Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:07Астана
23:37Тегеран
01:07Бишкек
00:37Дели
03:07Пекин
23:07Москва
00:07Исламабад
00:07Душанбе
00:07Ташкент
Наблюдатели:
22:07Минск
03:07Улан-Батор
23:37Кабул
Партнеры по диалогу:
23:37Манама
23:37Ереван
23:37Катманду
00:07Баку
22:07Каир
23:07Доха
23:07Эр-Рияд
23:07Эль-Кувейт
23:07Мале
23:07Абу-Даби
23:07Нейпьидо
22:07Анкара
02:07Пномпень
02:07Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

19.04.2024 20:36
Экономика России доказала свою устойчивость, признали в МВФ
19.04.2024 20:31
Ереван и Баку договорились о демаркации госграницы у четырех сел на северо-востоке Армении
19.04.2024 14:27
Ректор Института русского языка имени Пушкина снята с должности
19.04.2024 14:17
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали
19.04.2024 13:26
Лавров: РФ в случае новых переговоров не будет делать пауз в боевых действиях с Украиной
19.04.2024 13:22
МО РФ сообщило о крушении самолета Ту-22М3 в Ставропольском крае
19.04.2024 06:34
Губернатор Севастополя сообщил об уничтожении воздушной цели над Черным морем
19.04.2024 06:29
Система ПВО сбила 25 целей на подлете к Белгороду
19.04.2024 06:19
США заблокировали в СБ ООН принятие Палестины в качестве полноправного члена организации
19.04.2024 06:16
Что известно об ударе Израиля по Ирану
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Авиационный смотр силы крыльев: что могут предложить страны ШОС?
17.08.2009 14:33 Максим Кранс, обозреватель ИнфоШОС
Под закат лета, 18-23 августа, в подмосковном наукограде Жуковский пройдет Международный авиационно-космический салон "МАКС-2009", позиционирующий себя как крупнейшая в мире выставка производителей авиационной и космической техники. Высокий статус салона подтверждает участие в нем, и на этот раз, ведущих мировых и отечественных авиапроизводителей. Они представят свои последние разработки и достижения инженерно-конструкторской мысли. Значительно расширится экспозиция Европы. Наряду с традиционно присутствующей корпорацией EADS будет широко представлена французская корпорация SAFRAN, активно участвующая в создании российского самолета СуперДжет-100. Среди участников "МАКС-2009" будут и китайские авиаторы.

К сожалению, в преддверии салона "МАКС-2009" произошла трагедия. Во время учебно-тренировочного полета неподалеку от аэродрома в Жуковском столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы "Русские витязи". При этом погиб командир "Русских витязей" Игорь Ткаченко, другие пилоты - в больнице. Причины катастрофы расследуются.

Случившееся печальное событие, тем не менее, не повлияло на планы участия ВВС России в авиакосмическом салоне "МАКС-2009": и "Русские витязи" и "Стрижи" появятся в небе и выполнят заявленную воздушную программу. Слишком большую власть над умами и сердцами людей имеет авиация, слишком высока потребность цивилизации в ее услугах.

По оценке специалистов компании Boeing, в течение следующих двух десятилетий авиакомпаниям мира потребуется 28,6 тыс. новых пассажирских и грузовых реактивных самолетов, причем пассажирских - 27,7 тыс. Airbus – другой важнейший производитель воздушных судов, со своей стороны, считает, что к этому сроку понадобится 22,8 тыс. самолетов. Кроме того, авиакомпаниям до 2026 года потребуется 3,7 тыс. судов для региональных воздушных линий с количеством посадочных мест, не превышающих 90. При этом большинство из них придется на евроазиатские страны, в том числе и на государства ШОС. А что страны Шанхайской организации могут предложить этому сегменту рынка?

Еще совсем недавно одним из крупнейших игроков на мировом авиастроительном рынке была наша страна. Каких-то пару десятилетий назад советская гражданская авиация была предметом особой гордости государства. Получившая мощный импульс в послевоенные годы за счет частичной конверсии оборонного комплекса, она и вправду к 60-70-м годам стала одной из лучших в мире. Поражали и объемы производства – на долю Советского Союза приходилась четверть мирового выпуска пассажирских лайнеров. Новенькие машины, сконструированные в КБ Ильюшина, Туполева, Антонова, блистали на международных салонах и вызывали всеобщее восхищение.

Сегодня в государственном реестре числится свыше 5,7 тыс. самолетов. Но эксплуатируется менее половины – лишь 2,5 тыс. Остальные, исчерпав эксплуатационный ресурс, ржавеют в аэродромных ангарах и, как говорится, восстановлению не подлежат. Средний возраст магистральных самолетов насчитывает 17 лет, региональных – почти 30. Потребности отрасли на предстоящее десятилетие специалисты оценивают в 800-1000 машин различного класса. Только "Аэрофлоту" в ближайшие три года понадобится не менее 130 новых машин.

Главная надежда России - Объединённая авиастроительная корпорация, концепция которой была одобрена правительством в прошлом году. Под крышей этого мегахолдинга были собраны крупнейшие авиастроительные предприятия и конструкторские бюро страны, две лизинговые компании и внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт".

Предполагается, что к 2025 году предприятия ОАК станут ежегодно строить до 250-300 воздушных машин. Таким образом, Россия сможет выйти на третье место в мире по их производству и вернуть себе статус великой авиационной державы. При этом основная ставка сейчас делается на региональный Sukhoi SuperJet-100. Лайнер, приходящий на смену ветерану Ту-134, уже запущен в серию, и первый самолет пополнит парк "Аэрофлота" уже в нынешнем году.

Флагман гражданского воздушного флота Ту-154, который через несколько лет окончательно выработает свой эксплуатационный ресурс, а также Ту-204/214 будут заменены среднемагистральным МС-21. Новый самолёт в настоящее время совместно разрабатывают компания "Ильюшин", ОКБ имени Яковлева, корпорация "Иркут". По прогнозам, он поднимется в воздух года через три.

В отличие от нас, китайцы никогда не строили собственные пассажирские лайнеры. Стартовавший ещё в 1980 году проект по созданию аналога Boeing-707 – 178-местного Y-10 закончился неудачей. Как и более поздняя попытка запустить в серийное производство самолёт, сконструированный на базе воздушных судов McDonnel Douglas. В то же время, по мнению составителей доклада, подготовленного для компании Boeing, объем внутренних перевозок в этой стране будет ежегодно возрастать на 8,1%.

Как считают эксперты, к середине третьего десятилетия нашего века Китай станет вторым по величине, после США, покупателем новых самолетов. В прогнозе первого объединения авиационной промышленности КНР отмечается, что к 2025 году парк китайской гражданской авиации составят 3370 лайнеров, включая 2470 дальних, 900 среднемагистральных и региональных самолетов. Причем значительную его часть, по планам, должны составить суда собственного производства.

В ноябре 2008 года впервые поднялся в воздух первенец китайского гражданского самолетостроения - ARJ-21. По своим характеристикам — числу пассажиров, крейсерской скорости и даже цене — он близок Sukhoi SuperJet-100. Казалось бы, эти машины — конкуренты. Однако в корпорации "Сухой" считают, что места на рынке хватит всем. Более того, в прошлом году ее генеральный директор Михаил Погосян, посетив с визитом Пекин, заявил о намерении сотрудничать с Китаем в производстве гражданских лайнеров. По его словам, интеграция большого количества участников в создание продукта поможет ему достойно конкурировать на мировом рынке.

А на состоявшемся летом 2008-го юбилейном 60-м авиакосмическом салоне в лондонском предместье Фарнборо глава Объединённой авиастроительной корпорации Алексей Фёдоров подчеркнул, что Россия не против того, чтобы организовать совместное предприятие с Китаем для разработки этого "самого амбициозного российского проекта". Он отметил, что предметом соглашений могут стать и такие уже запущенные проекты, как Sukhoi SuperJet–100, и перспективные, только находящиеся на стадии предварительных разработок. Речь идёт, прежде всего, о ближне-среднемагистральном лайнере МС-21. Как и в случае с "суперджетом" россияне хотели бы создавать его в широкой кооперации с иностранными фирмами, причем нашим ведущим партнёром могут стать китайские авиастроители.

В этом году на другом авиасалоне – в Ле-Бурже руководители "Иркута" планируют огласить итоги международных тендеров по созданию всех компонентов для МС-21. И к тому же времени, видимо, станет окончательно ясно, присоединятся ли к этому проекту китайцы.

Надо сказать, это уже не первая попытка объединить усилия обеих стран в области самолётостроения. Так, в 2006 году Россия предложила вместе проектировать и строить дальнемагистральные лайнеры в рамках приоритетного национального проекта, включённого в пятилетний план КНР на 2006-2010 годы. При этом за отправную точку совместной работы предлагалось взять наш Ил-96-300. В этом случае продукция совместного предприятия могла бы составить на мировом рынке серьёзную конкуренцию американскому Boeing и европейскому Airbus.

Зачем это было нужно России, ясно. Сегодня отечественным авиаперевозчикам требуется от 200 до 300 лайнеров такого класса. В то же время многим из них новые самолёты не по средствам, и они охотнее приобретают иностранные подержанные машины. Потому-то и необходимы зарубежные партнёры, которые разделили бы с нами риски. Однако китайцы рисковать не захотели, и их, в общем-то, тоже можно понять. В Поднебесной больше востребованы самолёты, летающие на средние расстояния. И именно такие они и собираются производить.

Кроме того, в 2007 году Госсовет КНР принял решение приступить к работам над собственным среднемагистральным лайнером на 150 пассажиров, и в мае прошлого года для этого в Шанхае была создана "Китайская компания коммерческих самолётов". И здесь, по мнению российских производителей авиатехники, есть неплохие возможности для сотрудничества двух стран. А в своем выступлении на Третьем российско-китайском экономическом форуме в октябре прошлого года российский премьер-министр Владимир Путин сказал: "Мы знаем о решении Китая реализовать программу "большого самолета". Со своей стороны мы готовы к взаимодействию, которое соответствовало бы уровню и масштабам стратегического партнерства между нашими странами. Считаю, что совместные проекты в сфере самолетостроения позволят нам наладить и развивать полноценное сотрудничество в области авиационной науки, технологий и двигателестроения".

На том же форуме гендиректор ОАО "Оборонпром" Андрей Реус и президент китайской компании "Авиакоптер" Ван Бинь подписали меморандум о взаимопонимании относительно совместной разработки гражданского тяжелого вертолета. Помимо этого, был подписан протокол между ОАО "Вертолеты России" и Китайской компанией по экспорту и импорту авиационных технологий о поставке в КНР гражданских вертолетов.

Еще одно направление взаимодействия в этой сфере — Узбекистан, третий солидный игрок на рынке авиастроения на пространстве ШОС. Главным партнером России в этой стране может стать Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова. Это предприятие было создано на базе ремонтного авиазавода, эвакуированного из подмосковных Химок в 1941 году. Сегодня оно выпускает тяжелые транспортные Ил-76 различных модификаций и пассажирские Ил-114.

Осенью прошлого года на совещании по вопросам развития производства воздушных судов в Ульяновске Владимир Путин поручил руководству ОАК проработать с партнерами из Узбекистана вопросы интеграции его ключевых авиастроительных активов в корпорацию и заметил: "Решать проблемы российского авиапрома нам придется в условиях жесткой конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. И ключевой фактор здесь – время".

Россия и Узбекистан подписали межправительственное соглашение о вхождении ташкентского завода в Объединенную авиастроительную корпорацию. Как заметил глава ОАК Алексей Федоров, "процесс это длительный и сложный с юридической и правовой точек зрения. По сути, это первое зарубежное предприятие, которое может стать частью авиастроительной корпорации России. Поэтому мы решили не дожидаться окончания этого юридического процесса, а ускорить процесс совместных работ. Скорее всего, это будет формула СП. ОАК будет принадлежать 51% акций, 49%, соответственно, у узбекской стороны".

"Мы работаем по двум проектам - это Ил-76 и самолет Ил-114,- сообщил Федоров.- Ил-76 мы производим совместно и поставляем его на экспорт. Но наибольшие перспективы работы - это совместная деятельность по созданию самолета Ил-114. Это самолет региональный, турбовинтовой, с очень хорошими характеристиками и имеет большие возможности на глобальном рынке". Он сообщил, что только от российских авиакомпаний уже есть заявки на сотню самолетов Ил-114. Кроме того, в закупке таких машин заинтересована Индия.

Кстати, эта страна, являющаяся наблюдателем в ШОС, проявила интерес и к российским SuperJet–100. О том, что "Сухой" ведет переговоры о поставках этих самолетов с крупнейшими индийскими авиакомпаниями, в том числе с Air India, Kingfisher Airlines и Jet Airways, Михаил Погосян сообщил на авиасалоне Aero India-2009. По его словам, "потребности индийского рынка в региональных самолетах оцениваются в 100 единиц. Несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, индийское правительство сейчас вкладывает серьезные средства в развитие аэродромной сети, что, в свою очередь, может дать толчок развитию региональных авиаперевозок в стране. Поэтому корпорация всерьез настроена на заказы Индии на SuperJet-100".

Если это произойдет, то Михаил Погосян не исключает и более тесной кооперации с партнерами в Индии, в частности, возможное производство SuperJet–100 в этой стране.

Так что, задачи авиастроителями государствами-участниками ШОС намечены поистине геракловы, и их новые прорывные проекты позволяют уверенно говорить о том, что гражданская авиация в странах, входящих в эту организацию, переживает свое второе рождение.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Китай: станкостроение на марше
26.03.2024 09:14
Минералы будущего
23.02.2024 20:50
Китай испытал свой первый электросамолет
05.01.2024 15:15
Японский космический аппарат вышел на орбиту Луны
26.12.2023 06:10
«Умные города» - восточная сказка?
23.12.2023 18:36
На 2024 год в РФ запланировано 7 пусков межконтинентальных баллистических ракет
16.12.2023 08:17
Путин разрешил поднять флаги на новых атомоходах в Северодвинске
11.12.2023 19:08
Китайская ракета "Чжуцюэ-2" вывела на орбиту три спутника
09.12.2023 09:05
АПЛ "Александр III" и "Красноярск" передали ВМФ
30.11.2023 06:35
С космодрома Плесецк запустили ракету "Союз-2.1б" с военным спутником
26.11.2023 10:31
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.