Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
14:25Астана
12:55Тегеран
14:25Бишкек
13:55Дели
16:25Пекин
12:25Москва
13:25Исламабад
13:25Душанбе
13:25Ташкент
Наблюдатели:
11:25Минск
16:25Улан-Батор
12:55Кабул
Партнеры по диалогу:
12:55Манама
12:55Ереван
12:55Катманду
13:25Баку
11:25Каир
12:25Доха
12:25Эр-Рияд
12:25Эль-Кувейт
12:25Мале
12:25Абу-Даби
12:25Нейпьидо
11:25Анкара
15:25Пномпень
15:25Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

25.04.2024 09:30
Суд арестовал Александра Фомина по делу Иванова
25.04.2024 09:23
Рябков: США давят на Мексику в вопросе недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
25.04.2024 07:01
Госдеп анонсировал переговоры о выводе американских войск из Нигера
25.04.2024 06:51
США отразили атаки йеменских хуситов на суда в Аденском заливе
25.04.2024 06:33
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению ядерного оружия в космосе
25.04.2024 06:30
Антонов: передачу США исподтишка тактических ракет ATACMS Украине невозможно оправдать
24.04.2024 19:07
Адвокат Иванова сообщил, что в его деле есть один эпизод получения взятки
24.04.2024 18:57
Россия и Украина впервые провели очные переговоры по детям
24.04.2024 18:51
Байден подписал закон о дополнительной военной помощи Украине
24.04.2024 11:02
Шри-Ланка заявила о намерении вступить в БРИКС
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Тенденции и предпосылки формирования единого энергетического рынка на пространстве ШОС
21.03.2007 02:27 Гульнара Каримова, директор Центра политических исследований, доктор политических наук
Среди глобальных проблем начала XXI века особо выделяется проблема обеспе-ченности мировой экономики энергоресурсами.

Наряду с другими, природный газ и нефть становятся важными факторами не толь-ко экономического, но и политического, а в некоторых регионах даже военного влияния, давления и взаимодействия потребителей и производителей энергосырья.

Исходя из этого факта, мы предлагаем обсудить на одну из концепций развития энергетического мирового рынка, которая может стать новой парадигмой взаимо-действия производителей и потребителей этого сегмента мировой экономики. Данная парадигма могла бы базироваться на геополитических факторах развития экономики мира, на принципах взаимодополнения в схеме экспорт-транзит-импорт. Учет возможностей каждого участника рынка приведет к уменьшению потенциала частных интересов, к гар-монизации предъявляемых друг-другу требований и формированию рамочной конструк-ции общих интересов.

В связи с необходимостью введения в жизнь новых форм взаимодействия в энерге-тическом секторе мировой экономики, на общем фоне большого количества проблем, хо-телось бы отметить определяющие
  • перспектива будущего развития и формирования рынка нового типа, с уче-том тенденций роста энергопотребления на локальных рынках Европейского Союза, Индии и других стран Южной, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки;
  • пути формирования единого евроазиатского энергетического партнерства;
  • роль Каспийско-Центральноазиатского региона, его ресурсной базы на формиро-вание единого энергетического пространства, а также перспективы взаимодействия на мировом рынке государств Центральной Азии в рыночных структурах Азиатско-Тихоокеанского Региона,
  • создание структуры институтов в рамках государств участников Шанхайской ор-ганизации сотрудничества для формирования нового типа взаимодействия на рынке энергетики.
Ушла в прошлое эпоха, когда рынки энергоресурсов были исключительно локаль-ными и продуктовыми, они достаточно быстро эволюционировали в сторону региональ-ных и глобальных рынков нефти, а затем природного газа. В перспективе, с ростом по-требления и развития технологий, интеграция в экспортно-транзитно-импортной связи будет только расти.

В последнее время в мире наблюдается еще одна тенденция - это разрыв между реальной энергетической продукцией и торговыми операциями с ней. Сейчас можно в реалии он-лайн оформить котировку и заключить сделку не только по всему спектру финансовых инструментов, обращающихся на биржевых площадках, но и вне их. Проис-ходит фрагментация энергетических рынков разных стран между различными биржами, и это делает привлекательной концепцию энергетического супермаркета.

Нефтегазовый комплекс мировой экономики развивается на фоне обострившейся, но пока еще не четко выраженной конкуренции между Евроатлантическим и Тихооке-анским регионами. В связи с этим, трансатлантические нефтегазовые корпорации зачас-тую не могут определить свою четко ориентированную энергетическую политику и вы-нуждены соглашаться с диктатом политики. В немалой степени на формирование ситуа-ции вокруг энергетических рынков оказывает запутанная статистика по разведке и потен-циальным возможностям в странах-производителях нефти и природного газа Определенно известно только то, что перспективы резкого роста нефтедобычи за счет традиционно раз-рабатываемых территорий на ближайшее десятилетие выглядят проблематично, В странах Персидского залива себестоимость добычи нефти не велика, есть и разведанные значи-тельные запасы, но для евроатлантистов энергетическая политика в этом регионе вряд ли будет меняться. Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива закрыты от ино-странного влияния на политику нефтяного сектора. Западу остается только добиваться пе-ресмотра существующего статус-кво. Месторождения на других территориях, находящие-ся вблизи к США и странам ЕС, т.е. странам, потребляющим значительно большее коли-чество энергоресурсов, чем другие регионы мира, на сегодняшний день находятся на ста-дии падения добычи. В середине 2003 г Норвегия, например, заявила, что исчерпала весь потенциал для поставок дополнительных объемов нефти на рынок.

Проведенное Американским газовым фондом исследование ?Топливо будущего природный газ и новые экономические чистые технологии 21-го века? было направлено, прежде всего, на выявление потенциала природного газа как источника энергии для США. В исследовании отмечено, что несмотря на то, что пока рынок НАФТА обеспечивается за счет внутренних ресурсов, в ближайшей перспективе, как было отмечено в разделе 1.3, будет вынужденный рост импорта газа в США.

Вернемся к Персидскому заливу. Вмешательство США в экономику Ирака не из-менило общемировой расклад сил на мировом рынке нефти. Более того, как достаточно обоснованно утверждает генеральный директор российского Центра политической конъ-юнктуры господин Симонов, этот ?деструктивный потенциал напряженности на территории страны, третьей в мире по совокупным запасам нефти, продолжает вызывать ожидания скорого развала всей мировой структуры торговли топливом?.

Тенденции, влияющие на мировой нефтегазовый рынок, проявляются и в регионе Мексиканского залива, где страны производители сырья не могут согласиться с силовыми методами решения энергетических проблем, учитывая и то, что здесь появляется слишком большая угроза в связи с природными катаклизмами.

Совокупность этих и ряда других деструктивных тенденций в традиционных добы-вающих регионах выдвигает Каспийско-Центральноазиатский регион на первые рубе-жи борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа, а также по контролю над магистральными маршрутами их транспортировки.

По большому счету, по главным и определяющим интересам, все государства и транснациональные корпорации, вовлеченные в функционирование углеводородного сек-тора мировой экономики, по отношению к российско-центрально-азиатским запасам неф-ти и природного газа делятся на две группы стран: страны, которых объединяют почти идентичные интересы экспорта и транзита, и государства, которые хотели бы получать энергоресурсы с минимальными издержками.

Соответственно, и та и другая группа субъектов энергетического рынка старается внедрить ту концепцию развития, которая дает им больше привилегий как юридических, гак и приоритетно-политических.

Надо отметить, что Россия, Китай, Индия, Иран, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Турция и Пакистан в стратеги-ческом плане могут составить единое энергетическое пространство производителей и потребителей в интересах своего развития. Они, при необходимости, смогут объеди-нить капиталы, ресурсы как природные, так и людские, технические и производственные возможности и т.д. для создания энергетического рынка XXI века.

Некоторые известные нефте- и газопроводы накопили на сегодняшний день свой политико-конфронтационный потенциал. Это всем известный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а также Одесса-Броды, или еще только планируемые магистральные трубопроводы из России на Восток на Дацин и Находку и на Запад в Германию и далее.

Одним словом, ни один транзитный маршрут не рассматривается без полити-ческой составляющей. Однако, эту тенденцию объясняют стремлением иметь диверси-фицированные потоки поставок углеводородной продукции на региональные рынки.

Назрела потребность формирования единого нефтегазового комплекса на Евразий-ском континенте. Один из этих сценариев предлагает строить энергетическую политику на линейном принципе диверсификации, исходя исключительно из интересов каждого от-дельного субъекта процесса производства и потребления. Так например, Украина рассчи-тывает уменьшить энергозависимость от России sa счет нефти Казахстана, а Азербайджан предлагает Казахстану нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, тоже привлекая казахстанцев возможностью снизить зависимость этой страны от Каспийского Трубопроводного Кон-сорциума т.е. опять же от России.

В развернувшейся дискуссии аргумент зависимости стоит на первом месте, од-нако целесообразным было бы начинать проработку маршрутов с цифр производст-ва сырой нефти и возможностей экспорта.

Азербайджан и Украина вполне справедливо отмечают, что добыча нефти в Казах-стане будет увеличиваться и к 2010 г., предположительно, достигнет 115 млн. т., а экспорт может составить около 100 млн. т. К 2015 г. добыча в этой стране, как отмечают аналити-ки, будет увеличена до 150 млн. т , а экспорт достигнет 127,5 млн. т. В тоже время анали-тики прогнозируют увеличение пропуска казахстанской нефти по Каспийскому Трубо-проводному Консорциуму - 45 млн. т., по нефтепроводу Атырау-Самара 25 млн. т., в Ки-тай 20 млн. т. Таким образом, на трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Одесса-Броды остается - около 30 млн. т

Более того, если принять во внимание, что Казахстан не является акционером этих нефтепроводов, то тарифы будут значительными последовательно, такая диверсификация будет скорее политической, а не экономической. Ведь не секретом является, по оценкам многих аналитиков, то, что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан скорее политическое, чем экономическое предприятие. Более того, в ажиотаже политической полемики никто пока не просчитал стоимость рисков.

Риски имеют место как в плане конфронтации интересов на всей территории, по ко юрой идет трубопровод, так и в возможностях южноевропейского рынка потребителей, т.к. рано или поздно война в Ираке закончится, и нефть курдской части этой страны будет вне конкуренции.

Значительно более перспективным является путь создания такой собственности, которая была бы отражением взаимовыгодного интереса. В этой связи, становится понят-ным заинтересованность Казахстана в приобретении в собственность нефтеналивного терминала в Одессе и Одесского НПЗ.

Политическая составляющая развития нефтегазовыми компаниями сектора миро-вой экономики вносит значительный процент рисков, когда формируются долгосрочные проекты, связанные с чисто географическим несовпадением распределения запасов при-родного газа по регионам мира и, следовательно, со структурой добычи углеводородной продукции с территориальным расположением потребления нефти и газа.

Это естественное положение обстановки взаимодействия нефтегазовых компаний мировой экономики легче всего продемонстрировать на примере производства и потреб-ления природного газа в мире. Доказанных запасов в мире на 1 января 2001г. - 164 трлн. куб. м. Считается, что этих запасов, с учетом развития глобальной экономики, хва-тит на 62 года. В России и Иране находятся 50% мировых запасов природного газа, а 70 % мировых запасов - это территория, на которой расположены государства Рос-сия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан плюс государства Ближнего Востока.

Структура распределения запасов природного газа по регионам мира такова. Ближ-ний Восток -35%, Африка 7,5%, Западное полушарие 9,5%, страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 7%, Западная Европа - 3%, Россия плюс страны СНГ - 37,9% (из них Россия 32,2%).

Структура же потребления природного газа по регионам мира такова: Организация экономического сотрудничества и развития - 54,2%, Ближний Восток - 8,1%, СНГ- 23,4%, Китай - 1,2%, Азия-5,7%, Европейские страны - не Организация экономического сотруд-ничества и развития - 1%, Латинская Америка - 4%, Африка - 2,4%.

Необходимо заметить, что нефть и газ в природном состоянии, как правило, тесно связаны, их запасы расположены в одних и тех же нефтегазовых провинциях.

Таким образом, ни для кого не является секретом то, что интересы нефтяников и газовиков находятся на одном полюсе, а энергопотребителей - на другом, т.е. в разной плоскости.

Основным видом транспорта природного газа в мире является трубопровод-ный, и только около 25% его транспортируется танкерами в виде сжиженного природного газа, как правило в межконтинентальных и межматериковых направлениях: из Алжира и Ливии - в Европу и Америку, из Индонезии, Малайзии и Брунея - в Японию и Республику Корея и на Тайвань, из Абу-Даби, Катара и Австралии в Японию и США.

Однако в США протяженность только магистральных газопроводов составляет 417,5 1ыс км (по состоянию на 1996г.) (в сравнении в России 147,74 тыс. км ). Эта система магистральных трубопроводов в достаточной степени определяет корпоративные интере-сы американских предпринимателей. Для дальнейшего экономического развития надо пе-реходить на систему сжиженного природного газа или искать источник для наполнения уже сложившейся газотранспортной структуры с подключением к этой уже имеющейся системе перспективных и лояльных в политическом отношении партнеров.

Самым удобным партером для США можно было бы считать Восточную Си-бирь России, когда можно было бы соединить с этим регионом газопровод ?Альянс?, проложенный из канадской провинции Британская Колумбия (г. Форт-Сент-Джон) в рай-он Чикаго (США). Этот газопровод введен в эксплуатацию в 2000г. и имеет самые совер-шенные технологические параметры, в том числе контрактную пропускную способность - 37,5 млн. кубометров в сутки ( при максимальной - 42,5).

Напомним, что месторождения на территории Канады имеют запасы 1,7 трлн. куб. м., а в 2002 г. было добыто 183,5 млрд. куб. м. В дополнение к этому надо заметить, что 2001 год дал 186,8 млрд. куб м , т.е. налицо падение добычи. Дополнительные объемы уг-леводородов для США можно было бы брать в Восточной Сибири и Центральной Азии.

Сейчас нет смысла пересказывать всю историю борьбы за углеводороды Каспий-ско-Центральноазиатского региона, Ковыктинского газоконденсатного месторождения (г Иркутск) и т д., тем более, что конфликтные противостояния продолжаются, и каждый из субъектов процесса понимает диверсификацию исходя только из своих интересов.

Первые постсоветские энергетические войны, как внутри СНГ, так и на внешней орбите, сейчас уже меняют свою направленность и становятся более кон-фликтоопасными.

В Центральной Азии, на Каспии и Кавказе политическая борьба за экономические дивиденды идет по целому ряду направлений - это и транзитные маршруты, и борьба за контроль над стратегической территорией и за влияние в государствах, обладающих бога-тейшими природными ресурсами Внимание к этому суперрегиону проявляют США, Рос-сия, Китай, Индия, Турция и государства ЕС Они сложно взаимодействуют в большой по-литической ?игре? как в отношении углеводородного сырья, так и в отношении транскон-тинентальных транспортных коридоров.

Государственные деятели, политики, бизнес, транснациональные корпорации, пре-следуя каждый свой интерес, ведут сложные манипуляции вокруг следующих основных направлений
  • Транстурецкий коридор, а именно: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и га-зопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум с возможным подключением к ним потоков нефти и газа из Казахстана, Туркменистана и даже, может быть, из Ирана;
  • Российский коридор состоит из нефтепровода Каспийского Трубопроводного Консорциума и газопровода ?Голубой поток?, нефтепровода Атырау-Самара и системы магистральных газопроводов Средняя Азия-Центр;
  • Южный иранский маршрут, хотя и проблематичный из-за политики конфрон-тации Ирана-США, но весьма привлекателен сточки зрения коридора ?Север-Юг?;
  • Восточное (Китайское) направление стремительно набирает строительные обо-роты и уже в декабре 2005 г. вошел в строй нефтепровод Атасу-Алашанькоу.
  • ?Трансафганский? проект был выгоден многим, особенно США. ?Трансафган-ский? проект, вернее борьба вокруг него, стал наглядным примером порочности практики не считаться с интересами других стран в стремлении занять доминирующие и контроль-ные позиции.


Современные проекты по созданию трансконтинентальных и магистральных нефте и инопроводов столкнулись со следующими препятствиями:
  • партнеры по финансированию, зачастую, жестко ставят перед основными участ-никами проекта свои политические ультиматумы;
  • препятствием являются и трудности, связанные с конфликтными ситуациями на тех территориях, где предполагается проведение трубопроводов;
  • масштабное и долгосрочное финансирование может пострадать от сложной об-становки вокруг цены на мировом и нефтяном рынках, а также от нестабильности со-временной валютно-финансовой системы;
  • стремление к быстрому обогащению за счет подавления интересов возможных партнеров создает локальную обстановку националистического снобизма, в результа-те чего начинают проявляться сепаратизм, национальная конфронтация, терроризм, заканчивающиеся военно-политическим масштабным конфликтом долгосрочного действия.
В Каспийском регионе обстановка осложняется еще и тем, что не определен его новый правовой статус.

Попытки геополитического доминирования США в Каспийском регионе по-тенциально ставят оппонентами Россию, Китай и Иран, а также Пакистан и Индию. Нефть Каспия станет основой нефтегазового рынка юга Европы и стран юго-восточной части Европы и, одновременно, сократит возможности экспорта арабских государств и иранских углеводородов. Однако диверсификация поставок азербайджанских углеводоро-дов дает возможность геополитического контроля США в Закавказье и Грузии, которая получает от транзита нефти и газа нужные ей ресурсы для выживания. Так, например, по-сле продолжительных консультаций, эта страна получит от транзита природного газа от 4,8 до 7,4 долл. за 1000 куб. м. (в зависимости от периода эксплуатации). Кроме того, Гру-зия бесплатно будет выбирать из грубы 5% объема транспортируемого газа, а также имеет право купить в течение 20 лет в общей сложности 8,8 млрд. куб. м. по льготной цене.

Вторым вариантом энергетической политики может быть на основе сбалансиро-ванности интересов, создание единого энергетического пространства.

Интегрированный рынок, обслуживающий пространство Шанхайской организации сотрудничества, имеет все шансы быть созданным в самое ближайшее время, если при-нять во внимание достаточно высокий уровень экономического развития и роста совокуп-ного ВВП, а также то, что в нем могут быть представлены, с одной стороны, страны-производители энергосырья, а с другой, страны-потребители. Страны-производители - на первом этапе это Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран, впоследствии, возможно, Туркме-нистан и Азербайджан. Страны-потребители - Китай, Индия, Пакистан, Таджикистан и Кыргызстан.

Для государств Центральной Азии и России сотрудничество с государствами-потребителями ШОС позволит интенсифицировать процесс создания новых маршрутов поставки нефти и газа в направлении рынков КНР и Южной Азии.

Внимание специалистов и политиков можно сейчас привлечь, для начала, возмож-ностями газового сектора, на основе которого приступить к созданию 1-го этапа энергети-ческого альянса. На первых порах можно определить этот будущий рынок как ?Энерге-тический клуб ШОС?.

Суммируя все данные по количеству возможного произведенного природного газа с одной стороны и прогнозные показатели потребителей в южной и юго-восточной частях Азии, с другой, можно утверждать о нарождающейся тенденции регулирования интере-сов, как производителей, так и потребителей в рамках такой организации как ШОС.

Китаю необходимо сейчас и в перспективе в 2005 г. - 76,4 млрд. куб. м. газа; в 2010 г. - 110; в 2015 г - 198,1; в 2020 г. - 250, а если к этому приплюсовать и Южную Ко-рею, то это в 2005 г. - 28,3, в 2010 г. - 39,6, в 2015 г. - 50,9; в 2020 г. - 84,9.

Индия на сегодняшний день уже шестой по значимости потребитель энергии в ми-ре, в которой ожидается увеличение потребления нефти со 130 млн. тонн в год до 160 млн. тонн к 2010 году. Сегодня Индия импортирует почти 50 млн. тонн в год и этот показатель, скорее всего, будет увеличиваться. Аналогичная ситуация обстоит и с природным газом. Если в 2002 году потребности индийского рынка составили всего 30 млрд. кубометров, то к 2010 году они предположительно составят 40 млрд. , а к 2015 году - 55 млрд. кубомет-ров.

Однако, для нас сейчас важно уточнить тенденции и перспективы экономического сотрудничества в рамках государств-участников ШОС с целью выявления возможностей создания объединения или своеобразного клуба по энергетическим проблемам этой орга-низации.

Напомним: в 1999 г. в Бишкеке в рамках экономического партнерства речь шла о необходимости создания обшей транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

На Шанхайском саммите 2001 г. также прозвучало предложение руководителей КНР в адрес государств-участников принять активное участие в проектах освоения запад-ных провинции Китая, что в большей части связано с необходимостью дополнительной энергетической базы.

Другие страны ШОС тоже выражают намерение активизировать поиск различных направлений взаимодействия на уровне ?шестерки? (Россия, Китай, Казахстан, Кыргыз-стан, Таджикистан и Узбекистан).

Так, например, Киргизия в сентябре 2002г. стала инициатором обсуждения вопро-сов взаимодействия в сфере многопрофильных транспортных коридоров.

Первый форум по инвестициям и развитию Шанхайской организации сотрудниче-ства в октябре 2002г., в Пекине выявил заинтересованность китайских компаний в освое-нии месторождений на Каспии и определил основные направления энергетического со-трудничества. Среди российско-китайских проектов особое значение имеет проект газо-провода ?Запад-Восток? по переброске природного газа из Таримского бассейна в СУАР, а также потребителям Шанхая.

К перечню совместных усилий в процессе интеграции стран-участниц ШОС можно отнести и принятую в сентябре 2003г. на встрече глав правительств. Программу много-стороннего торгово-экономического сотрудничества. Сильной стороной этого доку-мента является его реалистичность и прагматичность. В Программе определены приори-тетные направления экономического сотрудничества, главные задачи с программами краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного стратегического сотрудничества. Дол-госрочный характер взаимодействия определен 2020 годом, а программа разделена на три этапа ее реализации.

На фоне вышесказанного на первом, организационном этапе было бы актуальным предложить включить идею создания ?энергетического клуба? в рамках стран, как членов ШОС, так и стран-наблюдателей (Иран, Индия, Монголия, Пакистан).

В XXI веке, когда человечество накопило столько оружия, имеет смысл перехо-дить о г конфронтации в отстаивании своих национально-государственных интере-сов к их сбалансированности, и на первом этапе в иерархии строительства новых прин-ципов взаимодействия можно структурировать сектор энергетики природного газа миро-вой экономики.

Именно Шанхайская организация сотрудничества может сейчас, используя свой собственный опыт по консолидации сил борьбы с терроризмом, распространить его на идею создания общей платформы, принципов и взаимодействия в рамках нефтяного и га-зового рынков.

ШОС успешно сотрудничает с ООН, АСЕАН, такими странами региона, как Ин-дия, Иран, Пакистан, Монголия и др. Таким образом, уже сейчас становится ясно, что ШОС в самом ближайшем будущем станет мощным регулирующим и притягатель-ным во всех отношениях фактором в регионах Центральной и Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Дальнем Востоке.

Нами предлагается схема потенциальных возможностей влияния такого ?энергети-ческого клуба? на различные, в т.ч. политические решения, на баланс интересов и энер-гетических потребностей, входящих в него стран:
  • влияние на характер торговли (увеличение конкуренции между конечными потребителями, увеличение конкуренции во всех смежных областях, характер пря-мых сделок между производителями и потребителями; усиление роли трубопро-водного транспорта и переход на сжиженный природный газ, реструктуризация или олигополия; глубина интегрирования и т.д.;
  • влияние па новые контракты, т.е. дезагрегирование или, иными сло-вами, отмена, разукрупнение контрактов производителей, рынков наличного то-вара и фьючерсов, а также, наоборот, больше контрактов; рост цен на контракты в условиях нестабильности цен на рынке и т д.;
  • влияние на цены в плане гарантии прибыли в секторе транспортировки газа, уменьшение или увеличение цен для производителей и для потребителей; влияние на ценообразование рынков природного газа в других регионах мира, особенно в периоды нестабильности;
  • влияние на риски и учетные ставки в цепочке экспорт-транзит-импорт;
  • влияние на безопасность поставок (диверсификация поставок и риска, ком-промисс-соглашение в части долгосрочных поставок, а также обязательств по краткосрочным проектам, прямые сделки между производителями и конечными продавцами, обязательства прямых сделок).
Все стороны влияния на формирование рынка не могут быть предметом взаимо-действия, если не будут приняты политические решения по таким позициям, как: свобод-ный доступ к обсуждению, вопросы либерализации цен, регулирование тарифов на транс-портировку, конкуренция на уровне производителя, конкуренция на уровне конечного по-требителя, характер или необходимость горизонтального или вертикального дерегулиро-вания, налоги и пошлины.

Используя ?Энергетический клуб? Шанхайской организации сотрудничества как площадку для диалога, в задачи которого вошла бы координация действий стран-производителей ШОС на региональном и мировом энергетическом рынке, а также разви-тие сотрудничества между производителями и потребителями сырья в рамках организа-ции, страны-потребители и производители смогут более продуктивно обсуждать реализа-цию различных проектов в нефтегазодобывающей, электроэнергетической и транспортно-транзитной сферах, отслеживать ситуацию с ростом потребностей в нефти, газе, электро-энергии и других энергоресурсах.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

ЕАЭС подводит итоги пяти лет существования, а Ташкент все еще сомневается
27.02.2020 18:16
МИД России: двери в ЕАЭС открыты для Таджикистана
05.10.2018 15:43
По итогам заседания Евразийского межправительственного совета в Алматы было подписано 14 документов
02.02.2018 18:33
Медведев: объем торговли в рамках ЕАЭС по итогам 2017 года вырос на 27%
02.02.2018 16:42
Премьер Казахстана предложил странам ЕАЭС создать единую систему киберзащиты
02.02.2018 16:08
Кабмин вносит в Госдуму законопроект о ратификации соглашения ЕАЭС о спецсубсидиях
30.01.2018 14:49
Страны ЕАЭС договорились об обмене информацией для противодействия терроризму
27.01.2018 20:03
Объемы торговли между Россией и Индией могут вырасти до $62 млрд после создания ЗСТ
26.01.2018 16:06
В Алматы 2 февраля пройдет заседание Евразийского межправсовета
25.01.2018 15:04
В России заработал новый интернет-магазин китайских товаров
13.11.2017 13:43
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.