|
|
Право на независимость: стремление к идеалу |
15.12.2009 15:12 |
Андрей Васильев, политический обозреватель — специально для ИнфоШОС |
|
Восемнадцатую годовщину независимости Республика Казахстан встречает председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первой из стран постсоветского пространства Казахстан сумел добиться столь высокого уровня международного признания проведенных реформ.
16 декабря 1991 года Казахстан впервые заявил о себе как о республике, имеющей собственное мировоззрение, индивидуальные обычаи, традиции, а также видение своего будущего развития. Но продекларировать самостоятельность – это еще далеко не все. Куда сложнее подтвердить ее. В годы самостоятельного развития Казахстан доказал свое право на суверенитет и независимость.
Никто никогда не имел других прав, кроме тех, какие завоевал и сумел сохранить за собой. Это прекрасно осознавал и Президент Нурсултан Назарбаев, когда ставил перед страной настолько масштабные задачи, что, казалось, не хватит ни экономического, ни политического потенциала, чтобы справиться с ними. Фактически Казахстан стартовал с недееспособной экономикой, пустой казной и неразвитой политической системой.
Но прошло не так много лет, и весь мир заговорил о "казахстанском чуде". Казахстан первым в СНГ получил статус страны с рыночной экономикой. Он вошел в десятку наиболее динамично развивающихся стран и является самым мощным государством Центральноазиатского региона.
Нурсултан Назарбаев предложил стратегический план "Казахстан-2030", который, по его твердому убеждению, выводил страну в лидеры Центральной Азии. Президент был уверен, что без представления о том, каким народ хочет видеть Казахстан в ближайшем и отдаленном будущем, дальнейшее движение невозможно. В 1997 году Стратегия развития Казахстана до 2030 года была принята. Это был первый опыт перехода на стратегическое планирование на постсоветском пространстве. И хотя при работе над этим документом внимательно изучался опыт многих государств, это был исключительно национальный продукт как по исполнению, так и по поставленным задачам. Приоритетами страны в нем были названы национальная безопасность, экономический рост, энергоресурсы, инфраструктура, в особенности транспорт и связь, профессиональное государство. Четкий, проработанный, поэтапный план стал основой еще целого ряда экономических и социальных программ, успешное выполнение которых и позволило стране выйти на передовые рубежи.
Этот путь не был простым. Особенно тяжело пришлось республике в 2008 и 2009 годах, когда в мире разразился экономический кризис. Естественно, идущие в мире процессы отразились и на экономике Казахстана, хотя ни о какой катастрофе и речи не было, поскольку народное хозяйство РК в своем развитии опирается не на спекулятивный капитал, а на реальные секторы. Тем более что противокризисные меры были приняты своевременно.
Уже осенью 2007 года правительство РК, отметив появление проблем в финансовом и строительном секторах, предприняло первые шаги. Они помогли сохранить стабильность в экономике и удержать инфляцию на уровне 10%. Не было утеряно и доверие к банкам. Устояла жилищная программа. Дало положительный эффект и создание стабилизационных фондов по основным продовольственным товарам, позволившим сдержать рост потребительских цен. Но вторая волна кризиса, ударившая по реальному сектору, потребовала более масштабных решений. 25 ноября 2008 года правительство Казахстана утвердило новый план действий. Им выделялись пять приоритетных отраслей, получивших государственную поддержку: финансовая система, строительный сектор, малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс, инновационные, индустриальные и инфраструктурные проекты. В экономику страны в антикризисных целях было направлено свыше 2,7 трлн тенге. Была сохранена и даже усилена социальная составляющая.
И хотя задача борьбы с кризисом решалась достаточно успешно, но куда важнее определиться с днем завтрашним. Стратегическим документом, обозначившим приоритеты посткризисного развития страны, стало Послание народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию", с которым выступил Нурсултан Назарбаев. Его две ключевые темы - модернизация экономики и строгое выполнение государством всех социальных обязательств. Для обеспечения региональной занятости и переподготовки кадров выделялось 149 млрд тенге, что позволяло обеспечить работой 350 тыс. человек. Период выплаты пособия по безработице вырастал с 4 до 6 месяцев. При этом социальный вектор становился главным при реализации планов по занятости. Предстояло реконструировать и модернизировать объекты и сети водоснабжения, теплоснабжения, энергетики и канализации, построить и отремонтировать автодороги, обновить социальную инфраструктуру, благоустроить и озеленить города и поселки.
Послание сразу назвали "планом посткризисного прорыва". В нем социальная составляющая гарантируется усилением роли государственного планирования и стимулирования экономики при акценте на ее обеспеченность продукцией отечественного производства. Намечалось технологическое перевооружение и широкомасштабная модернизация АПК, развитие строительной индустрии и производства строительных материалов. Третье направление - новые проекты в нефтепереработке и в инфраструктуре нефтегазового сектора. Начнется строительство новых металлургических комбинатов и расширится производство металлоизделий. Отдельной строкой в Послании значилась организация новых производств в химической, фармацевтической и оборонной отраслях. Еще одно направление, предложенное Президентом, – энергетика, включая рост доли чистой энергетики, а также снижение энергоемкости экономики. И, наконец, развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, включая прокладку транзитного автодорожного коридора "Западная Европа - Западный Китай".
Экономическая и социальная стабильность позволили Казахстану начать в 2007 году конституционную реформу. Она включала довольно широкий комплекс мер, в том числе переход к президентско-парламентской форме правления, увеличение численности парламента, расширение списка депутатов, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, выборы в нижнюю палату – Мажилис по пропорциональной системе, правила формирования правительства на основе парламентского большинства, укрепление местных представительных органов и т.д. Впервые в политической истории Казахстана законодательно был закреплен принцип многопартийного парламента. При этом в задачи реформы входило возложить всю полноту ответственности за принимаемые решения на партии, которые утверждают их в парламенте, сделать процесс разработки и утверждения законов как можно более демократическим. Были предусмотрены дополнительные гарантии деятельности членов избирательных комиссий, а также упрощены процедуры регистрации наблюдателей.
Благодаря нововведениям расширено и представительство на политическом поле. Для этого правительство пошло на либерализацию и упрощение процедуры регистрации партий. Поправками предусмотрено снижение обязательной численности сторонников политической партии с прежних 50 тыс. до 40 тыс. человек для ее регистрации, а сам срок регистрации продлен с двух до четырех месяцев.
Другими словами, было сделано еще несколько шагов к достижению некоего идеала. Правовое государство – идет ли речь о старых демократических государствах или о молодых демократиях – не является свершившимся фактом, а остается завоеванием, предназначенным для продвижения общества к достижению баланса между развитием человека и уважением к общественному интересу.
Международное сообщество и члены ОБСЕ высоко оценили работу Казахстана по строительству демократического общества, его внешнеполитические инициативы, усилия Президента РК Нурсултана Назарбаева по развитию диалога между Востоком и Западом. Но важно не столько это, а то что Казахстан приходит на место председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с большим пакетом предложений, со своей программой совершенствования ее деятельности. Ему есть, что сказать миру, что представить на обсуждение коллегам по ОБСЕ. План работы Казахстана построен на основе собственного опыта выстраивания межэтнических и межконфессиональных отношений, перехода от авторитарной формы правления к демократическим институтам, от социалистического уклада хозяйства к рыночным отношениям.
Надо отметить, что вопросы толерантности, межэтнического согласия и межконфессионального диалога сегодня в повестке дня правительств десятков стран, уже испытавших на себе последствия межнациональных конфликтов. И опыт Казахстана, сумевшего еще в девяностые годы решить эти проблемы, поистине бесценен. Ведь в силу исторических особенностей Казахстан это - успешная модель религиозного сосуществования мира. Здесь действуют свыше 40 конфессий, представленные 4173 религиозными объединениями. Если учесть, что в республике проживают представители 130 национальностей, то опасения грядущих этнических и религиозных конфликтов, прозвучавшие в начале девяностых, были вполне оправданы. И, тем не менее, за 18 лет существования суверенного Казахстана в стране не было зарегистрировано ни одного серьезного столкновения на религиозной или межэтнической почве.
"Каждая страна, каждый народ это - бесценное сокровище цивилизации. Богатство мира заключается в его многообразии, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Своим примером мы наглядно демонстрируем, что разные народы, разные религии и верования вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных, мирных условиях". Еще в 1992 году, на заре казахстанской государственности, власть выработала формулу: главное в национальной идентичности – казахстанское гражданство.
Формирование единой нации – задача сложнейшая. Прежде всего, была создана мощная законодательная база, отвечающая международным нормам. Процесс ее совершенствования продолжается и сейчас. Не так давно Президент своим указом утвердил "Концепцию правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года". Затем были подключены многие гражданские институты и неправительственные организации, которых в стране более 6 тысяч.
В марте 1995 года была образована Ассамблея народов Казахстана, которая стала консультативно-совещательным органом при Президенте и превратилась в эффективный инструмент проведения национальной политики. Она сочетает возможности институтов гражданского общества и государственной власти. При ее участии на 11 языках издаются газеты и журналы, выпускаются радиопередачи и телепрограммы. В школах преподаются 16 национальных языков. Действуют 350 республиканских и местных национально-культурных центров. Государство оказало помощь в строительстве полутора тысяч новых мечетей, открытии 170 православных приходов, 30 католических костелов, свыше тысячи молитвенных домов протестантских объединений, 19 синагог. В 2006 году офисом Верховного комиссара ОБСЕ было объявлено, что языковая политика в Казахстане является самой лояльной на всем постсоветском пространстве.
Успехи Казахстана в деле развития межнационального и межрелигиозного общения были столь несомненны, что выдвинутую Нурсултаном Назарбаевым идею сделать столицу республики местом проведения международных межконфессиональных форумов сразу же поддержали во многих странах.
23 сентября 2003 года в Астане открылся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тогда в Казахстан приехали 17 делегаций священнослужителей. Причем среди них были даже те главы религиозных общин, которые в силу различных противоречий долгое время отвергали возможность диалога с другими конфессиями. Съезд стал мостом между Востоком и Западом, точкой начала важного, давно назревшего разговора о судьбах мира и роли религий в его сохранении и улучшении. При этом результаты форума оказались столь обнадеживающими, что спустя всего три года Астана вновь принимала гостей. Результатом продолженного межконфессионального диалога стала совместная декларация, в которой "идеологию противостояния" было предложено заменить на "культуру мира".
Открывшийся 1 июля этого года III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, судя по числу участников, был самым представительным. Повышенный интерес был вызван темой форума – "Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве". А главная задача съезда осталась неизменной – объединить деятельность конфессиональных лидеров в предотвращении любых конфликтов на религиозной почве, в выработке новых форм международного сотрудничества.
Казахстан взял на себя непростую роль инициатора диалога "Запад-мусульманский мир". Он стоял во главе процесса создания Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое этой осенью отметило 17-летие своей деятельности. Немалый опыт был накоплен в период руководства исполнительными структурами таких организаций, как ЕврАзЭС, ШОС, ТЮРКСОЙ, что во многом предопределило выдвижение Казахстана на пост председателя в Диалоге по сотрудничеству в Азии в 2008-2009 годах и в Организации Исламская конференция в 2011 году.
Особое место в этом списке занимает форум "Общий мир: прогресс через разнообразие", который Астана принимала год назад. Его участниками стали главы МИД 60 стран, представители ПАСЕ, ЕС, ОБСЕ, ШОС и других авторитетных организаций. В наши дни, когда, по словам Нурсултана Назарбаева, "можно наблюдать, как агрессивная нетерпимость, особенно по религиозно-этническому признаку, продолжает разъедать большинство стран и регионов мира", лейтмотивом форума стала демонстрация осознания его участниками права наций на самобытность и разнообразие, основанного на толерантности и безусловном уважении национальных и конфессиональных традиций. Как отметил в своем выступлении Президент Казахстана, "сегодня как никогда важно дать общий отпор попыткам снова делить человечество на своих и чужих".
Сейчас, как никогда ранее, миру необходимо искать и находить общий язык, точки соприкосновения и "перекрестки интересов", объединять свои усилия для решения таких злободневных вызовов современности, как нищета, голод, терроризм, наркоторговля, загрязнение окружающей среды. При этом Президент Казахстана уверен в том, что все крупные проблемы современного мира могут быть решены путем диалога, взаимными усилиями членами мирового сообщества.
С другой стороны, ни одно государство не в состоянии сегодня обеспечить собственную безопасность в одиночку, без продуктивного взаимодействия с другими глобальными и региональными игроками. Поэтому Астана придерживается мнения, что подлинная безопасность может быть обеспечена только через широкое сотрудничество, создание региональных архитектур безопасности и сотрудничества, постоянно и конструктивно взаимодействующих между собой, и, разумеется, при условии укрепления и четкого соблюдения норм международного права.
На митинге, посвященном 20-летию прекращения испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, от имени всех казахстанцев Назарбаев призвал ядерные державы проявить свою ответственность перед мировым сообществом и выполнить, наконец, обязательства по количественному и качественному сокращению своих арсеналов. "Я думаю, предстоящие десять лет станут критическими для всего мира, - сказал Президент. - Они покажут, сможем ли мы полностью избавиться от ядерного "дамоклова меча", или он будет и дальше угрожать человечеству. Поэтому следует приступить к немедленному пересмотру механизмов нераспространения".
Казахстанский лидер отметил, что на протяжении последних сорока лет так и не была решена главная задача Договора о нераспространении ядерного оружия – всеобщая универсальность. Он не только не смог объединить вокруг себя все ядерные державы и государства, претендующие на этот статус, но и не наложил запрет на совершенствование ядерного оружия. Поэтому Нурсултан Назарбаев предложил разработать новый универсальный Договор о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. Участвовать в его формировании и соблюдении должен не только узкий круг стран-обладателей ядерного оружия, а международное сообщество как ядерных, так и неядерных государств.
Во время своего председательствования в ОБСЕ Казахстан собирается поставить вопрос о создании общеевропейской системы безопасности. Но практически одновременно выдвигается и задача формирования системы безопасности в Азии. Во время недавнего визита в Москву министр иностранных дел РК Канат Саудбаев еще раз напомнил, что мировой кризис ясно продемонстрировал: в одиночку справиться с подобными проблемами невозможно. Значит, надо учиться действовать сообща. "Мы приложим все усилия, - подчеркнул он, - чтобы максимально сблизить позиции Востока и Запада, используя для этого не только форматы ОБСЕ, но и в таких региональных организаций, как ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ".
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий