|
|
Посол Узбекистана в России Илхомжон Неъматов: "Главное - не допустить девальвации ШОС" |
01.07.2009 14:05 |
|
|
В середине июня, после Екатеринбургского саммита ШОС, бразды правления Шанхайской организации сотрудничества перешли от Москвы к Ташкенту. До следующего лета Узбекистан будет "шерпой" Организации, на пространстве которой проживает более четверти населения земли. Страна, которой вверено председательство в ШОС, стремится предпринимать действия, направленные на усовершенствование и развитие структуры ШОС, на оптимизацию всей жизни Организации. Каковы в этом смысле планы Узбекистана?
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в Российской Федерации Илхомжон Неъматов ответил на вопросы главного редактора интернет-портала ИнфоШОС Татьяны Синицыной.
- Что можно сказать о приоритетах программы подготовки вашей страны к очередному рабочему саммиту ШОС? Существуют ли у Узбекистана особые подходы к столь важной миссии? Прозвучат ли предложения, касающиеся совершенствования любой составляющей деятельности Организации?
И.Н. - Председательство в такой организации, как Шанхайская организация сотрудничества, с одной стороны, почетно, но с другой - это, конечно, очень кропотливая и ответственная работа. Помимо проведения заседаний различных постоянно действующих институтов ШОС в течение года надо оптимально организовать деятельность Организации. Это - подготовка проектов многосторонних документов, множества различных решений и др.
Узбекистан однажды уже председательствовал в ШОС, правда, это было внеочередное председательство. В мае 2003 года, на саммите ШОС в Москве, главы государств договорились перенести штаб-квартиру Региональной антитеррористической структуры (РАТС) из Бишкека в Ташкент и там же было решено передать председательство Узбекистану на период с мая 2003 по июнь 2004 года. Так что мы уже имеем определенный опыт в этом деле. Тогда, я помню, по оценкам экспертов стран ШОС и других государств, председательство Узбекистана было успешным и результативным.
По инициативе Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова в 2004 году на саммит ШОС впервые был приглашен руководитель Афганистана. Были реализованы и другие инициативы - учрежден постоянно действующий институт Секретарей Советов безопасности стран ШОС, заложен фундамент для создания Делового совета ШОС. В том же году начал действовать Клуб послов стран ШОС. На Ташкентском саммите было подписано Положение о статусе наблюдателя при Организации. По итогам Ташкентского саммита этот статус первой получила Монголия.
Не могу сказать, что на этот раз будет какой-то особый подход к председательству, но в одном я уверен: этот подход у Узбекистана будет концептуальным. Вы знаете о том, что подход у Президента Узбекистана И.А. Каримова ко всем вопросам весьма тщательный и комплексный. Так что хаотичного процесса точно не будет.
МИД и другие заинтересованные структуры уже имеют поручение провести инвентаризацию подписанных многосторонних документов на предмет их реализации. Что касается предложений Узбекистана по совершенствованию деятельности ШОС, то, я думаю, здесь мы будем исходить, прежде всего, из ранее заявленных основополагающих целей Организации, заложенных в Хартии ШОС. Мы всегда говорили, что ШОС имеет два крыла: первое - вопросы безопасности, а второе – вопросы развития экономического сотрудничества. Эти два направления деятельности и есть главные составляющие ШОС, на них Узбекистан и будет акцентировать свое внимание.
Кроме того, Президент Узбекистана в своем выступлении в Екатеринбурге отметил необходимость использования в интересах ШОС огромного потенциала стран-наблюдателей. Он говорил также о завершении проработки документа, определяющего критерии принятия нового члена в ШОС. Так что я не исключаю возможности подписания по итогам предстоящего Ташкентского саммита этого документа.
- ШОС де-факто является важной частью центральноазиатской системы безопасности. На екатеринбургском саммите Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил с инициативой создания под эгидой ООН нового международного механизма для решения афганской проблемы: "шесть плюс три". Имеются в виду 6 соседей Афганистана (Китай, Иран, Пакистан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Китай), а также - Россия, США и НАТО. Прокомментируйте, пожалуйста, эту заявленную формулу контактной группы. Намерен ли Узбекистан в период председательства продвигать свою идею в жизнь?
И.Н. - Действительно, Президент Узбекистана на екатеринбургском саммите высказал предложение о создании под эгидой ООН механизма для решения афганской проблемы в формате "6+3". Это – перечисленные Вами государства, среди которых 4 страны-члена ШОС (Узбекистан, Россия, Китай, Таджикистан), 2 страны-наблюдателя при Организации (Иран, Пакистан), северо-западный сосед афганцев Туркменистан, а также США и НАТО.
Сегодня не только мы, но и многие политические и военные круги, в том числе и представители НАТО, уверены, что без тесного подключения ближайших соседей Афганистана проблему этой страны, так заботящую и все мировое сообщество, нельзя решить.
Немаловажным фактором в решении афганской проблемы является усиление экономической и гуманитарной составляющих. Необходимо обеспечить четкую адресность выделяемых средств. Есть еще одна очень важная вещь: надо действовать, проявляя уважение к традициям и обычаям этого народа в целом, с учетом этнических, социальных и других особенностей местного населения.
Вы, наверное, помните, что в 1997 году по инициативе Президента Узбекистана было создана контактная группа "6+2". Тогда эта группа оказалась хорошей площадкой для обсуждения афганской проблемы и поиска решений, приемлемых для противоборствующих сторон. Благодаря этой контактной группе в 1997 году, в Ташкенте Узбекистан смог посадить за один стол переговоров две противоборствующие стороны. Хотя после этого первого контакта война между ними не прекратилась, но в целом такая встреча сыграла большую роль в углублении понимания проблем того времени, а главное - у всех сторон появилась уверенность в возможности самих переговоров. Предложение Президента по созданию механизма "6+3", которое впервые было озвучено еще год назад, было широко обсуждено в рамках ООН и других многосторонних форумов по вопросам безопасности. Оно находит понимание и поддержку у многих стран. Думаю, и ШОС станет хорошей площадкой для продвижения этой инициативы.
- Известно, что Узбекистан имеет свой взгляд на финансово-экономический кризис, а также - свой оригинальный "рецепт" выхода из этой негативной данности. Книга Президента Ислама Каримова "Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана" широко обсуждается в мире. Если кратко, в чем состоит "зерно" узбекской антикризисной программы? Какие элементы и композиции мер в ней универсальны и могут быть использованы в практической деятельности Шанхайской организации сотрудничества?
И.Н. - Президент Узбекистана написал книгу "Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана" в начале года, а сегодня она уже переведена на многие языки мира, является предметом широкого обсуждения за рубежом и получает позитивные оценки видных иностранных экономистов и ученых. 14 апреля с.г. в Дипломатической академии МИД России мы провели презентацию этого труда при участии авторитетных российских ученых, официальных лиц и послов. В ходе презентации с положительными откликами выступили 10 ученых и послов, объективно отметившие, что, несмотря на жесточайшие условия финансового кризиса, Узбекистан, благодаря правильной экономической политике, по итогам 2008 года добился больших успехов в экономике, имея рост ВВП 9%. Экономика Узбекистана за годы независимости развивалась на основе пяти принципов, разработанных Президентом страны еще в начале 1990-х годов. И результаты экономического развития, даже в условиях кризиса, показывают правильность политики, проводимой Президентом И.А. Каримовым. Об этом говорят представители Международного валютного фонда и Мирового банка.
Книга Президента Узбекистана состоит из трех основных разделов. Первый посвящен глубокому критическому анализу состояния экономики и последствий экономического кризиса. Во втором представлены антикризисные меры (модернизация, техническое и технологическое перевооружение, поддержка экспортеров, банковской системы, малого и среднего бизнеса, реализация инновационных проектов, развитие инфраструктуры села и др.). Третий - это программа на посткризисный период (реализация более 30 проектов, направленных на модернизацию и технологическое перевооружение основных секторов экономики на общую сумму более $24 млрд). При этом источники распределяются так: $8,2 млрд – собственные средства предприятий и компаний, $2,5 млрд – кредит из Фонда развития и реконструкции, $13,5 млрд – иностранные инвестиции.
- Какие креативные предложения для других областей сотрудничества стран-членов ШОС можно ждать от Узбекистана в год его председательства?
И.Н. - Сегодня ШОС – эта полностью сформировавшаяся Организация. Как Вы в начале отметили, на ее пространстве проживает четверть населения мира. ШОС стала важным инструментом обеспечения региональной безопасности и реальным фактором международной политики. Постоянно растет ее международный авторитет, с ней считаются. Об этом говорит число стран, желающих стать членом ШОС. Наша цель и позиция –
сохранить и приумножить это. Главное, как не раз указывал наш Президент, не допустить девальвации ШОС и превращения ее в дискуссионный клуб путем продвижения различных инициатив, не соответствующих Хартии ШОС. Мы не хотим выдвигать инициативы только ради инициатив. Важно сохранять и укреплять уже наработанное в рамках ШОС и придерживаться принципов открытости и консенсуса.
- Председательство Узбекистана в ШОС совпадает с другим крупным событием - празднованием 2200-летия столицы страны. В таком стечении обстоятельств видится некая взаимовлияющая символика: юбилейная аура города-патриарха осветит особым светом саммит, а сам он, несомненно, станет знаковым моментом для новейшей истории Ташкента и всего Узбекистана. Как Вы считаете?
И.Н. - Здесь хотел бы полностью согласиться с Вашим образным видением. Хочу лишь отметить, что сегодня осуществляется грандиозная подготовительная работа, связанная с празднованием этой даты. Ташкент исторически был городом хлебным и гостеприимным, во все времена его называли "воротами Востока". Сегодняшний Ташкент является индустриальной, интеллектуальной и культурной столицей страны и, без преувеличения, Центральной Азии.
- Узбекистан полон уверенности и энергии. Это касается и дипломатии, и экономических программ, и стремления к нетривиальным решениям. Уверенности добавляют, конечно, и солидные ресурсы. Страна делает все, чтобы ее голос звучал в мире громче. Верны ли эти впечатления со стороны? Каким главным лозунгом руководствуется государство во внутренней жизни и какого основополагающего принципа придерживается во внешней политике?
И.Н. - Да, Бог щедро одарил Узбекистан богатством земным. В недрах страны все есть, можно сказать, вся менделеевская таблица. Узбекистан самодостаточная страна, рынок которой может работать полностью за счет внутренних ресурсов. Но самое главное достояние – народ Узбекистана, сердечный, открытый, трудолюбивый и хлебосольный. Главный наш лозунг во внутренней жизни это - повышение благосостояния населения страны, а во внешней политике, как постоянно отмечает Президент Узбекистана, это - национальные интересы и еще раз национальные интересы.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий