Лилия Ковалева / ШОС - Шанхайская организация сотрудничества - ИнфоШОС - снг, атр, содружество независимых государств, азиатско-тихоокеанский регион

Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
20:28Астана
18:58Тегеран
20:28Бишкек
19:58Дели
22:28Пекин
18:28Москва
19:28Исламабад
19:28Душанбе
19:28Ташкент
Наблюдатели:
17:28Минск
22:28Улан-Батор
18:58Кабул
Партнеры по диалогу::
18:58Ереван
19:58Катманду
19:28Баку
17:28Каир
18:28Доха
18:28Эр-Рияд
17:28Анкара
21:28Пномпень
19:58Шри-Джаяварденепура-Котте

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

07.08.2022 16:58
Узбекистан и Казахстан согласовали проект договора о демаркации государственной границы
07.08.2022 13:07
ВСУ нанесли новый удар по Запорожской АЭС
07.08.2022 12:59
Иранская делегация переговорщиков обсуждает вопросы гарантий на переговорах в Вене
07.08.2022 08:31
Белый дом готов на "экстраординарные" меры для обмена Грайнер
07.08.2022 08:23
В Косово российскую журналистку задержали по обвинению в шпионаже
07.08.2022 08:16
Ряд стран выступили с инициативой созыва СБ ООН в связи с ситуацией в секторе Газа
07.08.2022 08:07
Еще четыре судна получили разрешение на выход из украинских портов
07.08.2022 07:56
Военная помощь Украине банально разворовывается
06.08.2022 21:49
Полянский указал генсеку ООН, что тот не упомянул, кто бомбил Хиросиму
06.08.2022 17:35
Армия Израиля: операция в секторе Газа продлится неделю
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
             
"Геликон-опера": факел искусства, зажженный от Солнца
20.10.2009 17:19 Лилия Ковалева
Привередливая в своих предпочтениях западная пресса называет "Геликон" самой современной оперной труппой России. Лондонская "Гардиан" пошла еще дальше в похвалах: "Больше, чем Большой..."

Это – действительно изысканный, модный театр, который московские меломаны считают феноменом. Творческий коллектив неоднократно премирован "Золотой маской", лауреат разных премий и его создатель - режиссер Дмитрий Бертман, народный артист России. Труппа гастролировала на всех континентах, и всюду – аплодисменты, восторженная пресса.

Но в чем же феномен "Геликон-оперы", так уверенно утверждающейся в российском и мировом музыкальном пространстве?


То, что предлагает зрителям этот художественный коллектив, не является оперой в ее классическом понимании. "Геликон" – синтетический, музыкальный театр, где "вавилонское столпотворение" бесчисленных возможностей сценического искусства гармонизированы оригинальной режиссурой, смелой сценографией. Все здесь, от вешалки - до закрытия занавеса, пронизано духом фантазии, флером безупречного художественного вкуса и чутья.

Не преступая границ классической оперы, этот театр соединяет в себе завораживающее искусство пения, музыки и танца. В трактовке геликоновцев любой спектакль страстен, свободен от условностей. Представление вызывает взрыв противоречивых чувств. Музыка, пение, каждый жест актеров выявляют удивительную человеческую сущность. Зажигательное сценическое действие зачастую уносит зрителей за пределы реальности, и те, кто хотя бы раз увидел его, в большинстве своем становятся поклонниками этого театра.

…А родился этот театр из горячего спора об искусстве. 22-летний выпускник ГИТИСа Дмитрий Бертман решил доказать знакомой девушке, что поставить оперу - легко, даже не имея никакого театра. В апреле 1990 года его однокурсники, 4 солиста и 5 оркестрантов, почти без репетиций, показали в московском Доме медика - "Мавру" Игоря Стравинского. Это был, в сущности, студенческий капустник, "спектакль на расставание". Но после представления его участники вдруг поняли, что расставаться им не надо. И тогда Бертман начал создавать репертуар для новоиспеченной маленькой труппы, что было совсем непросто. Молодых энтузиастов сначала приютили в Доме медика, располагавшемся в старинном особняке, некогда принадлежавшем княгине Шаховской. В этом помещении была особенная аура: здесь в свое время бывали Пушкин, Чайковский, Дебюсси, Рахманинов. Возможно, поэтому и актеры получали в этих стенах особый творческий заряд.

Так театр начал восхождение на солнечную гору Геликон. В Древней Греции, по легенде, певцы и музыканты на этой горе совершали приношения Аполлону. Название театра родилось из этой эллинской традиции - "Геликон", как олимпийский факел, "зажегся" от солнечного луча…

Сегодня это - полноценный театральный организм, имеющий все условия для воплощения самых смелых творческих идей. Театр празднует уже свой 20-й сезон, и его "изюминка" - опера Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам". Этот спектакль зрители смогут увидеть и услышать в последнюю декаду нынешнего октября, 23 числа.

"Для юбилейного сезона мы хотели найти радостное "оранжевое" название, поэтому и остановились на опере Сергея Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", - рассказал Дмитрий Бертман. - Не хотелось загружать зрителя концептуальными проблемами серьезных опусов. Хотелось насладиться театром и масками, под которыми легко можно узнать наших современников". Опера молодого Сергея Прокофьева по сказке Карло Гоцци это - целая река хорошего настроения, которое композитор умел создавать себе и другим. Прокофьев написал живое современное произведение - сказки всегда актуальны, в этом их непреходящее обаяние.

В прошедшем сезоне репертуар театра состоял из 40 названий, было сыграно 198 спектаклей и дано 14 концертов. "Геликон" выпустил пять премьер, в числе которых "Винная кантата" - по мотивам "Кофейной кантаты" Иоганна Себастьяна Баха, опера современного американского композитора Джея Риза "Распутин", детский спектакль "В гостях у оперной сказки". В марте с.г. на фестивале "Аль Бустан" в Бейруте впервые была исполнена концертная программа русских песен и романсов "Калинка", а в июле на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге состоялась премьера первой оперы российского композитора Давида Тухманова "Царица".

Многие находят "Геликон" несколько эпатажным, супер-авангардным, но его режиссер не считает себя авангардистом: "Я – за традиции, - говорит Дмитрий Бертман, - но они должны быть в методе, в подходе". Он считает, что бич российского театра – зацикленность на критическом реализме, который не дает простора человеческой фантазии. По мысли режиссера зрителю неинтересен готовый ответ. Сейчас все в мире меняется и, конечно, на этом фоне - рождаются новые жанры.

А, собственно, для чего и почему все эти творческие искания? Может быть, потому, что в наше время велико могущество всеобщего эгоизма, и Свобода выродилась в какую-то примитивную нищету души? Не здесь ли причины поиска духовного обновления, художественного переворота, который так блестяще удался "Геликону"?

"В режиссуре невозможно достичь совершенства, в этом ее притягательная сила и одновременно – трагедия", - считает Дмитрий Берман. Но, творческому коллективу "Геликона" удалось превратить "трагедию" в радость искусства.

"Музыкальный театр – это подтекст", - утверждал еще Чайковский. Так получилось, что именно с "Ундины" Чайковского, воссозданной из пепла в буквальном смысле и заявил о себе громко "Геликон". Дело в том, что в 1870 году, после отказа от постановки "Ундины" в петербургском Мариинском театре, Чайковский сжег этот свой "неудачный" опус. Но чудом сохранились отрывки "Ундины", восхитившие геликоновцев, которые бросились разыскивать и другие "обрывки" незавершенных опер Чайковского – "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Снегурочка", "Мандрагора". Редчайшие автографы нашли в Клину, где жил великий композитор. При сложении "кусочков", как считают энтузиасты этого необычного музыкального проекта, "произошло мистическое соединение тональностей - знак Высшей Воли". Так родилось единое целое – опера "Ундина". Именно эта опера, с ее вневременным сюжетом и космической мистикой, вписала театр в незримый процесс движения современного искусства.

Вскоре последовала и вторая знаковая постановка молодого театра – опера Чайковского "Пиковая дама", принесшая театру громкую славу на родине и первые лавры – за рубежом. "Пиковая дама" в постановке "Геликона" была представлена на Уэксфордском оперно-театральном фестивале в Ирландии, в 1995 году. Блистательная режиссерская идея "карточной игры с антрактом" внесла в геликоновскую версию "Пиковой дамы" мистические интонации. На сцене – вечная игра вечных игроков, которые не умирают, а лишь уходят за кулисы в коронах избранной масти. Игорный зал, становится квинтэссенцией спектакля. Подобными способами в "Геликоне" старались освободить оперу от рутины и скуки.

В "Геликоне" сложился единственный в мире профессионально танцующий хор, названный остроумцами "хор-де-балет". Не будь этого качества, театру не удалось бы создать оригинальные сцены знаменитых "шлягеров" – "Летучая мышь" Штрауса, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Фальстаф" Верди, "Кармен" Бизе, "Гершвин-гала" и др. Когда-то оперу "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, композитора загадочного, сложного, приговорили к сценической смерти. Но "Геликон" любит "воскрешать". Его творческому почерку оказалось необыкновенно близко произведение Шостаковича, в партитуре которого синтезирован огромный спектр современных интонационных пластов – от симфонии – до музыки кафешантана. Театр воссоздал также не знавший сцены мини-спектакль Шостаковича "Большая молния".

Рассказывая о "Геликоне", невозможно не вспомнить такой невероятный культурно-исторический факт: русский театр покорил Францию французскими операми. На фестивале "Радио-Франс" в Монпелье "Кармен" Бизе и "Сказки Гофмана" Оффенбаха были представлены в огромном, на 3,5 тысяч зрителей, театре, транслировались в прямом эфире и получили обширную прессу, которая буквально захлебывалась от восторга. Причина успеха, несомненно, - новизна, высокий профессионализм. Сказал же поэт: "Талант – единственная новость, которая всегда нова".

"Как им удается так хорошо петь, одновременно танцуя, играя на сцене?" - вопрошали французские рецензенты. Они сравнивали оркестр театра с оркестром парижской оперы "Опера Бастий", а хор называли "лучшим в мире". Французский журнал "Опера" воспринял появление московского авангардного театра ни более, ни менее как возобновление в Париже знаменитых "Дягилевских сезонов", символа абсолютного искусства.

У театра "Гекикон-опера", несомненно, многообещающая жизненная перспектива. В нем много "молодой крови": кто только что окончил консерваторию, а кто – еще студент и шлифует вокал в Гнесинском институте. В этом театре – свои критерии отбора артистов. Во всяком случае, талант здесь не упустят.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

В Россию с зарубежных выставок вернулись все экспонаты музейного фонда РФ
17.07.2022 06:55
Главную награду 75-го Каннского кинофестиваля получила картина "Треугольник печали"
29.05.2022 08:25
Румыния, Азербайджан и Грузия обвинили организаторов "Евровидения-2022" в подмене оценок
16.05.2022 09:06
Коллекция Морозовых вернулась в Россию
05.05.2022 11:57
Коллекция Морозовых возвращается в Россию
18.04.2022 21:48
Казаки выбирают подготовку к праздникам вместо помощи в спецоперации РФ
01.04.2022 21:29
Макрон призвал не допускать оскорблений в адрес президента России
27.03.2022 18:42
В ЦАР прошла демонстрация в поддержку спецоперации России на Украине
05.03.2022 22:26
Полумарафон ШОС пройдет в Ташкенте
28.02.2022 14:38
О начале наблюдательной работы Миссии от ШОС в Белоруссии
28.02.2022 13:25
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.