|
|
Подземный сад Чехова |
29 января - 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова |
28.01.2010 14:27 |
Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба - специально для ИнфоШОС |
|
В эти дни, когда русская и европейская культура благоговейно отмечают 150-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова, трудно поверить, что при жизни Чехов значительно уступал в популярности, например, некому Потапенко, а пьесы Немировича-Данченко, ныне забытые, ставились Чехову как образец. Но Время поместило имя Чехова в первый ряд русских гениев.
Вот этот ряд: Пушкин, Толстой, Достоевский, Гоголь и он, Чехов! А в Англии Чехова считают вторым после Шекспира, что, с учетом английских амбиций, можно расшифровывать и так: первый драматург мира - Антон Чехов.
Если сравнить судьбу Чехова с теми, кто вошел в первый ряд русских гениев, то она выглядит просто загадочной. Пушкин с юных лет готовился к своему великому поприщу, рано проявил свой талант, стал сначала первым в лицее, и совсем скоро первенствовал в России. Его слава была так головокружительна, что в театре было невозможно начать спектакль, пока публика не наглядится на Пушкина, а один офицер на Кавказе, узнав о приезде поэта, велел палить из пушки в честь Пушкина, за что угодил на гауптвахту.
Чехов такой славы не знал. Даже на его похоронах внимание публики было больше приковано к Горькому, который шел за гробом покойного. Где сейчас "буревестник революции"? Ставят ли его пьесы, как чеховские, даже в Африке?
Между тем, Чехов всегда сторонился всякой публичности.
Тот же граф Толстой при жизни был окружен таким поклонением, что впору именно с него начать роковой отчет "культа личности", а не с товарища Сталина. Наконец, Толстой взвинтил труд писателя до миссии пророка, что придало нашей литературе оттенок исключительности, каковой совершенно не принят ни в Европе, ни в США,… а вот Чехов всегда отшучивался от признания и даже избегал выходить на поклоны после спектакля. Наконец, практически все русские гении были из дворян, с детства были окружены няньками и учителями, не ведали острой нужды в копейке, а Чехов пережил и голод, и жестокие побои отца, который избивал своих сыновей долго, изнурительно и зверски за малейшие провинности.
До нас дошло свидетельство одного современника, о том как, получая литературную Пушкинскую премию Чехов, вдруг простонал ему на ухо: а ведь отец меня бил. И как бил. До смерти. До сих пор не могу забыть этого битья.
Между тем весь остаток жизни отец Чехова спокойно прожил под крылом сына Антона, в усадьбе Мелихово, пользуясь благами чеховского успеха имея прочный стол, внешнее уважение, отдельную комнату для молитв и сын ни разу не высказал отцу своих детских обид, ни разу не упрекнул, хотя это молчание понятно - ведь объяснение требует искренности. А так ирод старик прожил в доме Чехова тихо как чужой посторонний человек, которого молча терпят: сыт и ладно. Неизвестно читал ли когда-нибудь отец произведения сына, видел ли хотя бы одну пьесу в театре. Понимал ли вообще, чем тот зарабатывает на хлеб насущный…
Но мы сильно забежали вперед.
Ясно только одно – у мальчика Чехова не было никаких условий и никаких предпосылок, чтобы стать Чеховым. И условия, в каких баюкался гений барчука Пушкина или мир барчука Толстого ему и не снились. Он родился в провинциальном городке Таганроге (1860), в большой семье (еще четыре брата и сестра) купца третьей гильдии, бакалейщика Павла Егоровича Чехова, который постепенно разорился и, чтобы не угодить в долговую тюрьму тайно бежал в Москву, не заплатив кредиторам, набрав взаймы, обокрав людей, а разбираться с запутанными долгами оставил Антона, по сути, мальчишку, школяра, на которого повесил унизительные тяготы по продаже остатков мебели, хлопоты по выплатам части долгов и прочие тяжкие обязанности должника, который всем задолжал и всеми проклят. При этом отец канючил в письмах, чтобы сын, не медля, высылал родителям каждую полученную копейку потому как в Москве жизнь ой, дорогая. Кроме того, этот банкрот еще и занудно наставлял сына как честно жить.
На распутывание отцовского узла у Чехова ушло долгих три года.
И вот что удивительно, гимназист Антон, сумел проявить недюжинную оборотливость, например, взялся давать уроки, для чего в том захолустье надо было иметь твердую репутацию умника и постепенно, грамотно поставив дела, шаг за шагом рассчитался с большей частью отцовских долгов, и в 1879 году сам, наконец, переехал в Москву.
Ему было уже 20 лет, немалый возраст по тем временам, но его литературный дар между тем практически никак не был предъявлен миру, если не считать началом те шутливые драматические сценки, которые он сочинял в Таганроге для домашних затей или еще школьные сочинения, которые нравились учителю словесности. Но был и проблеск серьезного дара, провинциал Антон вдруг взял да сочинил целую пьесу, пьесу слабую, рыхлую, но обратите внимание на то, как он ее назвал – "Безотцовщина".
Короче о литературе он всерьез не думал, больше того, Чехов выбрал основной специальностью – медицину. Поступил на медицинский факультет московского университета и вот тут в поисках копейки принялся строчить крохотные рассказы и прочую юмористическую мелочь и рассылать по газетам и журналам. Их было тогда пруд пруди: "Стрекоза", "Осколки", "Будильник", "Зритель"… юморески стали печатать.
Творческим истоком этих шуток была та интенсивная таганрогская переписка, какую вел брошенный в одиночестве Антон со своими братьями и сестрой. Именно там, в эпистолярном жанре родилась его мускулистая лаконичность, уморительная серьезность и некая грустная, порой, мучительная истинность взятого тона.
Смешные рассказики Антоши Чехонте имели успех. Журналы писали: присылайте еще! И в карман студента посыпалась первая копеечка. К своим виршам Чехов относился без всякого уважения, считал их поденщиной, ерундой, ёрничал, сочиняя псевдонимы, например, "Человек без селезенки" или "Антоша", или вдруг высокопарно "Улисс".
Окончив университет Чехов стал уездным врачом в центральных уездах России, по отзывам врач он был грамотный, опытный, но хобби юмориста не оставлял и продолжал посылать в газеты свои шутки, скетчи, даже издал тоненькую книжечку своей юмористики, но.
Но мир тогдашней литературы был глазаст, и однажды – а было это 25 марта 1886 года - врач Чехов получает письмо от одного из небожителей русского литературного Олимпа, от писателя Дмитрия Григоровича, в котором мэтр пылко отчитал Чехова за то, что тот недостоин своего таланта и, имея такой дар, тратит его на всякую чепуху.
Чехов замер как пораженный громом.
Думаю, нечто подобное пережил и молодой Петр Чайковский, который, став студентом Петербургской консерватории по классу композиции, вдруг получил нагоняй от директора, композитора Рубинштейна, который пригрозил выгнать Чайковского из стен академии, если он по-прежнему будет так наплевательски относиться к своему гению.
Растерянный и растроганный Чехов ответил мэтру большим письмом, где признался: "Если у меня есть дар, который следует уважать, то каюсь перед чистотою Вашего сердца, я доселе не уважал его".
Тут мы касаемся чрезвычайно тонкой материи: природы человеческой гениальности. Предмет весьма темный, загадочный, волшебный, неуловимый. Во всяком случае, ясно, что гений есть некая творческая сила, которая либо присутствует в человеке, либо нет и каких-либо логических причин и даже предпосылок для его наличия нет. Дар дается почти что нечаянно, без особого разбора и уж, конечно, без каких-либо прежних заслуг; это не медаль и не погоны. Как считают каббалисты: только через дар в мире реализуется принцип случайности. Пожалуй, наиболее точно эту ситуацию тайны описывает восточная сказка о лампе бедняка юноши Алладина, на чье имя был положен подземный сад полный сокровищ и если бы не злой маг магрибинец, который прочитал узор звезд и явился к юноше, бедняк никогда бы и не узнал, что он царь и властелин.
То есть гений дан тебе свыше всего лишь как право им воспользоваться (или не воспользоваться), гений это колоссальная сила, которая обладает собственной природой, планом своего полета, а человек всего лишь сторож этого внезапного дара, слуга чуда, но никак не его хозяин и не распорядитель. Человек и его гений изначально несовместны.
Почему вдруг низкорослый самолюбивый офицер корсиканец стал Наполеоном?
Почему Бог поцеловал лицеиста Пушкина, прозванного обезьяной, хотя в лицее, наверное, были более чуткие и достойные мальчики?
Почему гений Чехова поселился в судьбе таганрогского парнишки, отец которого нещадно лупил его все детство?
Сам Чехов всего лишь единожды коснулся этого феномена в своем гениальном рассказе "Черный монах" - возможно лучший русский рассказ XX века! – где герой философ рационалист и позитивист Коврин, переживает поразительную встречу с неким фантомом, который в образе черного монаха, как смерч облетает землю, и говорит Коврину, что тот гений. Но материалист не может поверить в эту сумасшедшую мистику и продолжает жить так словно с ним ничего не случилось, и только в минуту смерти вновь переживает страшную встречу с фантомом, и тот упрекает героя: почему ты мне не поверил? Коврин пытается что-то ответить. Но уже поздно, уже твоя кровь хлынула из горла алым ручьем на паркет, и ты умер.
Увы, хотя Чехов до конца все-таки не поверил Григоровичу, но в тот прекрасный миг молодости он доверился громовержцу и решительно перекроил судьбу. Отказавшись от мелочевки, он залпом написал гениальную повесть "Степь", а параллельно с ней создал целое созвездие прозаических шедевров, среди них такие алмазы как "Именины" и "Скучная история", а в итоге этой полосы метаморфоз неожиданно совершил феноменальную поездку на остров Сахалин, с целью изучить быт тамошних каторжников.
Путешествие через страну зимой и весной по бездорожью Урала, Сибири и Дальнего Востока было крайне тяжелым, порой приходилось отстреливаться от волков. Короче ни один из русских кумиров той эпохи не совершил подобного подвига, результатом которого стала документальная книга "Остров Сахалин", которая, кстати, произвела такое впечатление на императора Николая II, что он отменил ножные кандалы для каторжан.
А финал этой истории истинно чеховский, полушутливый, он вышел на перрон московского вокзала снова зимой, через год, пряча под шубой двух забавных мангуст, которых приобрел на острове Цейлон, куда заходил в порт на стоянку тот пароход, на котором Чехов возвращался домой через Индийский океан.
Завоевав прочное положение в литературе, и получив твердый доход от книг, Чехов сначала купил имение в Мелихове под Москвой, а затем по состоянию здоровья из-за туберкулеза переехал жить в Крым, в Ялту, где построил настоящую виллу.
Эта пора его жизни совпала с пиком прижизненной славы, с театром.
Отчасти драматургом Чехов стал вынужденно, потому что продал все свои права издателю Адольфу Марксу (в том числе и на все еще ненаписанное) и хотя сумма была внушительной (75000 рублей), постепенно денег стало не хватать, и тогда Чехов решил писать пьесы, доход с которых в контракте с Марксом не значился.
Театр серьезно переменил жизнь писателя, Чехов стал публичной и модной фигурой и как итог - женился на актрисе. Его женой стала прима тогдашнего МХАТа, исполнительница всех главных ролей в пьесах самого Чехова – Ольга Книппер. Они познакомились осенью 1898 года на репетиции чеховской "Чайки", где актриса играла тоже актрису - Аркадину. Чехову было 38, Ольге 30. Чехову оставалось жить чуть больше 5 лет, а вот Книппер была суждена долгая жизнь, до 91 года. Это был уникальный брак. Их сближение родилось из бурной переписки, всего Чехов написал Ольге около 400 писем, и столько же получил в ответ. Они обвенчались в 1901 году… Современники скорее не одобряли выбор Чехова, подозревали актрису в поисках паблисити и видели в ее браке больше саморекламы, чем истого чувства. Кроме того, ее долгая связь с Немировичем-Данченко была у всех на виду. Однако, это был выбор Чехова и, судя по письмам он был счастлив, отчасти и оттого что Ольга всегда вдали от дома, от Ялты, вечно на гастролях и репетициях, что встречи их редки и потому радостны. Жена актриса позволяла Чехову чувствовать себя холостяком, к чему он привык.
Но умер он на руках у жены, за границей, 15 июля 1904 года, в германском местечке Баденвейлер, куда приехал в надежде подлечить свой туберкулез.
Чехов скончался совсем еще молодым человеком – 44 лет.
Даже простой перечень произведений Чехова захватывает дух: "Дама с собачкой", "Каштанка" (первый рассказ, напечатанный как отдельная книжка), "Ионыч", "Дом с мезонином", "Попрыгунья", "Крыжовник", "Душечка", "В овраге", "Палата №6" плюс пьесы "Чайка", "Три сестры", "Дядя Ваня", "Вишневый сад"…
Сочиненное, после письма Григоровича, - всего за 15 лет - поражает воображение профессионала, перед нами не человек, а целая фабрика по написанию шедевров, которые он создавал с невероятной стремительностью. На фоне Гоголя, который обычно переписывал страницу до 10 раз или Льва Толстого, который вносил последнюю правку в типографии у печатного станка манеру Чехова можно назвать импровизацией. Только Пушкин работал с такой же творческой силой, да и то в часы вдохновения или карантина как в дни Болдинской осени.
Он был истинный труженик, а еще и провидец.
Например, о том, что "у нас скоро не будет самодержавия", Чехов говорил открыто, но от оценок собственного же прогноза уклонялся.
И последнее.
Уже после смерти Чехова с его великим рассказом "Черный монах" случилась невероятная история. Дело в том, что еще в молодости Дмитрий Шостакович задумал написать оперу на сюжет этого рассказа, но долго не мог подобрать музыкальный ключ.
Трудность состояла в том, что у рассказа уже был такой ключ: Чехов сделал лейтмотивом сюжета популярную в его годы серенаду итальянского композитора Гаэтано Брага.… Два женских голоса под звуки скрипки, поют про девушку в ночном саду, которая в свою очередь слышит таинственные и прекрасные звуки идущие с неба.
Шостакович убеждал своих учеников написать эту оперу, но безуспешно.
Наконец, дожив до седин, композитор сам решился попробовать и просит жену найти ноты "Серенады". Жена находит в архивах ноты Брага и, прочитав ноты, Шостакович с изумлением понимает, что Чехов описал "Серенаду" вовсе не так, как она исполнялась, у Чехова в рассказе были упомянуты только сопрано, контральто и скрипка. Другие инструменты не названы.
Подумав, Шостакович переписывает оригинальную музыку Брага в чеховском ключе, добавив от себя только фортепиано с акцентными басами. И что же! "Серенада" Брага сразу зазвучала по-новому. С изумлением Шостакович пишет музыканту И. Гликману, что "музыка Серенады, по подсказке Чехова показалась мне даже волнующей. Я подумал, что нашел зерно будущей оперы".
Случилось чудо - умерший Чехов руками Шостаковича пишет музыку к собственному шедевру.
Но смерть в августе 1975 года оборвала замысел Шостаковича.
Опера "Черный монах" так и не была написана, но по слухам замысел Шостаковича ныне подхватил польский композитор Кшиштоф Пендерецкий.
… Как видим, гений не умирает вместе с человеком, а продолжает жить в таинственном месте, как тот подземный сад полный сокровищ, в арабской пустыне, записанный на имя нового Алладина, нового Пушкина или нового Чехова, и ждет, когда последний хозяин явится в алмазный вишневый сад за дарами для всего человечества.
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий