Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
11:59Астана
10:29Тегеран
08:59Минск
11:59Бишкек
11:29Дели
13:59Пекин
09:59Москва
10:59Исламабад
10:59Душанбе
10:59Ташкент
Наблюдатели:
13:59Улан-Батор
10:29Кабул
Партнеры по диалогу:
10:29Манама
10:29Ереван
10:29Катманду
10:59Баку
08:59Каир
09:59Доха
09:59Эр-Рияд
09:59Эль-Кувейт
09:59Мале
09:59Абу-Даби
09:59Нейпьидо
08:59Анкара
12:59Пномпень
12:59Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.11.2024 08:19
Bloomberg узнал о плане Байдена по Украине до прихода Трампа
24.11.2024 08:12
Госдолг США обновил исторический максимум
24.11.2024 08:06
Путин поздравил Кустурицу с 70-летием
24.11.2024 08:02
Инцидент со стрельбой произошел у посольства Израиля в Иордании
24.11.2024 07:58
Над регионами РФ за ночь уничтожили 34 украинских БПЛА
24.11.2024 07:50
Что известно о прекращении работы карт UnionPay Газпромбанка в некоторых странах
23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Чингиз Ахмаров, восточный Сикейрос
18.10.2010 13:18 Наина Аминова

Он отдал жизнь искусству и сам был одним из его явлений. Творчество Чингиза Ахмарова неразрывно связано с узбекской землей. Художник-монументалист, он известен своими замечательными стенными росписями, которые по художественному значению стоят в одном ряду с фресками Давида Сикейроса, Диего Риверы.

Чингиз Ахмаров прожил долгую, яркую, драматичную жизнь, объявшую несколько эпох. Хронику его наград открывает Сталинская премия, а завершает - государственный орден суверенного Узбекистана «Буюк хизматлари учун» ( «За заслуги перед Отечеством»). Выдающийся художник скончался 15 лет назад, оставив множество поражающих воображение свидетельств своего таланта, обогатив мировую сокровищницу искусства уникальными художественными дарами.

Дивной красоты фрески Чингиза Ахмарова украшают фойе ташкентского академического театра оперы и балета им. Алишера Навои. Этот театр, построенный академиком Алексеем Щусевым, по праву считается одним из архитектурных шедевров.

Художник расписывал интерьер театра, находясь под впечатлением восточных образов, навеянных лирическими поэмами Навои, которые он знал наизусть. Эта работа стала первой яркой страницей творчества художника как монументалиста, за нее 35-летний Ахмаров и был удостоен Сталинской премии. Высокое признание, ранняя слава, блестящий полет творческой судьбы и счастливое продолжение судьбы человеческой…

Потом, правда, как это часто бывает, лукавая судьба возьмет «своё», положив на другую чашу весов разверзающее душу страдание, глубокое разочарование. Художник с достоинством вынесет всю «хулу и хвалу», чтобы в конце обрести мудрую «осень патриарха» в окружении учеников, в золотом ореоле поклонения и признания.

Одна из знаменитых работ Ахмарова - «Согдийская свадьба» - находится в ущелье Лашкерет близ города Ангрена. В этом целительном местечке расположен дом отдыха Ташкентского кабельного завода, главный зал которого и расписал Ахмаров. Эпический свадебный сюжет обнимает весь простор главного зала, ниспадая благодатью на каждого, кто видит это. Череда утонченных картин, сплетающих тематический узор, создает удивительную по красоте композицию. Вот девушка с сюзане, мужчина с конем, гости, приносящие дары молодоженам, и они сами в традиционных свадебных одеждах. Гимн счастью, нарождающемуся новому, волнительному циклу человеческой жизни… Изысканные линии, неповторимая игра светотени, живой воздух, яркое художественное изъявление. Здесь есть всё, что составляет достоинство настоящего искусства. И сама собой рождается ассоциация: есть стансы Рафаэля в Ватикане - и есть стансы Чингиза Ахмарова в ущелье Лашкерет…

…Городок Троицк, расположенный у подножия гор Южного Урала, был возведен в далёкие имперские времена Екатерины Великой, на границе российских владений, у стен небольшого аула, в котором жили татары, казахи, башкиры, узбеки, русские. Позже городок превратился в центр торговли и культуры, органично впитавший в себя непреходящие ценности этих народов, гармонично живших на троицкой земле.

Чингиз, сын Абдурахмана Ходжи Ахмарова, родился в этих местах, в просвещенной татарской семье. В доме была библиотека, оставшаяся от деда Мифтохитдина. В ней было множество рукописных, литографических книг, газет и журналов на турецком и татарском языках и даже словарь Брокгауза-Эфрона. Научившись читать, Чингиз пропадал в дедовской библиотеке. Любимейшей книгой был объемистый труд Элизе Реклю «Земля и люди». Издание содержало много сведений по географии, этнографии, истории конца XIX века. Будущий художник замирал, разглядывая красочные гравюры, пытался копировать их.

Дом родителей был двухэтажным, с садом, полным деревьев и цветов. Имелось и свое хозяйство – овцы, коровы, лошади. С детства у мальчика была привычка рисовать всё, что привлекало внимание, задевало душу. Чаще всего «под карандаш» попадали лошади, привораживающие взор статью, благородством. Рисовал то грациозную голову, опущенную к траве, то стройные ноги, «обутые в копыта», то умные лошадиные глаза под веером ресниц.

Мать Сахиба отдавала своим одиннадцати детям всё, что было прекрасного в ее душе. Сестры Чингиза посещали школу для девочек, учились игре на фортепьяно, увлекались стихами, ставили спектакли. Семилетний Чингиз пошел в школу, где учились старшие братья.

В то время мусульманское общество Троицка, как рассказал сам Чингиз Ахмаров в автобиографической книге «На пути к прекрасному», делилось на две группы – «старомодных» и «джаидов». Первые отстаивали традиционализм, отрицали русскую и европейскую культуру. «Джаиды» же (это были богатые землевладельцы и купцы) были сторонниками установления отношений с русскими, поборниками изучения культуры европейских народов.

Отец Чингиза стал организатором джаидских школ, европейских библиотек. Он не раз посещал Москву, Петербург, Казань, Новгород, а также страны Ближнего Востока, близко знакомился с представителями интеллигенции, интересовался прогрессивными идеями и событиями в разных странах. Понимая значение русского языка как ключа к мировой культуре, Абдурахмон Ходжи Ахмаров изучал его сам и прививал детям.

Однажды на день рождения родители подарили Чингизу книгу немецкого писателя Гауфа «Маленький Мук» в русском переводе. Иллюстрации к ней были выполнены художником Дмитрием Митрохиным и вызвали бурю чувств, усилив нарождающееся желание стать художником.

В последних классах гимназии Чингиз зачитывался журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». Он попал под обаяние книг Льва Толстого, прочел «Войну и мир», «Анну Каренину», много размышлял над философией писателя.

Желание рисовать он реализовывал в школе – оформлял стенгазеты, ученические спектакли, рисовал картинки, которые раздаривал друзьям. Однажды его рисунками заинтересовался профессиональный художник: «Да у тебя талант!»

В 1924 году из Москвы в Троицк приехал заведующий отделом школ восточных народов Комиссариата просвещения Хабиб Зайни-ога Халилов, увидел картинки Чингиза и решил забрать талантливого юношу на учебу в столичное художественное училище. Однако родители не рискнули отпускать сына так далеко и отдали его постигать ремесло художника в Пермское училище изобразительных искусств. На экзамене Чингиз выполнил восхитившие приемную комиссию рисунки к басне Ивана Крылова «Ворона и лисица».

Успешно окончив училище, Чингиз вернулся в родительский дом. Тяжело заболел отец, и врачи посоветовали семье перебраться в места с сухим климатом. Так Ахмаровы оказалась в Узбекистане.

В 1931 году Чингиз приехал в Самарканд. Прекрасный древний город очаровал его. Творческие силы самаркандских художников объединялись на предприятии под названием «Изофабрика», которая занималась оформительскими работами по украшению улиц и зданий города в дни праздников. Все работали с большим увлечением, творческим запалом, и Чингиз влился в эту среду. Жизнь наполняли жаркие беседы об искусстве, о художественных жанрах, приемах, тонкостях.

Но вот ему становится тесно в Самарканде, он рвется в большой мир, в большое искусство. В мае 1934 года двадцатидвухлетний Чингиз Ахмаров приехал в Ташкент, устроился художником в редакцию газеты «Колхозный путь».

Первыми работами ташкентского периода стали иллюстрации к роману Айбека «Священная кровь» и роману Абдуллы Каххара «Мираж». Ахмаров успешно выполняет заказы Ташкентской киностудии - изготавливает эскизы для костюмов. Его работы высоко ценятся. Он знакомится с художниками-графиками, оказавшими большое влияние на формирование его мировоззрения и творческого почерка. Среди них были Искандер Икрамов, Петр Шахназаров, Максуд Шейхзаде, Борис Жуков, Усто Мумин, Александр Волков, Урал Тансыкбаев. Общение с такими образованными, интересными людьми формирует вкусы, привязанности, культуру и мировоззрение молодого художника.

Но были и коллеги другого рода – завистливые, спешившие доложить «куда следует» о странных взглядах молодого таланта. А странность состояла, например, в том, что Ахмарову очень нравилась традиционная восточная миниатюра, и он открыто говорил о необходимости ее возрождения, о том, что узбекское искусство должно бережно относиться к своим корням.

Чем больше он общался с писателями, художниками, театральными деятелями, артистами, кинорежиссерами, тем острее чувствовал недостаток образования. Молодые амбиции, максимализм вызывали желание быть на равных с людьми высокого искусства. А значит – надо учиться. В 1935 году Чингиз Ахмаров приехал в Москву и поступил в художественный институт им. Сурикова. Его педагогами были выдающиеся мастера искусства - Игорь Грабарь, Владимир Фаворский, Лев Бруни и другие. Всю жизнь он благоговейно называл их «учителями».

Чингиз с молодой энергией окунулся в культурную жизнь столицы - он посещает музеи, выставки, театры и столь популярные в те годы литературные и поэтические вечера. В театре Мейерхольда ему нравился спектакль «Дама с камелиями», в театре Революции он слушал Бориса Пастернака, читавшего свои стихи.

На пятом курсе института Ахмаров перешел в мастерскую монументального искусства, которой руководил академик Грабарь. Летом 1941 года студенты приехали в Новгород, чтобы увидеть шедевры русского монументального искусства, удивительные фрески Софийского собора и Ферапонтового монастыря. Возвращаясь в Москву, они бурно обсуждали свои впечатления в поезде, но их жаркий спор прервало сообщение о начале войны.

В июле студенты строили под Вязьмой оборонительные сооружения, копали противотанковые рвы. Молодые художники рвались на фронт, но их институт срочно эвакуировался в Самарканд. Так Чингиз снова попал в город своей юности. Здесь в 1942 году Ахмаров защитил на «отлично» свою дипломную работу - триптих «Меч Узбекистана» - сложное многофигурное, монументальное полотно.

Но вот война двинулась на запад, и институт вернулся в Москву. Грабарь в те годы тесно общался с архитектором Алексеем Щусевым, которому было поручено спроектировать театр оперы и балета для столицы Узбекистана. Театр начали строить в 1944 году. Грабарь предложил Щусеву посмотреть работы своего талантливого ученика Ахмарова. Так Чингиз попал в творческую группу, которой было поручено оформление интерьеров театра. Несколько позже он выполнил такую же работу и в Казанском оперном театре им. Мусы Джалиля.

…По мере того, как счетчик жизни накручивал годы, Чингиз Ахмаров все чаще вспоминал места, где вырос и сформировался. Он тосковал по Востоку и с большим душевным и творческим напряжением искал своё место в искусстве, размышляя над красками и линиями, объединяющими и разделяющими Восток и Запад. На этой волне он возвращается в Ташкент, где его ждут и создают все условия – только твори! Окрыленный вниманием, заботой, возвращением в родные края, он ощутил новый прилив сил, мощный творческий импульс.

Мастер выполняет серию монументально-декоративных работ для музея Улугбека, готовит росписи в вестибюле Института востоковедения имени Бируни, отделывает здание музея Навои в Ташкенте, банкетный зал ресторана «Юлдуз» в Самарканде. Оформляет санаторий «Узбекистан» в Сочи, интерьеры станции «Алишера Навои» для ташкентского метро. Даже успевает сделать росписи в кафе в городе Красноярске - дар Узбекистана сибирякам. В 1964 году Ахмаров вернется к книжной графике и оформит «Кашмирскую легенду» Шарафа Рашидова. В 1964 году он становится народным художником Узбекистана, а в 1967-м получает Государственную премию имени Хамзы.

В зрелую пору своей жизни Чингиз Ахмаров много путешествовал по миру, объездил почти всю Европу, побывал в Египте, Турции, Индонезии, на Цейлоне. В музеях Европы он познакомился с картинами своего любимого художника Вермеера, увидел своими глазами так волновавшую с юности «Девушку с жемчужной сережкой». В 70-х годах у него прошли персональные выставки за рубежом, со многими из крупных художников мира Ахмаров состоял в личной переписке, принимал их в родном Ташкенте.

«Удалось ли воплотить в искусстве – в живописи – свои чувства, мысли, надежды и устремления? Смог ли создать искусство, которое очищает душу, омывает ее, как вода, которой омываешь лицо и бренное тело?» - задается художник вопросом в автобиографических воспоминаниях и, как все мыслящие, сомневается: «Удалось ли?» И не находит для себя ответа. Но мы смотрим на его фрески и восхищаемся. Это и есть ответ…

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.