|
|
Раимкул Аттакуров: "Будущее в партнерстве" |
13.08.2007 09:26 |
Раимкул АттакуровВременный поверенный в делах Кыргызской Республики |
|
Сегодня весь Кыргызстан, а, по большому счету, и весь мир, ждут очередного саммита глав-государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
За прошедшие шесть лет организация прошла огромный путь, и сумела занять весомое место в мировой политической системе. Это уже не одно из многих субрегиональных объединений, а весьма значимый субъект, начинающий все более активно воздействовать, а в ряде случаев, и просто определять процессы глобального, цивилизационного масштаба.
Сегодня в двери ШОС стучатся такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и Монголия, имеющие пока статус наблюдателей. США и Япония претендуют на положение наблюдателей. Конечно, процесс расширения ШОС весьма сложен, так как может отразиться не только на эффективности работы "организации, но и привести к размыванию" заявленных целей создания, но и привести к ненужному противостоянию с другими, уже состоявшимися группировками стран Азии и Европы, США.
Именно из этих соображений в 2006 году были подписаны Меморандум о взаимопонимании по линии ШОС-СНГ, ШОС-АСЕАН, ШОС-ЕврАзЭС. В ближайшее время планируется юридическое оформление сотрудничества ШОС с ОДКБ, Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ, ПРООН, Всемирной Таможенной Организации и др.
Еще одним шагом в пользу укрепления влияния ШОС в регионе стало создание контактной группы ШОС-Афганистан. В создании данного механизма особенно четко проявляется стратегическая направленность ШОС на противостояние угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма ? этих "трех зол" современного мира ? как называют их в Китае.
Сегодня по прошествии шести лет со дня создания ШОС ? новой региональной организации сотрудничества на евроазиатском континенте можно с удовлетворением отметить:
во-первых, ШОС оказалась востребованным в современном мире инструментом, формирующим новый центр силы и влияния, потребность в котором, после крушения биполярного мира, явно ощущается;
во-вторых, ШОС заявила о себе как организация, проводящая свою внешнюю политику, основанную на мире, сотрудничестве, открытости, неприсоединении и не направленности против третьей стороны, готовой на принципах взаимного уважения, равноправия и взаимной выгоды развивать сотрудничество и контакты с другими государствами и организациями;
в-третьих, ШОС способствует осуществлению равноправного участия больших и малых государств в региональных и международных делах, содействует координации и сотрудничеству региональных и мировых сил, побуждению мирового сообщества к совместному реагированию на новые угрозы и вызовы, возникающие в эпоху глобализации;
в-четвертых, ШОС обеспечивает на качественно более высоком уровне продвижение процесса региональной экономической интеграции, способствует концентрации внутрирегиональных ресурсов и достижению совместного развития:
в-пятых, ШОС демонстрирует и готовность, и способность содействовать решению двусторонних вопросов в многостороннем формате.
Для Кыргызстана, проводящего многовекторную внешнюю политику, активно участвующему в интеграционных процессах идущих на постсоветском пространстве, крайне важно, что ШОС не противоречит этим объективным процессам, опирающимся на факторы географической близости, исторической, культурной общности народов. Для нас весьма ценно, что большие перспективы ШОС, как точно заметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, заключены в том, что: "Она своей деятельностью не направлена против кого бы ни было. Она не против кого-то, а за интересы тех стран, которые принимают в ней участие, являются ее членами, либо наблюдателями".
И действительно, только откровенное желание не допустить создания устойчивой организации, объединяющей страны региона, которые могут полностью обеспечить себя продовольствием, энергетикой и т.д., сформировать самодостаточный рынок, заставляет раз за разом предпринимать попытки представить ШОС как своего рода ?восточный противовес? НАТО, некий новый вариант Варшавского договора.
Несостоятельность этих опасений, думается, очевидна. Ведь невозможно представить тот военно-политический блок состоятельным, который не имеет ни каких-либо постоянных военных структур, ни общих, или, на худой конец, хотя бы согласованных военных программ. Любой непредвзятый взгляд обнаружит, что сложившееся взаимодействие стран ШОС акцентировано на противодействии деятельности международных террористических организаций, наркотрафика, незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и т.д. А это прямо защищает национальные интересы стран-участниц Организации.
Ведь очевидно, что налаживание взаимодействия компетентных органов сторон способствовало росту эффективности противодействия возникающим вызовам и угрозам и, как следствие, сохранению в государствах-членах ШОС стабильной и прогнозируемой обстановки, способствующих в свою очередь активизации интеграционных процессов, расширению социально-экономического и культурного сотрудничества, росту благосостояния их народов. Главным и определяющим фактором сотрудничества и в настоящем, и в будущем остаются экономические интересы ? самая прочная основа ШОС.
Вообще говоря, мы в Кыргызстане уверены, ? интеграция не просто отвечает нашим национальным интересам, но сами эти интересы проще реализовывать именно через интеграцию. Преимущество ШОС заключается и в том, что в данном случае процесс интеграции становится более широким, выходящим за рамки постсоветского пространства. Здесь появляется возможность конструктивного и взаимовыгодного взаимодействия с бурно развивающимися экономиками регионами, резко возрастает вариативность структурной перестройки экономик малых государств и т.п. Как итог, равноправное членство в ШОС потенциально обеспечивает долговременные перспективы экономического роста, выход на огромные рынки сопредельных стран, и в конечном счете, означает повышение не только регионального, но и международного статуса Кыргызстана.
Огромные масштабы ШОС, на долю государств-членов которой уже сейчас приходится 61 % территории Евразии, четвертая часть совокупного демографического потенциала мира и имеющих наиболее быстро развивающуюся экономику, снимают многие проблемы конкурентности экономик, определяемых схожестью сложившихся структур производства, базирующихся на отраслях ТЭК (Россия?Казахстан-Туркмения). Несовместимость их коренных экономических интересов, проявляющаяся во всё больших масштабах конкурентной борьбы за рынки сбыта на европейском направлении, в рамках ЕврАзЭС, на азиатском направлении в рамках ШОС, наоборот, приводит к консолидации интересов, и конкуренция продавцов трансформируется в конкуренцию покупателей, как и должно быть в условиях настоящего, сформировавшегося рынка.
Тем самым, как это не парадоксально, ШОС последовательно развиваясь, интегрируя все возрастающий комплекс связеобразующих проблем ? от проблем безопасности, до проблем культурно-образовательного сотрудничества, содействует снятию "шлагбаумов" на пути интеграции Центральной Азии в рамках ЕврАзЭС. Поэтому, не просматривается какого-либо внутреннего противоречия, противостояния структур ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Наоборот, развитие интеграционных процессов в ШОС неизбежно приведет к росту практического значения все более плотной координации деятельности между странами-членами ОДКБ, ЕврАзЭС для обеспечения и продвижения своих общих интересов в ШОС. То есть, налицо не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер взаимодействия. В этом и видится залог устойчивости перспектив развития ШОС.
Что касается стран лидеров интеграционных процессов, то в дальнейшем их геополитическое и геостратегическое положение, включая и позиции в ШОС, будут определяться способностью обеспечивать инновационный характер экономического роста. Иначе и не может быть, ибо от этого зависит конкурентоспособность данной группировки стран на мировом рынке, ее влияние на решение вопросов общемирового цивилизационного развития. Поэтому представляется неизбежным уже в ближайшей перспективе ожидать существенных изменений в конфигурации организации. Думается, что на настоящем этапе это произойдет за счет стран-наблюдателей, которые, с одной стороны, усилят позицию ШОС по контролю энергоресурсов и более широко представят ее на мировом рынке углеводородного сырья, а с другой, обеспечат повышение роли организации в геополитических процессах на жизненно важных для нее территориях. Ответ можно ожидать уже на Бишкекском саммите глав-государств ШОС.
Намеченный на середину августа саммит будет, судя по всему, не просто насыщенным, но в определенном смысле может стать знаковым. И главное здесь, что повестка саммита по большому счету предполагает в основном завершение, или, по крайней мере, создание достаточной организационно-правовой базы для активизации сотрудничества стран-участниц по всем направлениям и, в первую очередь,- по продвижению перспективных экономических проектов. Партнерство, а не конкуренция за иностранные инвестиции и политическую поддержку позволит с максимальной выгодой вывести из замкнутого транспортного пространства богатые природные ресурсы Центральной Азии на мировые рынки, создать в регионе развитую коммуникационную систему. Наконец, это даст возможность создания емкого рынка сбыта и устойчивого импорта не только энергоресурсов, но и целого ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров.
Как представляется, Бишкекский саммит наполнит практическим содержанием развитие торгово-экономического сотрудничества за счет формирования энергетического клуба ШОС, расширение взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере, разработки конкретных межотраслевых межгосударственных инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке созданных Делового Совета и Межбанковского объединения ШОС.
Для Кыргызстана, особое значение имеет намерение кредитовать первоочередное создание магистральных энергетических систем для передачи избыточных мощностей гидроэлектростанций в Таджикистане и Кыргызстане в Центральную и Южную Азии, строительство железной дороги из Китая в Узбекистан через Киргизию. Не менее важно и наметившееся расширение и углубление контактов в вопросах, связанных с регулированием режима водопользования и загрязнения трансграничных рек, совместного решения сложнейших проблем экологической безопасности в приграничных районах, а так же по своим масштабам выходящих за пределы возможностей одной страны (проблемы Арала и др.).
По данным Секретариата ШОС, ныне Организация имеет долгосрочную и среднесрочную программы работы в экономической области и свыше 120 проектов по 11 отраслям. На их реализацию Китай и Россия уже сейчас готовы представить льготные кредиты на общую сумму 1,5 млрд. долларов США. И это далеко не предел, если подготовить и подписать Соглашение между Правительствами государств-членов ШОС о поощрении и взаимной защите инвестиций.
В политическом плане для судьбы ШОС определяющим может стать выработка правильной структуры и определение оптимального состава ШОС, чему могло бы способствовать принятие дополнительных документов уставного и договорного характера с четкими условиями и критериями членства. И основой для их разработки может и должен стать Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами-участницами ШОС, закрепляющий принципы конструктивных и дружественных взаимоотношений в соответствии с "шанхайским духом". Думается, заключение такого соглашения обусловит и возможность налаживания конструктивного диалога с другими игроками на мировой арене ? АСЕАН, НАТО, ЕС.
В заключение, хотелось бы отметить: ШОС за короткое время смог стать действенным инструментом обеспечения безопасности на евразийском пространстве и, уверен, способен наладить взаимодействие с интеграционными процессами на пространстве СНГ-ЕврАзЭС, так как только в этом случае возможно получение всего объема выгод от интеграции, которая в условиях глобализации и взаимозависимости становится настоятельной необходимостью и важнейшим фактором обеспечения суверенитета.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий