|
|
Ожидания от независимости: у кого они сбылись? |
24.02.2011 10:00 |
|
|
В этом году молодые суверенные государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, собираются отмечать двадцатилетие независимого пути развития. Следовательно, предстоит подводить итоги и размышлять о том, что приобретено и что потеряно.
В какой постсоветской стране надежды и ожидания от независимости сбылись? Ответ на этот и другие вопросы - в интервью аналитика и политолога Владимира Парамонова.
Как вы думаете, сбылись ли надежды и ожидания узбекского общества от независимости?
- Какие государства, созданные на обломках великой державы, в данном случае СССР, который, строился десятилетиями, кровью многих поколений, в условиях сложной борьбы за выживание, могли бы сразу процветать? Только что мною подготовлен аналитический доклад «Узбекистан: процесс экономической, социальной и политической трансформации», с основными тезисами которого можно ознакомиться на моем авторском проекте «Центральная Евразия». Поэтому свое интервью я буду основывать и на этом исследовании, конкретных цифрах и фактах, в целом концептуальном видении Узбекистана в системе региональных связей, в том числе в исторической ретроспективе, в геополитическом и геоэкономическом срезах. Ведь вне этих принципиально важных моментов, вне более широкого и глубокого взгляда понять и оценить Узбекистан невозможно.
Однако ответ на ваш вопрос я все же начну с того, что задам серию встречных и риторических вопросов: А где, в какой постсоветской стране эти вот указанные вами надежды и ожидания сбылись? В какие времена государства, созданные на обломках большего и великого государства, в данном случае и социально-ориентированного – СССР, которое, кстати, строилось десятилетиями, причем, потом и кровью многих поколений, в условиях сложной борьбы за выживание, сразу бы начали процветать? Что разве все постсоветские страны боролись за свою независимость и поэтому народы этих стран якобы надеялись получить что-то лучшее в результате распада СССР? Как можно построить успешную экономическую систему в условиях развала старой и в условиях экономической дезинтеграции вообще, разрыва традиционных экономических связей в частности?
На все эти, заданные мною же вопросы, я бы ответил утвердительно отрицательно. Причем тут надежды и ожидания? Тем более при чем тут Узбекистан? Что разве Узбекистан развалил СССР? Что разве от Узбекистана зависело и зависит поведение России и других постсоветских стран, выбор ими моделей развития? Что разве Узбекистан выступал за разрыв традиционных экономических связей с той же Россией?
При этом, конечно, простой человек не хочет думать о глубинных и широких причинах того, что происходит: ему важно накормить свою семью, жить в мире и спокойствии, иметь простое человеческое счастье, а нередко жить по «принципу» – «меньше работать и больше зарабатывать» ... Но поверьте, если Вы родились и живете на обломках целой исторической эпохи, то Вы родились и живете в очень и очень сложное время! И ни о каких особых надеждах и ожиданиях для большей части общества говорить не приходится! Забудь о надеждах и ожиданиях «всяк сюда входящий»! Мы уже оказывается пожили при коммунизме, в стабильном обществе, где эти надежды и ожидания были бы возможны и уместны! После же развала СССР многие постсоветские страны были поставлены перед выбором капиталистического пути развития. При том махровом капитализме, который сегодня строится олигархическим капиталом на постсоветском пространстве, надежды и ожидания большей части общества не реализуемы по определению...
Также понятно, что простые люди часто надеются на что-то лучшее, и простым людям часто кажется, что «жить хорошо там, где их нет». Например, существует миф о том, что те же Россия или тот же Казахстан добились огромных успехов. Но даже среди многих экспертов нет глубокого понимания того очевидного факта, что «успехи» указанных стран во многом и по большому счету временные, так как основываются на наличии значительных природных ресурсов (в первую очередь нефти и газа) и их массовой продаже за рубеж, по сути – продаже будущего других поколений. Да, денег в этих странах пока больше, да и именно в эти две страны направляется значительный поток трудовых мигрантов из Центральной Азии, в том числе того же Узбекистана. Да, именно этим странам легче поддерживать миф о неких экономических и социальных успехах … Однако это вовсе не значит, что они добились реальных успехов и тем более это не значит, что надежды и ожидания их обществ сбылись. И если даже в таких относительно богатых странах как Россия и Казахстан существуют подобные настроения, понятно, что тот же Узбекистан не может быть исключением. А разве есть и разве могут быть исключения?
Тем не менее, надо четко понимать, что в Узбекистане сделано и делается очень многое для того, чтобы общество процветало и развивалось. Просто далеко не все зависит от Узбекистана, и далеко не все зависит от самой государственной власти. Есть ситуации, и их поверьте очень много, когда той же государственной власти приходится делать сложный выбор, выбирая из двух, а то и более зол. Выбор меньшего из этих зол и называется грамотной политикой.
Однако, сбылись ли надежды узбекского общества? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, насколько глубоко само это общество понимает суть тех крайне сложных условий, в которых находился и находится Узбекистан … Мой же вывод был и остается прежним: Узбекистаном сделано очень и очень много стратегически правильного и хорошего по сравнению с большинством других стран бывшего СССР. Другой вопрос – можно ли было бы сделать больше и лучше? Если кто-то знает как это можно было бы сделать, то пусть предложит ...
Тогда скажите с какими экономическими трудностями столкнулся Узбекистан в первые годы независимости?
- Говоря об Узбекистане в первые годы независимости необходимо понимать, что республика изначально оказалась в крайне сложных условиях. Не будучи наделенным огромными природными ресурсами (такими, как в России и Казахстане), имея значительное население (в два раза большее чем в том же Казахстане), монокультурным сельским хозяйством (с ориентацией на хлопководство) и в целом экономикой, которая была замкнута исключительно на другие республики СССР, Узбекистан столкнулся с катастрофическими последствиями в результате дезинтеграции Союза. После распада СССР Узбекистан вступил в полосу экономической рецессии, вызванной суммарным влиянием целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:
- упразднение общесоюзных управленческих структур и, как следствие, мгновенная ликвидация централизованной системы организации экономической деятельности на всем постсоветском пространстве;
- ультралиберальный курс тогдашнего российского руководства, направленный на избавление от «груза национальных республик», что усилило негативный эффект от разрушения сложившейся за десятилетия системы товарно-денежного обращения;
- доставшаяся Узбекистану в наследство от СССР крайне неэффективная система управления экономикой и низкая конкурентоспособность перерабатывающих отраслей промышленности.
В результате влияния вышеуказанных и ряда других факторов Узбекистан не только потерял традиционных потребителей своих товаров и поставщиков продукции, но и оказался отсеченным от финансовой системы России и других стран СНГ. Это нанесло разрушительный по своей силе удар по экономике и социальной сфере Узбекистана.
Во-первых, из-за отсутствия поставок сырья и комплектующих нарушилось, а местами прекратилось функционирование предприятий перерабатывающей промышленности. Машиностроительные заводы, сильно зависящие от межреспубликанских поставок, сократили производство более чем на 90%.
Во-вторых, начала разрушаться отлаженная десятилетиями система управления энергетической инфраструктурой и водным хозяйством – отраслями повышенной экономической значимости для Узбекистана, которые не имели национальных рамок, а создавались как региональные и общесоюзные.
В-третьих, сильно пострадал аграрный сектор и сельское население Узбекистана. Так, крайне резко (в 5-6 раз) упал экспорт плодоовощной продукции вследствие того, что традиционные рынки ее сбыта (бывшие республики СССР) оказались заполненными аналогичной продукцией с мирового рынка. В результате существенно снизилось благосостояние жителей села (примерно 62% от общего населения республики), значительная часть доходов которых формировалась, во многом, за счет реализации аграрной продукции на рынках бывших союзных республик.
В-четвертых, ввиду падения доходов бюджета и прекращения финансовых дотаций из бывшего союзного Центра резко снизилась социальная защищенность всех слоев населения. По оценкам Всемирного банка, объемы финансирования социальной сферы Узбекистана в 1995 году сократились более чем на 60% по сравнению с 1991 годом. Это привело к сокращению в 4-5 раз уровня заработной платы работников образования, здравоохранения и других бюджетных сфер. Так, по результатам 1995 года реальные доходы населения Узбекистана составили около 19% от уровня 1991 года.
В целом, все вышеизложенное вызвало рост социальной напряженности в обществе, а также массовый отток из республики квалифицированных специалистов. С учетом же гражданской войны в соседнем Таджикистане (1992-1996 годы) и перманентной нестабильности в Афганистане, не будет большим преувеличением сказать, что в начале 90-ых годов Узбекистан фактически оказался на грани дестабилизации … Очевидно, что поспешная либерализация по образу и подобию «гайдаровских реформ» в России привела бы к мгновенному массовому обнищанию населения и, как следствие, к социальному и политическому взрыву уже в первой половине 90-х годов.
Что сделал Узбекистан для того чтобы преодолеть обозначенные вами трудности, какой путь развития был выбран и как можно обозначить успехи?
- Итак, что сделал Узбекистан? Главное – Узбекистан выстоял! За счет чего, спросите Вы? На мой взгляд, за счет того, что основным принципом внутренней политики стало отведение ведущей роли государству в процессе реформирования экономической, социальной и политической систем. Узбекистан не пошел по пути распродажи национального достояния и будущего других поколений зарубежным и местным олигархическим группам. Результаты реализации «узбекской модели» развития обусловили формирование так называемой загадки стабильности Узбекистана. Уже к 2001 году ВВП Узбекистана (причем первым среди других стран СНГ) смог превысить уровень 1991 года, а в последние годы экономический рост характеризуется на уровне 8-9 процентов. Это вполне можно назвать чудом.
Можно ли сегодня назвать Узбекистан стабильным и самодостаточным государством?
- Стабильным Узбекистан назвать можно, причем, без преувеличений. Стабильность – основной сценарий развития для республики, особенно в случае, если Узбекистан сохранит устойчивую вертикаль государственной власти и сильные спецслужбы, социальную ориентацию своей внутренней политики, продолжит уделять все большее внимание государственной аналитике и борьбе с деструктивными проявлениями: чиновничьим саботажем, коррупцией, экстремизмом и терроризмом, иждивенчеством. Говоря же о самодостаточности, я бы охарактеризовал Узбекистан как в большой мере самодостаточное государство. Тем не менее, какое государство в нашем мире может быть полностью самодостаточным? И Узбекистан здесь, безусловно, не исключение.
Источник: интернет-журнал «Оазис».
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий