Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:49Астана
00:19Тегеран
01:49Бишкек
01:19Дели
03:49Пекин
23:49Москва
00:49Исламабад
00:49Душанбе
00:49Ташкент
Наблюдатели:
22:49Минск
03:49Улан-Батор
00:19Кабул
Партнеры по диалогу:
00:19Манама
00:19Ереван
00:19Катманду
00:49Баку
22:49Каир
23:49Доха
23:49Эр-Рияд
23:49Эль-Кувейт
23:49Мале
23:49Абу-Даби
23:49Нейпьидо
22:49Анкара
02:49Пномпень
02:49Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

19.04.2024 20:36
Экономика России доказала свою устойчивость, признали в МВФ
19.04.2024 20:31
Ереван и Баку договорились о демаркации госграницы у четырех сел на северо-востоке Армении
19.04.2024 14:27
Ректор Института русского языка имени Пушкина снята с должности
19.04.2024 14:17
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали
19.04.2024 13:26
Лавров: РФ в случае новых переговоров не будет делать пауз в боевых действиях с Украиной
19.04.2024 13:22
МО РФ сообщило о крушении самолета Ту-22М3 в Ставропольском крае
19.04.2024 06:34
Губернатор Севастополя сообщил об уничтожении воздушной цели над Черным морем
19.04.2024 06:29
Система ПВО сбила 25 целей на подлете к Белгороду
19.04.2024 06:19
США заблокировали в СБ ООН принятие Палестины в качестве полноправного члена организации
19.04.2024 06:16
Что известно об ударе Израиля по Ирану
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Навруз - праздник весны, солнца и надежды человеческой
22.03.2010 11:33
Праздник Навруз, который в эти дни широко отмечается на всех континентах, имеет ряд черт, превращающих его в уникальное мировое явление. Во-первых, это - самый древний на земле новогодний праздник. Он родился из почитания "небесного огня" - Солнца. Гуманистическая суть Навруза остается неизменной: ее можно выразить метафорой "Солнце светит всем одинаково".

В этом году Навруз, это старое, но нестареющее новогоднее торжество, решением Генеральной Ассамблеи ООН получило международный статус. И все же: откуда Навруз? - Издали, от корней человеческих. Причины установления Навруза объяснял еще Омар Хайям, девятьсот лет назад, Но и тогда он ссылался на легенды…

Вот что рассказывает о Наврузе таджикский философ, историк, литератор Акбар Турсон.


Читателя, впервые взявшего в руки книгу "Наврузнома" Умара Хайёма (в русском варианте – Омар Хайям) , не может не удивить обилие сведений о вещах и событиях, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения к ее теме - "истина Навруза". В ней объяснение "причины установления Навруза" (по словам самого автора, он изложил все, что "нашел в книгах предшественников и слышал от ученых") соседствует с рассказами о мече и перстне, соколе и золоте, стреле и луке, названиях коней и свойствах красивого лица.

Дело не только в непривычных для современного читателя особенностях трактата, написанного в средневековом Аджаме (здесь этот термин - не географический, а культурологический, обозначающий не только историческую родину иранских народов, Иран+Туран, но и весь ареал распространения их культуры). Как правило, в трактате не проводят четкой линии между реалиями прошлого и легендами о нем, а собственные наблюдения и свидетельства автора соседствуют с преданиями и даже выдумками, некритически заимствованными из других книг. Все дело - в своеобычности восприятия феномена, закодированного под простым названием "Новый день" (Нав-руз).

Для Хайёма и его современников Навруз не был лишь повторяющимся из года год календарно-сезонным событием, объявленным когда-то началом нового года. Вот почему знаменитый мудрец не нарисовал научный портрет Навруза, а создал его культурологический образ. Поэтому нас не должна удивить пёстрая мозаика Навруза, воссозданная Хайёмом из разноцветных "камешков" астрономии и астрологии, эстетики и мифологии, этики и алхимии. Немаловажен тот факт, что это не механическая смесь, а именно мозаика. Однако для восприятия ее скрытой голографии недостаточно наличие телескопа или микроскопа; в первую очередь нужен культуроскоп.

Каковы же характерные штрихи культурологического образа Навруза с высоты современного знания?

Самый древний новогодний праздник на земле

Будь это сказано не в обиду другим и тем более не в укор всем остальным, что Навруз отличается рядом оригинальных черт, которые превращают его в уникальное мировое явление. Во-первых, Навруз – пожалуй, самый древний новогодний праздник на земле. Его следы теряются в глубине тысячелетий, ибо был установлен эпическим героем иранских народов Кайумарсом в незапамятные времена. Поэтому даже такие яркие звезды мирового научного небосклона, как Беруни и Хайём, при объяснении происхождения Навруза прибегали к языку преданий и легенд.

С чисто научной же точки зрения происхождение Навруза я бы относил к временам вступления человеческого рода в качественно новый этап исторической эволюции - перехода от собирательства и охоты на животных к их одомашниванию и земледелию, - сопровождавшееся оседанием арийских кочевников и освоением ими дольного мира.

С тех пор на каждом резком повороте исторического русла экзистенциальной угрозе прежде всего подвергался Навруз. В истории борьбы за сохранение Навруз-и Аджам, а значит и отстаивании культурно-исторической самобытности народов Ирана и Турана, поистине судьбоносными были два события: завоевания Большого Хуросона сначала греками, а затем арабами.

Судьбоносными же эти события были в том смысле, что в отличие от последовавших за ними тюрко-монгольских нашествий, оба, Александр и Кутайба, помимо прочего, преследовали далеко идущую идеологическую задачу: переделать на собственный лад традиционное сознание покоренных народов.

Навруз выжил в условиях греко-македонской оккупации: Персеполь как дорожный знак материальной мощи Ирана был основательно разрушен, но остался новогодний праздник как символ духовной силы народа, создавшего архитектурное чудо столицы Ахеменидов. Более того, вскоре ценности местной культуры, породившей Навруз, вышли за географические пределы поверженной державы.

По сообщению поэта Низами Ганджави, упоминавшего о фактах эллино-иранских культурных контактов задолго до начала христианской эры, часть письменных реликвий Ахеменидского Ирана (древние пахлавиязычные тексты, связанные с традицией Авесты) была вывезена в Грецию для перевода.

Начальный этап арабского завоевания тоже сопровождался разрушением инфраструктуры Большого Хуросона - не столько материальной, сколько духовной. Местной культуре потребовались полных два века, чтобы восстановить цепь своей традиции, потерявшей целые звенья. В числе выживших культурных сокровищ физически покоренного, но духовного несломленного народа – Навруз.

Правда, мусульманская теология внушила новую символическую интерпретацию огня: его стали ассоциировать с адом и злым духом (Шайтаном). Это привело к изменению и его функциональной роли: огонь от очищающего и исцеляющего начала превратился в средства устрашения и воздания.

Пришлось также приспособить к новым духовным императивам "языческие" элементы традиционного ритуала Навруза. Например, хотя на праздничный дастархон по-прежнему ставили семь угощений, пришлось выбирать угощения, начинающиеся не на букву "шин", а на букву "син"; выделили место также для Корана.

Главное же состоит в том, что обусловленные суровыми временами новшества не вызвали существенного изменения космогонии, экологии, этики и эстетики Навруза. На уровне повседневного быта и обыденного сознания он остался праздником почитания "небесного огня" - Солнца. Элитная же культура народа в целом сохранила свою гелиоцентрическую природу, гуманистическую суть которой можно выразить метафорой: Солнце светит одинаково всем.

Навруз - самый универсальный праздник по трем важным параметрам: природной основе, историческому происхождению и общекультурным посылкам. Универсальность Навруза как астрономического явления очевидна: это – равноденствие, которое отражено во всех системах солнечного летоисчисления (от календаря Майя до "эры Джалоли", созданной Хайёмом).

Явление равноденствия открыли не иранцы, оно впервые обнаружено греческим астрономом Гиппархом во II веке до н.э., а в его научное изучение внес вклад средневековый арабский астроном Собит ибн-Курра. Приоритет в обозначении дня весеннего равноденствия как начала нового года тоже принадлежит не им (до них это делали шумеры и вавилоняне). Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке Востока и Запада.

Конечно, Навруз, как и любой другой народный праздник, отражает культурную традицию народа-творца, его религиозно-нравственные нормы и историософские идеалы. В этом качестве Навруз представляет собой зеркало земледельческой цивилизации иранских народов

Вместе тем, Навруз, в отличие от многих других народных праздников, не этноцентричен, не замыкается в скорлупе собственной традиции; он не стремится особо выделить субъект праздника как богоизбранного или богоносного народа. Навруз не зиждется на ценностях, чуждых другим народам.

Навруз - не праздник победы над кем-то или день национального плача по случаю поражения от кого-то; тем более - это не день ритуального возмездия за зло, причиненное субъекту праздника кем-то и когда-то. Всенародный праздник в целом не носит также протестный характер. Словом, пафос Навруза не направлен против кого-то бы ни было.

Объединяющее начало Навруза – не языческая религия или эзотерическая секта, не раса или этнос, не география, тем более не кровь, а культура с большой буквы, которая с момента взаимного отчуждения сынов Адама призвана восстанавливать былые родовые узы человечества.

Именно праздник Навруза является наиболее типичным явлением иранской культуры, ибо представляет ее живую душу и живую традицию. Более того, этот праздник как сгущенная духовность поколений и эпох олицетворяет сердцевину философии истории иранских народов - преемственность.

Пройти испытания и отстоять свою самобытность

Поскольку этические императивы Навруза вплетены в ткань традиционной культуры иранских народов, необходимо дать общую характеристику духовных констант этой культуры в единстве, особенно в контексте мусульманской цивилизации в целом, которую активные идеологи так называемой "войны цивилизаций" нынче изображают в устрашающих черных красках.

Центральная Азия в том культурно-историческом значении этого термина, какое принято в ЮНЕСКО (кроме Средней Азии она включает в себя также Иран, Афганистан, Пакистан, часть теперешней Индии и так называемый Китайский Туркестан), - одна из древнейших очагов мировой цивилизации.

Его Величество Время превращало эту благодатную землю то в оживленный перекресток больших дорог мировой торговли, то в открытое поле непрерывных кровавых столкновений; она обагрена кровью ее мирных жителей и бесчисленных непрошенных гостей - завоевателей и “освободителей”, пришедших сюда со всех четырех сторон света.

Вместе с тем, духовная почва Центральной Азии с тех же самых времен превратилась в место исторической встречи и интеллектуального взаимодействия различных народов, стран и континентов. Правда, в исторических трудах старого и нового времени шум и гам военных походов и битв, дворцовых переворотов и народных мятежей зачастую заглушили негромкий голос диалога цивилизаций.

Интеллектуальная среда древнего Ирана и Турана была обогащена культурой Античности - как индо-иранской, так и греко-римской; в их философское окружение аристотелизм и неоплатонизм вошли как в родную обитель. Там Европу знали не только по крестовым походам.

А по трансконтинентальному Шелковому Пути, соединившему Китай с Западной Европой через Самарканд, Бухару и Марв, шли не только торговые караваны, но и миссионеры; купцы же, наряду с шелком и ручными изделиями мастеров разноязычных племен, продавали также рукописные книги, многие из которых затем переводились далеко за пределами родины их авторов.

Арабо-мусульманская культура не осталась в долгу: она обогатила классическую культуру Аджама не только новым содержанием (религиозным и философским), но и новыми формами (новым алфавитом, новой системой стихосложения, новыми литературными жанрами, новыми формами лирической и эпической поэзии и т. д.).

Характерной же чертой новоформирующейся цивилизации, органически включавшей в себя и культуру Навруза, была толерантность; она культивировала беспристрастное и терпимое отношение к новому - незнакомому и инаковому.

Навруз - начало со-творческой деятельности человека

Культурологи обычно толкуют Навруз в рамках космологической модели умирающей и возрождающей природы, известной в древней Греции как "культ Адониса". Хотя Навруз тоже имеет политеистическое происхождение, однако на духовной почве монотеизма его мозаичная культура засверкала новыми гранями - такими, герменевтика которых выходит за узкие рамки объяснительной схемы языческого культа Адониса.

В ранее упомянутом трактате "Наврузнома" Умар Хайём пишет: "Этот мир установлен только равновесием, он процветает благодаря ему". Этическое же преломление данной космологической веры оформлено в суфизме в качестве нормативной нравственной максимы: необходимо соблюдать меру во всем - в действиях, мыслях, чувствах и даже в религиозных верованиях.

Следуя современным культурологическим интерпретациям праздника как имитации акта сотворения мира, можно было бы представить Навруз в качестве микрокосмического воспроизведения процесса макрокосмогенеза. Но согласно тем же интерпретациям, этому процессу, понимаемому как чудо, должно предшествовать усиление власти хаоса в форме карнавализации, сопряженной крайним эмоционально-нервным напряжением. Здесь, однако, проходит четкая духовная граница между Востоком и Западом.

Дело в том, что Навруз, оставаясь веселым народным праздником, в принципе не может превратиться в карнавал западного образца, особенно массового развлечения того типа, который родился в рамках смеховой культуры европейского средневековья. Ибо карнавальная демократия, предоставляющая всем участникам праздника полную свободу, включая и свободу не считаться с общественными правилами приличия, противоречит нормам и идеалам традиционной культуры Навруза.

Это подводит меня к главному культурологическому вопросу: почему в качестве начала нового года было выбрано именно весеннее равноденствие? (Правда, ранее западные иранцы (персы) новый год начинали со дня осеннего равноденствия и лишь потом приняли восточно-иранскую версию. Но это не меняет суть вопроса.) Хотя с чисто астрономической точки зрения удобнее начать год со дня летнего солнцестояния, как это делали древние греки.

В самом архетипе культуры Навруза заложен культ созидательного труда. Навруз олицетворяет не только день сотворения мира Богом, но и начало со-творческой деятельности человека на земле.

Сохранить "живые радости" Навруза

Решением Генеральной Ассамблеи ООН это старое, но нестареющее новогоднее торжество получило международный статус, и теперь необходимо вновь взглянуть на общекультурные архетипы и детерминанты Навруза, на этот раз в свете идеалов международного сообщества, символизируемого Организацией Объединенных Наций.

По свидетельству Абурайхона Беруни, древние арийцы Навруз называли "Днем Надежды". Этот символический образ наполнен особым культурологическим смыслом. Культурные архетипы Навруза суть не только духовные константы прошлого и настоящего, но и детерминанты чаяния будущего. Обратим внимание на два важных элемента праздника, которые, будучи включены в контекст перспективы современного глобализирующегося мира, приобретают новое значение и звучание.

Согласно традиционным верованиям, Небо особенно благосклонно к земле в дни Навруза. Но спускающиеся оттуда ангелы не посещают дома, которые не убраны, где нет мира и согласия.

Расширив пределы семейного дома до масштабов земного мира, в обычае предпраздничной уборки можно усмотреть прообраз теперешнего экологического императива, требующего не допускать загрязнения окружающей среды. Более того, в свете нравственных наставлений культуры Навруза (культ моральной чистоты, особенно воспитание одухотворенного чувства нетерпимости по отношению ко лжи и лицемерию, о чем, кстати, восторженно сообщал древним грекам тот же Геродот) можно углубить и само понятие экологии, а именно ставить вопрос о предотвращении загрязнения не только окружающей физической среды, но и среды духовной.

Это предусматривает расширение предмета экологии: в него наряду с защитой природы необходимо включить также защиту культуры – как от разрушения, так и от загрязнения. Ведь разрушение и загрязнение первой зачастую является следствием деградации второй.

Новоэкологический императив фактически уже прокладывает себе дорогу в коллективное сознание мирового сообщества. В основополагающих документах ООН – от Декларации тысячелетия до многочисленных рекомендаций ЮНЕСКО – настойчивый призыв к диалогу на всех уровнях международного общения сопровождается подчеркиванием необходимости укрепления культурного взаимопонимания, воспитания религиозной толерантности и поощрения духовного развития, включающего преодоление этно- и культуроцентристских предрассудков и идеологических предубеждений.

В стратегии перехода от "культуры реагирования" к "культуре предотвращения", реализуемой нынче ООН в глобальном масштабе, важнейшим звеном как раз является экология культуры.

В качестве дальнейшего развития и углубления идеи межцивилизационного диалога напрашивается необходимость формирования культуры совыживания в высшем смысле. Вопреки началам классического марксизма и утопиям новейшего глобализма, овеянным неолиберальной мечтой о конце истории, вовсе не стремление к единообразию мира, а, наоборот, культивирование его разнообразия, является общеисторическим фактором выживания человеческого рода. Но с одним существенным методологическим уточнением: расцвет разнообразия должен сопровождаться с интерактивным взаимодействием.

Как неоднократно констатировалось в документах ООН, именно восприятие многообразия как угрозы не позволяет многим увидеть общие ценности, соединяющее всех нас в одно историческое целое – глобальную цивилизацию.

Будем надеяться, что согласованным усилием всех членов международного сообщества хотя бы часть "живых радостей", которые Навруз приносит мирозданию, станет достоянием землян, истосковавшихся в наше время по ощущениям большого душевного удовлетворения.


Источник: Asia-plus. Печатается с сокращениями.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
Фонд имени Фараби проведет в Тегеране «Дни российского кино»
23.12.2022 11:38
Си Цзиньпин ответил на письмо жителей Саудовской Аравии, изучающих китайский язык
08.12.2022 09:33
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.