10-11 июня в Ташкенте соберутся на свой Совет главы государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Они дадут оценку итогам девятого года деятельности ШОС, прошедшего под председательством Узбекистана. «Шанхайская шестерка» определит также будущие шаги.
В преддверии саммита специальный представитель Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества, национальный координатор ШОС от России, посол по особым поручениям Леонид Моисеев дал интервью главному редактору ИнфоШОС Татьяне Синицыной.
Еще недавно ШОС вызывала настороженность Запада, а сегодня оттуда раздаются даже комплименты. Что изменилось?
- Изменения, безусловно, есть. Главное, мне кажется, состоит в том, что партнерство ШОС утверждается как бесспорная, естественная и все более востребованная диалоговая площадка для обсуждения вопросов, связанных с Центральноазиатским регионом, и в частности, касающихся темы Афганистана.
Считаю, что в формирование нового представления о возможностях ШОС внесло существенный вклад председательство России. В частности, большую роль сыграла прошлогодняя Московская конференция по Афганистану. ШОС успешно организовала встречу, в которой участвовали все ведущие региональные и мировые игроки, действующие на поле афганского урегулирования, в том числе такие международные организации и форумы, как ООН, ОДКБ, НАТО, ОБСЕ и ряд других.
Разговаривая на днях с представителем американского Госдепартамента, услышал от него следующее признание: эта встреча в Москве серьезно изменила отношение в США к ШОС, там впервые начали говорить о необходимости налаживать мостики с этой организацией.
Сегодня ШОС существенно расширила сферу деятельности. Сотрудничество входящих в нее стран охватывает множество направлений, распространяется на вопросы безопасности, экономики, культуры, образования, здравоохранения и ряд других. В этот процесс включаются все новые темы. Скажем, в ближайшее время предстоит осваивать, например, сферу сельского хозяйства, к ней мы еще не прикасались. Есть и другие наметки.
Всплеск интереса к ШОС отражается и в том, что у нее появились два партнера по диалогу из других регионов – Белоруссия и Шри-Ланка. Заявляют о желании подключиться к деятельности ШОС и другие государства. Мы ощущаем, что организация перерастает первично обозначенные рамки. Надо думать о том, как жить дальше, в том числе и в более широком составе.
Чем привлекательна ШОС, с Вашей точки зрения?
- Мне кажется, главное, что вносит ШОС в международную жизнь, это – редко встречающийся пример абсолютно равноправного подхода друг к другу совершенно разных по весу государств. Принцип консенсуса, действующий в ШОС, позволяет любой стране до конца отстаивать свое мнение, но при этом работать, конечно, и на коллективное решение.
ШОС это - диалог культур, цивилизаций, объединение стран с различными историческими судьбами, разным менталитетом и культурными ценностями. Они сообща решают важные задачи сохранения стабильности и обеспечения развития в ключевом районе мира. Это привлекает к ШОС и делает ее все более интересным мировым игроком. Я считаю, что по многим параметрам ШОС уже перерастает региональные рамки.
Приближается очередной саммит лидеров стран ШОС, ташкентский. В этом формате обычно подводятся итоги, намечаются новые рубежи. Какое достижение последнего времени можно выделить?
- Отражая реалии, существующие вокруг ШОС, узбекское председательство совершенно правильно расставило акценты во время своего годичного срока работы, определив во главу угла расширение внешних связей. Деятельность на этом фронте оказалась очень резонансной. Впервые ШОС получила столь отчетливое признание со стороны ООН. На Генеральной Ассамблее была принята специальная резолюция об отношениях ШОС-ООН, в апреле в Ташкенте состоялось подписание Совместной Декларации о взаимоотношениях между секретариатами двух организаций. Это – яркое событие и главный успех узбекского председательства.
Насколько трудным был процесс рождения документа?
- Разработка и принятие Декларации потребовали большой слаженной предварительной работы в Нью-Йорке от постоянных представителей государств-членов ШОС. Процесс согласования позиций продолжался почти год. Говоря откровенно, не все сразу получалось. Но результат – высокий, и главное, что в резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, отмечается существенная роль ШОС как активного и значимого участника тех сложных процессов, которые сейчас происходят в Центральноазиатском регионе.
Какова судьба другого соглашения, транспортного, которое должно открыть дорогу из Западной Европы – в Китай?
- Это соглашение – очень значимое, и по сути, реально открывает полноценное автомобильное сообщение из Западной Европы в Китай. Документ готов, нам осталось согласовать Приложения к нему, касающиеся технической стороны работы этого маршрута. Имеются в виду частота поездок, вопросы, связанные с транзитом через границы и пр. Все, что касается строительства, – сооружение дорог, мостов, инфраструктуры, осуществляется на национальном уровне. На уровне ШОС утрясаются правила игры, т.е. правила действия этого соглашения.
За этим стоит сложная, многогранная, кропотливая работа. В нее вовлечены все шесть стран ШОС. Маршрут значим еще тем, что будет соединять не только страны, но и целые регионы. В том же центрально-азиатском регионе к нему подключается Туркмения. Узбекистан свой участок уже сделал, построил логистические центры. По этому проекту мы тесно сотрудничаем с ЭСКАТО и Азиатским банком развития.
В этом году "оперились" два новых проекта – Энергетический клуб и Университет ШОС. Ваше мнение о них.
- Про Энергетический клуб я бы сказал немножко осторожней. Сейчас начинает реализовываться концепция, измененная с учетом позиций всех шести сторон. Первая предложенная модель показалась некоторым странам чересчур «жесткой». Поэтому предпочтение отдали более «мягкому» варианту – механизму с открытой повесткой дня, позволяющему вести обмен мнениями по самой широкой тематике.
К примеру, последняя такая встреча в Москве, которую организовывала российская часть Делового совета, была заявлена как дискуссия о возможностях сотрудничества в атомной энергетике. До сих пор ШОС вообще не касалась этой темы. Встреча позволила лучше сформировать понимание того, как будет дальше работать дискуссионный вариант Энергоклуба ШОС.
Что касается Университета ШОС, то здесь сотрудничество энергично продвинулось вперед. Осенью предстоит пилотный запуск этого уникального образовательного проекта. Университет ставит перед собой цель готовить специалистов по профессиям, в которых особенно нуждается ШОС. Он позволит студенту поступать в вуз в одной стране, а продолжать или заканчивать обучение в другой.
Остается нерешенной проблема взаимного признания дипломов в рамках ШОС, и это сдерживает полноценное функционирование университета. Существуют, конечно, вопросы финансирования - проект масштабный и затратный. Главное, что в УШОС видится особенно ценным, так это возможность более широкого использования национальных языков стран ШОС.
Как Вы оцениваете деятельность Узбекистана на посту председателя ШОС, какая была специфика?
- В перечне достижений узбекского председательства - подготовка первого документа по расширению организации. Это - юридическая основа для приема новых членов.
Очень важным стала разработка кодекса Правил процедуры для функционирования органов ШОС. До сих пор у нас не было единого порядка, который бы регулировал, скажем, встречи министров, встречи национальных координаторов, встречи постоянных представителей при
Секретариате и т.д. Сейчас создан стройный перечень правил, которым должны руководствоваться наши страны при подготовке мероприятий, начиная с саммитов и кончая встречами экспертов.
Пожалуй, главная заслуга – расширение внешних связей ШОС, завязывание предметного диалога с ООН. После того, как Россия предложила определенную модель проведения председательства (2008-2009 гг.) и развернула подготовку к нему заранее, чуть ли не за год до начала, детально прорабатывая всю программу мероприятий, этот пример оказался интересен и для других стран. Ташкент подошел чрезвычайно ответственно к своей миссии.
В сентябре прошлого года, в начале председательства Узбекистана в ШОС, состоялась беспрецедентная встреча Президента Узбекистана с национальными координаторами, на которой нам было изложено видение приоритетов в период годичной совместной работы. К сегодняшнему дню они во многом реализованы. Мы чувствовали постоянное внимание к нашей работе, настойчивость и нацеленность узбекской стороны на конкретные результаты.
Находясь в Узбекистане, глава ООН Пан Ги Мун получил возможность своими глазами увидеть трагедию умирающего Арала. Есть и другая драматическая ситуация в регионе – водная война. Может ли ШОС стать неким «мировым судьей» в этом жестком споре: усадить за стол переговоров, провести независимую экспертизу?
- Экология – больной вопрос для многих стран мира. Проблемы окружающей среды обостряются с каждым годом. Мировое сообщество вынуждено соединять усилия, материальные и интеллектуальные. Надеюсь, что совместная резолюция ШОС-ООН создаст новые возможности и для экологического сотрудничества.
Воды становится все меньше, а ее потребление - растет. Вопросы, связанные с водотоками, которые идут через границы, не могут решаться в одностороннем формате. Зачастую и на двустороннем уровне к некоторым из них – просто не подступиться. Поиск решения в большинстве случаев необходимо вести на многосторонней основе.
Известно, что из-за воды есть проблемы в «треугольнике» Китай – Россия - Казахстан (речь идет о распределении воды Иртыша). Еще более острую форму носят вопросы, связанные с водотоками в Центральноазиатском регионе.
Здесь есть страны с выраженным горным ландшафтом, экономика и экспортный потенциал которых не могут развиваться без использования водных ресурсов. Соответственно, намечаются планы строительства масштабных энергетических объектов. Другие государства – равнинные, с развитым сельским хозяйством, сильной промышленностью. Они порой просто задыхаются от нехватки воды. Система водопользования, созданная во времена Советского Союза, разрушается на глазах. Согласованных решений, которые бы удовлетворяли все стороны, пока не найдено. Дело зачастую доходит до серьезных осложнений.
В свое время в ШОС был запущен процесс работы над концепцией о природопользовании, которая должна была распространиться и на водные ресурсы, однако существующая разница в позициях до сих пор серьезно тормозит работу этой группы. Поиск многосторонних подходов к этой проблеме ведется и в рамках ЕврАзЭС, в эту тему активно вовлекается Евросоюз – он уже начал диалог с центральноазиатскими государствами. ШОС, разумеется, не может оставаться в стороне.
Как, по Вашему, можно было бы решить эту задачу?
- Задача, конечно, колоссальная. Ее решение требует немалых финансовых средств. Мне кажется, здесь надо идти параллельно по нескольким направлениям. Во-первых, тотально внедрять культуру водопользования. Когда строили гидросооружения, мало кто думал о технологиях сбережения воды, о тех последствиях, которые может дать такая расточительность. В результате – истощение водных источников, засоление почв, изменение климата.
Вторая задача – восстановление, реконструкция гидросооружений - плотин, водохранилищ, каналов, которые зачастую находятся в отчаянном состоянии. Она также связана с большими финансовыми затратами. Третья проблема – юридическая. Дело в том, что существуют диаметрально противоположные подходы к вопросам, является ли вода товаром, нужна ли плата за пользование водой. У разных сторон разные подходы.
Мне кажется, что по таким проблемам необходимо объединение усилий – одна ШОС не в состоянии найти универсальное решение. Взять совершенно другую область - борьбу с наркотиками, и здесь также необходимо объединение усилий всех международных игроков, действующих в регионе.
Проблема наркотрафика кажется бессмертной – афганцам надо выживать, кормить детей, между тем альтернативы плантациям мака нет…
- В этой проблеме есть новый поворот, намечаются свежие подходы. Наркозамещение, т.е. производство новых культур вместо мака, в Афганистане мало реально, поскольку осуществить это достаточно сложно, а сам процесс - долговременный.
Между тем задачу надо решать, и сейчас высказываются такие предложения: на первых этапах речь должна идти не о накрозамещениях, а о скупке урожая опия для фармацевтической промышленности. Существуют колоссальные фармацевтические компании, которые легально используют опий, они готовы платить афганцам деньги, вполне сопоставимые с тем доходом, который получается нелегально. Так что, опий может стать легальным бизнесом, в который афганские крестьяне могут быть вовлечены на законном основании и который не будет работать на преступность, на терроризм. Такой вариант сейчас начинает обсуждаться.
Какова роль ШОС в международном сражении с афганским наркотрафиком?
- По инициативе России в ШОС разрабатывается механизм действий на наркотическом направлении. Прошло несколько лет после подписания соответствующего соглашения о сотрудничестве. На первых этапах ШОС подключалась к тому, что делало ОДКБ, плотнее привлекала к ее операциям всю "шестерку". Затем наши антинаркотические ведомства создали экспертные группы, провели встречи руководителей ведомств, разработали антинаркотическую стратегию, которая определяет приоритеты Организации в этой сфере. Стратегия готова, отработана экспертами. Она станет началом конкретной программы действий.
Интенсифицировались контакты по линии антинаркотических ведомств. Недавно глава российского ведомства В.П. Иванов находился в Пекине, где встречался с китайским коллегой.
То, что ШОС пытается сделать на антинаркотическом направлении, вписывается в несколько приоритетных задач. Во-первых, наладить взаимодействие в международном масштабе для того, чтобы поставить дополнительные преграды на путях транспортировки наркотиков через страны ШОС. Это предполагает сотрудничество не только с ОДКБ, но и с международными силами содействия безопасности в Афганистане. Мы их активно приглашаем к этому.
Одной из задач ШОС провозглашено создание поясов безопасности, в том числе финансовой безопасности, которые препятствовали бы отмыванию денег, полученных от наркотиков. Это – тоже российская инициатива. Сейчас идет активный процесс создания органов финансовой разведки во всех странах-членах ШОС, завязывается соответствующее сотрудничество.
Будет ли вовлечена в эту работу Региональная антитеррористическая структура ШОС, существующая в Ташкенте?
- В мандат РАТС до сих пор не входила борьба с наркотиками, ее первоочередная задача - борьба с терроризмом. Но мы понимаем, что у терроризма есть финансовая подпитка со стороны наркобизнеса, и этим направлением РАТС могла бы плотно заниматься.
Борьба с наркотиками, конечно, должна быть и отдельным направлением работы, в политическую составляющую которой должен быть вовлечен Секретариат ШОС. Имеется в виду проведение переговоров с международными организациями, налаживание связей с теми структурами, которые уже работают в регионе под эгидой ООН, например, с находящимся в Алма-Ате ЦАРИКЦ – Центральноазиатским региональным информационным координационным центром.
Поскольку в работе на антинаркотическом направлении в регионе задействовано несколько структур, ШОС могла бы стать тем механизмом, который способствовал бы объединению всех усилий.
Новый момент этого года - разработка юридической базы расширения ШОС. Но нет ли опасности, что достижение консенсуса - этой «главной заповеди» организации - станет более трудным?
- Согласно Хартии, ШОС – открытая организация и доступна для присоединения других стран. Сейчас речь не идет о каком-то резком расширении структуры. Все шесть государств крайне осторожно подходят к этому вопросу. Вот уже скоро 10 лет, как мы работаем в первоначальном составе. За прошедшие годы «шестерка» притерлась, выработалось взаимопонимание, налажен механизм уступок и согласований, выработалось уважение к позиции партнера, причем, повторяю, все мы считаем друг друга абсолютно равноправными участниками, ни у кого нет «особого» статуса. Естественно, что любой новичок привнесет с собой моменты, которые надо будет преодолевать, должен пройти адаптационный период и для него, и для организации.
Мы будем очень тщательно взвешивать все «за» и «против» при приеме новых членов. Когда ШОС создавалось, было только два критерия для вступления – готовность работать по шосовским принципам и принадлежность к региону. Сейчас мы подготовили документ, который конкретизирует перечень критериев.
Невозможно обойти события в Киргизии. Со стороны казалось, что случившееся настолько шокировало ШОС, что она растерялась…
- Я бы тут не согласился. Возможно, мы не очень афишируем свою работу, но она идет. Генсек сделал заявление спустя несколько дней после событий, и мы сразу договорились, что он поедет в Бишкек и, на основании согласованного мандата, встретится с временным правительством, прояснит обстоятельства и те потребности, которые возникли у Киргизии.
В этой ситуации ШОС руководствовалась основополагающими принципами, которые заложены в основу ее деятельности, – не вмешиваться во внутренние дела стран-членов ШОС (а события в Киргизии – чисто внутреннее дело страны). Так что, далеко идущих заявлений и тем более вмешательства и не могло быть.
Речь шла, прежде всего, о гуманитарной помощи, о том, в каких размерах, формах и на каких направлениях она нужна. Помощь эта оказывается, и достаточно солидно.
Второй вопрос, который волновал Киргизскую республику, это – открытие границ, потому что сразу после начала событий соседи закрыли границы. Вопрос о северных границах был решен накануне встречи в Ташкенте министров иностранных дел стран ШОС. На этой встрече киргизский вопрос занял достаточно много времени и обсуждался досконально.
Принципиальный подход (он был согласован) заключается в следующем: мы рассматриваем Киргизию как члена ШОС, как одного из основателей ШОС, имеющего право полноценно участвовать во всех механизмах ШОС. Во встрече секретарей Советов Безопасности и встрече министров иностранных дел представители Киргизии участвовали и наравне со всеми работали над документами. Прошла также встреча председателей Верховных судов наших стран, прошел Форум ШОС в Таджикистане. Для Киргизии шосовский процесс не прерывался ни на минуту. Разумеется, есть вопросы, связанные с легитимностью временного правительства, и не только в рамках ШОС, но и в рамках других структур, где задействована Киргизия. Мы ищем решения, отвечающие интересам и киргизской стороны, и интересам ШОС.
Кроме членов ШОС, в структуре организации есть наблюдатели и страны-партнеры по диалогу. Каковы их возможности?
- За последние два года произошли определенные подвижки в том, что касается наблюдателей. Например, РАТС получила задание вовлекать в свои программы и усилия страны-наблюдателя. Не все наблюдатели готовы участвовать в полном спектре активности организации, поэтому мы подбираем для каждого из них свой набор тем.
Начав с самого открытого направления работы – сотрудничества в области культуры, наблюдатели все чаще проявляют интерес и к вопросам безопасности, экономики. Недавно Деловой совет провел в Улан-Баторе (Монголия - страна-наблюдатель ШОС) заседание по вопросам участия Монголии в некоторых проектах экономического порядка.
Каков дальнейший курс движения ШОС, его главный акцент?
- Я бы не замыкался на каком-то одном вопросе. Для ШОС сейчас важны несколько приоритетных направлений, и они имеют разную конфигурацию. Например, будет продолжаться работа по Афганистану. Сейчас есть серьезные изменения, появились планы постепенного перекладывания основной ответственности с международных сил на самих афганцев. Через тренинги, целевые программы и другие формы, думаю, возможен процесс подготовки национальных кадров для того, чтобы эта страна могла сама эффективно бороться, например, с наркотиками.
Если мы не будем прикладывать усилий, искать решений, то придется наблюдать, как наркотрафик изнутри разъедает наше пространство. Для России это – колоссальная проблема, для Китая – тоже, актуальна она, конечно, и для других стран, разница – в специфике проблем. Здесь нужно помогать друг другу, подставлять плечо, консультироваться, объединять усилия, вырабатывать общий подход.
Оппоненты ШОС остаются и, невзирая на успехи организации, пророчат ей девальвацию…
- Говорят о «девальвации» ШОС, но в то же время испытывают к ней все больший и больший интерес! Этот факт свидетельствует о другом: свою нишу в мировой архитектонике ШОС уже заняла, и ниша эта – очень важная. Многие видят в ШОС оптимальную площадку для диалога. Возьмите любую другую структуру, которая есть в регионе, и станет очевидным, что ШОС - наиболее перспективный формат.
Еще до создания ШОС ныне входящие в нее страны решили две колоссальные проблемы, которые имеют важнейшее значение для стран азиатского региона. Речь идет о границах и о мерах доверия. Это – базисные вещи. И вопросы границ государств, входящих в пространство ШОС, и военное присутствие на этих границах – область доверия, я бы подчеркнул - глубинного доверия. Отправной точкой этого процесса стало сотрудничество России и Китая в районе общей границы. Потом два эти государства выступили инициаторами разработки уникальных для азиатского континента мер военного доверия и сокращения вооруженных сил в районе общих границ. Подобного прецедента не было в истории Азии. Тут ли говорить о девальвации?
|
Оставить комментарий