Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
22:43Астана
21:13Тегеран
19:43Минск
22:43Бишкек
22:13Дели
00:43Пекин
20:43Москва
21:43Исламабад
21:43Душанбе
21:43Ташкент
Наблюдатели:
00:43Улан-Батор
21:13Кабул
Партнеры по диалогу:
21:13Манама
21:13Ереван
21:13Катманду
21:43Баку
19:43Каир
20:43Доха
20:43Эр-Рияд
20:43Эль-Кувейт
20:43Мале
20:43Абу-Даби
20:43Нейпьидо
19:43Анкара
23:43Пномпень
23:43Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Иссык-кульские страсти по интеграции: вызовы, риски, прогнозы, реальный потенциал
01.10.2010 13:26 Наталья Харитонова, сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, координатор JEEN (Joint Eurasian Expert Network – «Объединенная евразийская экспертная сеть»)

События в Киргизской Республике обнажили проблемы различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Ни СНГ, ни ЕврАзЭС, ШОС или ОДКБ не нашли адекватного ответа на те вызовы, которые вышли на первый план в период разгоревшегося в июне кризиса в этой стране. Следствием стали этнические вспышки насилия, угроза гражданской войны, возникшие на почве противостояния социума с властью. Всё это заставило экспертное сообщество задуматься о проблеме эффективности интеграционных процессов в регионе.

Вопросов, касающихся эффективности интеграционных структур на постсоветском пространстве, накопилось чрезвычайно много. Ответить на некоторые из них, высказать свои позиции, оценки, прогнозы эксперты получили возможность на международной конференции «Центральная Азия в постсоветской интеграции». Она была организована Общественным фондом Александра Князева (Бишкек), Институтом политических решений (Алма-Ата) и Информационным агентством «ИнфоРос» (Москва) и прошла в одном из красивейших уголков региона – на берегу озера Иссык-Куль, в курортном местечке Тамчи.

Понятие «интеграция» стало общим местом в политическом дискурсе уже достаточно давно. Более того, оно постепенно стало инструментом политической риторики. Говорить об интеграции стало модно и престижно, потому что ее смысл изначально наполнен положительными импульсами «воссоединения», «восстановления» некогда великого общего пространства - в экономическом, политическом и гуманитарном аспектах прежде всего.

Экспертов, рассуждающих об интеграции на постсоветском пространстве как о процессе с реальным потенциалом, инициатор конференции доктор наук Александр Князев в своем приветственном выступлении, не зря назвал «безудержными оптимистами». Даже неудачный опыт интеграции многие из них определили как базу для дальнейшего развития интеграционных процессов.

При этом большинство экспертов сошлось во мнении, что одной из основных причин провала интеграционных процессов является эгоизм национальных элит и нежелание увидеть очевидные плюсы реальной интеграции. То есть, элиты даже сам процесс интеграции понимают по-разному и ориентированы при этом исключительно на получение «быстрых» дивидендов от интеграции, однако не готовы на то «самоограничение», которое эта интеграция предполагает.

Констатировалось, что экономики стран региона остаются сырьевыми, соседство с крупными рынками Китая, Индии, Ирана, России не способствуют развитию внутреннего рынка центральноазиатского региона, экономики стран Центральной Азии скорее являются конкурентными, нежели комплиментарными, т.е. располагающими потенциалом к интеграции.

Не способствует развитию этих процессов и жесткая связка собственность-власть (в условиях отсутствия у элит мотивации к интеграции и взаимного недоверия). В числе рисков указывались также углубление неравномерности экономического развития стран региона, расхождение на уровне национальных суверенитетов, противостояние политических элит стран региона.

В качестве реальных экспертами рассматривались две модели региональной интеграции. Одна из них - Центральная Азия как субрегион под большим влиянием внешних акторов. При этом страны становятся «замыкающими», т.е. сами по себе не представляющими особого интереса, за исключением тех ресурсов, которыми располагают их недра. Второй вариант интеграции – Центральная Азия как региональная структура, сосуществующая с другими интеграционными механизмами и проводящая самостоятельную политику. Было высказано также мнение, согласно которому для интеграции в регионе нужен внешний актор в роли лидера – России или Китая, поскольку соперничество между странами региона не дает шанса интеграции.

Особое внимание уделялось проблеме взаимосвязи таких понятий как «национальные интересы» и «суверенитет», которые изменили свою сущность прежде всего вследствие деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и других структур, отчего происходит искажение сути процесса интеграции. Например, часто экономическую политику государства определяют не национальное правительство а именно транснациональные корпорации. Равно как в процессе ведения внутренней политики, на национальные правительства часто оказывается давление со стороны международных и неправительственных организаций и др.

С точки зрения экспертов, не менее важным оказалось этическое и методическое измерение интеграционных процессов. Многие из них считают, что роль прагматики, система взглядов разноскоростной интеграции нуждаются в пересмотре. Здесь был приведен пример Евросоюза, который после расширения стал уже не блоком, а «концерном» государств, где все основные проблемы решаются за счет нескольких сильнейших стран. Такой вариант, полагают эксперты, вряд ли подойдет в качестве интеграционной модели центральноазиатскому пространству.

Согласно экспертному мнению, у региона более высокий потенциал к интеграции, базирующийся на общих этических ценностях, предсказуемости соседей по региону, общих ожиданий от интеграции, общем языке и культуре, новой генерации руководителей, способной решать проблемы, связанные с интеграционными процессами на этом пространстве. Вследствии этой логики был сделан вывод о том, что интеграция это - сотрудничество и конкуренция одновременно, ибо конкурируя и сотрудничая, все участники подтягиваются до уровня друг друга.

Интересными оказались оценки роли России в интеграционных процессах на пространстве Центральной Азии. Мнения здесь разделились: одни эксперты полагают, что Россия должна стать локомотивом интеграции в регионе, другие, наоборот, считают, что участие России лишь препятствует развитию интеграционных объединений в регионе, в том числе в силу неравенства экономических потенциалов. Так случилось с Организацией "Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС), которая после вступления в нее России слилась со структурами ЕврАзЭС и фактически прекратила свое существование. Специалисты констатировали: при том, что Россия вкладывает много средств в регион, она пока не выработала четкой концепции взаимодействия с ним.

Дискуссия о роли России в Центральноазиатском регионе положила начало дискуссии о Таможенном союзе. Ряд экспертов высказали точку зрения, согласно которой к этому союзу с недоверием относятся в Узбекистане, Таджикистане и Киргизии. И даже в Казахстане многие полагают, что Таможенный союз выгоден исключительно России, а его деятельность в нынешнем составе может негативно сказаться на региональном взаимодействии. Более того, в докладах представителей экспертного сообщества Киргизии и Таджикистана звучали аргументированные оценки плюсов и минусов вступления этих государств в ТС, как если бы речь шла о самой ближайшей перспективе такой возможности. Один из ораторов предположил, что в случае с Киргизией Россия могла бы взять на себя издержки, связанные с нарушением обязательств этой страны перед ВТО.

Представители Киргизии прямо указали на тот факт, что, к примеру, киргизские фермеры отсечены от рынков Казахстана, отчего страдают обе стороны. Представители Казахстана, в свою очередь, отметили, что у Казахстана и Киргизии есть большой потенциал к взаимодействию, в том числе на уровне элит, к тому же существуют специальные органы по межгосударственному взаимодействию и целый ряд координационных структур. Для Казахстана же, находящего между Россией и Китаем, более гибкое отношение к Киргизии и Таджикистану – единственный вариант для налаживания взаимодействия в регионе.

Наиболее горячие споры вызвал вопрос истинных интересов западного мира к Центральной Азии. В частности, каковы были бы интересы Евросоюза в Центральной Азии при отсутствии в ее границах энергоресурсов? Обсуждалась и такая постановка проблемы, как готовность ЕС к сотрудничеству со странами региона, если те будут «соответствовать» требованиям Евросоюза, и т.д. Большинство экспертов сошлось во мнении, что западный мир, в частности США, заинтересованы в дестабилизации центральноазиатского региона.

Не менее интересной оказалась дискуссия, в центре которой была тема интеграции в области коллективной и региональной безопасности. Эксперты согласились, что, если бы интеграция работала, апрельских и июньских событий в Киргизии можно было бы избежать, поскольку в период деформационных изменений в обществах стран региона стабильность достижима только за счет укрепления экономик, а это возможно за счет интеграции. Более того, предполагается, что прогнозируемый «демографический взрыв» может вызвать экспансию из региона вовне, и в качестве превентивных мер в этом случае необходимо заранее позаботиться о решении пограничных и приграничных вопросов.

Звучали и откровенно негативные прогнозы, призывы «забыть про интеграцию» по той причине, что Центральная Азия представляет собой совокупность из депрессивных моделей экономик, разнонаправленных векторов экономической активности, низкой экономической плотности территорий, слабой комплиментарности ресурсов, которыми располагает регион, постоянных проблем во взаимоотношениях с соседями по региону (реализация принципа «дружить через соседа, а не с соседом»). Кроме того, одним из серьезных препятствий региональной интеграции представляется срединное расположение Узбекистана, который, хотя и претендует на региональное лидерство, но вряд ли подходит на эту роль. Таким образом, «замкнутый цикл» нестабильности и бедности – главный вызов интеграции в регионе.

Формат конференции предполагал обсуждение достаточно широкого круга проблем, однако рекомендации, данные экспертами, концентрировались в рамках нескольких аспектов.

Прежде всего, в сфере экономики, для начала, необходимо развитие интеграционных проектов в транспортной отрасли, решение проблем миграции, водных ресурсов в регионе, макрорегулирование.

Во-вторых, нужны активная информационно-пропагандистская работа вокруг плюсов интеграции (здесь в качестве примера приводился процесс формирования Евросоюза), участие гражданского общества в решении региональных проблем (в том числе т.н. народной дипломатии), учет возможностей участия организаций соотечественников для продвижения интеграционных инициатив и т.д.

В-третьих, в области обеспечения безопасности показаны кооперация государств по принципу субрегионального объединения в плане антитеррористической деятельности, регламентация соглашений и национальных законодательств в этой области, информационное и аналитическое взаимодействие, коллективные меры по пресечению наркопроизводства и наркотрафика, борьба с наркокоррупцией, превентивные меры по решению социальных проблем со стороны ОБСЕ, ООН и др.

В-четвертых, необходимо наладить координацию существующих интеграционных структур в регионе с признанными международными организациями с тем, чтобы интеграционные объединения могли вести эффективную политику в регионе. Реальность состоит в том, что, кроме интеграционных структур, предотвращать кризисы здесь некому.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:35
БРИКС сблизил Нью-Дели и Пекин
22.11.2024 07:13
Владимир Путин: Китай – это наш союзник
20.11.2024 06:44
Си Цзиньпин указал Байдену на четыре красные линии Китая в отношениях с США
17.11.2024 07:35
Москва и Кабул становятся ближе
16.11.2024 08:24
Путин и Шольц провели первый за два года телефонный разговор.
15.11.2024 21:17
Джамму и Кашмир желает перемен
14.11.2024 09:43
Россия не потерпит нечерноморские страны в Черном море, заявил Патрушев
11.11.2024 17:37
Китай-Индия: ИТР -зона общих интересов
31.10.2024 15:05
Заявлние миссии наблюдателей ШОС по итогам выборов в Узбекистане
29.10.2024 17:18
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.