Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
05:57Астана
04:27Тегеран
02:57Минск
05:57Бишкек
05:27Дели
07:57Пекин
03:57Москва
04:57Исламабад
04:57Душанбе
04:57Ташкент
Наблюдатели:
07:57Улан-Батор
04:27Кабул
Партнеры по диалогу:
04:27Манама
04:27Ереван
04:27Катманду
04:57Баку
02:57Каир
03:57Доха
03:57Эр-Рияд
03:57Эль-Кувейт
03:57Мале
03:57Абу-Даби
03:57Нейпьидо
02:57Анкара
06:57Пномпень
06:57Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

01.05.2025 21:10
Во Франции на первомайские акции вышли почти 300 тысяч человек
01.05.2025 21:02
ВСУ атаковали рынок в херсонских Алешках, погибли не менее семи человек
01.05.2025 20:55
Сбербанк в 2025 году планирует открыть дополнительно 12 отделений в Крыму
01.05.2025 20:47
Спецпосланник президента США Стивен Уиткофф не хочет занимать должность советника американского лидера по национальной безопасности.
01.05.2025 20:28
Из Москвы в Сухум прилетел первый регулярный рейс
01.05.2025 07:17
Над регионами РФ сбили восемь украинских БПЛА
01.05.2025 06:46
Об участии Генерального секретаря ШОС в Форуме по медицинским инновациям
01.05.2025 06:38
Украина согласилась на выдвинутые США условия урегулирования конфликта с РФ
01.05.2025 06:34
Трамп оценил сделку с Киевом в $350 млрд
01.05.2025 06:31
ВСУ перебросили в Сумскую область отряды ССО, ГУР и "Птиц Мадьяра"
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
             
Узбекистан совершенствует выборную систему, стремясь к гражданскому обществу
19.11.2009 15:23 Эркин Рахимов
"К свободному гражданскому обществу многие государства мира пришли на основе веками накопленного опыта и развития демократических традиций. Мы тоже мечтаем построить такое общество и стремимся к тому". За этими словами Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова стоит обширная программа конкретных действий, направленных на реализацию заявленной высокой цели.

Намеченные на декабрь с.г. выборы в Олий Мажлис призваны сформировать двухпалатный парламент второго созыва. Выборы - главный критерий легитимности существующей в стране политической системы, показатель реального соотношения сил, проявление тенденции развития страны. Вот почему совершенствование законодательства о выборах в Узбекистане рассматривают как важнейшую составную часть осуществляемых в стране демократических реформ.


В Узбекистане к настоящему времени действует избирательное законодательство, имплементировавшее в себя положения документов Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Межпарламентского союза, соответствующее международным правовым стандартам, впитавшее передовой зарубежный опыт.

Принцип свободы выборов в Узбекистане основывается на осуществлении гражданина республики своего права избирать и быть избранным. Этот принцип глобален, он закреплен во Всеобщей декларации прав человека, смысл которой заключается в обеспечении государством права каждого гражданина в принятии участия в управлении страной - непосредственно или через свободно избранных представителей. К реализации такого положения разные страны подходят по-своему. Где-то законодательно установлены непрямые выборы, то есть выборы, при которых воля избирателей опосредуется волей группы выборщиков. Косвенные выборы закреплены в Конституции США еще "отцами-основателями", которые полагали, что основная масса граждан Соединенных Штатов в то время не была готова к избранию президента. Непрямые многоступенчатые выборы применяются в Италии, Китае. В отличие от этих государств в Узбекистане установлены прямые выборы, т.е. непосредственное избрание депутатов гражданами страны. Такой порядок позволяет учитывать мнение каждого.

В соответствии со статьей 2 Закона "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" право избирать имеют все граждане Узбекистана, достигшие к дню выборов 18 лет. Правом быть избранным в Олий Мажлис обладают граждане Узбекистана не моложе 25 лет.

В результате системной и последовательной демократизации и либерализации избирательных норм, а также законодательства об институтах гражданского общества, в Узбекистане созданы все необходимые условия, дающие возможность, в соответствии с передовой демократической практикой, подлинную открытость, гласность и транспарентность в организации и проведении выборов. Эти принципы обеспечиваются независимой Центральной избирательной комиссией, институтами гражданского общества, политическими партиями, зарубежными наблюдателями и, конечно, средствами массовой информации.

Порядок проведения публичных выборов регламентируется не столько материальными, сколько процессуальными нормами права. В мировой практике существуют четыре вида организации выборов. Так, в Великобритании, Италии, Франции и США функции Центральной избирательной комиссии осуществляются исполнительным органом. В Германии организацией выборов занимается Министерство внутренних дел. В Пакистане, Румынии выборы организуются судебными органами. Существует также многопартийный подход, когда заинтересованные партии назначают своих представителей в Центральную избирательную комиссию. Однако самым демократичным способом считается создание независимой Центральной избирательной комиссии. Эту последнюю модель и предпочел Узбекистан.

Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением выборного законодательства, обеспечивающим его единообразное применение, является Центральная избирательная комиссия. Именно она несет обязанность по своевременному осуществлению важных избирательных мероприятий, результаты которых оказывают влияние на расстановку политических сил представительных органов государственной власти. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Решения избирательных комиссий обязательны для исполнения.

При этом вышестоящие избирательные комиссии вправе по собственной инициативе отменять незаконные решения нижестоящих комиссий, нарушающих избирательные права граждан, а также принимать иные меры, направленные на восстановление нарушенных избирательных прав.

Один из ключевых вопросов избирательного процесса - возможность наблюдения за выборами. Обязательства по ОБСЕ, принятые в Копенгагене в 1990 году, особо выделяют роль наблюдателей в повышении авторитета избирательного процесса. В действующем избирательном законодательстве республики предусмотрены все условия и гарантии для реализации принципа обеспечения действенного общественного и беспристрастного международного наблюдения за выборами.

В частности, в Законе "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" закреплена такая норма: на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, в помещениях для голосования (в день выборов и при подсчете голосов) имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты, а также представители средств массовой информации, иностранные наблюдатели. Здесь же законодательно определены и права наблюдателей.

Во имя обеспечения открытости, гласности и транспарентности избирательного процесса в республике введен институт уполномоченных представителей политических партий как выражающих интересы определенных социальных групп населения.

В целях дальнейшей либерализации и демократизации избирательной системы и законодательства в Закон "О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан" введена отдельная статья 171, которая устанавливает, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, вправе назначить уполномоченного представителя из числа своих членов для участия в подсчете голосов на избирательных участках в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией. Аналогичная норма введена и в Закон "О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".

Уполномоченные представители политических партий могут принимать участие в процессе проверки Центральной избирательной комиссией правильности составления подписных листов. Кроме того, устанавливается, что результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии.

Содержательной стороной выборов является справедливый, подлинный, открытый, гласный, транспарентный характер. Это достижимо при одинаковых условиях для всех участников выборного процесса: равном доступе к СМИ, праве на объективную информацию, справедливом финансировании, соблюдении принципа подотчетности и прозрачности. Все это в совокупности и позволяет избирателям сделать осознанный выбор.

В Узбекистане создана целая система правовых, организационных, информационных и процессуальных гарантий обеспечения избирательных прав и свобод граждан при подготовке и проведении выборов. Решения соответствующих избирательных комиссий об образовании избирательных округов и участков, составе избирательных комиссий, а также об итогах регистрации кандидатов, голосования и выборов публикуются в печати, а также транслируются в электронных СМИ.

При этом пресса, согласно статьи 67 Конституции Республики Узбекистан, свободна и действует в соответствии с законом, неся ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается.

Деятельность международных наблюдателей также регулируется международными документами и законами Узбекистана. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство в порядке, установленном законом, и аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии соответствующего приглашения. Центральная избирательная комиссия выдает международному наблюдателю удостоверение об аккредитации, которое дает право осуществлять наблюдение в период подготовки и проведения выборов.

Избирательные процессы в Узбекистане и ранее, в предыдущие выборные периоды (2004-2007 гг.), имели возможность наблюдать представители СНГ, Европарламента, Бюро по демократизации и правам человека ОБСЕ, ШОС, Организации Исламская конференция, зарубежных государств и средств массовой информации.

Объективно оценивая избирательное законодательство Узбекистана, можно утверждать, что оно соответствует главной приоритетной цели и смыслу избирательного права - обеспечить доступ к власти достойных представителей народа, гарантировать объективность и беспристрастность, равную и справедливую борьбу идей и программ политических партий.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Во Франции на первомайские акции вышли почти 300 тысяч человек
01.05.2025 21:10
ВС признал ничтожным оформленный мошенниками через приложение договор на кредит
27.04.2025 07:04
Выступление Генсека ШОС в Институте стратегических исследований Исламабада
21.04.2025 08:02
Прогноз по инфляции в РФ в 2025 году повышен с 4,5% до 7,6%
21.04.2025 06:52
Минэкономразвития сохранило прогноз роста ВВП РФ на уровне 2,5%
21.04.2025 06:47
США начали частичный вывод воинского контингента из Сирии
18.04.2025 06:47
"Ъ": дочка "Газпрома" планирует перезапустить заводы Bosch
16.04.2025 06:55
США начнут поэтапный вывод войск из Сирии в течение двух месяцев
15.04.2025 21:13
Трамп продлил режим ЧП в США под предлогом якобы вредоносных действий России
12.04.2025 19:15
Директор ЦРУ заявил о состоявшемся в ОАЭ обмене заключенными с Россией
10.04.2025 12:15
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.