Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
12:42Астана
11:12Тегеран
09:42Минск
12:42Бишкек
12:12Дели
14:42Пекин
10:42Москва
11:42Исламабад
11:42Душанбе
11:42Ташкент
Наблюдатели:
14:42Улан-Батор
11:12Кабул
Партнеры по диалогу:
11:12Манама
11:12Ереван
11:12Катманду
11:42Баку
09:42Каир
10:42Доха
10:42Эр-Рияд
10:42Эль-Кувейт
10:42Мале
10:42Абу-Даби
10:42Нейпьидо
09:42Анкара
13:42Пномпень
13:42Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.11.2024 08:19
Bloomberg узнал о плане Байдена по Украине до прихода Трампа
24.11.2024 08:12
Госдолг США обновил исторический максимум
24.11.2024 08:06
Путин поздравил Кустурицу с 70-летием
24.11.2024 08:02
Инцидент со стрельбой произошел у посольства Израиля в Иордании
24.11.2024 07:58
Над регионами РФ за ночь уничтожили 34 украинских БПЛА
24.11.2024 07:50
Что известно о прекращении работы карт UnionPay Газпромбанка в некоторых странах
23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Сойдутся ли когда-нибудь Восток и Запад?
01.11.2010 11:44 Ботагоз Сейдахметова

Этот тривиальный вопрос породил уже не одну теорию. Самая известная - Хантигтона, о столкновении цивилизаций. Самый популярный ответ на вопрос - цитата Редьярда Киплинга о том, что Восток есть Восток, а Запад есть Запад. И всё же тема обсуждается...

Наша беседа с профессором кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, доктором исторических наук Владимиром Пластуном началась с известной цитаты Киплинга о Востоке и Западе. Только Владимир Никитович Пластун предпочитает полную версию этого стихотворения:

О, Запад есть Запад,

Восток есть Восток,

И с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей

На страшный Господень суд.

Но нет Востока и Запада нет,

Что племя, родина, род,

Если сильный лицом к лицу

У края земли встает.

Недавно я с удовольствием открыла для себя иранского ученого, философа Мохаммадали Ислами Надушана, который говорит, что Восток - это Азия, а Запад - это Европа. В частности, он пишет: "Азия - это край сокровищ и золота, а потому алчный взгляд Европы, стремившейся к захвату этих сокровищ, был краем большего равенства и благоденствия, и этим объяснялась его притягательность".

- Иранский ученый уверен, что мировоззренческое начало у западных народов очень велико. А на Востоке общность мировоззрения ниже. То бишь общих черт у китайцев, египтян или иранцев не так уж и много. Как вы считаете, насколько это верно для сегодняшнего дня?

В.П. - Если под Западом и Востоком понимать менталитет (образ жизни, традиции, обычаи), то они не сойдутся никогда. И в этом нет надобности. Так сложилось веками. И не по прихоти отдельных лиц, а в силу природных условий существования. Так, чадра, паранджа, чалма, обычай обрезания, обязательные омовения и т. д. появились у мусульман не по прихоти мулл, а в силу необходимости.

Этого не понимали отсталые европейцы, которые не мылись веками, пока не обучились этому у мусульман в ходе крестовых походов.От всех этих крестоносцев (включая королей, герцогов и баронов) несло вонью немытых тел. Поэтому, кстати, еще до крестовых походов в Европе так были востребованы восточные благовония, дабы отбить тошнотворный запах немытых тел "цивилизаторов". Эти благородные запахи и вскружили голову европейцам и подвигли их на завоевание Востока, где есть золото, благовония и специи. Колумб-то искал Индию с золотом и алмазами, а не Америку.

В свою очередь, на Востоке поняли наконец-то цену золоту, которому они сначала не придавали большого значения. Но Восток, предлагая свои сокровища, подразумевал торговлю, а Запад, обладая более совершенной военной техникой (изобретенной греками), предпочитал завоевания, презирая торговых "лохов". Вот с тех пор и начинает возникать противостояние, которое стало активно подпитываться религией: христианство против ислама и наоборот.

Но и Восток не одинаков: у кого-то есть вода и финиковые пальмы, а у кого-то нет. Это относится и к Европе. Например, болгары, венгры, румыны еще 50 лет тому назад никак не могли понять, какие между ними могут быть торговые отношения. Один румын мне втолковывал: "У болгар только помидоры, у нас их тоже полно!" Вот когда обнаружили нефть, тогда и пошло-поехало. Но опять стали делить нефть с помощью оружия. Вывод: общие черты появляются при наличии общих интересов (внутри- и внешнеполитических), которые являются отражением экономических.

Повторяю, убежден, что мировоззрение зарождается, развивается и утверждается на фоне (фундаменте) экономических интересов. Пророк Мохаммад получил знамение не для личного пользования или утешения страждущих, а для объединения арабских племен с целью, говоря современным языком, улучшения экономического благосостояния тех же племен. Все остальное - производное.

- И все же, Владимир Никитович, давайте определимся с понятиями "Восток" и "Запад". Что вы вкладываете в эти понятия? Мы-то к кому относимся? У меня ощущение, что нас (я имею в виду постсоветские государства), трудно отнести к какому-то определенному лагерю.

В.П. - Я прочитал вам полное четверостишие Киплинга, а вы опять цепляетесь за первую строчку. Обдумывая мысль Киплинга, можно прийти к взаимоисключающим выводам. Во-первых, Киплинг - не истина в последней инстанции. Он выразил свое понимание ситуации. Во-вторых, там есть ошибки в переводе: переведено - племя, родина, род. У Киплинга нет этих слов, там есть - Border, Breed, Birth - граница, племя (поколение), рождение (начало, источник). И в целом смысл стихотворения Киплинга именно в том и состоит (прочитайте две последние строки), что, когда идет сражение, то не имеет значения, происходит ли это на Востоке или на Западе, не имеют значения ни границы, ни принадлежность к роду-племени, ни твое происхождение. Не надо пацифизма (хотя я сам предпочел бы быть пацифистом, чтобы избежать участия в кровавых войнах!). Именно Киплинг растолковывает: when two strong men stand face to face, война будет продолжаться до самого Судного дня.

А породил это состояние Запад - вечный колонизатор Востока. Восток пробудился и начинает мстить за унижения, грабеж и убийства. Правда, тактика (и стратегия) отмщения у восточных обществ различная: китайцы предпочитают экономическую (вроде бы мирную, но беспощадную) экспансию; уже сейчас вышли на 1-е место в мире по потреблению энергоресурсов. И пойдут дальше...

Вот вам пример разницы в мировоззрениях восточных обществ: исламские радикалы предпочитают бомбы, буддисты - мирную экспансию. А вам недостаточно четкого заявления канцлера ФРГ Ангелы Меркель о том, что попытка создания мультикультуры с треском провалилась?! И я ее понимаю. Летом этого года я сам был в Германии, видел своими глазами и уяснил из бесед с немцами: иммигранты не желают ни "примирения" с Западом, ни "вживания" в другую культуру. Ладно, не хотите, так не надо. Но ведь мусульмане (именно они, а не китайские, филиппинские и другие эмигранты) требуют для себя особого статуса.

У каждого своя дорога. Они живут на фонды социальной помощи германской стороны (то есть за счет налогов, взимаемых с рядовых немцев). В семье пять-семь человек, работает один отец, но пособие выдается на всю семью, которая бездельничает. Дети отказываются учить немецкий язык. Требуют создания школ на родном языке, страховки и т.д. Мужчины требуют выдачи пособий на всех жен (3-4) и специально женятся, чтобы получать на них пособия. Работать не хотят.

В Берлине есть районы, где проживают афганцы, пакистанцы, бангладешцы и прочие. Туда не советуют заходить: хулиганы и грабители царствуют... То же - в Швейцарии, Франции, Италии... Ответов два. Первый: вы нас грабили, теперь расплачивайтесь. И второй: мы - люди, это наши "права человека", свобода по-американски: хочу - работаю, хочу - нет, живу в той стране и там, где хочу... Так что не сойдутся никогда.

- По версии иранского ученого, линия раздела между мировоззрением Востока и Запада ведет свое начало с войны между древним Ираном и Древней Грецией. Возможно, что этой версии придерживаются многие ученые. Мохаммадали Ислами Надушан уверен, что географическое положение Ирана давало ему возможность всегда быть в эпицентре важнейших исторических событий, стражем ворот и в Европу, и в Азию. Что вы как востоковед и человек, который прожил в этой стране, можете рассказать о современном Иране? Он остается стражем междудвумя цивилизациями? Как Исламская революция изменила Иран?

В.П .- Интересно то, что разделение сейчас в геополитическом плане идет по линии Восток-Запад, а внутри как западных, так и восточных стран - по линии Север-Юг. И здесь опять возвращаемся к Природе: при расколе некогда единого материка под названием Земля (Гея) природные ресурсы почему-то оказались на севере. Югу достались горы и пустыни. Как следствие, менталитет северян и южан, определяемый опять же природными и климатическими условиями, существенно разнится, и это вновь вызывает противостояние, облекаемое в политические одежды.

Постсоветские государства тоже не одинаковы. Все мусульмане, все сунниты, но начинаем "дележку". Таджикистан - не тюрки. Те, кто тюрки, начинают каждый прославлять свою нацию как самую-самую. Это называется "дорвались" до независимости и не знают, что с ней делать, а потому бывшие партийцы - "элита" - пошли по западному пути - обогащайтесь. Но лозунгами по поводу заботы о народном благе торгуют по-прежнему.

Для "элиты" не существует деления на Восток и Запад, там закон один - у меня есть, у тебя нет. А людям внушают совсем другое, подыскивают им врага и науськивают, дабы отвести от себя "громы и молнии гнева народного". Что касается среднеазиатских государств СНГ, то, как ни стараются некоторые националисты облить грязью прошлое, от фактов не уйдешь. Прочитайте, что приказывал "завоеватель Туркестана" генерал Скобелев более чем 100 лет тому назад: "Вообще, с Азией надо обходиться умеючи. Она и ничтожна, и страшна... Средняя Азия до сих пор держалась скорее обаянием, соединенным с беспрерывными славными успехами, чем силою наличного числа войска... Победу европейцы понимают по-своему и впредь будут понимать так же, Азия же понимает победу совершенно иначе, а потому на рассматриваемые вопросы того или другого неудачного дела в Азии следует прикидывать масштаб азиатский, а не европейский".

Конечно, не все российские генералы были такими. Как и негенералы - тоже. Преступники, воры, грабители были, есть и будут во всех обществах, независимо от расы, национальности, вероисповедания...

Но факт, что население постсоветской Средней Азии гораздо более толерантно. Здесь полностью прав Назарбаев, возрождающий идею евразийства. Мы - евразийцы. Мой приятель академик Иван Стеблин-Каменский пишет: "На эту тему можно вспомнить гениальную, я считаю, формулировку Владимира Соловьева: "Россия - это мост между безбожным человеком Запада и чувствуете себя европейцем, а в Европе - азиатом, значит, вы - русский". Это уже народный афоризм, фольклор. И тоже верный. Когда приезжаешь в какой-нибудь азиатский город, где бывает довольно грязно, то чувствуешь себя европейцем. А в каком-нибудь чистеньком европейском городе, к примеру, я чувствую себя азиатом..."

Эзотерик Г. Гурджиев писал: "Европейское образование заключается в осмыслении объекта наблюдения, в то время как азиаты получают информацию с помощью чувств или даже инстинктов". Вот вам и мировоззрение, и менталитет одновременно - глубокая пропасть между Востоком и Западом, через которую перекинуть мостик чрезвычайно трудно. Требуются века...

Иран действительно был перекрестком всех дорог по пути в ту самую Индию (а их ведь несколько). Что его и сгубило, так как был вынужден ложиться под каждого завоевателя. Но иранцы и это выдержали, и сохранили свой язык и свою культуру. Правда, после Исламской революции их "занесло". Им хочется показать, что все вокруг осталось по-прежнему, а один Иран изменился, т.е. стал сильным и непобедимым и может теперь диктовать свои условия. А ведь изменилось почти все, и от "имперского мышления" пора отказаться, оставив себе и силу, и независимость. Только не надо угроз, не надо уподобляться американцам. Нужно оставаться Ираном, помня о Персии.

Источник: "Новое поколение" (Алма-Ата)

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Абхазия: революция закончилась, что дальше…
23.11.2024 07:50
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:38
Ким Чен Ын заявил об опасности термоядерной войны с США
22.11.2024 06:54
Афганистан – изгой или партнер
21.11.2024 06:54
СМИ: КНР отказала США во встрече министров обороны из-за оружия для Тайваня
20.11.2024 10:00
Парламент Абхазии принял отставку президента Бжании
19.11.2024 17:38
Центральная Азия: страсти по воде
19.11.2024 06:57
Оппозиция и власти Абхазии подписали соглашение. Бжания подал в отставку
19.11.2024 06:42
Президент Грузии отказалась признавать результаты выборов в парламент
18.11.2024 20:52
В Абхазии протестующие возвращают военным технику, стоящую у парламента
17.11.2024 13:32
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.