Среди глобальных проблем начала XXI века особо выделяется проблема обеспе-ченности мировой экономики энергоресурсами.
Наряду с другими, природный газ и нефть становятся важными факторами не толь-ко экономического, но и политического, а в некоторых регионах даже военного влияния, давления и взаимодействия потребителей и производителей энергосырья.
Исходя из этого факта, мы предлагаем обсудить на одну из концепций развития энергетического мирового рынка, которая может стать новой парадигмой взаимо-действия производителей и потребителей этого сегмента мировой экономики. Данная парадигма могла бы базироваться на геополитических факторах развития экономики мира, на принципах взаимодополнения в схеме экспорт-транзит-импорт. Учет возможностей каждого участника рынка приведет к уменьшению потенциала частных интересов, к гар-монизации предъявляемых друг-другу требований и формированию рамочной конструк-ции общих интересов.
В связи с необходимостью введения в жизнь новых форм взаимодействия в энерге-тическом секторе мировой экономики, на общем фоне большого количества проблем, хо-телось бы отметить определяющие
- перспектива будущего развития и формирования рынка нового типа, с уче-том тенденций роста энергопотребления на локальных рынках Европейского Союза, Индии и других стран Южной, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки;
- пути формирования единого евроазиатского энергетического партнерства;
- роль Каспийско-Центральноазиатского региона, его ресурсной базы на формиро-вание единого энергетического пространства, а также перспективы взаимодействия на мировом рынке государств Центральной Азии в рыночных структурах Азиатско-Тихоокеанского Региона,
- создание структуры институтов в рамках государств участников Шанхайской ор-ганизации сотрудничества для формирования нового типа взаимодействия на рынке энергетики.
Ушла в прошлое эпоха, когда рынки энергоресурсов были исключительно локаль-ными и продуктовыми, они достаточно быстро эволюционировали в сторону региональ-ных и глобальных рынков нефти, а затем природного газа. В перспективе, с ростом по-требления и развития технологий, интеграция в экспортно-транзитно-импортной связи будет только расти.
В последнее время в мире наблюдается еще одна тенденция - это разрыв между реальной энергетической продукцией и торговыми операциями с ней. Сейчас можно в реалии он-лайн оформить котировку и заключить сделку не только по всему спектру финансовых инструментов, обращающихся на биржевых площадках, но и вне их. Проис-ходит фрагментация энергетических рынков разных стран между различными биржами, и это делает привлекательной концепцию энергетического супермаркета.
Нефтегазовый комплекс мировой экономики развивается на фоне обострившейся, но пока еще не четко выраженной конкуренции между Евроатлантическим и Тихооке-анским регионами. В связи с этим, трансатлантические нефтегазовые корпорации зачас-тую не могут определить свою четко ориентированную энергетическую политику и вы-нуждены соглашаться с диктатом политики. В немалой степени на формирование ситуа-ции вокруг энергетических рынков оказывает запутанная статистика по разведке и потен-циальным возможностям в странах-производителях нефти и природного газа Определенно известно только то, что перспективы резкого роста нефтедобычи за счет традиционно раз-рабатываемых территорий на ближайшее десятилетие выглядят проблематично, В странах Персидского залива себестоимость добычи нефти не велика, есть и разведанные значи-тельные запасы, но для евроатлантистов энергетическая политика в этом регионе вряд ли будет меняться. Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива закрыты от ино-странного влияния на политику нефтяного сектора. Западу остается только добиваться пе-ресмотра существующего статус-кво. Месторождения на других территориях, находящие-ся вблизи к США и странам ЕС, т.е. странам, потребляющим значительно большее коли-чество энергоресурсов, чем другие регионы мира, на сегодняшний день находятся на ста-дии падения добычи. В середине 2003 г Норвегия, например, заявила, что исчерпала весь потенциал для поставок дополнительных объемов нефти на рынок.
Проведенное Американским газовым фондом исследование ?Топливо будущего природный газ и новые экономические чистые технологии 21-го века? было направлено, прежде всего, на выявление потенциала природного газа как источника энергии для США. В исследовании отмечено, что несмотря на то, что пока рынок НАФТА обеспечивается за счет внутренних ресурсов, в ближайшей перспективе, как было отмечено в разделе 1.3, будет вынужденный рост импорта газа в США.
Вернемся к Персидскому заливу. Вмешательство США в экономику Ирака не из-менило общемировой расклад сил на мировом рынке нефти. Более того, как достаточно обоснованно утверждает генеральный директор российского Центра политической конъ-юнктуры господин Симонов, этот ?деструктивный потенциал напряженности на территории страны, третьей в мире по совокупным запасам нефти, продолжает вызывать ожидания скорого развала всей мировой структуры торговли топливом?.
Тенденции, влияющие на мировой нефтегазовый рынок, проявляются и в регионе Мексиканского залива, где страны производители сырья не могут согласиться с силовыми методами решения энергетических проблем, учитывая и то, что здесь появляется слишком большая угроза в связи с природными катаклизмами.
Совокупность этих и ряда других деструктивных тенденций в традиционных добы-вающих регионах выдвигает Каспийско-Центральноазиатский регион на первые рубе-жи борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа, а также по контролю над магистральными маршрутами их транспортировки.
По большому счету, по главным и определяющим интересам, все государства и транснациональные корпорации, вовлеченные в функционирование углеводородного сек-тора мировой экономики, по отношению к российско-центрально-азиатским запасам неф-ти и природного газа делятся на две группы стран: страны, которых объединяют почти идентичные интересы экспорта и транзита, и государства, которые хотели бы получать энергоресурсы с минимальными издержками.
Соответственно, и та и другая группа субъектов энергетического рынка старается внедрить ту концепцию развития, которая дает им больше привилегий как юридических, гак и приоритетно-политических.
Надо отметить, что Россия, Китай, Индия, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Турция и Пакистан в стратеги-ческом плане могут составить единое энергетическое пространство производителей и потребителей в интересах своего развития. Они, при необходимости, смогут объеди-нить капиталы, ресурсы как природные, так и людские, технические и производственные возможности и т.д. для создания энергетического рынка XXI века.
Некоторые известные нефте- и газопроводы накопили на сегодняшний день свой политико-конфронтационный потенциал. Это всем известный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а также Одесса-Броды, или еще только планируемые магистральные трубопроводы из России на Восток на Дацин и Находку и на Запад в Германию и далее.
Одним словом, ни один транзитный маршрут не рассматривается без полити-ческой составляющей. Однако, эту тенденцию объясняют стремлением иметь диверси-фицированные потоки поставок углеводородной продукции на региональные рынки.
Назрела потребность формирования единого нефтегазового комплекса на Евразий-ском континенте. Один из этих сценариев предлагает строить энергетическую политику на линейном принципе диверсификации, исходя исключительно из интересов каждого от-дельного субъекта процесса производства и потребления. Так например, Украина рассчи-тывает уменьшить энергозависимость от России sa счет нефти Казахстана, а Азербайджан предлагает Казахстану нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, тоже привлекая казахстанцев возможностью снизить зависимость этой страны от Каспийского Трубопроводного Кон-сорциума т.е. опять же от России.
В развернувшейся дискуссии аргумент зависимости стоит на первом месте, од-нако целесообразным было бы начинать проработку маршрутов с цифр производст-ва сырой нефти и возможностей экспорта.
Азербайджан и Украина вполне справедливо отмечают, что добыча нефти в Казах-стане будет увеличиваться и к 2010 г., предположительно, достигнет 115 млн. т., а экспорт может составить около 100 млн. т. К 2015 г. добыча в этой стране, как отмечают аналити-ки, будет увеличена до 150 млн. т , а экспорт достигнет 127,5 млн. т. В тоже время анали-тики прогнозируют увеличение пропуска казахстанской нефти по Каспийскому Трубо-проводному Консорциуму - 45 млн. т., по нефтепроводу Атырау-Самара 25 млн. т., в Ки-тай 20 млн. т. Таким образом, на трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Одесса-Броды остается - около 30 млн. т
Более того, если принять во внимание, что Казахстан не является акционером этих нефтепроводов, то тарифы будут значительными последовательно, такая диверсификация будет скорее политической, а не экономической. Ведь не секретом является, по оценкам многих аналитиков, то, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан скорее политическое, чем экономическое предприятие. Более того, в ажиотаже политической полемики никто пока не просчитал стоимость рисков.
Риски имеют место как в плане конфронтации интересов на всей территории, по ко юрой идет трубопровод, так и в возможностях южноевропейского рынка потребителей, т.к. рано или поздно война в Ираке закончится, и нефть курдской части этой страны будет вне конкуренции.
Значительно более перспективным является путь создания такой собственности, которая была бы отражением взаимовыгодного интереса. В этой связи, становится понят-ным заинтересованность Казахстана в приобретении в собственность нефтеналивного терминала в Одессе и Одесского НПЗ.
Политическая составляющая развития нефтегазовыми компаниями сектора миро-вой экономики вносит значительный процент рисков, когда формируются долгосрочные проекты, связанные с чисто географическим несовпадением распределения запасов при-родного газа по регионам мира и, следовательно, со структурой добычи углеводородной продукции с территориальным расположением потребления нефти и газа.
Это естественное положение обстановки взаимодействия нефтегазовых компаний мировой экономики легче всего продемонстрировать на примере производства и потреб-ления природного газа в мире. Доказанных запасов в мире на 1 января 2001г. - 164 трлн. куб. м. Считается, что этих запасов, с учетом развития глобальной экономики, хва-тит на 62 года. В России и Иране находятся 50% мировых запасов природного газа, а 70 % мировых запасов - это территория, на которой расположены государства Рос-сия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан плюс государства Ближнего Востока.
Структура распределения запасов природного газа по регионам мира такова. Ближ-ний Восток -35%, Африка 7,5%, Западное полушарие 9,5%, страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 7%, Западная Европа - 3%, Россия плюс страны СНГ - 37,9% (из них Россия 32,2%).
Структура же потребления природного газа по регионам мира такова: Организация экономического сотрудничества и развития - 54,2%, Ближний Восток - 8,1%, СНГ- 23,4%, Китай - 1,2%, Азия-5,7%, Европейские страны - не Организация экономического сотруд-ничества и развития - 1%, Латинская Америка - 4%, Африка - 2,4%.
Необходимо заметить, что нефть и газ в природном состоянии, как правило, тесно связаны, их запасы расположены в одних и тех же нефтегазовых провинциях.
Таким образом, ни для кого не является секретом то, что интересы нефтяников и газовиков находятся на одном полюсе, а энергопотребителей - на другом, т.е. в разной плоскости.
Основным видом транспорта природного газа в мире является трубопровод-ный, и только около 25% его транспортируется танкерами в виде сжиженного природного газа, как правило в межконтинентальных и межматериковых направлениях: из Алжира и Ливии - в Европу и Америку, из Индонезии, Малайзии и Брунея - в Японию и Республику Корея и на Тайвань, из Абу-Даби, Катара и Австралии в Японию и США.
Однако в США протяженность только магистральных газопроводов составляет 417,5 1ыс км (по состоянию на 1996г.) (в сравнении в России 147,74 тыс. км ). Эта система магистральных трубопроводов в достаточной степени определяет корпоративные интере-сы американских предпринимателей. Для дальнейшего экономического развития надо пе-реходить на систему сжиженного природного газа или искать источник для наполнения уже сложившейся газотранспортной структуры с подключением к этой уже имеющейся системе перспективных и лояльных в политическом отношении партнеров.
Самым удобным партером для США можно было бы считать Восточную Си-бирь России, когда можно было бы соединить с этим регионом газопровод ?Альянс?, проложенный из канадской провинции Британская Колумбия (г. Форт-Сент-Джон) в рай-он Чикаго (США). Этот газопровод введен в эксплуатацию в 2000г. и имеет самые совер-шенные технологические параметры, в том числе контрактную пропускную способность - 37,5 млн. кубометров в сутки ( при максимальной - 42,5).
Напомним, что месторождения на территории Канады имеют запасы 1,7 трлн. куб. м., а в 2002 г. было добыто 183,5 млрд. куб. м. В дополнение к этому надо заметить, что 2001 год дал 186,8 млрд. куб м , т.е. налицо падение добычи. Дополнительные объемы уг-леводородов для США можно было бы брать в Восточной Сибири и Центральной Азии.
Сейчас нет смысла пересказывать всю историю борьбы за углеводороды Каспий-ско-Центральноазиатского региона, Ковыктинского газоконденсатного месторождения (г Иркутск) и т д., тем более, что конфликтные противостояния продолжаются, и каждый из субъектов процесса понимает диверсификацию исходя только из своих интересов.
Первые постсоветские энергетические войны, как внутри СНГ, так и на внешней орбите, сейчас уже меняют свою направленность и становятся более кон-фликтоопасными.
В Центральной Азии, на Каспии и Кавказе политическая борьба за экономические дивиденды идет по целому ряду направлений - это и транзитные маршруты, и борьба за контроль над стратегической территорией и за влияние в государствах, обладающих бога-тейшими природными ресурсами Внимание к этому суперрегиону проявляют США, Рос-сия, Китай, Индия, Турция и государства ЕС Они сложно взаимодействуют в большой по-литической ?игре? как в отношении углеводородного сырья, так и в отношении транскон-тинентальных транспортных коридоров.
Государственные деятели, политики, бизнес, транснациональные корпорации, пре-следуя каждый свой интерес, ведут сложные манипуляции вокруг следующих основных направлений
- Транстурецкий коридор, а именно: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и га-зопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум с возможным подключением к ним потоков нефти и газа из Казахстана, Туркменистана и даже, может быть, из Ирана;
- Российский коридор состоит из нефтепровода Каспийского Трубопроводного Консорциума и газопровода ?Голубой поток?, нефтепровода Атырау-Самара и системы магистральных газопроводов Средняя Азия-Центр;
- Южный иранский маршрут, хотя и проблематичный из-за политики конфрон-тации Ирана-США, но весьма привлекателен сточки зрения коридора ?Север-Юг?;
- Восточное (Китайское) направление стремительно набирает строительные обо-роты и уже в декабре 2005 г. вошел в строй нефтепровод Атасу-Алашанькоу.
- ?Трансафганский? проект был выгоден многим, особенно США. ?Трансафган-ский? проект, вернее борьба вокруг него, стал наглядным примером порочности практики не считаться с интересами других стран в стремлении занять доминирующие и контроль-ные позиции.
Современные проекты по созданию трансконтинентальных и магистральных нефте и инопроводов столкнулись со следующими препятствиями:
- партнеры по финансированию, зачастую, жестко ставят перед основными участ-никами проекта свои политические ультиматумы;
- препятствием являются и трудности, связанные с конфликтными ситуациями на тех территориях, где предполагается проведение трубопроводов;
- масштабное и долгосрочное финансирование может пострадать от сложной об-становки вокруг цены на мировом и нефтяном рынках, а также от нестабильности со-временной валютно-финансовой системы;
- стремление к быстрому обогащению за счет подавления интересов возможных партнеров создает локальную обстановку националистического снобизма, в результа-те чего начинают проявляться сепаратизм, национальная конфронтация, терроризм, заканчивающиеся военно-политическим масштабным конфликтом долгосрочного действия.
В Каспийском регионе обстановка осложняется еще и тем, что не определен его новый правовой статус.
Попытки геополитического доминирования США в Каспийском регионе по-тенциально ставят оппонентами Россию, Китай и Иран, а также Пакистан и Индию. Нефть Каспия станет основой нефтегазового рынка юга Европы и стран юго-восточной части Европы и, одновременно, сократит возможности экспорта арабских государств и иранских углеводородов. Однако диверсификация поставок азербайджанских углеводоро-дов дает возможность геополитического контроля США в Закавказье и Грузии, которая получает от транзита нефти и газа нужные ей ресурсы для выживания. Так, например, по-сле продолжительных консультаций, эта страна получит от транзита природного газа от 4,8 до 7,4 долл. за 1000 куб. м. (в зависимости от периода эксплуатации). Кроме того, Гру-зия бесплатно будет выбирать из грубы 5% объема транспортируемого газа, а также имеет право купить в течение 20 лет в общей сложности 8,8 млрд. куб. м. по льготной цене.
Вторым вариантом энергетической политики может быть на основе сбалансиро-ванности интересов, создание единого энергетического пространства.
Интегрированный рынок, обслуживающий пространство Шанхайской организации сотрудничества, имеет все шансы быть созданным в самое ближайшее время, если при-нять во внимание достаточно высокий уровень экономического развития и роста совокуп-ного ВВП, а также то, что в нем могут быть представлены, с одной стороны, страны-производители энергосырья, а с другой, страны-потребители. Страны-производители - на первом этапе это Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран, впоследствии, возможно, Туркме-нистан и Азербайджан. Страны-потребители - Китай, Индия, Пакистан, Таджикистан и Кыргызстан.
Для государств Центральной Азии и России сотрудничество с государствами-потребителями ШОС позволит интенсифицировать процесс создания новых маршрутов поставки нефти и газа в направлении рынков КНР и Южной Азии.
Внимание специалистов и политиков можно сейчас привлечь, для начала, возмож-ностями газового сектора, на основе которого приступить к созданию 1-го этапа энергети-ческого альянса. На первых порах можно определить этот будущий рынок как ?Энерге-тический клуб ШОС?.
Суммируя все данные по количеству возможного произведенного природного газа с одной стороны и прогнозные показатели потребителей в южной и юго-восточной частях Азии, с другой, можно утверждать о нарождающейся тенденции регулирования интере-сов, как производителей, так и потребителей в рамках такой организации как ШОС.
Китаю необходимо сейчас и в перспективе в 2005 г. - 76,4 млрд. куб. м. газа; в 2010 г. - 110; в 2015 г - 198,1; в 2020 г. - 250, а если к этому приплюсовать и Южную Ко-рею, то это в 2005 г. - 28,3, в 2010 г. - 39,6, в 2015 г. - 50,9; в 2020 г. - 84,9.
Индия на сегодняшний день уже шестой по значимости потребитель энергии в ми-ре, в которой ожидается увеличение потребления нефти со 130 млн. тонн в год до 160 млн. тонн к 2010 году. Сегодня Индия импортирует почти 50 млн. тонн в год и этот показатель, скорее всего, будет увеличиваться. Аналогичная ситуация обстоит и с природным газом. Если в 2002 году потребности индийского рынка составили всего 30 млрд. кубометров, то к 2010 году они предположительно составят 40 млрд. , а к 2015 году - 55 млрд. кубомет-ров.
Однако, для нас сейчас важно уточнить тенденции и перспективы экономического сотрудничества в рамках государств-участников ШОС с целью выявления возможностей создания объединения или своеобразного клуба по энергетическим проблемам этой орга-низации.
Напомним: в 1999 г. в Бишкеке в рамках экономического партнерства речь шла о необходимости создания обшей транспортно-коммуникационной инфраструктуры.
На Шанхайском саммите 2001 г. также прозвучало предложение руководителей КНР в адрес государств-участников принять активное участие в проектах освоения запад-ных провинции Китая, что в большей части связано с необходимостью дополнительной энергетической базы.
Другие страны ШОС тоже выражают намерение активизировать поиск различных направлений взаимодействия на уровне ?шестерки? (Россия, Китай, Казахстан, Кыргыз-стан, Таджикистан и Узбекистан).
Так, например, Киргизия в сентябре 2002г. стала инициатором обсуждения вопро-сов взаимодействия в сфере многопрофильных транспортных коридоров.
Первый форум по инвестициям и развитию Шанхайской организации сотрудниче-ства в октябре 2002г., в Пекине выявил заинтересованность китайских компаний в освое-нии месторождений на Каспии и определил основные направления энергетического со-трудничества. Среди российско-китайских проектов особое значение имеет проект газо-провода ?Запад-Восток? по переброске природного газа из Таримского бассейна в СУАР, а также потребителям Шанхая.
К перечню совместных усилий в процессе интеграции стран-участниц ШОС можно отнести и принятую в сентябре 2003г. на встрече глав правительств. Программу много-стороннего торгово-экономического сотрудничества. Сильной стороной этого доку-мента является его реалистичность и прагматичность. В Программе определены приори-тетные направления экономического сотрудничества, главные задачи с программами краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного стратегического сотрудничества. Дол-госрочный характер взаимодействия определен 2020 годом, а программа разделена на три этапа ее реализации.
На фоне вышесказанного на первом, организационном этапе было бы актуальным предложить включить идею создания ?энергетического клуба? в рамках стран, как членов ШОС, так и стран-наблюдателей (Иран, Индия, Монголия, Пакистан).
В XXI веке, когда человечество накопило столько оружия, имеет смысл перехо-дить о г конфронтации в отстаивании своих национально-государственных интере-сов к их сбалансированности, и на первом этапе в иерархии строительства новых прин-ципов взаимодействия можно структурировать сектор энергетики природного газа миро-вой экономики.
Именно Шанхайская организация сотрудничества может сейчас, используя свой собственный опыт по консолидации сил борьбы с терроризмом, распространить его на идею создания общей платформы, принципов и взаимодействия в рамках нефтяного и га-зового рынков.
ШОС успешно сотрудничает с ООН, АСЕАН, такими странами региона, как Ин-дия, Иран, Пакистан, Монголия и др. Таким образом, уже сейчас становится ясно, что ШОС в самом ближайшем будущем станет мощным регулирующим и притягатель-ным во всех отношениях фактором в регионах Центральной и Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке.
Нами предлагается схема потенциальных возможностей влияния такого ?энергети-ческого клуба? на различные, в т.ч. политические решения, на баланс интересов и энер-гетических потребностей, входящих в него стран:
- влияние на характер торговли (увеличение конкуренции между конечными потребителями, увеличение конкуренции во всех смежных областях, характер пря-мых сделок между производителями и потребителями; усиление роли трубопро-водного транспорта и переход на сжиженный природный газ, реструктуризация или олигополия; глубина интегрирования и т.д.;
- влияние па новые контракты, т.е. дезагрегирование или, иными сло-вами, отмена, разукрупнение контрактов производителей, рынков наличного то-вара и фьючерсов, а также, наоборот, больше контрактов; рост цен на контракты в условиях нестабильности цен на рынке и т д.;
- влияние на цены в плане гарантии прибыли в секторе транспортировки газа, уменьшение или увеличение цен для производителей и для потребителей; влияние на ценообразование рынков природного газа в других регионах мира, особенно в периоды нестабильности;
- влияние на риски и учетные ставки в цепочке экспорт-транзит-импорт;
- влияние на безопасность поставок (диверсификация поставок и риска, ком-промисс-соглашение в части долгосрочных поставок, а также обязательств по краткосрочным проектам, прямые сделки между производителями и конечными продавцами, обязательства прямых сделок).
Все стороны влияния на формирование рынка не могут быть предметом взаимо-действия, если не будут приняты политические решения по таким позициям, как: свобод-ный доступ к обсуждению, вопросы либерализации цен, регулирование тарифов на транс-портировку, конкуренция на уровне производителя, конкуренция на уровне конечного по-требителя, характер или необходимость горизонтального или вертикального дерегулиро-вания, налоги и пошлины.
Используя ?Энергетический клуб? Шанхайской организации сотрудничества как площадку для диалога, в задачи которого вошла бы координация действий стран-производителей ШОС на региональном и мировом энергетическом рынке, а также разви-тие сотрудничества между производителями и потребителями сырья в рамках организа-ции, страны-потребители и производители смогут более продуктивно обсуждать реализа-цию различных проектов в нефтегазодобывающей, электроэнергетической и транспортно-транзитной сферах, отслеживать ситуацию с ростом потребностей в нефти, газе, электро-энергии и других энергоресурсах.
|
Оставить комментарий