Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
16:25Астана
14:55Тегеран
13:25Минск
16:25Бишкек
15:55Дели
18:25Пекин
14:25Москва
15:25Исламабад
15:25Душанбе
15:25Ташкент
Наблюдатели:
18:25Улан-Батор
14:55Кабул
Партнеры по диалогу:
14:55Манама
14:55Ереван
14:55Катманду
15:25Баку
13:25Каир
14:25Доха
14:25Эр-Рияд
14:25Эль-Кувейт
14:25Мале
14:25Абу-Даби
14:25Нейпьидо
13:25Анкара
17:25Пномпень
17:25Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
22.11.2024 20:19
Путин поддержал принятие "Орешника" на вооружение
22.11.2024 16:24
Российские войска освободили Новодмитровку в ДНР
22.11.2024 16:21
Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет снят досрочно
22.11.2024 12:52
AFP анонсировало экстренное заседание Совета Украина - НАТО
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Энергетический клуб ШОС: каким ему быть?
13.03.2012 10:00 Виталий Бушуев, Валерий Первухин, Институт энергетической стратегии - специально для ИнфоШОС

В прошлом году Шанхайская организация сотрудничества отметила свое 10-летие. Не было недостатка в торжественных речах и радужных прогнозах. ШОС действительно прошла значительный путь становления, институционализации, развития и налаживания взаимодействия в основных направлениях своей деятельности - в сфере безопасности, создания инфраструктуры торгово-экономических связей. Укрепился международный статус ШОС.

Вместе с тем, начиная с первых шагов по созданию ШОС, правительства стран-членов этой организации приняли решение об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. В 2003 году была утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, а годом позже Совет глав правительств ШОС утвердил план мероприятий по реализации этой программы. На юбилейной сессии ШОС в Астане 15 июня 2011 года главы государств высказались за дальнейшую интенсификацию торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия на пространстве ШОС, с привлечением к нему также потенциала государств-наблюдателей и партнеров по диалогу.

Почему пробуксовывает экономическое сотрудничество в рамках ШОС

Несмотря на то, что экономическое сотрудничество признано второй важнейшей ипостасью ШОС, оно продолжает оставаться наименее развитым направлением в ее деятельности. Многосторонние проекты экономического сотрудничества отсутствуют. Из нескольких сотен принятых документов ШОС не более 50 касаются экономического взаимодействия. О необходимости интенсификации экономического сотрудничества неоднократно заявляли руководители стран-членов ШОС. Это в полной мере относится и к такому основополагающему сектору экономических связей стран ШОС, как энергетика.

Объективные предпосылки для активизации экономического сотрудничества стран ШОС, включая энергетику, вполне благоприятны. Общая площадь стран-членов ШОС составляет 3/5 площади Евразии с населением свыше 1,5 млрд человек. ВВП стран ШОС достигает ¼ мирового ($12,4 трлн). На территории стран ШОС сосредоточено около 25% мировых запасов нефти, более 50% мировых запасов газа, 35% угля, около половины мировых разведанных запасов урана. Государства-члены находятся в активной фазе экономического развития. Они инвестиционно привлекательны. Здесь уже действуют или сооружаются крупнейшие нефте- и газопроводы: Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), Атасу-Алашанькоу, Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), газопровод Туркмения – Китай.

Если смотреть на ШОС как на часть Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то прослеживается динамика развития энергетического рынка. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) рост спроса на нефть в основных странах АТР в период до 2025 года будет на ¼ опережать общемировой, а на газ – почти вдвое.

По словам Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, ШОС по своему бизнес-потенциалу сравним с БРИК (тем более, что две страны БРИК – Россия и Китай – уже являются членами ШОС). Территория Шанхайской организации представляет собой огромный рынок, который, с одной стороны, может стимулировать экономический рост стран ШОС, а с другой - дает огромную армию рабочей силы.

ШОС – финансово самостоятельная организация. На конец 2010 года золотовалютные запасы стран-членов ШОС составляли более $3,6 трлн. Таким образом, ШОС имеет все необходимое, чтобы стать «опорной точкой» глобальной экономики в посткризисный период, а также серьезным политическим центром принятия решений.

От слов пора перейти к делу

Для России экономическое сотрудничество в рамках ШОС способствует сохранению и расширению участия в экономическом развитии Центральной Азии. Россия и страны этого региона на протяжении многих десятилетий были частями единой экономической системы. Да и по сей день они экономически более дополняют друг друга, чем, скажем, экономики центральноазиатских стран и Китая. И если Россия умело воспользуется этим преимуществом, то она сможет более эффективно защищать свои интересы в этом регионе. Нельзя забывать и о соперничестве за влияние на регион Центральной Азии со стороны США.

В то же время сотрудничество России и Китая в ШОС является одним из важных факторов, обеспечивающих укрепление и развитие Организации. Но у них неодинаковое восприятие ШОС. Китайское руководство рассматривает ШОС как важный проект экономической интеграции, как возможность расширения своего экономического влияния в целях обеспечения своей быстро развивающейся экономики энергоресурсами. Россия видит основную цель организации в обеспечении безопасности региона. А в экономическом плане стратегия России в отношении ШОС строится на особой роли энергии. Ведь основные энергетические ресурсы Евразии сконцентрированы в России. Энергия рассматривается в качестве одного из основных элементов российской дипломатии. Россия стремится сохранить свою роль в нефтегазовой сфере и в сфере транспортировки углеводородов из региона.

Решения последних встреч глав государств и правительств стран-членов ШОС позволяют сделать вывод, что страны ШОС начинают переходить в экономической проблематике от слов к делу. Возникает вопрос: почему за 10 лет существования ШОС, несмотря на создание соответствующих организационных структур, наличия подписанных на самом высоком уровне программных документов, экономическое направление деятельности ШОС так и не получило надлежащего развития?

Ведь объективно у стран-членов ШОС есть необходимые условия для расширения экономического сотрудничества: географическая близость, взаимные договоренности во многих сферах, тесные политические, экономические и культурные связи. Большинство стран ШОС вступили в период экономической модернизации. Развитие является для них важнейшей задачей. ШОС может реализовать новую концепцию регионального экономического сотрудничества, например, концепцию экономической безопасности, включая энергетическую, финансовую, инвестиционную и даже социальную.

Локомотив для экономического ускорения

Для государств Центральной Азии углубление интеграционного взаимодействия в рамках ШОС – это, прежде всего, возможность создания условий для устойчивого экономического роста, расширения рынков сбыта и развития экспортного потенциала, сохранение внутриполитической стабильности.

Современный этап развития ШОС характеризуется не только усилением роли экономических факторов сотрудничества, но и необходимостью перехода к многостороннему формату обсуждения перспектив формирования общего экономического пространства. Актуальность именно такой постановки вопроса обусловлена существующими противоречиями, связанными с разными подходами к целям участия и оценками перспектив ШОС со стороны ведущих членов Организации.

В то же время, учитывая различия в уровнях развития и структурах экономик, на данном этапе целесообразно сосредоточить сотрудничество в рамках ШОС на реализации крупных проектов, отвечающих интересам большинства государств. Речь идет, прежде всего, о таких сферах, как энергетика, транспорт, создание инфраструктуры, телекоммуникация и ряд других. А налаживание механизма мониторинга развития региональной экономики и своевременного предупреждения кризисов послужило бы дополнительным фактором устойчивого экономического развития стран-членов ШОС. Впрочем, в этой работе нашлось бы место и для стран-наблюдателей и государств-партнеров по диалогу.

Пока что основной проблемой ШОС, по нашему мнению, остается отсутствие согласованной экономической стратегии Организации. Это усугубляется неравнозначностью экономических потенциалов стран-членов, различием их экономических интересов. Поэтому большинство проектов сотрудничества стран ШОС являются двусторонними, и привязка их к ШОС довольно условна.

Не следует, разумеется, противопоставлять двустороннее и многостороннее сотрудничество. Более того, важнейшим источником многосторонней кооперации нередко становятся именно двусторонние проекты, к которым по мере их реализации могут присоединяться третьи страны. И все же о сотрудничестве в формате именно ШОС можно будет говорить, когда оно станет вестись на многосторонней основе, решая задачи, определенные организацией в целом. В качестве примера можно назвать существующую систему трубопроводов на пространстве ШОС, соединяющую Россию, страны Центральной Азии и Китай. По мнению премьер-министра Казахстана Карима Масимова, эта система уже является серьёзной основой для создания единого энергетического пространства ШОС, позволяющей гармонизировать интересы производителей, транспортировщиков и потребителей энергоресурсов.

Еще более перспективным может стать экономическое сотрудничество стран ШОС в целях повышения глобальной и региональной экономической безопасности. Главы государств ШОС признают необходимость повышения устойчивости перед лицом мировых финансовых кризисов и разработки механизмов их преодоления. Более того, ШОС потенциально в состоянии создать систему своего влияния на глобальную финансовую устойчивость как базис устойчивого развития. Однако на сегодня ШОС не имеет четкой стратегии экономического партнерства в сфере многостороннего инвестиционного и технологического обмена.

Начать разработку такой стратегии было бы целесообразно именно с энергетической составляющей как первичного и основополагающего элемента регионального сотрудничества. Ведь в ШОС объединились как государства, являющиеся крупными производителями энергоресурсов, так и страны-импортеры. Это делает их, с одной стороны, внутренне зависимыми друг от друга, но, с другой стороны, создает основу для многостороннего взаимодействия.

Не «элитный» клуб, а площадка для взаимодействия

Подходящей площадкой для разработки, обсуждения и согласования основных положений проекта такого документа мог бы стать Энергетический клуб ШОС.

Идея такого клуба не нова. Впервые Россия предложила создать его еще в июне 2005 года. На встрече глав правительств стран ШОС в Санкт-Петербурге 7 ноября 2011 года Владимир Путин подчеркнул: «Россия настроена на активную работу в этой организации. Это касается и расширения торгово-экономических связей и сотрудничества…».

Энергетический клуб ШОС создается, прежде всего, в целях налаживания и проведения расширенного диалога по вопросам повышения энергетической безопасности, гармонизации энергетических стратегий, координации усилий и всестороннего обсуждения перспектив сотрудничества в различных отраслях энергетики в интересах государств-членов ШОС.

Но этими общими задачами деятельность Энергетического клуба не может ограничиваться, если рассматривать его не как «элитный» клуб для избранных шести стран-членов организации, а как структуру, готовую к взаимодействию с разными странами, международными организациями и бизнес-сообществами. И чем шире будет круг участвующих в работе Энергетического клуба ШОС, тем большую пользу от его деятельности получат сами страны-члены Организации: это и возможности привлечения внимания к своим проблемам и инвестиционным возможностям, более глубокое понимание своего места в системе мирохозяйственных связей, нахождение оптимальных партнерских связей исходя из интересов собственного развития и т.п.

Среди экспертов высказываются различные мнения относительно конфигурации и формата Энергетического клуба. Некоторые считают, что он должен быть довольно жестким объединением, имеющим наднациональный характер, что предполагает делегирование ему некоторых суверенных полномочий. Другие (и таких большинство) предлагает идти «от простого к сложному», то есть искать точки соприкосновения, не забегая слишком далеко вперед, не опережая события.

В нашем понимании Энергетический клуб, создание которого после неоднократных безуспешных попыток наконец начинает приобретать зримые очертания, должен исходить из реальных возможностей и готовности к неформальному обмену мнениями максимально широкого круга заинтересованных сторон. В системе ШОС существуют необходимые официальные органы, принимающие согласованные решения, но, тем не менее, до сих пор многостороннее экономическое сотрудничество остается наименее развитым направлением в деятельности Организации. Мы видим задачу Энергетического клуба именно в формировании атмосферы открытости, доверия в обсуждении насущных экономических и правовых проблем, в свободном обмене мнениями о путях их решения, прежде всего на экспертном уровне, не ограниченном жесткими рамками установленных процедур. В конечном итоге именно в результате таких свободных дискуссий могут формироваться конкретные предложения для правительственных структур всех уровней, которые будут принимать соответствующие политические и экономические решения, обеспечиваемые суверенными правами заинтересованных стран.

На начальном этапе становления Энергетического клуба стоило бы четко заявить, что членство в нем не является жестким и обязательным даже для «шосовской шестерки». Ведь предыдущие попытки создания Энергетического клуба оказались безуспешными не в последнюю очередь из-за отсутствия консенсуса среди самих стран-членов. Между тем статья 16 Хартии Шанхайской организации сотрудничества позволяет обойти это мнимое препятствие. Она, в частности, гласит: «В случае незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и вместе с тем не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов».

«Клубный» формат позволяет максимально расширить состав экспертов, участвующих в мероприятиях Энергетического клуба. Помимо государств- членов, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС, целесообразно информировать о повестке дня и мероприятиях в рамках клуба представителей стран, входящих в состав международных организаций, с которыми у ШОС имеются соглашения о сотрудничестве, а также – через СМИ широкие круги мировой энергетической общественности, предоставляя им возможность участвовать в работе Энергетического клуба. Конечно, это потребует определенных организационных мер и финансовых затрат, но мультипликативный эффект в конечном счете окупит их с лихвой.

В лице Энергетического клуба может сформироваться своего рода союз поставщиков, транзитеров и потребителей энергоресурсов. Он может стать и координирующим органом, способствующим развитию экономических и энергетических связей между государствами и компаниями. В основу такого взаимодействия на данном этапе может быть положена актуализированная «Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества», принятая главами правительств стран-членов ШОС. Основными направлениями деятельности в сфере энергетики могут стать: модернизация действующих энергетических мощностей и сетей; развитие транспортной инфраструктуры в регионе; совместное освоение новых месторождений углеводородов и геологоразведка; создание условий для взаимного доступа на рынки электроэнергии и ее транзита; энергосбережение и энергоэффективность; подготовка и повышение квалификации специалистов в области энергетики.

Наряду с этими общими направлениями сотрудничества, которые могут стать ориентирами при формировании дискуссионной повестки дня Энергетического клуба, в его рамках целесообразно вести поиск и обсуждение конкретных проектов, в таких областях, как энергетическое машиностроение, глубокая переработка углеводородного сырья, атомная энергетика и гидроэнергетика.

Энергоклуб может стать предтечей общего энергетического пространства

В результате широких дискуссий их участники, возможно, придут к осознанию необходимости формирования общего энергетического пространства ШОС. С идей создания Азиатской энергетической стратегии, например, несколько лет тому назад выступил Нурсултан Назарбаев. Разумеется, концепция создания общего энергетического пространства потребует согласования и определенной гармонизации энергетических стратегий государств-членов ШОС. И прежде чем выходить с подобными предложениями на уровень руководящих органов ШОС следует детально обсудить их в рамках Энергетического клуба. Вообще вопросы энергетических стратегий государств ШОС, их мониторинга, перманентной актуализации должны, как нам представляется, постоянно присутствовать в повестке дня Клуба.

В конечном итоге формирование общего энергетического пространства ШОС потребует принятия политических решений по таким вопросам, как либерализация цен, унификация тарифов на транспортировку энергоносителей, разработка единой налоговой базы, согласование действий на уровне поставщиков во избежание ненужной конкуренции между ними. В решении этих и смежных проблем странам ШОС может помочь опыт России, Казахстана и Белоруссии по формированию Евразийского экономического пространства

Оставаясь на почве реальности, мы не должны уповать на то, что Энергетический клуб – в силу одних лишь объективных предпосылок – заведомо обречен на успех. Предыдущие попытки его создания показали, что это не так. Сколь бы интересны сами по себе ни были теоретические проблемы экономического и энергетического сотрудничества на пространстве ШОС для участников дискуссий в рамках Клуба, долговременный и устойчивый интерес к этой площадке со стороны бизнес-структур может поддерживаться только при условии выхода на конкретные двусторонние и многосторонние проекты, обеспеченные не только инвестициями, но и политической поддержкой.

Энергетический клуб ШОС может содействовать углублению взаимодействия между производителями энергоресурсов (Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран) и потребителями энергоресурсов (Китай, Таджикистан, Киргизия, Индия, Пакистан, Монголия). Это стало бы серьезным шагом на пути превращения ШОС в самодостаточного игрока как на глобальном, так и региональном энергетических рынках.

Таким образом, деятельность Энергетического клуба должна быть «логистически» встроена в сферу межгосударственных отношений стран ШОС, включая формирование системы региональной безопасности и ее существенного элемента – энергетической безопасности. В условиях сохраняющейся нестабильности мировой экономики активизация энергетической политики ШОС сыграла бы заметную роль не только в обеспечении устойчивого роста самих стран-членов этой организации. Она стала бы положительным фактором в мировой экономике.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Абхазия: революция закончилась, что дальше…
23.11.2024 07:50
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:38
Ким Чен Ын заявил об опасности термоядерной войны с США
22.11.2024 06:54
Афганистан – изгой или партнер
21.11.2024 06:54
СМИ: КНР отказала США во встрече министров обороны из-за оружия для Тайваня
20.11.2024 10:00
Парламент Абхазии принял отставку президента Бжании
19.11.2024 17:38
Центральная Азия: страсти по воде
19.11.2024 06:57
Оппозиция и власти Абхазии подписали соглашение. Бжания подал в отставку
19.11.2024 06:42
Президент Грузии отказалась признавать результаты выборов в парламент
18.11.2024 20:52
В Абхазии протестующие возвращают военным технику, стоящую у парламента
17.11.2024 13:32
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.