Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
17:02Астана
15:32Тегеран
17:02Бишкек
16:32Дели
19:02Пекин
15:02Москва
16:02Исламабад
16:02Душанбе
16:02Ташкент
Наблюдатели:
14:02Минск
19:02Улан-Батор
15:32Кабул
Партнеры по диалогу:
15:32Манама
15:32Ереван
15:32Катманду
16:02Баку
14:02Каир
15:02Доха
15:02Эр-Рияд
15:02Эль-Кувейт
15:02Мале
15:02Абу-Даби
15:02Нейпьидо
14:02Анкара
18:02Пномпень
18:02Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

03.03.2024 13:22
В Ингушетии завершили спецоперацию по ликвидации боевиков
03.03.2024 10:22
Экономическая активность в Китае восстановилась в 2023 году -- МВФ
03.03.2024 10:06
В Ингушетии продолжает действовать режим КТО, сообщил источник
03.03.2024 09:46
Трамп одержал убедительную победу на кокусах в штатах Миссури, Мичиган и Айдахо
03.03.2024 09:35
В США сообщили, что затонувший в Красном море сухогруз перевозил 21 тыс. тонн удобрений
03.03.2024 09:29
Дипломаты РФ и КНР отметили, что обсуждение урегулирования на Украине невозможно без РФ
03.03.2024 09:26
МО РФ сообщило об уничтожении 38 БПЛА над территорией Крыма
02.03.2024 23:58
ВЦИОМ: 85% россиян считают, что у Путина есть четкий план развития страны
02.03.2024 23:50
Минобороны Германии подтвердило факт прослушивания переговоров офицеров
02.03.2024 23:46
Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Кино Центральной Азии: объединение сил ради борьбы за человеческую душу
05.12.2008 17:49 Владимир Кючарьянц, киновед
Нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

"Кино сегодня ? больше чем кино" ? таким был девиз состоявшегося недавно в Ташкенте Центральноазиатского форума "Киновиза", в котором приняли участие кинематографисты Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России. Главная цель форума, прошедшего в рамках первого Фестиваля национального кино Узбекистана, ? культурный обмен между странами региона, имеющими много общих ценностей, традиций, религиозных, экологических и геополитических интересов.

Главную награду Фестиваля "За лучшую режиссуру" жюри присудило фильму Сабира Назармухамедова "Объяли мою душу светлые печали". В номинации "За лучший фильм" победила картина "Юрта", режиссера Аюба Шахобиддинова. Приз "За лучший сценарий" достался фильму "Дом под кривой луной" Зульфикара Мусакова. Лучшим оператором назван Абдувахид Ганиев за фильм "Сукунат". Лучшей исполнительницей женской роли признана Ильмира Рахимджанова (фильм "Забаржад"). Приз "За лучшую мужскую роль" вручен Джахонгиру Касымову, сыгравшему сержанта Зиёдова в картине "18-й квадрат". А специальный приз жюри "За виртуозное владение жанром" получил Бахром Якубов - за фильм "Супер-келинчак".

Но призы и награды ? парадная сторона фестиваля, ставшего долгожданным событием для национального кино Узбекистана. А вот сопутствовавший ему форум "Киновиза" и внеконкурсные показы наиболее резонансных российских, казахских, таджикских и киргизских лент (например, таких, как нашумевший "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Пленный" Алексея Учителя, "Счастье" Алишера Хушвахтова, "Чтения Петрарки" Нурлана Абдыкадырова, "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова) стали, по сути, глубокой панорамой всего сегодняшнего кино Центральноазиатского региона, своего рода зеркалом, честно отразившим его социальные и нравственные проблемы.

Об этом много говорилось на ташкентском кинофоруме. И не только на нем, но и на форуме "Евразия", ранее состоявшемся в Астане. Мысль о роли и ответственности кинематографа в формировании общественного сознания пронизывает все дискуссии профессионалов. Она не нова. Но злободневность ей придает ситуация, которую четко осознают все.

Речь идет о том, что глобализация изменила мир. Он меняется слишком быстро, быстрее, чем человек способен осознать это. Организуется по-новому, обретает незнакомые черты. Меняются ценности и кумиры. Рушатся традиции. Обостряются противоречия. Но для всех неизменным остается вопрос: кто мы в нем, в этом тревожном, жестоком, но единственно прекрасном мире? Что разделяет и объединяет нас? Он одинаково остро стоит перед людьми всех национальностей и конфессий. А для стран с сильными исламскими традициями, где перемены, занесенные "глобальным ветром", воспринимаются не слишком охотно, он особенно актуален. Принять их наперекор вековому укладу или остаться верным закону предков? Такая нравственная дилемма сегодня встает перед многими. А главное ? перед молодым поколением, уже надкусившим "яблоко западных соблазнов". Проблема самоидентификации человека в современном обществе ? одна из центральных у кинематографистов азиатских стран.

Всем давно уже ясно: от тех идей и нравственных ценностей, которые несет кинематограф миллионам людей, во многом зависит, каким быть миру. Не только завтра, но уже сегодня, когда этнические конфликты, терроризм, ксенофобия и религиозный фанатизм, став неотъемлемой частью бытия, ежеминутно продолжают уносить чьи-то жизни, а равнодушие и холодный цинизм ? ломать судьбы, лишать надежды.

Может ли кино ? великая иллюзия ? изменить такую реальность?

В связи с этим нельзя не вспомнить слова признанного мэтра узбекского кино, народного артиста СССР, кинорежиссера Шухрата Аббасова, обращенные к коллегам из стран ШОС: "Кино настолько сильное оружие, что мы еще не ощутили всю его силу и не используем ее. Но само время требует объединения наших усилий?"

Речь, конечно, и об интеграции культур, и, в частности, о совместной борьбе за душу и мировоззрение человека. Сегодня мы проигрываем эту борьбу, сетует Аббасов. Отношение к настоящему искусству, к серьезному кино, оставляет желать лучшего. Люди смотрят картины, которые созданы для масс, для обывателя. Фильмы же высокого интеллектуального заряда, те, что завоевывают призы на международных фестивалях, спросом не пользуются.

Узбекистан ? страна, где зритель предпочитает смотреть свои, а не зарубежные фильмы. 99% проката занимает узбекское кино. Из 40-45 ежегодно выпускаемых фильмов лишь 10-12 сделаны на "Узбекфильме", остальные ? на частных студиях. Снимают кино всех жанров. Быстро и дешево. Зритель простаивает в очередях, чтобы смотреть не американское, не российское, а... "кино про себя". Скажем такое, как "Тельба". Романтическая, почти "индийская" история, но позволяющая почерпнуть многое об укладе нынешней жизни узбеков, об их быте и бытии. "Тельба" по-русски ? "идиот", но здесь ближе ? "юродивый". Герой ? странноватый бедняк, продающий на улице пирожки-самсу. Героиня ? его материализованная мечта ? дочь "новых узбеков". Все как в старинных легендах. В том числе и смерть влюбленных. Герой гибнет от руки ревнивца. Героиня в красном газовом шарфике шагает в пустоту с крыши высокой башни?

Есть, конечно, в сегодняшнем Узбекистане и другое кино. Реальные истории про реальных людей. Одна из лучших картин ? "Маленькие люди" Хатама Файзиева. Это режиссерский дебют 70-летнего оператора, некогда снявшего легендарный фильм "Ташкент ? город хлебный". "Маленькие люди" - три новеллы о жизни современных узбекских семей. Будничные события срастаются в историю судьбы страны. В одной из них старый учитель едет в город с пачкой писем и просьб односельчан к его ученику, ставшему крупным чиновником. А тот, только что принимавший с подчиненных дань в зеленых купюрах, приказывает охране покормить старика дармовым пловом. В финале по реке плывут листики-просьбы и звучат голоса односельчан про их обиды и беды.

Эта лента показательна для всего среднеазиатского кино. В отличие от российского, оно озабоченно тем, как и чем живут современники. Что их беспокоит. Какая страна их окружает. В казахских, таджикских, узбекских, киргизских фильмах лейтмотивами становятся темы взаимоотношений поколений, столкновение патриархальных традиций и устоев с новыми ценностями капиталистического мира. Скажем, тема денег в азиатском кино трансформируется в тему искушения. А тема старости, к которой на востоке особое отношение, ? в то, как это отношение меняется. Или проблемы вынужденной эмиграции. Оказалось чрезвычайно важным и интересным взглянуть на них не из столицы, а с той, другой стороны. Увидеть, какая безысходность толкает таджика или узбека бросить родной аул и бежать в "сверкающее никуда" ? в Москву, Питер, Новгород.

Как на кинофоруме в Ташкенте, так и в Астане на фестивале "Евразия", говоря о современном азиатском кинематографе, кинокритики не раз вспоминали о знаменитой казахской "новой волне", давшей мощный импульс всему кинематографу республики. В основном к ней относили работы выпускников экспериментальной мастерской Сергея Соловьева: Рашида Нугманова ("Йа-х-ха", "Игла"), Серика Апрымова ("Двое ехали на мотоцикле", "Конечная остановка"), Талгата Теменева ("Торо", "Волчонок среди людей", "Бегущая мишень" и "Казнь после смерти"), Александра Баранова и Бахыта Килибаева ("Женщина дня", "Трое"), Дарежана Омирбаева ("Кардиограмма", "Киллер"), Ардака Амиркулова ("Гибель Отрара", "Абай"). Это было молодое и современное национальное кино, создававшееся, как ни удивительно, поколением русифицированных режиссеров. Тех, чьи отцы и деды были насильно отлучены от национальной истории, культуры и религии, кого убеждали, что они будут жить в светлом коммунистическом завтра, где будет один народ ? советский. И кинематограф "новой волны" родился как акт протеста.

Это кино стало "кардиограммой" состояния казахской интеллигенции тех лет, которая после раздела СССР очутилась на перепутье и не может найти себя, обрести свой национально-духовный статус и полноценно вписаться в мировое культурное сообщество.

В одних фильмах герой асоциален, добровольно выпадает из окружающей действительности. Большой мир живет как бы сам по себе. Герой же пребывает в замкнутом круге собственных представлений и иллюзий о внешнем мире. Сам для себя устанавливает нравственные законы, бежит от реальности при помощи наркотика или всецело отдается любовной страсти? В других картинах социальная действительность грубо врывается в мир героев, внося дисгармонию, и диалог между "Я" и "Мы" оказывается трагичным.

Эти фильмы привозились на международные фестивали, завоевывали призы, а западная пресса взахлеб писала о феномене казахской "новой волны".

Сегодня говорят о возвращении "новой волны". Может быть, потому, что остросоциальное, философское авторское кино лидировало на фестивале "Евразия". И фильмы не просто "пользовались спросом". Зал, где показывали получившую гран-при картину культового режиссера казахской "новой волны" Ардака Амиркулова "Прощай, Гульсары!", снятую по повести Чингиза Айтматова, не вместил всех желающих.

Вернулась "волна" или нет, но ее влияние сегодня весьма ощутимо в лучших фильмах не только казахстанских режиссеров, но и их коллег из других стран региона. Ибо проблемы - одни те же. Неспособность молодых людей из глубинки вписаться в городскую реальность, тотальная агрессивность социума по отношению к индивиду, нудная, безрадостная жизнь, такая, какая она есть ? вот лейтмотивы фильмов, которые называют новейшей "новой волной".

Героям их некуда уехать: всюду хаос, коррупция, бесправие человека, власть "золотозубых" ? точная фраза из фильма "Киллер" Дарежана Омирбаева. И они уже не сторонние наблюдатели, а сами включены в этот процесс. И нет выбора ? беззаконие стало нормой социальных отношений. Герой не способен выйти из игры, бессилен перед реальностью? Одна из наиболее ярких работ, сверкнувшая на "Евразии", ? киргизская лента "Неизвестный маршрут" Темира Бирназарова. Несколько абсурдистская притча о том, как в автобусе собираются все представители современного общества: мулла и христианин, демократ и коммунист, проститутка и патриархальная мать. Яростные споры на житейские, политические и религиозные темы выявляют сущность каждого. Автобус вдруг зависает над пропастью. Дальнейшие распри смертельно опасны?

После отхлынувшей "волны", серьезных и ярких картин в странах региона делалось мало. В последние годы все изменилось. К кинематографистам пришло второе дыхание. Фестивали класса "А" избирают фильмы из Средней Азии. В оскаровской номинации - "Монгол" Сергея Бодрова, снятый на "Казахфильме". В Голливуде успешно работает Тимур Бекмамбетов. Картины Гуки Омаровой приглашаются не только на "Кинотавр", но и в Канны,

По мнению киноведов, многие из создателей "новой волны" сегодня переживают взлет. Например, Апрымов, Омирбаев, Каракулов в своих фильмах "Аксуат", "Киллер", "Последние каникулы". Между тем, к эйфории от успехов азиатского кино примешивается и досада. В дискуссии медиаклуба "За пределами идентичности", посвященной стереотипам в сегодняшнем национальном кинематографе, киргизский режиссер Артык Суюндуков вынужден был признать, что зарубежному зрителю интересны лишь те фильмы, где превалируют картинки традиционного быта. Так что, режиссеры предпочитают снимать фильмы о кражах невест, показывать юрты, чабанов, баранов, избегая современных реалий?

Споры вокруг этнического азиатского кино не утихают. И одним из острейших вопросов здесь остается проблема национальной идентичности : "Кто ты, какого рода, племени?"

Насколько важна она в мире, где глобализация смешивает все в едином плавильном котле? Щит это или меч? Можно продолжать спорить. Но задумываясь о вызовах времени, о толерантности и общечеловеческих ценностях, стоит вспомнить слова обращения казахстанского Президента Нурсултана Назарбаева к гражданам своей многонациональной страны: "Не каждый сегодня сможет ответить на такой, казалось бы, простой вопрос: "Кто же мы такие ? казахстанцы?" Требуется время и определенное историческое развитие, чтобы решить проблему самоидентификации. Уже сегодня есть ряд факторов, которые нас объединяют. Это наша земля в ее границах, наши родители, которые ее обустраивали, наша общая история, в которой мы совместно испытывали горечь неудач и делились радостью достижений. Это наши дети, которым на этой земле вместе жить и работать".

Но нет будущего у страны, где различные этнические и религиозные группы имеют разные права, где одним предоставляются возможности, а другим нет, сказал Назарбаев, подчеркнув, что "стратегическая задача ? единство. И мы должны разрушать любые барьеры, создающие трудности на пути к этому единству?"

Чем не универсальная формула для всего Центральноазиатского региона? Тем более ? для его кинематографа.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
Фонд имени Фараби проведет в Тегеране «Дни российского кино»
23.12.2022 11:38
Си Цзиньпин ответил на письмо жителей Саудовской Аравии, изучающих китайский язык
08.12.2022 09:33
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.