Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
01:36Астана
00:06Тегеран
01:36Бишкек
01:06Дели
03:36Пекин
23:36Москва
00:36Исламабад
00:36Душанбе
00:36Ташкент
Наблюдатели:
22:36Минск
03:36Улан-Батор
00:06Кабул
Партнеры по диалогу:
00:06Манама
00:06Ереван
00:06Катманду
00:36Баку
22:36Каир
23:36Доха
23:36Эр-Рияд
23:36Эль-Кувейт
23:36Мале
23:36Абу-Даби
23:36Нейпьидо
22:36Анкара
02:36Пномпень
02:36Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

05.05.2024 21:56
Лавров заявил, что на Украине и Западе не с кем говорить об урегулировании
05.05.2024 18:15
На Украине сообщили о повреждении Славянской ТЭС
05.05.2024 18:06
Нетаньяху заявил, что Израиль не согласится на окончание операции против ХАМАС
05.05.2024 18:03
Под контроль российских войск взят населенный пункт Очеретино в ДНР
05.05.2024 17:59
Казанскую икону из ополчения Минина и Пожарского передали в храм Христа Спасителя
05.05.2024 08:12
Подпольщик Лебедев: ВС России поразили склад в районе Новой Баварии в Харькове
05.05.2024 08:07
ВКС РФ уничтожили две базы террористов в сирийской провинции Хомс
05.05.2024 07:43
СМИ: советник Байдена признал, что помощь США Украине не остановит Россию
05.05.2024 07:33
Путин и патриарх Кирилл обменялись пасхальными подарками
05.05.2024 07:30
МО РФ: истребители Су-30СМ не позволяют авиации ВСУ взлетать с аэродромов базирования
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
             
В Афганистане началась эпоха железных дорог
12.05.2010 10:00 Дмитрий Верхотуров

Афганистан в последние два-три года оказался в центре внимания железнодорожных компаний сопредельных стран, в первую очередь Ирана и Узбекистана, которые принялись за осуществление проектов на территории Афганистана. Становится ясно, что Афганистан вскоре расстанется со статусом страны, не имеющей железных дорог. Это поистине эпохальное событие, которое необходимо рассмотреть со всех сторон.

Проекты

История проектов строительства железных дорог в Афганистане насчитывает более 100 лет. Самый первый был предложен еще британцами. Сразу после того, как королева Виктория приняла титул императрицы Индии, в 1879 году британцы принялись строить железную дорогу на Кандагар. Дорогу к 1885 году достроили и пустили до Кветты, а дальше эмир Абдуррахман Хан, правивший Афганистаном, отказал британцам в проведении железной дороги. 

После этого вопрос о строительстве железных дорог в Афганистане не поднимался вплоть до конца 1960-х годов, когда крупный афганский предприниматель Гулам Сарвар Нашер обратился к правительству СССР с просьбой проложить железную дорогу Кундуз-Ширхан-Бандар на реке Пяндж. Советские представители отказали, несмотря на то, что афганский предприниматель соглашался оплатить все расходы.

В начале 1980-х годов, уже после начала войны, СССР построил небольшую ветку Термез-Хайратон, с мостом через Амударью, необходимую для ввоза военных грузов. Теперь это железнодорожные ворота Афганистана. Вторая совсем короткая ветка из Кушки, была построена для облегчения завоза грузов для строительства автодороги Кушка-Герат-Кандагар, которую СССР построил для Афганистана в рамках помощи.

В 1970-х годах при поддержке ООН прорабатывался проект автомобильной и железной дороги из Ирана в Пакистан. Трасса железной дороги по этому проекту из Мешхеда должна была пройти через Герат–Кандагар и Чаман, где она соединялась с пакистанской железнодорожной сетью. Шах Ирана предлагал помощь Афганистану в строительстве ответвлений на Кабул и на иранский Захедан и далее к иранским портам, что давало Афганистану выход к морю, минуя Пакистан. Несмотря на выгодность проекта, он не был даже начат. Последовавшая война перечеркнула все планы.

Новые стройки

К проектам железнодорожного строительства в Афганистане вернулись после разгрома талибов в 2001 году. Иран в числе первых начал реализацию железнодорожного проекта. В 2008 году была достроена железная дорога Хаф (Иран) - Герат (Афганистан). Ее строительство полностью финансировала иранская сторона, и основной экономический эффект рассчитывался в выводе грузов из Герата и западных провинций Афганистана на региональный и мировой рынки.

Однако этим интерес сопредельных стран к железнодорожной тематике не исчерпывался. В мае 2007 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил строительство дороги в Иран. По замыслу железная дорога должна проходить по маршруту Колхозабад–Нижний Пяндж (Таджикистан) – Кундуз–Мазари-Шариф–Герат (Афганистан) – Мешхед (Иран).

В конце 2008 года Германия предложила строительство железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф. При этом не особенно скрывалось, что эта ветка требуется для снабжения немецкого контингента, дислоцированного на севере Афганистана, поскольку Германия имела разрешение на наземный транзит через территорию России. Хорошую идею быстро подхватили в Узбекистане. «Узбекистон темир йуллари» оперативно получила займ Азиатского банка развития (АБР) и в феврале 2010 года приступил к строительству 75-километровой ветки от станции Хайратон до аэропорта Мазари-Шариф. Эта дорога будет достроена к концу 2010 года.

Афганское правительство считает, что в скором будущем железная дорога пойдет от Мазари-Шарифа на Герат, и даже выделило средства на выкуп домовладений и земель в полосе предполагаемого строительства.

Таким образом, уже к концу 2010 года Афганистан будет иметь две действующие железнодорожные ветки. Это немного, и до национальной сети дорог еще далеко, но все же начало положено.

Выигрывает в первую очередь Афганистан

Строительство железных дорог несет серьезные перемены. Они резко расширяют возможности развития экономических связей, экспорта товаров, импорта, развития промышленности.

В целом, как бы не складывалась ситуация и каким бы ни было соперничество между сопредельными странами за влияние на Афганистан, страна только выигрывает от железнодорожного строительства, кто бы его не вел. Железная дорога - это такой объект, который в кармане не унесешь, тогда как политические интересы меняются часто.

Вот, к примеру, внезапное пробуждение интереса Узбекистана к афганским железным дорогам. Поспешность, с которой Узбекистан принялся строить железную дорогу до Мазари-Шарифа, можно оценить только как стремление сохранить свое монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок в Афганистан. Долгое время Хайратон был единственной станцией, позволяющей осуществлять отгрузку крупных партий грузов. Дальше груз шел по железным дорогам Узбекистана, чем узбеки неоднократно пользовались. В силу своего монопольного положения они неоднократно останавливали афганские грузы. Не имея другого транспортного коридора, афганские грузоотправители не могли ничего предпринять в ответ.

При этом афганские бизнесмены возлагают надежды на строительство новой железнодорожной ветки, которое ведется узбекской стороной. «Ввод в эксплуатацию новой ветки железной дороги из Хайратона до центра Мазари-Шарифа разгрузит терминал в Хайратоне, - считает Дауд. – Поэтому надеемся, что с началом эксплуатации ситуация изменится».

Но вот с достройкой железной дороги до Герата сложилось положение, когда поток грузов, шедший через Узбекистан, может пойти через Иран. Руководство узбекской железнодорожной компании решило запрыгнуть в уходящий вагон путем строительства новой ветки.

Потому в ближайшее время можно ожидать роста афганской деловой активности, роста экспорта, и появления на полках магазинов целого ряда стран афганских товаров.

Иран также много выигрывает от строительства железных дорог. И не только на товарах. Судя по тому, что дорога Мешхед–Бафк, от которой идет ветка на Герат, имеет станции Санган, Сечахун, Чадормелоу и Парваде, которые приспособлены для обработки насыпных грузов горнорудной промышленности, Иран всерьез рассчитывает на разработку афганских месторождений полезных ископаемых и заблаговременно строит транспортную инфраструктуру. Развив сеть дорог на западе Афганистана, Иран получит доступ к дополнительным ресурсам полезных ископаемых, причем на эксклюзивных условиях.

От строительства железных дорог выигрывают даже Пакистан и Индия. Со временем пакистанское руководство осознает, что афганские железные дороги дадут ему простой и прямой доступ на европейский и центральноазиатский и российский рынки, минуя порты, перегруженный Суэцкий канал, с экономией на двух перевалках груза. После этого позиция Пакистана станет более дружелюбной и покладистой. Вслед за Пакистаном потянется и Индия, которой станет не нужен громоздкий и неудобный проект транспортного коридора «Север-Юг». То есть, среди соседей Афганистана нет ни одной страны, которой бы железные дороги в Афганистане были бы невыгодны или опасны. Напротив, перспективы расширения торговли и транзита грузов очень велики.

Единственная страна, которая потеряла от афганского железнодорожного строительства - это Россия. У нее были исключительные шансы на то, чтобы включить Афганистан в сеть дорог с колеей 1520 см, оснастить их российским подвижным составом и оборудованием, привязать к российской железнодорожной промышленности. Это в свою очередь направило бы грузопоток в северном направлении и в российские порты назначения. Но теперь эти возможности упущены. Железные дороги Афганистана будут преимущественно развиваться на колее 1435 см, а это диктует направление перевозок в ином направлении: запад - восток, с ключевой ролью Ирана, и в перспективе Пакистана. Афганистан переориентируется на иранскую железнодорожную технику.

Развитие железных дорог в Афганистане заставит в перспективе Таджикистан и Узбекистан постепенно либо строить, либо перешивать свои железные дороги на колею 1435 см. Это будет для них выгодно, и будет давать легкий и прямой доступ к иранским портам. Для экономики этих двух стран - редкая возможность. А если еще и Китай проложит через Центральную Азию магистраль с колеей 1435 см, то уже в середине XXI века такая колея будет доминировать в этих странах.

В общем, у железных дорог Афганистана большое будущее. Они окажут огромное влияние на экономическое и социальное развитие обширного региона, лежащего к северу, югу и западу от хребта Гиндукуш. Это влияние по мере развития сети афганских железных дорог будет только усиливаться. Может быть, в будущем также дойдет дело до проекта пересечения Гиндукуша железнодорожными тоннелями.

Источник: Афганистан.Ру

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Закрытый с февраля 2022 г. аэропорт Элисты с 3 мая откроется для полетов
26.04.2024 10:01
Севморпуть: перспективы для Белоруссии
24.04.2024 06:55
Правительство предоставит 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва - Петербург
08.04.2024 17:08
Путин считает, что мост на Сахалин нужен
03.04.2024 19:04
Путин дал старт началу строительства первой в России ВСМ из Москвы до Петербурга
14.03.2024 17:25
Первый после пандемии прямой рейс "Аэрофлота" из России прибыл во Вьетнам
01.02.2024 07:02
Мировой флот постарел на фоне спроса на перевозки российской нефти
08.01.2024 09:56
Девятнадцать авиарейсов отправили на запасные аэродромы из-за непогоды в Сочи
23.12.2023 18:18
Краснодарский аэропорт принял тестовый рейс
15.12.2023 14:30
Аэропорт Краснодара может возобновить работу после тестового рейса 15 декабря
13.12.2023 16:54
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.