Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
22:57Астана
21:27Тегеран
22:57Бишкек
22:27Дели
00:57Пекин
20:57Москва
21:57Исламабад
21:57Душанбе
21:57Ташкент
Наблюдатели:
19:57Минск
00:57Улан-Батор
21:27Кабул
Партнеры по диалогу:
21:27Манама
21:27Ереван
21:27Катманду
21:57Баку
19:57Каир
20:57Доха
20:57Эр-Рияд
20:57Эль-Кувейт
20:57Мале
20:57Абу-Даби
20:57Нейпьидо
19:57Анкара
23:57Пномпень
23:57Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

29.04.2024 12:16
Международная конференция "Золотая орда и ее наследие"
29.04.2024 12:10
Что известно о нападении на наряд полиции в Карачаево-Черкесии
29.04.2024 07:49
СМИ: западные банки уплатили в 2023 году в России вчетверо больше налогов
29.04.2024 07:08
FT узнала о желании сторонников Джонсона и Трасс сместить Сунака с поста
29.04.2024 07:01
Делегации Израиля и ХАМАС приглашены в Каир для переговоров по заложникам
29.04.2024 06:51
Акция оппозиции у здания парламента Грузии завершилась
28.04.2024 22:10
Российские военные освободили Новобахмутовку в ДНР
28.04.2024 22:04
Река Ишим в тюменском селе Абатское поднялась до 1213 см
28.04.2024 16:59
Сырский заявил об обострении ситуации на фронте
28.04.2024 10:12
WP узнала, что данные Зеленского о потерях могли быть специально занижены
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Алишер Навои, "чаша, полная Солнца"
08.02.2011 14:27 Анатолий Королев, писатель, член русского ПЕН-клуба – специально для ИнфоШОС

Платон, описывая идеальное государство, мечтал, что во главе этой утопии должны стоять философы и поэты, что право власти принадлежит «благородному вымыслу»… Судьбу Алишера Навои можно считать прямой иллюстрацией к тезису Платона о полезности такого мироустройства. В эти дни, когда отмечается 570 лет со дня рождения Навои, есть особенный смысл пристальней вглядеться в судьбу великого поэта, философа, историка и лингвиста.

Навои несколько лет был правой рукой правителя Хорасана шаха Хусейна, который сам в свою очередь тоже был поэтом и писал под псевдонимом Хусайни. Навои слишком близко стоял у трона и стоит поразмышлять над тем, что вышло из столь драматического сближения.

Его подлинное имя – Низаммаддин Мир Алишер. Навои – это псевдоним, что в переводе с фарси значит «напевный, мелодичный, певучий». У поэта был и другой псевдоним – Фани! Полная противоположность первому имени, ибо Фани переводится как «бренный, смертный, тленный». Праведное Время утвердило то, что было Истиной, - Навои.

Так вот, Алишер Навои родился в аристократической семье в благословенном Герате, мощном культурном центре средневекового Востока, родине изящных искусств - музыки, каллиграфии, персидских миниатюр, орнамента, придворной поэзии, причудливой архитектуры. Его отец был крупным чиновником из рода тимуридов (тех, в чьих жилах текла кровь эмира Тимура) и воспитывал сына в кругу наследных принцев Хорасана. Именно там подружились два мальчика – Алишер и Хусейн, будущий шах.

Талант Навои созрел рано, уже в 15 лет он был признанным сочинителем стихотворений, ему прочили славу. Но сладкозвучный поэт был с молодых лет озабочен философией бытия, проблемами жизни и смерти, вот почему он выбрал из философских течений той эпохи самый аскетичный путь – путь дервиша, суфийскую школу нищих пророков из ордена Накшбанди. И жил при дворе согласно суровой этике воздержания – соблюдал обет безбрачия и не имел гарема.

Юность и молодые годы Алишер Навои провел в уединении души и мысли, сначала в Герате, затем в Мешхеде и Самарканде. Целью его судьбы стало творчество, забегая вперед, скажем, что его поэтическое наследие огромно - тысячи строф, десятки больших поэм дастанов и диванов, сборников стихотворений. К этому изобилию нужно прибавить несколько крупных философских трактатов и лингвистических сочинений по проблемам стихосложения, а так же исторические трактаты об истории иранских царей и жизни восточных пророков.

Казалось бы, вся жизнь так и пройдет в уединении райского сада воображения, но в апреле 1472 года Самарканд был захвачен армией тимурида султана Хусейна, того самого, с кем в юности подружился поэт, и шах призвал друга встать рядом у трона. Победитель назначил Навои хранителем шахской печати, дал титул эмира и должность визиря. По сути, поэт стал правой рукой государя. Судя по дошедшим до нас документам, Алишер Навои вполне справлялся с делами государства и почти 15 лет правил Хорасаном наравне с шахом Хусейном, сделав ставку на развитие культуры, поддержку поэзии и искусства, на возвеличивание Герата, где под эгидой Навои были возведены здания медресе, мечети, библиотеки, бани и караван сараи. И где, конечно, нашли поддержку музыканты, каллиграфы, художники, переводчики, литераторы, историки.…

Казалось бы все подтверждает тезис Платона – власть в руках «благородного вымысла» - благо для государства. Однако в 1487 году между шахом и визирем произошел разрыв. Причины его давность лет не сохранила. По смутным слухам, Алишер был оклеветан завистливыми придворными. Наказания при восточном дворе были самые зверские, однако шах пощадил друга и отправил его в почетную ссылку - правителем далекой провинции Асрабат. Оттуда Алишер вернулся уже через год, окончательно отказавшись от власти, и получил из рук шаха фирман об отставке и разрешение жить в Герате, без исполнения придворных обязанностей.

К той поре Алишеру исполнилось сорок семь лет, солидный срок по тем временам.

Остаток жизни великий поэт и дервиш опять провел в уединении сладкозвучной поэзии и мрачной тленности мысли, сосредоточившись над последними поэмами и трактатами своей жизни - «Наставления старости», «Собрание утонченных», «Возлюбленный сердца» и «Язык птиц».

История донесла до нас точную дату его смерти – 3 января 1501 года. Редкость по тем штормовым временам. Знак его славы.

Так выглядит жизнь Алишера Навои с исторической точки зрения.

Духовная жизнь мудреца намного сложней и объемней, ведь Навои совершил подлинную революцию в сфере языка. До него единственным достойным слогом поэта считался фарси – персидский, Навои опроверг эту догму и демонстративно создал сладкозвучные строфы на родном тюркском, чагатайском (староузбекском), каковой до него никогда не считался пригодной материей для поэзии. Так во времена Моцарта немецкая речь боролась за право петь на оперной сцене, где торжествовал итальянский язык.

Тут надо взять паузу и окинуть языковой ландшафт того времени.

До прихода ислама вся кочевая культура Средней Азии говорила на тюркских наречиях. Это была речь конницы, фольклора ночных переходов, где самым ранним письменным памятником была «Покаянная молитва манихейцев», написанная древнеуйгурским письмом. Дальнейшее развитие литературы было спорадическим и хаотичным. Приход ислама ознаменовался не только победой Тимура, вставшего во главе Маверраннахра, союза мусульманских государств и народов Средней Азии, но и полным тожеством фарси – персидского языка, который стал главным литературным языком новой империи и образчиком для всех прочих наречий, чья "низкая" речь была сосчитана грубой, брутальной и лишенной какой-либо поэтичности.

Первым центром новой империи стал Самарканд, вторым - Герат, родной город Алишера Навои. В совершенстве овладев поэтикой фарси, Алишер создал на персидском целую вереницу замечательных произведений, таких, как поэтический сборник в жанре газели «Сокровищница мыслей». Поэт включил в него четыре времени жизни: детство, юность, зрелость и старость; «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет» и «Назидания старости». Обычные в общем-то чувства любви, верности, дружбы поэт воспевал с суфийским нажимом доводя поэзию до мистического экстатического экстаза молитвенной исповеди.

Однако вершиной его поэзии стали шедевры, написанные в основном как раз на чагатайском, староузбекском языке. Речь идет о так называемой «Пятерице», собрании из пяти эпических поэм. В собрание входят дидактическая нравоучительная поэма «Смятение праведных», героические остросюжетные дастаны «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет» и «Стена Искандера».

Причем, Алишер Навои избрал весьма необычный путь для утверждения сладкозвучности и пригодности чагатайского языка – он переписал на нем великие поэмы Низами! Эта особенность позднее привела некоторых филологов к сомнению в ценности «Пятерицы», а часть исследователей даже сочла Навои всего лишь переводчиком Низами.

Но это не так.

Наоборот, приняв вызов великого предшественника, Алишер Навои избрал самый изощренный путь доказательства – написал поверх оригинала свой новый текст, где красоты фарси были отчеканены уже на тюркском подлиннике. Поэт властно зачерпнул ладонью водопад в Гулистане и приложил амброзию к своим устам. При этом, повторяя сюжетную канву первоисточника, Навои вносит свои акценты - то перетолковывает фабулу, то дает иную трактовку событий и образов. Наиболее яркий пример перестановки виден в поэме «Фархад и Ширин». У Низами в центре событий шах Хосров, у Навои – героем становится богатырь Фархад, идеальный эпический богатырь, воплощение справедливой силы Аллаха.

Завершает свою «пятерицу» Алишер Навои поэмой «Стена Искандера», где с горечью прозорливца описывает идеальный образ правителя (словно подхватывая мысли Платона!), который живет по правилам справедливости и тем самым оттеняет неправедность нынешней земной власти.

В итоге поэт победил: тюркский язык по богатству словаря и гибкости был признан равновеликим фарси, а поэзия Навои сочтена равновеликой поэзии Низами.

Но победивший поэт, стоявший так близко у трона, все же не стал основателем справедливого царства. Осмысляя судьбу придворного поэта при шахе поэте, размышляя над лингвистическими проблемами поэзии Навои, невольно задаешься вопросом о том, а чем тогда, в XY веке, была озабочена, например, Европа или наша Россия?

Что ж, ответ под рукой… В год рождения Навои – 1441 – в Европе началась эра Гуттенберга, начало книгопечатания, тогда же итальянец Фра Анжелико написал фреску «Снятие с креста», философ Николай Кузанский закончил трактат «Об ученом незнании», где доказывал превосходство темноты интуиции над рациональным познанием, а Бруннелески построил во Флоренции свой шедевр, палаццо Питти. А Русь… увы, мы погрязли в феодальной междоусобице, князья Галицкие стояли против московских, Василий Косой - против Василия II… единственное заметное историческое событие это - возвращение в Москву митрополита Исидора, который был приглашен на Флорентийский собор и привез великому князю решение собора об объединении католической и православной церкви под эгидой римского папы. Как известно решение собора в Москве отвергли, а митрополита изгнали с кафедры.

На этом фоне те изысканные интеллектуальные задачи по развитию тюркского языка, те вопросы стихосложения, которые ставил перед собой в трактате «Весы размеров» Алишер Навои, кажутся из Московии облаком золотых грёз.

Однако уже к концу его жизни, в 1501 году, в начале нового XYI столетия, России уже есть чем похвастаться и положить в копилку человечества не менее изысканный плод. Речь - о гениальном монахе иконописце Дионисии, который как раз в это время на другом конце света расписывал церковь Богородицы в Ферапонтовом монастыре (ныне под охраной ЮНЕСКО). Языком живописи великий художник изложил весьма оригинальный взгляд на судьбу Христа и Девы Марии: он утверждает только радость, и счастье, а страдания - не в счет!

Эта солнечная дионисийская нота сродни мироощущению и Алишера Навои, который, будучи черным монахом (по нашему), аскетом и дервишем, между тем воспевал в стихах радости жизни:

Чаша, солнце отражая, правый путь явила мне.

И раздался голос чаши: «Друг твой отражен в вине».

В чаше сердца – образ друга, но и ржавчина тоски,

Лей щедрее влагу в чашу, исцелюсь тогда вполне.

Если есть такая чаша, то цена ей сто миров.

Этот фрагмент из Алишера Навои удивительным образом вплетается в общее движение человеческого духа по ступеням средневековья. Мудрец Кузанский размышляет о превосходстве простых истин – черепков - над бесплодным умствованием, русский иконописец славит счастье Христа и рисует солнечный мир Палестины внутри зимнего храма на краю снежной пустыни, а восточный поэт суфийский дервиш поет гимн "вину мудрости".

После смерти слава Алишера Навои только множилась и крепла, спустя 500 лет в его честь был назван город в Узбекистане, поставлены памятники в Москве, Навои, Ташкенте, Токио, а на очереди монументы в Баку и Вашингтоне. Наконец, в его честь назван кратер на Меркурии, планете самой близкой к Солнцу. Недаром созданы такие строки: "В мою чашу Солнце налило огня... Что-то, видно, хочет Солнце от меня..."

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Россию пригласят на юбилей высадки союзников в Нормандии, пишут СМИ
16.04.2024 12:18
В Крыму обосновали незаконность передачи полуострова УССР
13.04.2024 08:07
Россия потребовала от Германии признать блокаду Ленинграда актом геноцида
18.03.2024 18:44
В ГД внесли законопроект о признании передачи Крыма УССР недействительной
11.03.2024 20:49
ВФМ-2024: «Из России с любовью…»
11.03.2024 06:53
Тульские десантники установили флаг России в освобожденном Веселом в ДНР
11.02.2024 08:33
Лавров: Россия сегодня столкнулась с серьезнейшими угрозами безопасности
10.02.2024 06:41
Россия передала Канаде запрос на экстрадицию эсэсовца Гунько
07.02.2024 07:09
Выплату к 80-летию освобождения Ленинграда получили 56 тыс. ветеранов
27.01.2024 09:30
Эффект домино по-американски
26.01.2024 10:44
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.