Пунктом 2 Указа утверждена следующая формулировка вопроса, включаемого в бюллетень для голосования: "Согласны ли Вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?":
"Да, согласен";
"Нет, не согласен".
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 конституционного Закона Республики Казахстан "О республиканском референдуме" референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
5. Использование современных информационных и цифровых технологий
В ходе референдума были задействованы информационные системы и сервисы Центральной комиссии референдума Республики Казахстан, а также единой платформы интернет-ресурсов государственных органов Республики Казахстан, предназначением которых стала реализация информационных процессов в период проведения референдума.
Совместным приказом Председателя Центральной комиссии референдума Республики Казахстан и и.о. Министра цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан утвержден алгоритм реализации онлайн-сервиса проверки сведений по месту регистрации граждан на портале "электронного правительства" на республиканский референдум.
Веб-сайт Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан (election.gov.kz) всесторонне освещал деятельность Центральной комиссии референдума Республики Казахстан, а также предоставлял полную информацию о ходе подготовки и проведения референдума, включая подробные сведения (аудио, видеоролики) о порядке голосования, включении в список голосующих, заполнения бюллетеня и других важнейших аспектах референдума, а также методические материалы.
На единой платформе интернет-ресурсов государственных органов Республики Казахстан (gov.kz), размещена подробная информация под рубрикой "часто задаваемые вопросы по референдуму".
На информационном портале referendum.gov.kz предусмотрена возможность поиска участка для голосования по ИИН, а также по короткому номеру call-центра, поступившего через смс-рассылки операторов связи.
В ходе голосования обеспечена возможность идентификации личности граждан с использованием цифровых документов (удостоверения личности) с использованием приложений eGov mobile, Kaspi.kz и Halyk.
6. Агитация
Согласно п.1 ст.7 Конституционного закона о референдуме, гражданам и общественным объединениям республики гарантировано право выражать свое мнение "за" и "против" вопроса, вынесенного на референдум. Агитацию можно проводить путем выпуска агитационных плакатов, листов, баннеров и иных электронных и печатных материалов. Также законом предусмотрено проведение собраний, митингов, сходов граждан и агитация в СМИ.
Сторонники и противники строительства АЭС свободно проводили агитацию по вопросу, вынесенному на референдум, до наступления дней тишины.
9 сентября 2024 года сторонниками строительства АЭС был запущен официальный сайт Народного штаба за строительство АЭС в Казахстане – aes2024.kz. На данной платформе представлена информация об истории развития атомной энергетики в мире – начиная от количества АЭС и международного опыта строительства, до стандартов безопасности
и особенностей реакторов нового поколения.
Также группами активистов запущены платформы против строительства АЭС.
Запуск альтернативных платформ по вопросу строительства АЭС свидетельствует о практических мерах, принятых Правительством Республики Казахстан, в целях обеспечения свободного волеизъявления граждан по данному вопросу.
Агитация по вопросу, вынесенному на референдум, завершилась за 24 часа до дня голосования.
7. Условия для граждан с ограниченными возможностями
По всей территории Республики Казахстан были созданы соответствующие условия и возможности для равного и свободного осуществления всех конституционных прав лиц с ограниченными возможностями.
Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан на своем первом заседании 3 сентября 2024 года приняла постановление № 38/45 "Об обеспечении условий для лиц с инвалидностью при проведении республиканского референдума, назначенного на 6 октября 2024 года".
Участковыми комиссиями референдума приняты необходимые меры по реализации прав граждан с ограниченными возможностями и при оборудовании помещения для голосования обеспечены условия для беспрепятственного доступа и голосования в нем.
На всех участках для голосования, которые посетили члены Миссии, подготовлены трафареты со шрифтом Брайля для слабовидящих граждан.
Для слабослышащих и с полной потерей слуха граждан на отдельных участках референдума предусмотрены услуги сурдопереводчика.
Кроме того, местные исполнительные органы содействовали комиссиям референдума в работе по обеспечению прав граждан с инвалидностью путем создания условий для их беспрепятственного доступа в помещения для голосования, а также к месту голосования.
В день голосования для граждан, подавших заявку, предоставлена услуга специального транспорта службы инватакси.
8. Подготовительная работа к референдуму
Для проведения референдума на 10 325 участках для голосования осуществлялась соответствующая работа, а также в целях обеспечения конституционных прав граждан Республики Казахстан, проживающих или находящихся за пределами Казахстана, образовано 78 комиссий при дипломатических представительствах в 63 иностранных государствах. Комиссии референдума были оснащены всем необходимым оборудованием, инвентарем для проведения референдума.
Наблюдение за голосованием осуществляли 177 международных наблюдателей из 30 стран мира и представители 4 международных организаций. Также были аккредитованы представители иностранных СМИ для освещения референдума в Республике Казахстан.
В соответствии со статьей 14 конституционного Закона "О республиканском референдуме", в целях реализации прав граждан был составлен список участников референдума по каждому участку для голосования. Количество участников референдума в списке составило 12 244 683 граждан.
9. День голосования
В день голосования, 6 октября 2024 года, члены Миссии прибыли на участки для голосования в 07.00 часов, присутствовали на открытии участков, а также при подготовке бюллетеней для голосования.
В целях получения наиболее полного представления о ходе республиканского референдума на территории Казахстана члены Миссии посетили 31 участок для голосования, расположенный в городе Астане и Акмолинской области. На участках для голосования, которые посетили представители Миссии, находились наблюдатели
от общественных объединений, некоммерческих организаций, а также ряда международных организаций и представители СМИ.
Выбор участка для голосования осуществлялся международными наблюдателями в самостоятельном порядке. Каких-либо препятствий по посещению того или иного участка членам Миссии не создавалось.
Миссия в день проведения референдума наблюдала ответственную гражданскую позицию во время голосования и профессиональный уровень подготовки членов комиссий референдума.
Деятельность комиссий референдума носила квалифицированный, гласный, прозрачный и независимый характер.
В участковых комиссиях референдума в полном объеме были представлены документальная и информационно-справочная литература, журналы регистрации наблюдателей, методические сборники, графики дежурств, схемы эвакуации и другие документы.
Повсеместно на участках были оборудованы медпункты.
СМИ широко освещали процесс подготовки и проведения голосования.
На участках для голосования голосование проходило спокойно, с соблюдением установленного порядка и в присутствии местных, общественных и международных наблюдателей, представителей СМИ.
В период наблюдательной работы жалоб и замечаний в адрес представителей Миссии не поступало.
10. Основные итоги
Миссия отмечает, что референдум состоялся в атмосфере открытости и прозрачности, с активным участием представителей гражданского общества и созданием благоприятных условий для граждан сделать самостоятельный и осознанный выбор.
Миссия заявляет, что республиканский референдум по вопросу строительства атомной электростанции в Республике Казахстан проведен в соответствии с действующим законодательством и принятыми Республикой Казахстан международными обязательствами.
Миссия признает референдум по вопросу строительства атомной электростанции в Республике Казахстан открытым, свободным и легитимным.
Миссия констатирует, что референдум явился важным шагом на пути дальнейшего развития демократических процессов в Республике Казахстан.
Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества выражает благодарность Центральной комиссии референдума и другим ведомствам Казахстана за оказанное содействие по обеспечению деятельности наблюдателей от ШОС в соответствии с возложенными на них задачами.
Миссия поздравляет народ Республики Казахстан с успешным проведением референдума и желает дальнейших успехов в реализации курса на укрепление независимости, суверенитета и устойчивого социально-экономического развития.
Миссия наблюдателей
от Шанхайской организации сотрудничества
7 октября 2024 года