Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
05:22Астана
03:52Тегеран
05:22Бишкек
04:52Дели
07:22Пекин
03:22Москва
04:22Исламабад
04:22Душанбе
04:22Ташкент
Наблюдатели:
02:22Минск
07:22Улан-Батор
03:52Кабул
Партнеры по диалогу:
03:52Манама
03:52Ереван
03:52Катманду
04:22Баку
02:22Каир
03:22Доха
03:22Эр-Рияд
03:22Эль-Кувейт
03:22Мале
03:22Абу-Даби
03:22Нейпьидо
02:22Анкара
06:22Пномпень
06:22Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

28.03.2024 21:28
СК получил доказательства связи террористов из "Крокуса" с Украиной
28.03.2024 17:43
Генпрокуратура потребовала изъять крупнейшего производителя вина
28.03.2024 17:37
NYT: США утаили от России часть информации об угрозе теракта в "Крокусе"
28.03.2024 17:32
Премьер Италии осудила Макрона за идею отправить войска на Украину
28.03.2024 07:05
Байден с небольшим перевесом опережает Трампа по результату опроса
28.03.2024 07:00
Власти Нигера ждут от США планов вывода американского контингента
28.03.2024 06:54
В МО РФ продолжается выдача электронных удостоверений ветерана боевых действий
28.03.2024 06:48
В ООН сообщили, что российские военнопленные на Украине подвергаются пыткам
28.03.2024 06:44
F-16 на Украине и опасность ура-патриотов. О чем говорил Путин на встрече с летчиками
28.03.2024 06:40
Путин считает, что заявления в духе "Россия только для русских" могут развалить страну
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Украшение для «невесты» года
25.03.2010 15:57
В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня - это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". Это, пожалуй, первое письменное упоминание о Наврузе в истории человечества. Двадцать одно столетие назад написал эти строки Страбон, древнегреческий географ и историк. В творческом наследии практически всех восточных лириков можно найти произведения, посвященные этим торжествам. Они относятся к отдельному жанру - "бахория". В них весна именуется "невестой" года, а Навруз - ее главным украшением.

"О Наврузе в Средней Азии впервые упомянуто в китайской хронике "История династии Тан" раннего средневековья, - рассказывает кандидат исторических наук Аманулла Буриев, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Академии наук Узбекистана. - Описал его празднование впервые наш великий мыслитель Хаким ат-Термези. В труде "Солнома" ("Календарь") IX века он говорит о нем как о земледельческом торжестве по случаю прихода весны и наступления дня равноденствия. Что любопытно: автор на основе многолетних наблюдений выявил возможную взаимосвязь между днем недели, на который приходится Навруз, и последующим годом. Пятница, например, обещает изобилие, хороший урожай пшеницы, ячменя, проса, хорошее лето, но и уменьшение посевов, ущерб раннему хлопку, больше болезней у лошадей.

Конечно, к таким прогнозам следует относиться с определенной долей скептицизма, - считает Буриев, и он знает, что говорит: немало времени и сил уделил поиску сведений о Наврузе в работах ученых прошлого. Материала по теме - солидное количество: радостную дату с древних времен отмечали в землях от Восточного Туркестана, на Средиземноморье, в Персии, в Индии.

По словам ученого, наиболее детально об истории и церемониях Навруза повествуют книги великого энциклопедиста X-XI веков Абу Рейхана Беруни "Памятники древних народов", "Законы счастья", "Ат-тафхим" и другие, - говорит Буриев. - Он указывает, что это земледельческий праздник, зародившийся еще до изобретения календаря, как день встречи весны, начала сезона работы в поле. Людям не нужна была определенная дата, они просто радовались, когда видели, как «с приходом Навруза земля пробуждается от зимнего сна. Дуют весенние ветры. Берега арыков одеваются ярко-зеленой молодой травой, на деревьях распускаются почки, ветки украшают лиловые цветы, источающие мускусный аромат.

Как пишет Беруни в труде "Ат-тафхим", древние иранцы называли первый день первого месяца года - фервердина - новым днем, Наврузом. Символично, что фервердину - месяцу, посвященному предкам, предшествовал спента-армайти, посвященный земле, ее плодородию. Календарь согдийцев практически совпадал с персидским, и тот же день они именовали поначалу Навсард. Праздник длился шесть дней, в течение которых шах поочередно принимал подданных, которые должны были включаться в торжества, начиная со знати и заканчивая простым людом. В последний день Навруз и становился воистину всенародным.

Праздник полагалось начинать со встречи восхода солнца. По примете, так можно было обеспечить себе счастье на ближайшие двенадцать месяцев. Затем съесть три ложки меда и отправиться на гулянья, где надо прыгать через костер, кататься на качелях и обрызгивать друг друга водой. Друзья обменивались посланиями с добрыми пожеланиями – "таркибанд" ("да будет так") или "хамрият" ("вакхическая песня"). И, конечно, всем селом выходили в поле для обряда первой борозды - "зяп", или, как его называли в Ферганской долине, "куш". Честь провести его поручалась самому уважаемому и старейшему члену общины.

В течение дня следовало пить заранее приготовленный компот из урюка. Обязательная традиция - дарить всем подарки, лучше всего - сладости, выпечку. Так люди выражали надежду на то, что год будет "сладким". Кстати, с этим связана история из хадиса, изложенная Беруни. В день Навруза пророку принесли серебряную чашу с халвой. На вопрос: "Что это такое?" - Мухаммеду ответили, что это угощение по случаю Навруза. "А что такое Навруз?" - осведомился пророк. Ему ответили, что это большой праздник. Съев халву, Мухаммед воскликнул: "О, если бы у нас каждый день был Навруз!"

Далее Беруни объясняет, почему праздник весны почитаем мусульманами: "Это день, который почитают ангелы (ибо в этот день они сотворены из огня) и пророки (ибо в этот день было создано солнце), и почитают его цари (ибо это первый день времени)".

"О корнях Навруза, - продолжает Аманулла Буриев, - немало интересных сведений можно почерпнуть из книги "Шахнаме" другого великого среднеазиатского автора - Абулькасыма Фирдоуси. В этот день многие столетия назад на престол вступил, по одной легенде, первый персидский царь - победитель демонов Каюмарс, по другой, более распространенной, - Джамшид. Его семисотлетнее правление описывается как золотой век для народов Востока. Есть версия, что тот же Джамшид в этот день увидел и призвал использовать сахарный тростник, о котором никто до той поры не знал. И подданные стали дарить его друг другу. По другой мифической истории - злой бог Ахриман уничтожил благодатные свойства пищи, и люди не могли насыться пищей. Затем Ахриман запретил дуть ветрам, и высохли все деревья. Мир оказался на грани уничтожения, но Джамшид поборол темные силы, причем именно в Навруз. И Фирдоуси пишет:

"Джамшида осыпав

алмазным дождем,

Назвали тот радостный

день новым днем".


Другая древняя легенда гласит: однажды царь Соломон, потеряв свой чудесный перстень, утратил власть. Когда через сорок дней пропажу вернули, земные правители и народы пришли поприветствовать Соломона со словами: "Навруз омад!" - "Новый день пришел!" На радостях царь решил облететь свои владения и приказал ветру нести его. Ласточка попросила его свернуть в сторону, чтобы не разрушить ее гнездо с яйцами, и тот исполнил просьбу. После возвращения царя ласточка в клюве принесла воды, побрызгала землю перед его троном и подарила ему ножку саранчи, которую Соломон милостиво принял. Поэтому сильные мира сего в этот день оказывают милость слабым и нуждающимся, принимают подарки и одаривают ими сами.

Описано в легендах и появление главного праздничного блюда -сумаляка. В одном случае многодетная мать за неимением ничего другого варит суп из трав и камешков, а он оказывается съедобным. И она называет его "ангельской водой" - сумаляком. В другой истории кушанье из отсыревшей и проросшей пшеницы придает сил жителям осажденного города на Джейхуне, и они обращают врагов в бегство. Причем варят его, по легенде, что именно они должны готовить блюдо. Эту традицию наш народ соблюдает по сей день.

Однако более близкой к действительности ученые считают другую версию возникновения сумаляка. Раньше кушанье это называлось саману и варили его из корней проросших трав. Чтобы организм получил нужные витаминами, люди интуитивно брали у природы полезное лекарство. Позже в него стали добавлять пшеницу, ячмень, камни.

Полноценным научным исследованием обо всех аспектах празднования "нового дня" можно считать "Наврузнаме" Омара Хайяма. Полезные сведения о происхождении и путях его распространения среди народов Востока можно найти в трактате "Сиясетнаме" ("Книга о политике") арабского историка XI века Низам-уль-мулька, "Фарснаме" ибн Балхи, "Бахр ал-асрор" ("Море тайн") ученого XVII века ибн Вали. Упоминали о нем и литераторы: в "Искандернаме" ("Книга об Искандере (Александре Македонском)" Низами Гянджеви, в "Стене Искандера" Алишера Навои и его поэзии говорится о том, самым значительным народным празднеством. Именно в это день, к примеру, герой "Искандернаме" прибывает к правительнице Барды царице Нушабе. Алишер Навои пожелал однажды: "Пусть каждый твой вечер, человек, будет благополучным, каждая ночь -счастливой, и каждый твой новый день будет Наврузом!"

"Обряды и прочее - только форма, а она может меняться, - считает Аманулла Буриев. - Но в памяти народной сохраняется его главная идея: человека нельзя оторвать от природы, он ее часть. И на протяжении тысячелетий это по-прежнему всенародный праздник. Пусть Навруз продолжит таковым оставаться и впредь, с каждым годом принося людям еще больше веселья и радости. В творческом наследии практически всех восточных лириков можно найти произведения, посвященные этим торжествам. Они относятся к отдельному жанру - "бахория". В них весна именуется "невестой" года, а Навруз - ее главным украшением.

Газета «Правда Востока», Ташкент
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Путин объявил Всемирный фестиваль молодежи открытым
02.03.2024 23:46
Россия – мигранты: лед тронулся?
29.01.2024 16:11
Конкурс "Интервидение" планируют провести в РФ в 2024 году
18.12.2023 12:08
Конференция 2023 по обмену опытом мэров городов морского Шелкового пути
27.11.2023 14:15
Непал – «жилище у подножья горы»
12.07.2023 12:59
Крымские татары обратились к Эрдогану
08.07.2023 18:55
В Минске открылась выставка живописи известного китайского художника Хань Юйчэня
08.04.2023 20:29
Кинофестиваль стран ШОС завершился в Мумбаи
01.02.2023 07:42
Фонд имени Фараби проведет в Тегеране «Дни российского кино»
23.12.2022 11:38
Си Цзиньпин ответил на письмо жителей Саудовской Аравии, изучающих китайский язык
08.12.2022 09:33
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.