Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
02:05Астана
00:35Тегеран
23:05Минск
02:05Бишкек
01:35Дели
04:05Пекин
00:05Москва
01:05Исламабад
01:05Душанбе
01:05Ташкент
Наблюдатели:
04:05Улан-Батор
00:35Кабул
Партнеры по диалогу:
00:35Манама
00:35Ереван
00:35Катманду
01:05Баку
23:05Каир
00:05Доха
00:05Эр-Рияд
00:05Эль-Кувейт
00:05Мале
00:05Абу-Даби
00:05Нейпьидо
23:05Анкара
03:05Пномпень
03:05Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
ШОС в поисках своего лица
02.05.2012 12:15 Александр Князев, политолог

В условиях глубокой трансформации системы международных отношений, появления кризисных тенденций в деятельности ряда международных организаций (ООН, ОБСЕ), наконец, общего кризиса международного права такая перспективная региональная структура, как Шанхайская организация сотрудничества, тоже переживает период если не кризиса, то, во всяком случае, затянувшегося поиска собственной идентичности.

Опыт еще «шанхайской пятерки», ставшей основой нынешней ШОС, продемонстрировал высокий, во многом уникальный потенциал этого альянса, показал способность входящих в ШОС стран к поиску разумных и не противоречащих национальным интересам участников компромиссов. Страны-участницы ШОС создали механизмы взаимодействия, которые предусматривают неприменение силы или угрозы силой, исключают ведение военной деятельности, нарушающей стабильность в регионе. Именно это является привлекательным для многих стран.

Естественно, на развитии организации сказываются особенности внешнеполитических доктрин Китая и России, а внешнеполитическая повестка этих двух лидеров ШОС в основном и формирует повестку организации в целом. При этом основной проблемой развития Организации является отсутствие четкой концепции её деятельности и сохранение различий у стран-членов в понимании ключевых задач ШОС. Существуют также сложности с налаживанием механизмов именно многостороннего сотрудничества как внутри ШОС, так и между ШОС и другими действующими лицами международной политики.

Сохраняются противоречия между самими странами-членами ШОС, в ряде случаев растут различия в их подходах к ключевым проблемам регионального развития, учитывая продолжающуюся дезинтеграцию Центральной Азии. Военно-политические и экономические возможности и потенциал сотрудничества стран-членов и стран-наблюдателей ШОС пока не находят воплощения в проектах многостороннего сотрудничества. Преобладают двусторонние отношения (как, например, китайское кредитование ряда проектов в Таджикистане или сотрудничество РФ и Казахстана с КНР в нефтегазовой сфере), лишь формально развиваемые под эгидой ШОС.

Видимо, важнейшей функцией Организации должна быть консолидация входящих в неё государств вокруг тех ценностей и идей, которые с точки зрения этих государств должны лежать в основе нового мирового порядка. Представляется, что основным фактором в деятельности ШОС должно оставаться обеспечение долгосрочной региональной стабильности, что невозможно без региональной экономической интеграции и формирования устойчивой системы региональной безопасности. Без определения миссии организации, ее концептуальных целей и задач не решается и проблема ее расширения, а значит, и развития. Превращение ШОС в структуру, способную не только реагировать на внешние импульсы, но и формировать геополитическое и геоэкономическое пространство, а также международную повестку дня, исходя из агрегированных интересов и целей стран-членов, пока только заявлено.

Шанхайская организация сотрудничества обладает мощным экономическим потенциалом, который пока практически не используется для обеспечения экономического роста стран-участниц. Причина - опять же преобладание двустороннего формата отношений между странами-участницами ШОС над многосторонним. В то же время непреодолимых препятствий здесь нет; при наличии политической воли и здравого экономического расчета ШОС способна пройти все уровни экономической интеграции от создания зон свободной торговли до формирования единого экономического пространства.

Развитию экономической интеграции в рамках ШОС благоприятствуют многие факторы: прочные гарантии в виде механизмов взаимодействия в политической, оборонной областях, а также в области обеспечения безопасности; взаимодополняемость экономик и разделение труда между странами; наличие богатых запасов энергоресурсов и больших запасов природных ресурсов в целом; наличие мощного научно-технического и производственного потенциала и дешевых и достаточно квалифицированных трудовых ресурсов.

ШОС в равной мере предоставляет большие возможности как для крупных держав (Россия и Китай), так и для менее крупных государств Центральной Азии, удовлетворяя интересы друг друга за счет внутренних резервов организации. Например, гидроэнергетика Таджикистана и Киргизии, нефтедобыча и газовые отрасли Казахстана и России могут обеспечивать потребности Китая и одновременно решать собственные проблемы расширения рынков сбыта продукции.

Безопасность и экономическая стабильность России и Китая будут зависеть от успехов в социально-экономическом развитии сопредельных стран и регионов. Учитывая географическую протяженность и численность населения входящих в ШОС стран, эта организация не может не стремиться к тому, чтобы стать существенным конструктивным элементом современного мирового порядка.

Позиции России и Китая в невысокой степени конкурентны, они специфичны и не позволяют полностью доминировать какой-то одной стране, товарная специализация этих стран позволяет обходить эффект лобовой конкуренции и функционировать на основе факторной модели развития конкурентоспособности их экономического потенциала. А это и есть гарантия нахождения компромиссов. Тем самым формат ШОС предоставляет удобные условия для кооперации, когда ни один из членов организации не допустит возникновения серьезного конфликта с интересами другого.

ШОС — одна из немногих региональных организаций, имеющая огромный резерв экономического развития за счет наличия замкнутого цикла производителей и потребителей. Вступление в нее стран-наблюдателей — Ирана, Пакистана, Индии, Монголии - только усилил бы этот потенциал экономической самодостаточности. Особенно этому может способствовать экономический потенциал Ирана с его запасами углеводородов и коммуникационными ресурсами. Вступление в ШОС именно Ирана сосредоточит в рамках одной региональной организации львиную долю энергетических ресурсов Евразии. А это автоматически многократно повысит и политический вес Организации.

Одной из важнейших проблем международной политики остается кризис в Афганистане, усугубляемый попытками США сохранить в этой стране свое военное присутствие, распространив его на страны постсоветского пространства, а также расширением зоны конфликта на территорию Пакистана и прицелом на дестабилизацию Ирана. Шанхайской организации сотрудничества необходимо выработать собственную концепцию урегулирования в Афганистане, которая включала бы в себя вопросы организации внутриафганского переговорного процесса, согласование общих приоритетов по отношению к Афганистану, содействие решению вопросов восстановления афганской экономики, учитывая, что только здоровая экономика способна решить проблему терроризма и наркобизнеса.

Американское военное присутствие в Афганистане и в странах Центральной Азии становится все более дестабилизирующим фактором для Евразии в целом. Главное, что, не устранив прежних угроз, США создали новые, вытекающие из самого факта и характера соперничества геополитических сил за влияние в Центральной Азии. На дестабилизацию ситуации — как на национальных, так и на региональном уровнях — направлено и американское воздействие на внутреннюю политику центральноазиатских государств.

Не будучи военным блоком и не стремясь превратиться в него, ШОС должна обеспечить выполнение собственных решений. Речь идёт о решениях, содержащихся, в частности, в Декларации саммита в Астане в июле 2005 года («Ряд стран ШОС предоставил свою наземную инфраструктуру для временного размещения военных контингентов государств-участников коалиции, а также свою территорию и воздушное пространство для военного транзита в интересах антитеррористической коалиции. Учитывая завершение активной военной фазы антитеррористической операции в Афганистане, государства-члены ШОС считают необходимым, чтобы соответствующие участники антитеррористической коалиции определились с конечными сроками временного использования упомянутых объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территории стран-членов ШОС»), а также в Бишкекской декларации от 16 августа 2007 года («стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены прежде всего силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных объединений»).

Пока из всех стран-участниц только Россия предпринимает действия (пусть недостаточные) по определению координат региональной безопасности с учетом передислокации американских войск в самом Афганистане и за его пределы в период до и после 2014 года. Ярким примером является политико-дипломатическая интрига вокруг военной базы США в бишкекском аэропорту «Манас», являющаяся почему-то предметом озабоченности только России, но не Китая, предпочитающего, используя образ китайской же притчи, в роли обезьяны наблюдать за схваткой двух тигров в долине. Это не говоря уже о полном отстранении от этой проблематики Казахстана, Узбекистана и ведущего игры вокруг размещения тех или иных иностранных объектов Таджикистана.

По большому счету ШОС способна и должна взять на себя ответственность за стабильность и безопасность в более широком географическом масштабе, включая такие регионы, как Афганистан, Южная Азия, Южный Кавказ. Однако пока из всех возможных вариантов развития ШОС реализуются не самые перспективные и актуальные. В настоящее время имеет место лишь спонтанное выстраивание своеобразной региональной системы взаимного сдерживания между НАТО и ШОС (с дополнением по линии ОДКБ) на пространстве постсоветской Центральной Азии. Перспективным могло бы быть дальнейшее развитие Организации как региональной структуры безопасности (но не военно-политического блока), ориентированной на расширение в духе открытого регионализма, с привлечением других государств региона. Оптимальной моделью обеспечения безопасности центральноазиатского региона является сотрудничество государств, чьи стратегические интересы не находятся в антагонизме друг с другом и чье политическое (в отдельных случаях — военное) присутствие в странах региона не противоречит традициям народов стран Северной и Центральной Евразии. У ШОС есть для этого изначальный, базовый потенциал.

Географическая конфигурация, в которой сегодня существует ШОС, отличается неполнотой. Разорванность геополитического пространства Евразии не позволяет Организации в её нынешнем виде брать на себя ответственность даже за совокупность территорий стран-участниц или наблюдателей, не говоря уже о более масштабных задачах. Образовались своего рода геополитические «лакуны», к каковым можно отнести страны-наблюдатели в ШОС, а также Туркменистан, Азербайджан и Армению, Турцию и Ирак, материковые страны Юго-Восточной Азии, не говоря уже об Афганистане или Грузии. В геополитике не может быть вакуума, и создание альтернативы, каковой может выступить ШОС, предполагает, что пространство hartland’a должно быть подчинено единым международно-правовым правилам и нормам. Беспомощность ООН и ОБСЕ дает шанс для стран региона заполнить создавшийся вакуум и взять ситуацию под свой контроль.

Помимо проблемы расширения Организации есть еще одна проблема, в значительной степени препятствующая внутренней консолидации и определению стратегий Шанхайской организации сотрудничества. Несмотря на значимость России и Китая в формировании концептуальных и организационных основ ШОС, важны позиции и других стран-участниц. Любые внешнеполитические колебания большой амплитуды (нельзя иметь в стратегических партнерах одновременно Россию, США и Иран, как это судорожно умудрялся делать Таджикистан к 2007-2009 гг.), именуемые «многовекторностью», будут в итоге не просто неэффективны, но и, возможно, катастрофичны для самих колеблющихся.

Практически любая небольшая страна современной Евразии — от Казахстана до Грузии — представляет собой объект, а не субъект международной политики, поэтому, формируя свой внешнеполитический курс, эти страны не могут не ориентироваться на стратегию, которую проводят значимые для данной территории субъекты глобальной системы, то есть крупные державы. Для постсоветской Центральной Азии таких субъектов всего два — Россия и Китай.

Источник: "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:39
Об участии ШОС в Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции "Пекин+ 30"
22.11.2024 07:08
О заседании Совместной комиссии по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок
21.11.2024 17:04
Ван И: Китай готов развивать тесное сотрудничество с Россией в ШОС
19.11.2024 11:07
О Форуме развития молодежи Шанхайской организации сотрудничества
12.11.2024 12:40
Об участии ШОС в 7-ом Китайском международном импортном ЭКСПО в Шанхае
07.11.2024 15:09
Заявление ШОС в связи с нападением на военные объекты Исламской Республики Иран
02.11.2024 09:47
Делегация Секретариата ШОС приняла участие в Глобальном форуме по сокращению бедности и развитию
01.11.2024 16:12
Генсек ШОС рассказал об усилении экономической интеграции в организации
26.10.2024 08:58
О "круглом столе" по развитию современного сельского хозяйства ШОС
26.10.2024 08:53
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.