В канун 20-летия Независимости Республики Узбекистан Чрезвычайный и Полномочный Посол Узбекистана в России Зиядулла Пулатходжаев дал интервью главному редактору Интернет-портала ИнфоШОС Татьяне Синицыной.
Двадцать лет назад История преподнесла узбекскому народу бесценный дар - национальную независимость. На одной чаше весов Судьбы лежал "бриллиант свободы", на другой - хаос проблем, образовавшихся в результате развала советской державы. Какие главные этапы характеризовали процесс строительства суверенного узбекского государства?
- С первых дней независимости, на основе всестороннего изучения мирового опыта, с учетом всех этих реалий, Президентом Исламом Каримовым была разработана программа построения открытого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой. В ней было определено, что путем сбережения наших национальных традиций и обычаев, при уважении общечеловеческих ценностей и приобщении к ним, Узбекистан будет развиваться в полной гармонии с мировым сообществом.
Глава нашего государства в своей книге "Узбекистан: 16 лет независимого развития", глубоко проанализировав путь национального развития, всесторонне обосновал важность двух исторических этапов. Прежде всего, поистине историческое место в жизни страны занял первый этап на пути обретенного суверенитета 1991-2000 годы. Это было непростое, очень напряженное время первоочередных реформ, преобразований переходного периода, формирования основ национальной государственности.
Вместе с тем не менее значителен и следующий этап - с 2001 года по настоящее время. Это - период активного демократического обновления, реформирования и модернизации страны, играющий немаловажную роль в обеспечении устойчивого развития экономики, последовательного развития политической, законодательной, судебно-правовой и социально-гуманитарной сфер, поступательного роста уровня жизни населения.
Говоря об этом, мы вновь и вновь убеждаемся, что достигнутые нашей страной за годы независимости высокие рубежи - плод избранной в свое время взвешенной, глубоко продуманной, рассчитанной на длительную перспективу политики по реформированию, либерализации и модернизации экономики страны, диверсификации ее структуры.
Все молодые государства, образовавшиеся в результате распада СССР, так или иначе пережили эмоциональный стресс и, конечно, они возлагали большие надежды на открывшийся новый путь. В какой степени оправдались ожидания узбекского общества?
- У нас сегодня есть все основания утверждать, что мы добились главного – необратимости процесса реформирования и демократизации страны, который приобрел последовательный характер. Меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, причастность ко всему происходящему, его вера в будущее страны.
По сути дела, именно эти изменения, эти перемены в сознании людей и всего нашего общества становятся сегодня той мощной движущей силой, которая обеспечивает движение страны по пути прогресса. Принципиально важно то, что вся жизнь страны опирается на основополагающие положения Основного Закона – Конституции, принятой в декабре 1992 года и определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества. Наибольшую активность, масштабность и направленность эта работа получила в последнее десятилетие.
Объективная оценка пройденного пути и накопленного опыта, анализ достигнутых рубежей за истекшие годы независимости убедительно доказывают правоту избранной нами модели эволюционного, поэтапного, постепенного развития страны.
Мы и дальше будем следовать по этому курсу, углубляя демократические преобразования и делая ставку на следующие приоритеты:
I. Демократизация государственной власти и управления
II. Реформирование судебно-правовой системы
III. Реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации
IV. Обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства в Узбекистане
V. Формирование и развитие институтов гражданского общества
VI. Дальнейшее углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики.
Ясно, что очень непросто было выстраивать основополагающий компонент жизни - экономику - в условиях дезинтеграции, экономической рецессии. Каким был суверенный старт на экономическом поле? За счет чего страна справилась с тяжелейшим периодом своей истории?
- Мы сознательно отказались от революционного варианта проведения реформ путем «шоковой терапии» в пользу эволюционного поэтапного развития и тем самым уберегли наш народ от тяжелейших экономических и социальных потрясений.
Устойчивые темпы роста, стабильность и надежность созданной финансово-банковской системы, позитивные структурные преобразования в экономике, уверенные шаги Узбекистана по пути модернизации страны признаны мировой общественностью и нашли одобрение со стороны таких авторитетных финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и другие.
ВВП Узбекистана за истекшие 20 лет независимого развития вырос в 3,5 раза, а в расчете на душу населения - в 2,5 раза, реальные доходы граждан выросли в 3,8 раза. Неплохие рубежи достигнуты в социально-гуманитарном плане: затраты государства на социальную защиту населения выросли в 5 раз, существенно улучшилось качество жизни. В результате – более чем в 2 раза сократился уровень материнской смертности, в 3 раза снизилась смертность детей, а средняя продолжительность жизни наших граждан увеличилась с 67 до 73 лет - у мужчин и до 75 лет – у женщин.
Серьезный интерес международных структур, экспертов и специалистов вызывает тот факт, что за 2008-2010 годы, когда в большинстве стран мира имело падали темпы роста экономики, наблюдались процессы стагнации производства, темпы ВВП в Узбекистане сохраняли рост и стабильность: в 2008 году они составили 9%, в 2009 - 8,1%, в 2010 - 8,5% и в текущем году ожидается результат 8,3%.
Сегодня в развитых странах серьезнейшую озабоченность вызывает продолжающееся увеличение внешнегосударственного долга. Между тем в Узбекистане он не превышает 10%, при этом государственный бюджет последние пять лет выполняется с профицитом.
Все это говорит о том, что за короткий, по историческим меркам, период независимого развития наша страна из республики с гипертрофированной сырьевой экономикой, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца, примитивной производственной и социальной инфраструктурой, самым низким в бывшем СССР душевым потреблением вышла на цивилизованные рубежи, полностью изменившие ее облик и место в мировом сообществе.
Узбекистан склонен к нетривиальным решениям, он создал свою модель развития. Какова специфика узбекского пути? В чем вообще состоит загадка стабильности Узбекистана?
- После обретения независимости Узбекистан, отказавшись от изжившей себя административно-командной, планово-распределительной системы, создал собственную «узбекскую модель» развития. Как определил наш Президент, узбекская модель развития и реформирования экономики построена на пяти принципах: деидеологизация государственной системы и приоритет экономики над политикой; государство - главный реформатор в период перехода от планово-распределительной к рыночной системе; верховенство закона; сильная социальная политика; поэтапность и постепенность реформ.
Знаете, у нас говорят - "не разрушай старый дом, не построив новый".
Итог реализации этих принципов очень конкретен: за годы независимости в Узбекистане заложены основы рыночной экономики, внедрены новые механизмы экономических отношений, создана соответствующая институциональная инфраструктура, сформированы абсолютно новые финансовая, а также двухуровневая банковская системы, отвечающие требованиям рыночной экономики, а также проведены тотальные реформы во всех сферах экономики.
Кардинальные изменения произошли и в структуре собственности. В Узбекистане реально сформировалась многоукладная экономика. Малый бизнес и частная инициатива заняли в ней не только определяющее место, но и стали основным источником наполнения рынка товарами и услугами, важнейшим фактором повышения занятости населения, роста доходов.
В Узбекистане достигнуты важные стратегические цели - топливно-энергетическая и зерновая независимость. Последовательная реализация программ модернизации, технического и технологического обновления предприятий с привлечением современных технологий, позволяющих осуществлять глубокую переработку богатейших минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов страны, обеспечивает ускоренные темпы развития таких высокотехнологичных отраслей, как энергетическая, нефте-газо-химическая, цветная металлургия, текстильная промышленность, машиностроение, автомобилестроение, фармацевтика, микробиология и др.
Широкое привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, увеличение потенциала и объема экспорта продукции, положительное сальдо внешнеторгового оборота и устойчивый рост золотовалютных резервов при умеренных объемах внешних заимствований служит важным фактором в осуществлении структурных преобразований и диверсификации экономики.
Экономика Республики Узбекистан, насколько я знаю, интересна для зарубежных инвесторов. Какие отрасли более всего привлекают?
- Привлечение прямых иностранных инвестиций, новейших технологий и передового зарубежного опыта - неизменный приоритет внешней и внутренней экономической политики нашего государства. Форсирование этого процесса способствует формированию новых отраслей промышленности, позволяет уверенно проводить модернизацию экономики, что в итоге обеспечивают высокие темпы роста и ее устойчивость к воздействию негативных внешних факторов.
Приведу некоторые цифры. По итогам прошлого года, в Узбекистане освоено $9,7 млрд инвестиций, что на 13,6% больше показателя 2009 года. Порядка 72% из них были направлены на создание новых производств, остальное – на приобретение современного оборудования и технологий. Около трети всего объема инвестиционного потока приходится на иностранные капиталовложения, прямые иностранные инвестиций превышают $2,4 млрд.
Экономика Узбекистана интересна для иностранных инвесторов, в первую очередь, потому, что в нашей стране выгодно работать. Здесь инвестор чувствует поддержку государства, он уверен в транспарентности и предсказуемости, которые характерны узбекскому инвестиционному климату. Привлекает также целостная система обеспечения прав и гарантий деятельности зарубежных компаний, реально действующие механизмы поддержки и защиты инвесторов. По мнению независимых экспертов и международных агентств, национальное инвестиционное законодательство вобрало в себя основные положения международного инвестиционного права.
Кроме того, для деятельности иностранных компаний у нас предоставляются предпочтительные условия. В частности, инвесторы, вовлеченные в реализацию приоритетных проектов, получают широкие налоговые льготы и преференции.
По инициативе Президента И.А.Каримова создано специализированное государственное Агентство по информационному обеспечению и содействию иностранным инвестициям «Узинфоинвест», призванное оказывать всестороннюю поддержку деятельности иностранных инвесторов.
В активной фазе реализации находится проект по созданию национального оазиса современных технологий – Свободной индустриально-экономической зоны «Навои», созданной по решению Руководства страны в декабре 2008 года. Ставшая первой полноценной свободной зоной в регионе благодаря внедрению передового опыта зарубежных стран, она окажет позитивное влияние на экономическое развитие не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии в целом. В течение 30 лет на территории этой зоны будут действовать беспрецедентные таможенные, валютные и налоговые льготы. Для создания в ней широкого спектра высокотехнологичных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, мобилизованы все необходимые сырьевые ресурсы, инфраструктура, а также высококвалифицированные кадры. В декабре прошлого года запущены первые 7 проектов по производству электроники, автомобильных компонентов, переработке полимеров, выпуску продукции пищевой промышленности и косметических изделий.
Темпы роста экономики Республики Узбекистан достаточно высоки. Как тут расставляются приоритеты?
- Темпы экономического роста в Узбекистане на протяжении последних трех лет, ставших настоящим испытанием для всей мировой экономики, сохранялись на уровне не ниже 8%. В 2008 году мы имели рост в 9%, в 2009 году – 8,1%, а в истекшем 2010 году – 8,5%. Прогноз на этот год составляет 8,3%.
Отмечу, что за последние 10 лет валовой внутренний продукт страны вырос почти в 2 раза, по паритету покупательной способности – в 2,6 раза, в расчете на душу населения – в 1,7 раза. С 2000 года доля промышленности в ВВП увеличилась с 14,2 до 24%, транспорта и связи – с 7,7 до 12,4%, услуг – с 37 до 49%.. Удельный вес сельского хозяйства сократился с 30,1 до 17,5% на фоне высоких темпов прироста сельскохозяйственной продукции – в 1,8 раза за десятилетие. Особо хочу выделить повышение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП и его роли в развитии экономики страны. Если десять лет назад на долю этого сектора приходилось около 31% ВВП, то в 2010 году – 52,5%.
Перспективы развития экономики Узбекистана связаны с повышением конкурентоспособности и укреплением позиций на мировых рынках. Разработана Государственная программа «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 годах», предусматривающая реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности, которые оцениваются в $50 млрд. Кроме того, важнейшее место уделяется вопросам модернизации, техническому и технологическому перевооружение производства, ускоренному обновлению ведущих отраслей экономики, включая агропромышленный комплекс. В 2011 году на реализацию этих программ предусматривается направить свыше 36,4% всех инвестиций в экономику.
Не менее важным приоритетом развития нашей экономики является обеспечение широкого привлечения иностранных инвестиций, созданию для зарубежных инвесторов еще более благоприятных условий деятельности в Узбекистане. В этом году мы планируем освоить более $3 млрд иностранных вложений.
Другое основное направление реализации экономической программы - ускоренное развитие инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства. Для реализации этой задачи разработана специальная программа на период до 2015 года. Первостепенное внимание в ней уделено реализации проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, входящих в состав Узбекской национальной автомагистрали, дальнейшему созданию единой национальной автомобильной транспортной системы, надежно соединяющей все регионы республики.
Исключительно важное значение придается также вопросам дальнейшего развития современных компьютерных и телекоммуникационных систем и технологий, в центре внимания находятся вопросы социального развития, укрепления материально-технической базы сферы образования и здравоохранения.
Хочу особо отметить, что 2011 год объявлен у нас Годом малого бизнеса и частного предпринимательства. Создание благоприятных условий для развития этого важнейшего сектора экономики, симулирование их деятельности являются ключевыми задачами.
Хотелось спросить и о том, как ныне обстоят дела в туристической отрасли. В советские времена мне часто приходилось сопровождать иностранных журналистов в Ташкент, Самарканд, Бухару, Хиву. И не было другого впечатления, как удивление и восторг...
- Потенциал туристической отрасли в Узбекистане действительно огромен. Мы проводим целенаправленную и очень кропотливую работу, чтобы раскрыть все его возможности. За 20 лет независимости проведены масштабные мероприятия по реставрации памятников архитектуры. Приведены в порядок более 4 тысяч исторических и культурных памятников, часть из которых включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Создается современная инфраструктура туристического сервиса: построены многочисленные гостиничные комплексы, развиваются смежные отрасли. Мы уже сегодня можем принимать на самом высоком уровне свыше двух миллионов туристов в год. В программах - познавательный туризм, гастрономические туры, отдых на горнолыжных курортах. В целом туристам предлагается более 100 разнообразных маршрутов. Работа по развитию туристического потенциала в Узбекистане не прекращается и направлена на то, чтобы создать на нашей территории комфортные, соответствующие международным стандартам условия пребывания для каждого гостя.
В прошлом году Узбекистан принял 1,3 млн. иностранных туристов. Основной поток, около 60%, приходится на страны Евросоюза, четверть туристов прибывают из государств Азии и Америки, остальные - из стран СНГ.
В последние годы вырос туристический поток из России - в 2010 году республику посетило не менее 50 тыс. россиян. Мы осознаем, что цифры остаются скромными, хотя и перманентно растут.
Россия - один из крупных потребителей на международном туристическом рынке. Здесь надо заметить, что туризм в Узбекистане имеет свою оригинальную специфику и атмосферу, он колоритен во всех отношениях и недорог. Мы надеемся на позитивную динамику в развитии туризма в целом и в частности - на российском направлении.
Узбекистан соседствует с Афганистаном, находится в регионе, характеризующемся "повышенным градусом" опасности со стороны международного терроризма. Понятно, что этот вопрос - особый для вашей страны...
- Важнейшим дестабилизирующим фактором не только в регионе, но во всем мире остается продолжающаяся более 30 лет война в Афганистане. И ситуация здесь, к большому сожалению, остается напряженной, несмотря на все принимаемые международным сообществом меры.
«Сегодня уже ни у кого не осталось сомнений в том, что военного решения афганской проблемы нет. Об этом говорят практически все руководители стран, в том числе вовлеченных в решение афганской проблемы, а также непосредственно военное командование коалиционными силами в Афганистане. По нашему твердому убеждению, проблемы своей страны должен решать сам афганский народ" - эти слова нашего Президента И.А.Каримова исчерпывающе оценивают и ситуацию, и позицию Узбекистана в этом вопросе.
Только через достижение компромисса между противоборствующими сторонами, вовлечение в этот процесс самих афганцев, а также социально-экономическое возрождение Афганистана с помощью мирового сообщества можно найти выход из тупикового положения. Об этом Узбекистан заявил еще в апреле 2008 года в Бухаресте. Будущее Афганистана мы видим как мирное, стабильно развивающееся государство, которое не представляет никакой угрозы окружающим странам, с тем чтобы народы, проживающие в этом регионе, могли бы, как и прежде, в полной мере реализовать возможности дружественных, взаимовыгодных и равноправных отношений.
Пространство Центральной Азии в течение последних лет постоянно подвергается экспансии экстремистской идеологии, агрессии международного терроризма...
- Да, идеологи экстремизма рассматривают наш регион в качестве плацдарма для реализации своих далеко идущих стратегических целей. Эти планы хорошо известны - подорвать мир и безопасность в нашем регионе, расшатать стабильность в других районах планеты. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана направлена как на обеспечение национальной безопасности страны, так и на содействие сохранению мира и стабильности в Средней Азии. Узбекистан, всецело поддерживая принцип неделимости безопасности, является активным участником многосторонней дипломатии, основой которой является объединение усилий всех государств мира.
Уроки последних лет убеждают, что последствия террористической и экстремистской деятельности преодолевать гораздо сложнее, нежели своевременно предупреждать саму деятельность. Мы являемся сторонниками максимального использования ресурсов «дипломатии упреждения», которую Узбекистан активно проводит с первых дней своей независимости. Каждому ясно, что ощутимые результаты могут быть достигнуты лишь тогда, когда будут ликвидированы центры, финансирующие и организующие силы международного терроризма.
Мировое сообщество должно противопоставить этим планам четко отлаженную и реально работающую систему мер. Узбекистан приветствует прогресс в разработке правовых документов по борьбе с международным терроризмом, а также активную деятельность Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности ООН. При этом считаем, что расположенная в Ташкенте Региональная антитеррористическая структура ШОС, открытая для взаимодействия с другими аналогичными центрами, также является одним из важных компонентов глобальной системы безопасности.
Политику Узбекистана на международной арене характеризуют энергия, уверенность, взвешенность. Страна делает многое, чтобы ее голос звучал в мире громче, а контакты были шире.
- В век глобализации и все более усиливающейся конкуренции мы обязаны реально и самокритично оценивать свое место в происходящих сегодня в мире кардинальных переменах, идти в ногу с растущими требованиями времени. С первых дней независимости Узбекистан проводит миролюбивый внешнеполитический курс, основанный на таких общепринятых принципах, как приоритет национально-государственных интересов, норм международного права, равноправие и невмешательство во внутренние дела других государств, решение всех спорных вопросов путем переговоров.
Жизнь никогда не стоит на месте, и выигрывает та страна, тот народ, который имеет глубоко продуманную программу и стратегию ее реализации, имеющую четкие ориентиры и приоритеты, и, что особенно важно, работающую на упреждение возможных кризисов и различных катаклизмов, взлетов и падений мировой экономики.
Самое опасное, что может нас ожидать на этом пути – это эйфория и чувство самоуспокоенности достигнутым, отрыв от реальности, что может негативно отразиться на эффективности и перспективах развития страны. Основные цели и задачи внешней политики Узбекистана четко и ясно сформулированы в программных выступлениях и докладах Президента Ислама Каримова, определены Конституцией, соответствующими законами и другими нормативно-правовыми документами страны, а также международными конвенциями и договорами, к которым присоединилась Республика Узбекистан
Главной целью внешнеполитического курса является укрепление независимости и суверенитета государства, отстаивание национальных интересов, упрочение безопасности и стабильности в регионе, формирование благоприятных внешнеполитических условий для устойчивого развития Узбекистана, закрепление его международного авторитета.
Говоря об основных задачах внешней политики, Президент И.А.Каримов в своем выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 января 2010 года отметил: «В сложных геополитических условиях, складывающихся в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечения безопасности, стабильности страны, сохранения мира на нашей земле и целый ряд других ответственных и масштабных задач, от успешного решения которых зависит сегодняшний и завтрашний день нашей страны, наших детей».
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным коротко сформулировать основные задачи внешнеполитического курса Республики Узбекистан.
Во-первых. Всестороннее развитие и укрепление взаимовыгодных и равноправных отношений сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Эффективное использование механизмов двухсторонней и многосторонней дипломатии для последовательной и всесторонней интеграции Узбекистана в мировое сообщество, осуществления открытого, конструктивного международного сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной, научно-технической и других сферах.
Во-вторых. Продвижение международных инициатив руководства Узбекистана по важнейшим направлениям региональной и международной политики, в частности по созданию Контактной группы «6+3» по мирному урегулированию ситуации в Афганистане, формированию транспортно-транзитного коридора «Средняя Азия - Персидский Залив», рациональному использованию водных ресурсов трансграничных рек региона и др.
В-третьих. Решение политико-дипломатических и международно-правовых вопросов, связанных с сохранением мира и стабильности в Средней Азии, превращение региона в устойчивую зону безопасности. Применение мер превентивной дипломатии для своевременного снятия остроты политических, социально-экономических, межнациональных и иных проблем, предотвращения эскалации напряженности, недопущения развития конфликтных ситуаций и других негативных проявлений в отношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В-четвертых. Формирование благоприятных внешнеполитических условий для эффективной реализации проводимых в республике глубоких демократических реформ, динамичных процессов модернизации общества и экономики. Осуществление политико-дипломатических и международно-правовых задач, связанных с последовательным развитием торгово-экономических отношений со странами мира, привлечением в приоритетные отрасли национальной экономики прямых иностранных инвестиций и передовых технологий.
В-пятых. Доведение до мирового сообщества объективной и достоверной информации, отражающей основные аспекты внешней и внутренней политики Узбекистана, разъясняющей суть и содержание его международных инициатив.
Какое место занимает Шанхайская организация сотрудничества в политическом сознании Узбекистана, в планах экономического и гуманитарного развития, в других жизненных сферах?
- Президент Узбекистана, оценивая деятельность ШОС за десять лет, отметил, что за относительно короткий по историческим меркам срок Организация сформировалась в качестве влиятельной и авторитетной международной структуры.
«В этой связи особо хотел бы отметить следующие факторы, способствующие дальнейшему росту международного авторитета ШОС, – сказал Ислам Каримов. – Прежде всего, ШОС, исходя из своих основополагающих принципов, заявляет о себе как надежный гарант сохранения стабильности и безопасности в регионе, что на современном этапе в быстро меняющемся, неспокойном мире приобретает важнейшее, непреходящее значение.
Во-вторых, это актуальность поставленных и решаемых ею задач по организации многостороннего плодотворного сотрудничества в общественно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, формирования для этого необходимой договорно-правовой базы и реализация значимых для каждой страны крупнейших проектов.
В-третьих, ШОС, являясь равноправным объединением государств, наглядно демонстрирует, что ее деятельность не направлена против интересов других стран и не имеет блокового, конфронтационного характера».
Касаясь перспектив взаимодействия в рамках Организации, глава нашей страны выделил такие приоритеты ее деятельности, как продолжение апробированной и испытанной политики в строгом соответствии с целями, задачами и принципами Хартии Организации, реализация основополагающих направлений сотрудничества, одинаково отвечающих интересам всех участников «шанхайского процесса».
Президент Ислам Каримов выразил уверенность, что дальнейшее успешное развитие ШОС будет зависеть от нацеленности государств-членов на достижение конкретных практических результатов, и прежде всего на обеспечение устойчивого развития и роста уровня благосостояния населения стран всего региона.
ШОС как Организация станет еще более привлекательной только тогда, когда народы, живущие на пространстве ШОС, почувствуют плоды совместной деятельности на конкретных примерах.
Узбекистан является сторонником реализации на пространстве ШОС инвестиционных программ строительства и модернизации автомобильных, железнодорожных и воздушных коммуникаций как внутригосударственного, так и трансграничного значения, а также создания современных логистических центров и хабов. Их осуществление будет способствовать развитию торгово-экономических отношений государств-членов ШОС со странами Евросоюза, Южной и Юго-Восточной Азии.
В этой связи Узбекистан считает важным реализацию предложения Китая о создании Банка развития ШОС, которое направлено на формирование многостороннего механизма финансирования приоритетных социально-экономических и инфраструктурных проектов в рамках Организации, позволит более эффективно решать стоящие перед государствами-членами ШОС общие задачи.
Важное значение может иметь реализация подписанного в Ашхабаде в апреле этого года межгосударственного соглашения о формировании нового международного транспортного коридора Средняя Азия – Персидский залив, который в перспективе позволит связать наземным путем пространство ШОС с портами Персидского и Оманского заливов.
Оценивая положение дел в Центральной Азии, руководитель нашей страны отметил, что регион в силу своей геополитической и геостратегической значимости, богатейших природных ресурсов продолжает оставаться в центре внимания мирового сообщества в контексте растущих угроз и вызовов безопасности и стабильности в мире.
По итогам недавнего саммита в Астане был подписан пакет документов, направленных на дальнейшее расширение сотрудничества в рамках ШОС, принята Декларация десятилетия, включающая в себя основные результаты и достижения деятельности ШОС за прошедший период, взгляды государств-членов на современную ситуацию в регионе и мире, а также подходы к решению актуальных проблем безопасности в регионе и развитию сотрудничества в рамках ШОС в приоритетных направлениях.
Были утверждены также Антинаркотическая стратегия на 2011-2016 годы и Программа действий по ее выполнению, которые будут способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию наркотической угрозе на пространстве ШОС.
В целях упорядочения процедуры приема государств в Организацию на основе Положения о порядке приема новых членов ШОС, утвержденного на Ташкентском саммите в 2010 году, подписан Типовой меморандум об обязательствах государства-заявителя для получения статуса государства-члена ШОС.
Уполномоченными представителями государств-членов ШОС подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения, предусматривающее взаимодействие сторон по таким направлениям, как профилактика и контроль за инфекционными заболеваниями, безопасность и качество лекарственных средств, охрана здоровья матери и ребенка, оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и другие.
Подводя итоги, глава Узбекского государства выразил уверенность, «что результаты откровенного и конструктивного обмена мнениями по актуальным для нас проблемам и принятые на саммите решения, касающиеся сотрудничества в сфере борьбы с наркобизнесом и расширения ШОС, станут очередным шагом, направленным на обеспечение безопасности и стабильности стран-членов Организации, повышение ее эффективности.
У России и Узбекистана сохраняются тесные и доверительные двусторонние политические отношения, страны интенсивно взаимодействуют в вопросах международной безопасности. Каково сегодня место России в международной архитектонике, выстраиваемой Узбекистаном?
- Во внешней политике Узбекистана отношения с Россией (как и во внешней политике России отношения с Узбекистаном) имеют особое значение. Взаимные отношения базируются на 276 документах различного уровня. Между нашими странами в 2004 году подписан Договор о стратегическом партнерстве, в 2005 году – Договор о союзнических отношениях. Нынешнее сотрудничество развивается на основе данных документов. Следует подчеркнуть регулярный характер встреч на высшем уровне.
Активно ведется обмен визитами делегаций различного уровня. В марте текущего года было проведено очередное заседание Узбекско-российской межправительственной совместной комиссии.
Последовательно проводятся переговоры и консультации между внешнеполитическими, внешнеторговыми и военными ведомствами двух стран.
Узбекистан и Россия активно взаимодействуют и в рамках таких международных и региональных структур, как ООН, ШОС, СНГ. Эти связи служат укреплению безопасности и стабильности в регионе, развитию интеграционных процессов. Наши страны сотрудничают также в деле оказания помощи в целях стабилизации ситуации в Афганистане.
Ислам Каримов и Дмитрий Медведев в ходе переговоров уделили особое внимание вопросам развития торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Россия – надежный политический, экономический и инвестиционный партнер Узбекистана. Пятая часть внешней торговли Узбекистана приходится на Российскую Федерацию. Следует отметить широкие контакты в области гуманитарного сотрудничества, которое охватывает сферы образования, культуры, здравоохранения, туризма и другие.
Схожесть и общность взглядов и позиций глав двух государств по вопросам развития взаимных отношений, региональным и международным проблемам, дружба между нашими народами имеют важное значение в укреплении сотрудничества.
В ходе беседы были рассмотрены вопросы рационального использования в Центральной Азии водно-энергетических ресурсов. Отмечалась необходимость при строительстве гидротехнических сооружений на трансграничных реках региона согласования с соседними странами и проведения независимой международной экспертизы подобных проектов.
Стоит отдельно сказать об узбекско-российском инвестиционном сотрудничестве. Мы активно развиваем совместные проекты в нефтегазовой отрасли и сфере телекоммуникаций. В Узбекистане работают крупнейшие энергетические компании «Газпром» и «Лукойл», сотовые операторы «Билайн» и «МТС». Имеются определенные наработки в других отраслях. Но, к сожалению, говорить о том, что имеющийся потенциал реализуется в полном объеме, пока не можем. Мы надеемся, что в перспективе удастся расширить направления инвестиционного сотрудничества, привлечь российские компании к реализации крупных проектов в различных отраслях экономики, в первую очередь, в сфере машиностроения, электротехники и приборостроения, легкой и пищевой промышленности, стройиндустрии, туризма и др. Этому должно послужить и новое двустороннее Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, проект которого практически согласован сторонами.
Несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, объем взаимного товарооборота приближается к $5 млрд. Узбекистан экспортирует в Россию природный газ, сельскохозяйственную продукцию, транспортные и коммуникационные услуги, транспортные средства, текстиль. Следует подчеркнуть, что производимые в Узбекистане легковые автомобили очень востребованы в России. Это – яркое свидетельство увеличения во внешней торговле доли конкурентоспособной промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Из России в Узбекистан импортируются цветные и черные металлы, механическое и электрическое оборудование, древесина и продукция деревоперерабатывающей промышленности.
Динамика инвестиционного сотрудничества наглядно проявляется в увеличении числа совместных предприятий. В нашей стране действуют 843 узбекско-российских совместных предприятия. Кроме того, 135 фирм и компаний России открыли свои представительства в нашей стране. В Российской Федерации функционируют 385 совместных предприятий, созданных с участием узбекских партнеров.
Узбекистан и Россия обладают огромным потенциалом для дальнейшего расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Они располагают также многими другими, еще неизведанными возможностями, которые сулят широкое дружеское поле взаимодействий, высокий уровень доверия двух государств. И все это - ради процветания наших народов.
|
Оставить комментарий