Полгода назад Россия, Казахстан и Белоруссия подписали заявление о вступлении в силу Таможенного кодекса. Как отметил тогда президент РК Нурсултан Назарбаев, это стало «самым главным событием» за 10-летнюю историю организации. В то же время это только первый шаг к наивысшей степени интеграции — к созданию Единого экономического пространства.
Политики и эксперты трех стран продолжают горячо обсуждать возможности, проблемы и перспективы Таможенного союза.
Нурсултан Назарбаев, Президент Казахстана:
«Мы, три государства - члена Таможенного союза, должны на деле показать выгодность этого мероприятия. Думаю, что желание Таджикистана и Киргизии вступить в Таможенный союз - очень хороший знак... Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15%. Появление Таможенного союза выгодно всем его государствам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов. На три страны приходится 17% мирового экспорта пшеницы».
Валерий Драганов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности:
«Таможенный союз вступил в фазу своей практической реализации. Интеграция стала реальностью. И можно считать сегодняшний день днем ре-интеграции во благо народа, во благо развития экономического пространства, во благо ликвидации внутренних границ между государствами. В результате чего граждане, капиталы бизнеса, товары будут перемещаться беспрепятственно.
В то же время это большая ответственность, особенно для правительств, политиков и госорганов, которые призваны следить за исполнением этого закона. Таможенный кодекс Таможенного союза является законом прямого действия. Он предоставляет право национальным законодательствам, исходя из условий, требований, ограничений во имя национальных интересов, вводить национальное регулирование. Принятый нами недавно во втором чтении законопроект о таможенном регулировании является, с одной стороны, имплементацией норм Таможенного кодекса Таможенного союза, с другой – вводит дополнительное регулирование относительно перемещения товаров, ценностей через таможенную границу. Под таможенной границей понимаются в том числе и внешние границы Таможенного союза.
И конечно, от администраций стран будет зависеть, станет ли легче гражданам перемещаться внутри союза, станет ли бизнес более эффективным, снизятся ли его издержки, упростятся ли процедуры, улучшится ли таможенная инфраструктура. Иными словами, сможет ли (а он должен) Таможенный союз стать стимулом для дальнейшего роста производства наших стран. А что касается России – дополнительным толчком к модернизации и инновациям».
Таир Мансуров, генеральный секретарь ЕврАзЭС:
«Этапным для ЕврАзЭС стал октябрь 2007 года, когда главы государств Белоруссии, Казахстана и России приняли решение о формировании Таможенного союза, подписали Договор о создании единой таможенной территории, а также Договор о Комиссии Таможенного союза – первого наднационального органа на постсоветском пространстве, решения которого обязательны для стран-членов ТС.
Как известно, с 1 января 2010 года было обеспечено начало функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС с введением Единого таможенного тарифа на импортируемые товары – а это более 11 тысяч единиц товарной номенклатуры. Комиссией Таможенного союза уже осуществляются делегированные ей полномочия в сфере тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного союза, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза.
5 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс. Был также принят Статут Суда ЕврАзЭС в новой редакции, который предусматривает обращение в суд хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза.
Снятие административных барьеров между Казахстаном, Россией и Белоруссией позволит в десятилетний период государствам Таможенного союза получить дополнительный прирост ВВП.
Динамичность ЕврАзЭС, устремленность Сообщества в будущее проявились и в том, что еще в декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Белоруссии, Казахстана и России утвердили План действий на 2010-2012 годы по формированию следующего, более высокого этапа интеграции – Единого экономического пространства.
Киргизия и Таджикистан могут присоединиться к Таможенному союзу, а затем и к Единому экономическому пространству по мере готовности их экономик.
К 1 января 2012 года будет разработан и принят пакет из 20 международных договоров, обеспечивающих в ЕЭП свободу перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, функционирование однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм. В ЕЭП предусматривается единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика. Интенсивная работа по согласованию этих документов в настоящее время проводится уже на высоком уровне».
Андрей Хазин, член Совета Федерации РФ:
«Вступление в силу Таможенного кодекса имеет две стороны. Первое – очевидно, что за подобного рода объединениями стоит будущее, свобода торговли – тот принцип, который позволит многим странам серьезно продвинуться в экономической сфере. Те страны, которые по тем или иным причинам не имеют достаточных преференций в торговле с другими государствами или имеют серьезные политические проблемы, неизбежно проигрывают в международной конкуренции. Будущее – за интеграцией того типа, который мы видим в Таможенном союзе.
К сожалению, Таможенный кодекс вступает в силу не в полной мере, но я думаю, что здесь особенно отчаиваться не стоит, в силу того что насущная необходимость экономик наших стран, и в первую очередь, в Белоруссии, в такой степени требует вступление в силу договоренностей в полном объеме, что даже самые серьезные политические аргументы белорусской стороны не смогу противостоять натиску реальных событий, реальных обстоятельств, связанных с экономикой».
Андрей Чумаков, руководитель налоговой и юридической практики «Эрнст энд Янг» в Белоруссии:
«Очевиден и бесспорен тот факт, что появление Таможенного союза выгодно для Белоруссии. Уже сейчас для нас открывается обширный рынок России и Казахстана, на который можно беспошлинно ввозить любой товар, в том числе товар, который не имеет белорусского происхождения. Здесь очень важно понимать, что для очень многих компаний, которые сейчас рассматривают приход Белоруссии на рынок, появление Таможенного союза стало критическим фактором. Это облегчает многие вопросы взаимодействия между Россией и Белоруссией и упрощает процедуру перемещения товара между компаниями.
Не секрет, что есть несколько компаний, которые на время «заморозили» процесс открытия бизнеса в Белоруссии до того момента, пока конкретно не определятся все нюансы с Таможенным союзом. И здесь я слышу только положительные отклики.
Мое личное убеждение – это бесспорное благо. Потому что это откроет для Белоруссии огромный рынок. И сейчас у Белоруссии появится просто уникальная возможность создать свою инфраструктуру для того, чтобы компании могли здесь открываться и могли везти свою продукцию дальше по всем странам.
Сейчас можно будет создать предприятие в Белоруссии, недалеко от границы с Россией, производить свою продукцию, спокойно везти этот товар в Россию. При этом затраты на создание этого бизнеса будут принципиально меньше, чем это было бы в Подмосковье.
Это очень большое преимущество, и его надо всячески стимулировать. А с точки зрения привлечения своих инвестиций – это отличный новый рынок для Белоруссии».
Сергей Чернышев, глава департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития РФ:
«Если говорить о 150 млн жителей Союзного государства, то между нами нет проблем. Администрации государств, бюрократы, реализуют эту единую волю, может быть, не столь быстрыми темпами, как бы нам, гражданам, того хотелось. В защиту бюрократов скажу, что есть определённые правила, по которым государствам следует работать. Если нет нормативно-правовых инструментов, в отношениях между странами наступает непредсказуемость. Таможенный союз и Единое экономическое пространство создают совершенно новый уровень этих правил. Они дают возможность жить без торговых войн.
Прежде всего, это будет происходить за счёт того, что по окончании достаточно короткого переходного периода у нас больше не будет отдельного рынка молока России и Белоруссии. У нас будет общий рынок молока и молочных продуктов, объединённый общим пониманием того, что молоко, произведённое в России и Белоруссии лучше, чем молоко, произведённое в третьих странах. Мы знаем, что те, кто производит молоко у нас, постараются не отравить собственное население, не делая различий между белорусскими и российскими гражданами. То же самое относится и к сельскохозяйственной технике. Таможенный союз создаёт для этого определённый порядок действий. Сможем мы таким образом реализовать коллективную волю наших народов - значит, мы победили. Не сможем - значит, мы проиграли».
Айтолкын Курманова, исполнительный директор Института экономических стратегий - Центральная Азия (Казахстан):
«Таможенный союз можно сравнить с Советским Союзом. За годы независимости многое изменилось, но экономические связи и производственные цепи остались могучими.
Эффект от Таможенного союза можно будет сравнить с тем, как если бы Советский Союз восстал из пепла. Конечно, за те 20 лет, которые прошли, многое изменилось, но многие экономические связи и производственные цепи остались могучими, и именно их восстановление, как ожидается, даст положительный эффект. Но с другой стороны, Советский союз жил за счет самоизоляции от глобальных рынков и именно это намереваются возродить создатели Таможенного союза. Мировой опыт свидетельствуют, что члены такого объединения рискуют в конечном итоге просто торговать между собой по завышенным ценам, используя свой союз, так как вне его они бы так дорого продать не смогли бы. Зарубежные эксперты указывают также, что технологический процесс тоже может замереть, так как торговля промежуточными товарами будет тоже замкнута между членами объединения. То же самое было в Советском Союзе».
Василий Хрол, заместитель госсекретаря Союзного государства:
«15% роста ВВП, который работа Таможенного союза обеспечит всем его участникам, станет для них общим экономическим чудом. Можно только представить, как в этом случае вырастет благосостояние граждан России и других стран Таможенного союза. 15% роста ВВП - это российское экономическое чудо. Это наше общее экономическое чудо, и это можно только приветствовать. Для сравнения могу добавить, что ВВП Китая растёт на 7%. И это вызывает удивление у всего мира».
Ахмед Местоев, торговый представитель Республики Казахстан в Российской Федерации:
«В целом, Таможенный союз позволит устранить административные барьеры между нашими странами. К тому же упростится таможенное оформление товаров, уменьшатся бюрократические проволочки. Это только на пользу нашим экономикам.
И что самое важное, образовался новый единый рынок в 170 миллионов жителей. Это, безусловно, будет способствовать привлечению иностранного капитала и технологий. А чем больше рынок, тем ниже цены на импортные товары. Для казахстанских товаропроизводителей рынок увеличится более чем в 10 раз, что должно стать мощным стимулом для развития новых современных производств.
По мнению экспертов, Таможенный союз позволит трем странам достигнуть к 2015 году совокупного объема ВВП в 400 миллиардов долларов. Каждое из государств - участников увеличит свой ВВП на 15 %. В Казахстане рост ВВП должен составить 20 миллиардов долларов...
С принятием единого таможенного тарифа средний уровень таможенных пошлин в Казахстане повысился до 10,6% (ранее он составлял 6,2%). Для того чтобы не допустить негативного влияния в результате повышения таможенных пошлин на деятельность предприятий, которые используют сырье из третьих стран, казахстанская сторона в течение переходного периода будет применять более низкие ставки таможенных пошлин на импорт порядка 400 товаров. В ближайшей перспективе планируется освободить предприятия от таможенных пошлин при импорте сырья, материала и технологического оборудования.
Иностранные товары, пересекая границы Таможенного союза и направляясь затем к месту доставки по трем государствам, попадут под так называемую специальную систему слежения, какой нет ни в Евросоюзе, ни в любом другом государстве. Это новшество ввели для того, чтобы у импортеров не возникло искушения заниматься махинациями, используя льготные ставки таможенных пошлин. Имеются ввиду те 400 «особо чувствительных» товаров. Например, Россия пока сильно зависит от импорта лекарств, и ей оставили низкие пошлины. А Белоруссия, наоборот, защищая своих товаропроизводителей, отстояла высокие тарифы.
Есть опасение, что импортеры будут в документах декларировать страну, где значится «льготная пошлина», а по факту ввозить его на территорию государства, где пошлина высокая. И тем самым экономить на этом. Более того, сопровождение к месту таможенной очистки товаров, подразумевает не только присутствие таможенников, но и спецпломбировку грузов, множество отметок в пунктах пропуска. И если импортер нарушит законы Таможенного союза, его имущество может быть арестовано, а товары конфискованы на территории, где произойдет задержание. В этой связи на территории Таможенного союза будет действовать интегрированная информационная система внешнеэкономической деятельности».
Александр Крылов ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН:
«Создание Таможенного союза - это на данный момент, к сожалению, единственный действенный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Есть ЕврАзЭС, есть другие объединения, но то, что на такой значительной территории создаётся единое таможенное пространство, окажет большое влияние на развитие событий и на состояние интеграционных тенденций. У Таможенного союза действительно очень большой потенциал. Будем надеяться, что он будет развиваться, и что между его участниками не возникнет споров и проблем. Если это соглашение было подписано, то это значит, что стороны действительно видят в этом большую выгоду для себя. Для Белоруссии и Казахстана это выгодно, для России тоже, но здесь возникает вопрос, насколько быстро этот процесс будет продвигаться дальше.
Сейчас самое важное, чтобы Таможенный союз наполнился реальным содержанием для трёх государств, отчего Россия, Белоруссия и Казахстан получили бы быструю экономическую отдачу. Если станет видно, что этот проект для них крайне выгоден, то появятся условия для дальнейшего расширения.
Советский Союз восстановить невозможно, но если государства бывшего СССР создадут какое-то новое интеграционное объединение, это будет выгодно всем. Сейчас, в атмосфере очень сложной экономической ситуации такого рода интеграционные процессы могут помочь решить реальные экономические проблемы. Этому мешало сопротивление Запада, который боится возрождения своего геополитического противника СССР, и сопротивление местных элит, которые боятся поглощения Россией. Так что речь идёт не о восстановлении СССР. У Таможенного союза нет единого центра, в нём не предусматривается лидирующая роль Москвы. Это будет союз равных, созданный на взаимовыгодных началах. Поэтому я думаю, что эта интеграция имеет очень большую перспективу».
Юрий Солозобов, российский политолог, директор международных проектов Института национальной стратегии:
«Я считаю это событие историческим. Был сделан очень важный шаг к созданию реального интеграционного экономического пространства на просторах бывшего Советского Союза. У нас было очень много разговоров об интеграции, много ностальгических проектов, но проекты, основанные на ностальгии, долго не живут. Таможенный союз - не реинкарнация Советского Союза и не попытка создать СССР-2. Это проект, созданный на прагматичной основе и при учёте опыта неудачного Таможенного союза начала девяностых. Тот союз не имел наднациональной системы управления и логики развития, поэтому он потерпел неудачу. Эти ошибки были учтены, и сегодняшний проект был реализован в формате трёх государств.
Наступает переломный момент. Казахстан желает строить новую экономику, Астана устами президента Назарбаева объявила программу индустриализации. Россия же устами президента Медведева объявила программу модернизации. К сожалению, она ещё не конкретизирована так чётко, как программа Казахстана, и не доведена до уровня конкретных проектов и предприятий. Россия пока находится в зоне выбора. Но важно то, что мы можем использовать принципиально новые возможности, которые даёт нам Таможенный союз.
Что это за возможности? Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это даёт нам сохранение критически важных технологических рубежей. Второе обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовать очень крупные транзитные проекты. Смотрите, что получается: впервые на просторах Евразии образовывается единое таможенное пространство с одним таможенным оформлением, протянувшееся через 11 часовых поясов. Это пространство является естественным сухопутным мостом между двумя гигантскими центрами силы - между Евросоюзом, ставшим после ратификации Лиссабонского договора пятисотмиллионной сверхдержавой, и полуторамиллиардным Китаем, являющимся мировой фабрикой.
Что происходит на Востоке: Китай к 2010 году образует вместе со странами АСЕАН общий рынок объёмом в 2 млрд человек. Мы тоже образуем крупный рынок в формате Таможенного союза, в котором участвует где-то 170 млн человек и примерно $2 трлн капитала. Это интересное экономическое пространство для инвесторов и для свободного развития, это очень важный момент. Помимо этого, мы получаем возможность создать «мост» между ЕС и Китаем. По оценкам специалистов, оборот торговли Восток-Запад к 2012 - 2015 годам достигнет уровня в $1 трлн. И сейчас мы забираем лишь малую часть этого транзита через Транссиб. Речь идёт не о том, что мы должны быть какими-то кули, грузчиками, такелажниками между трудолюбивыми китайцами и гедонистами из Западной Европы. Мы должны создавать логистические центры и предприятия с новой добавленной стоимостью. Фактически, некий гигантский фордовский конвейер должен протянуться от Китая до Европы через нашу территорию. Если мы сможем осилить создание в Евразии объектов и предприятий, основанных на новейших технологиях, то тогда мы совершим очень важный модернизационный скачок. Вот какую возможность даёт нам Таможенный союз».
Тимур Уразаев, директор департамента СНГ МИД Республики Казахстан:
«Хочу особо сказать, что сегодня, в эпоху глобализации, мы не имеем права на длительные процессы интеграции. К примеру, на создание Европейского союза ушло около 40 лет. Но в нынешней обстановке нам нужно как можно быстрее интегрироваться с нашими соседями, с которыми мы имеем общую историю, ментальность и практически схожие экономики. Уже сегодня Киргизия и Таджикистан высказывают намерение войти в Таможенный союз. Но для этого им нужно укрепиться экономически, привести свои макроэкономические показатели в соответствие с нашими, чтобы в дальнейшем какие-то их отрасли попросту не встали из-за неконкурентоспособности с российскими, казахстанскими и белорусскими.
В то же время и наш товаропроизводитель должен научиться конкурировать с иностранными компаниями. Неслучайно в Таможенном союзе предусмотрен пятилетний переходный период, во время которого мы еще можем предпринимать какие-то протекционистские меры для отечественных производителей. Но это не может продолжаться бесконечно. Если в едином таможенном поле с россиянами и белорусами наши товары будут неконкурентоспособными, как же они выдержат конкуренцию после вступления страны в ВТО? Убыточные и нерентабельные предприятия просто могут сойти с дистанции. Но это – условия рынка, которым нужно подчиняться».
Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, заместитель Генерального секретаря ЕврАзЭС, академик РАН:
«Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.
Распад СССР повлек за собой разрушение выстроенных десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило многие промышленные предприятия и лишило их возможностей сохранить накопленный потенциал, не говоря уже о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями.
По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научнопроизводственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.
Сегодняшняя активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.
После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик».
Материал подготовил Андрей Васильев.
|
Оставить комментарий