Сама постановка вопроса о создании единого образовательного пространства культуры безопасности в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества является пионерской и, насколько мне известно, рассматривается учеными и специалистами впервые. Спасибо устроителям Конференции за эту инициативу, значение которой для углубления и укрепления этого уникального межгосударственного и межцивилизационного объединения трудно переоценить. Как известно, в ШОС входят 10 государств, в том числе 6 государств ? это Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан являются ее постоянными членами; 4 государства ? Индия, Иран, Монголия, Пакистан ? ассоциированными. Недавно во время своего визита в Пекин президент Беларуси А.Г. Лукашенко заявил о желании его страны вступить в ШОС, в чем китайское руководство обещало оказать ему поддержку.
ШОС ? это молодая, жизнеспособная и динамично развивающаяся международная организация, объединяющая половину человечества, почти все типы государствообразующих цивилизаций, мировых культур и религий. В нем представлены христианство в лице православия, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, ислам. ШОС обладает мощным духовным, интеллектуальным, культурным, демографическим, экономическим и военным потенциалом. В условиях однополярного мира, сложившегося после поражения Советского Союза (Советской России) в Третьей мировой войне или холодной, только ШОС в состоянии противостоять мощнейшему натиску Запада во главе с США, англосаксонской цивилизации, ?золотого миллиарда? на остальную часть человечества.
Сегодня уже есть тому немало свидетельств, включая признания ряда политических деятелей зарубежных стран, что США, Запад развязали Четвертую мировую войну, войну нового типа, цивилизационную войну с целью передела мира, его глобализации или американизации, установления нового мирового порядка. И в этой войне, как и в предыдущих мировых конфликтах, Россия с ее немалыми ресурсами остается главной мишенью. Известный русофоб З. Бжезинский, не смущаясь, признает: ?Новый мировой порядок при гегемонии США создается? против России, за счет России и на обломках России?.
Наша беда заключается в том, что ни политики, ни генералы, ни, естественно, население не считают эту войну настоящей. Мы живем в условиях войны нового типа, но воспринимаем эту ситуацию как норму, как мир. Один из героев Ф.М. Достоевского называл такой мир ?везде и всегда хуже войны?. Невосприятие в советское время холодной войны как настоящей закончилось для страны глобальной катастрофой. Второго такого удара Россия просто не выдержит.
Встает резонный вопрос: ?Почему у нас не было и нет понимания происходящего?? Одна из коренных причин подобного непонимания кроется в давнем отсутствии в российском обществе должной культуры безопасности в ее научном, системном, морально-нравственном измерениях. Это в первую очередь касается политических руководителей разного уровня, военных, сотрудников служб безопасности и правоохранительных органов, учительства и в меньшей мере технических специалистов. Следует сказать, что у нас до сих пор к культуре в целом относятся исключительно как к искусству, игнорируя такие важнейшие ее элементы как культура политическая, культура экономическая, культура военная, культура научная, культура религиозная, культура нравственная, культура духовная, культура мировоззренческая, культура правовая, культура экологическая, культура образовательная, культура безопасности, наконец. Чтобы не быть голословным, приведу наглядный пример. У меня в руках мартовский этого года выпуск ?Литературной газеты?, в котором опубликован Состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. В нем 34 человека. Все они, за исключением президента и его советника, - это актеры, артисты, музыканты, художники, скульпторы, музейные работники. Но ведь культура, культура безопасности охватывает все области жизнедеятельности, а не только искусство. Как видим, ключевые элементы культуры, имеющие прямое отношение к нашей безопасности, в Совете никем не представлены. Комментарии здесь, как говорят, излишни.
Культура безопасности предполагает прежде всего порядочность; осмысленное отношение к происходящему; бдительность; предвидение; проникновение в сущность явлений, несущих собой потенциальные или реальные угрозы, опасности, вызовы, риски; адекватное на них реагирование с целью предотвращения или минимализации ущерба; компетентное управление силами и средствами обеспечения безопасности жизнедеятельности в любых условиях, даже самых неблагоприятных. И хотя острая потребность в этих качествах культуры безопасности формально никем не отрицается, их привитие россиянам еще не стало общенациональной задачей, в том числе и для системы образования.
В Четвертой мировой войне, суть которой составляет процесс глобализации или американизации, на первый план выходит даже не высокоточное оружие, а построение ?открытого общества? и продвижение ?демократии? главным образом посредством захвата сфер образования, средств массовой информации и услуг. В докладе В.В. Сапронова уже отмечалось, что США владеют 85 процентами мирового рынка образовательных услуг. Полными хозяевами они чувствуют себя и в России, контролируя и настраивая нашу систему образования по западным образцам или стандартам. Мы стали, по существу, американской образовательной колонией. Всемирный банк, находящийся под полным контролем США, еще в 1992 году разработал рекомендации по реформе российского образования и с тех пор нас постоянно трясет от непрерывных нововведений в образовательной сфере, как впрочем, и во всех остальных.
Всем нам памятен пресловутый Закон ?Об образовании? 1992 года, согласно которому у образовательных учреждений была изъята функция воспитания. Американский миллиардер Сорос потратил сотни миллионов долларов, скорее всего не своих, на издание учебников по истории и литературе для школ и вузов. Заметьте, не на компьютерную технику, в которой тогда была острая нужда, а на идеологию. В этом как раз и кроется секрет соровской ?щедрости?. Ведь учебники, по которым учатся 20 миллионов учащихся и 5 миллионов студентов, занимают ведущую позицию в их программировании и перепрограммировании, являются действенным средством манипулирования сознанием. Наш противник стремится к тому, чтобы россияне думали проамерикански, прозападно, стали космополитами, лишенными чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.
Этим же целям служит и втягивание России в общеевропейскую систему высшего образования, ориентированную на его американскую модель. Думается, Россия слишком поспешно подписала в 2003 году Болонскую Декларацию, присоединившись, тем самым к ?Европе знаний?. Вроде бы формальные выгоды от вступления России в Болонский процесс есть: они связаны с возможным признанием равноценности нашего высшего образования за рубежом и с возможной конвертируемостью там дипломов выпускников российских вызов. Но на деле, Болонский процесс- это механизм интеллектуального и финансового ограбления России, приспособление российской системы образования к нуждам Запада, повышения конкурентоспособности Европы на мировом рынке образовательных услуг за наш счет. Приведу несколько цифр. За последние годы из России эмигрировали в основном в США и частично в Европу 1,5 миллиона докторов и кандидатов наук. Потеря каждого ученого обходится стране в 300 тысяч долларов. Ежегодные потери России от утечки мозгов равняются 50 миллиардов долларов. А на очереди и другие желающие покинуть свое Отечество. Социологические исследования показывают, что половина российских студентов готова переехать за границу, если там будет предложена интересная и высокооплачиваемая работа. И в Европе, где сегодня недостаток трудовых ресурсов оценивается в 160 млн. человек, весьма заинтересованы, чтобы их принять.
Пока США лидируют в области высшего образования. Там ежегодно обучается 500 тыс. иностранных студентов, принося дополнительный доход этой и без того не бедной стране порядка 10 млрд. долларов. В России эти доходы в 35 раз меньше. Следует также учитывать, что от обучения у себя иностранных студентов США получают во много крат большие политические и идеологические дивиденды, чем финансовые. Там готовится будущая проамерикански думающая и воспринимающая американские ценности политическая элита многих стран. Вспомните, где учились российское либералы, ставшие мозговым центром контрреволюционного переворота в СССР в 1991 году? В основном, в США.
Складывается впечатление, что у нас или нет понимания развития образовательного процесса, или нас ведут по ложному пути. Почему мы принимаем ущербную американо-европейскую модель образования, не думая о негативных последствиях ее внедрения для себя и всего человечества? Подавляющее большинство учителей средних школ и преподавателей высших учебных заведений отвергает так называемое реформирование, точнее уничтожении системы образования, еще совсем недавно считавшейся одной из самых лучших в мире. Сегодня финансирование образования в России составляет порядка 3,5% от ВВП, что в два раза меньше от общепринятых мировых стандартов ? 7% от ВВП. А у правительства есть и другие планы сокращения расходов на образование. Предлагается перейти на нормативно-подушевой принцип финансирования под предлогом того, что из-за сверхсмертности в России резко убывает число учеников. Кроме того, правительство намерено прекратить финансирование профтехобразования, которое особенно важно для малообеспеченных семей. Получается, что власти умышленно создают жизненные условия, рассчитанные на частичное уничтожение населения страны. Программа Маргарет Тэтчер и других русофобов на Западе о сокращении населения России до 35 млн человек выполняется. Это и есть одно из проявлений гражданской войны нового типа и Четвертой мировой войны нового типа, жертвами которых стала Россия.
Фактически, образовательное пространство России стало пространством, полем битвы этих войн. От исхода этой битвы зависит будущее нашего Отечества, русской цивилизации, нашей национальной культуры, нашего выживания и созидательного развития. Долг учителя продолжать всеми силами препятствовать ползучей американизации российского образования, попыткам его полной колонизации, превращения в средство обслуживания западной цивилизации, ?золотого миллиарда?. В культурном плане западная цивилизация давно уже исчерпала себя как двигатель прогресса и никак не может быть образцом для подражания. Более того, она привела человечество на грань катастрофы, попирая в своем техницистском безнравственном развитии законы Природы. На Западе отсутствует культура безопасности в большей степени, чем в других цивилизациях. Об этом свидетельствуют четыре мировые войны, развязанные им в одном столетии, и многие другие проявления варварства и крайнего эгоизма. В этом ряду логично назвать американо-натовскую агрессию против Югославии, Афганистана, Ирака. В настоящее время США готовят нападение на дружественный нам Иран с возможным применением ядерного оружия. На нашей конференции присутствует гость из Ирана Ахмад Монтазеран. В его лице хочу пожелать иранскому народу мужества и стойкости в противостоянии Большому Дьяволу, победы.
В этих условиях переориентация приоритетов России с Запада на Восток, прежде всего в области образования и культуры, является для нашей страны жизненноважной, спасительной. Следует отметить, что поворот России на Восток в последние годы становится все более заметным, и это приносит нам немалые экономические и политические дивиденды. Россия вошла в такие ведущие региональные объединения, как Шанхайская Организация Сотрудничества, Организация ?Исламская Конференция?, АСЕАН. Россия укрепляет свои позиции в Азии, где тенденция отдаления от США носит все более устойчивый характер, а идея гармонизации разнообразия и многополярного мира становится определяющей во внешней политике.
Особое значение в настоящее время приобретает развитие культурных связей в рамках ШОС, которая пока рассматривается как экономическое объединение. Культура должна быть первичной по отношению к политике, экономике, безопасности. Только при этом условии формирующийся союз государств и цивилизаций ШОС сможет приобрести надежную, доверительную, долгосрочную морально-нравственную и духовную основу своего существования. Начинать выстраивать многовекторное гармоничное культурное пространство разных народов и цивилизаций ШОС следует с инициирования интеграционных образовательных процессов, с созданием единого образовательного пространства культуры безопасности. Нам нужен собственный Евразийский Болонский процесс, отвечающий культурным традициям и устремлениям в светлое будущее России и других стран-участниц ШОС.
Возможно, Россия могла бы инициировать принятие Шанхайской Организацией Сотрудничества Евразийской Декларации о формировании культуры безопасности как приоритетной задачи образования XXI века. При этом важно, чтобы в отличие от Болонской Декларации, сводящейся к технической формуле ?бакалавр ? магистр- модуль ? кредит?, Декларация ШОС сделала бы упор на содержательные, морально-нравственные, духовные аспекты образования, что в большей степени присуще восточной традиции. Конечно, она могла бы взять все разумное из евро-американской модели образования, имеющееся в Болонском процесс, и соединить в себе лучшие достижения Востока и Запада в этой сфере. Очевидно, в Декларации ШОС должны найти свое место идеи выстраивания единого образовательного пространства культуры безопасности на основании модели цивилизационного соприкосновения и благодатного взаимопроникновения, а не столкновения цивилизаций, провоцируемого Западом во главе с США. Было бы желательно, чтобы Декларация ШОС поставила задачу перед образованием о преодолении кризиса понимания реальной картины мира, целостного образа безопасности, о полноте знаний обо всех угрозах, без чего невозможно выстроить надежную систему защиты.
Декларация ШОС призвана нацеливать на то, что образование, оставаясь общественным благом, должно служить высшим целям сохранения жизни на Земле, выполнять свою человекообразующую функцию на основе научных знаний, целостных представлений и традиций, внутренней осознанности необходимости выполнения определенных норм и правил безопасного поведения, а также готовности действовать ради обеспечения безопасности жизнедеятельности с учетом трезвой оценки риска. В этой связи представляется актуальным, чтобы ШОС взял на себя инициативу в постановке вопроса о принятии Декларации Объединенных Наций ?О правах, обязанностях и достоинстве человека? вместо известной Декларации человека, принятой в 1948 году и используемой, как правило, США, Западом в своих корыстных интересах. Принятие такого документа стало бы важным стимулом соединения в образовательном процессе прав, свобод и нравственной ответственности человека. Опыт показывает, что голые знания без нравственного наполнения могут быть весьма опасными.
Важно также, чтобы обогащение содержания образования в странах ШОС естественным образом шло за счет более глубокого наполнения его темами, связанными с культурой, культурой безопасности, культурообразующими конфессиями, этнокультурной самоидентификацией и сосуществованием народов, цивилизационными ориентирами, то есть со всем тем, что предотвращало бы столкновение цивилизаций и культурно-религиозную экспансию в странах ШОС. Пока, к сожалению, такая задача не стала стратегической в нашем образовании.
Повышенное внимание к содержанию образования одновременно предполагает поиск и внедрение новых подходов, новых технологий, новых моделей, новых критериев оценки обучения и воспитания, оказания образовательных услуг. Контрпродуктивно априори отвергать Болонский процесс, полезнее предложить нечто свое, более продвинутое и, как сейчас любят говорить наши политики, более конкурентоспособное. Речь идет, в частности, о принятии в рамках ШОС стандартов образования, о сертификации качества образовательных услуг, об аудите процессов подготовки и аттестования специалистов, о проведении квалификационных экзаменов, о развитии образовательной инфраструктуры, о более свободном перемещении знаний и их носителей через границы наших государств.
Новая культура безопасности и ее освоение учащимися и студентами стран-участниц ШОС должна стать сущностью интеграционного процесса в образовательном пространстве, что будет в корне отличать наш Проект от американской модели образования, от вульгарного и примитивного в своем содержании Болонского проекта. Создание и развитие единого образовательного пространства культуры безопасности в рамках ШОС призвано способствовать формированию благоприятной среды социализации человека, обеспечивающей необходимый уровень образованности, интеллекта, культуры интегрируемого сообщества народов и цивилизаций, а также расширению и углублению их межличностных, политических, экономических, военных, этических и всех других отношений. Единое образовательное пространство культуры безопасности ШОС станет эффективным средством защиты от губительных процессов глобализации и американизации Планеты Земля, от вредного влияния иностранных систем образования, от внедрения в сознание населения худших моделей общества потребления и поведения, а также способом сохранения суверенитета, собственной идентичности, гармонии, цивилизационного многообразия, что возможно только в многополярном мире.
Для постановки и решения этой задачи уже созрели достаточные предпосылки. Во-первых, у всех участников образовательного пространства ШОС есть прямая заинтересованность в налаживании сотрудничества в сферах образования, культуры, безопасности, есть понимание того, что освоение людьми культуры безопасности увеличивает ресурсы выживания, жизнестойкости наций, цивилизаций, конкретного человека. Во-вторых, необходимость введения в содержание образования стран ШОС вопросов культуры безопасности обусловлена объективными реалиями новой эпохи, характером глобальных вызовов и угроз, требующих адекватного ответа. В-третьих, в России накоплен определенный опыт формирования культуры безопасности в рамках образовательной области безопасность жизнедеятельности, которым она охотно может поделиться со всеми участниками ШОС.
Мы с вами изначально добиваемся того, чтобы образовательная область безопасность жизнедеятельности стала ведущей, системообразующей компонентой образования во всех учебных заведениях России. Если бы нам удалось продвинуть эту идею и в страны ШОС, то мы тем самым укрепили бы позиции образовательной области безопасность жизнедеятельности и у себя в стране, поскольку наши противники, небескорыстно ратующие за американскую модель образования, не сложили оружия в своих попытках исключить ОБЖ из школьных предметов обучения.
Наша Конференция впервые поднимает вопрос о создании единого образовательного пространства культуры безопасности государств-участников ШОС. Эта инициатива Уральского государственного педагогического университета, который, на наш взгляд, является одним из лучших научно-методических центров страны по подготовке специалистов в области безопасность жизнедеятельности, заслуживает всемерного одобрения. Очень хотелось бы, чтобы она нашла свое продолжение. Очевидно, следует изложить наши мысли по поводу этой инициативы в решении Конференции, о чем проинформировать органы образования России и других государств-участников ШОС. Со своей стороны Объединение специалистов в образовательной области безопасность жизнедеятельности, председателем которого я являюсь, готово взять на себя продвижение идеи в странах ШОС по общественным каналам. Наше Объединение БЖД могло бы стать неким общественным инструментом гармонизации систем образования ШОС в области культуры безопасности. Мы уже ведем консультации по созданию отделений и филиалов Объединения БЖД как в России, так и за рубежом. Призываем и Вас, присутствующих в зале, становиться членами нашей Организации, чтобы сообща участвовать в образовательной политике и управлении образованием в сфере безопасности. В четвертом номере журнала ?ОБЖ. Основы безопасности жизни? опубликованы документы Объединения БЖД, с которыми Вы можете ознакомиться.
Возвращаясь к теме единого образовательного пространства культуры безопасности, хочу высказать несколько мыслей по поводу реализации данного проекта. Представляется желательным создание на базе Уральского государственного педагогического университета Международной лаборатории культуры безопасности, которая занималась бы глубокими исследованиями этого предмета, разработкой и изданием учебно-методических пособий, обменом информацией, распространением опыта, подготовкой ученых в данной области знаний. Хорошо, если бы Лаборатория сумела провести инвентаризацию наиболее авторитетных научных и учебных школ, университетов стран ШОС, достигших наиболее значимых результатов в различных областях знаний и сферах деятельности, наладила с ними рабочие контакты, а также помогла развитию связей между ними и российскими учебными заведениями. Лаборатория могла бы взять на себя организацию в рамках ШОС межуниверситетских семинаров, круглых столов по проблемам культуры безопасности, развития интеграционных процессов, совмещения или стыковки содержания образования, а также создание Интернет-форума, без чего в современных условиях уже ни одно дело не продвинешь.
Конечно, решение всех этих вопросов прямо зависит от политических установок в рамках ШОС, которая могла бы сформулировать социальный заказ на направления развития и улучшения системы образования в области культуры безопасности. Роль нашей Конференции мне видится в том, чтобы побудить страны ШОС вплотную заняться с нашим участием этой проблемой. Хотелось бы надеяться, что Екатеринбург, сделавший заявку на то, чтобы быть в авангарде новой культуры безопасности, выполнит эту высокую и ответственную миссию.
|
Оставить комментарий