Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
03:47Астана
02:17Тегеран
03:47Бишкек
03:17Дели
05:47Пекин
01:47Москва
02:47Исламабад
02:47Душанбе
02:47Ташкент
Наблюдатели:
00:47Минск
05:47Улан-Батор
02:17Кабул
Партнеры по диалогу:
02:17Манама
02:17Ереван
02:17Катманду
02:47Баку
00:47Каир
01:47Доха
01:47Эр-Рияд
01:47Эль-Кувейт
01:47Мале
01:47Абу-Даби
01:47Нейпьидо
00:47Анкара
04:47Пномпень
04:47Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.04.2024 21:51
Раиси усомнился, что "израильский режим" будет существовать в случае его удара по Ирану
23.04.2024 17:24
Шойгу назвал потери ВСУ с начала спецоперации
23.04.2024 17:20
МО РФ впервые сообщило об уничтожении ЗРК MIM-23 HAWK в зоне СВО
23.04.2024 11:06
Над Белгородской областью за ночь сбили четыре снаряда РСЗО "Ольха"
23.04.2024 11:00
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
23.04.2024 06:17
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
23.04.2024 06:10
Лидера партии "Возрождение" доставили на допрос в СБ Молдавии
23.04.2024 06:06
Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
23.04.2024 06:02
Гладков назвал число жертв обстрелов в Белгородской области с начала СВО
23.04.2024 05:55
КНДР провела первые комплексные тактические учения по нанесению ядерного контрудара
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
«Любовь» США к Центральной Азии до добра не доведет
17.09.2010 12:36 Амир Арынов, КирТАГ

В некоторых экспертных оценках о геополитическом значении Центральной Азии распространены два главных мифа. Первый – это заинтересованность США в военно-политической стабильности в регионе из-за богатых залежей стратегических энергоресурсов, на которые претендует американский бизнес. Второй – это бескорыстное стремление США победить международный терроризм, ради чего американские солдаты погибают в Афганистане, а экономика страны несет на себе бремя войны.

Стратегия США в Центральной Азии определилась не сразу, а трансформировалась на протяжении многих лет из одного понимания своих целей в более конкретные задачи. Несомненно, поворотным моментом стало начало военной антитеррористической операции «Несгибаемая свобода» в 2001 году в Афганистане. Еще в 2002 году госсекретарь США Колин Пауэлл, выступая перед членами комитета по международным отношениям палаты представителей американского конгресса, четко указал, что «США обретут такие долгосрочные интересы и военное присутствие в Центральной Азии, о каких мы ранее и не мечтали». Террористическая атака «Аль-Каеды» на США и дала такую возможность, чтобы начать новую геополитическую игру за Центральную Азию.

Истинными целями этой игры являются «выдавливание» из региона России, которую нельзя рассматривать серьезным мировым игроком без контроля ею Центральной Азии, и сдерживание амбиций Китая, рвущегося в Персидский залив. Как видно, интерес больше политический, чем экономический. На текущий исторический момент США особо не трогают экономическая составляющая в вопросе геополитического значения Центральной Азии, так как она никак не влияет на благополучие страны. В подтверждение сказанному можно привести в пример доклад американского института анализа внешней политики «Центральная Азия в стратегии и оперативном планировании США», подготовленный в 2004 году для госдепартамента США, где были описаны фундаментальные проблемы и сценарии закрепления США в регионе.

Так вот, согласно результатам исследования этого института запасы углеводородов Каспийского бассейна и прилегающих к нему территорий имеют определенную важность для мирового рынка энергетических ресурсов, однако не являются критическими и никак не влияют на переоценку значения Персидского залива, ведущая роль которого для США в вопросах энергетической безопасности непоколебима. Из этого следует, что для Вашингтона интерес к Центральной Азии находится не в экономической плоскости, а точнее каспийские углеводороды не являются главной целью политики американцев в регионе.

Начав войну в Афганистане, Вашингтон полностью осознавал, что активное его вмешательство в политические процессы региона приведут к дестабилизации обстановки и нарушению баланса геополитических сил. В статье французского офицера Винсена де Китспоттера «Большая игра в Центральной Азии», опубликованной в 2005 году, хорошо сформулирована эта мысль: «Стремление США к доминированию в Центральной Азии может привести к возникновению двух вызовов, имеющих отношение к местным политическим реалиям и региональной безопасности. Они могут привести к возникновению долгосрочных трений внутри региона и региональной геополитической нестабильности». Автор имел в виду такие вызовы, как одновременные заигрывания США с авторитарными режимами и политической оппозицией в республиках Центральной Азии, что способствует развитию дестабилизирующих процессов, а также сами амбиции США в регионе, которые провоцируют рост соперничества сверхдержав. В данном случае речь идет о самих США, России и Китае.

США не борются с международным терроризмом в Афганистане, они его используют для проникновения и закрепления в центрально-азиатском регионе, а также окончательного вывода России из игры и преграждения Китаю пути на Ближний Восток. Как это происходит на практике?

Во-первых, США абсолютно ничего не делают по уничтожению ресурсной почвы террористов – наркоторговли, которая за девять лет присутствия сил НАТО в Афганистане только процветает, а получаемая прибыль от нее направляется на финансирование боевиков, с которыми воюют коалиционные войска. Американцам необходимы стабильное производство афганского героина и его постоянный трафик на север, через республики Центральной Азии в Россию, где оседает большая его часть, и далее в Европу. Здесь решаются две важные задачи. Первая, долгосрочная, это деградация молодого поколения россиян при условии стабильного роста наркозависимых, а значит снижение жизнеспособности государства. Вторая задача заключается в финансовой поддержке распространения идей исламского радикализма и экстремизма в регионе, что должно способствовать обострению военно-политической обстановки и расширению зоны нестабильности. Это необходимо для поддержания угроз для Китая и России, которые будут вынуждены втянуться в конфликт в случае его переноса из Афганистана в Среднюю Азию, тем самым, отвлекая свои ресурсы от важнейших внутренних проблем. А России и Китаю необходима модернизация экономики, которая требует громаднейших затрат. Обе страны должны решить свои социальные вопросы и улучшить материальное благополучие населения. Чтобы не говорили про внушительные макроэкономические достижения Китая, это государство пока еще остается страной «бомжей».

Во-вторых, афганская проблема позволяет США активно взаимодействовать с соседними с Афганистаном странами, под предлогом создания диверсифицированной, а значит бесперебойной, инфраструктуры поставок снабжения для армий США и НАТО. В реальности же американцы стремятся закрепить политическое влияние и втягивают в конфликт все большее число стран, искусственно провоцируя новые угрозы нестабильности региону. К примеру, Вашингтон целенаправленно наращивает военное сотрудничество с Индией с целью придания ей роли запасной опорной базы для поставок, аналогичной той, какую сейчас выполняет Пакистан.

Можно предположить, как будут развиваться итак сложные дипломатические отношения Дели и Исламабада, если Вашингтон пересмотрит свой приоритет в пользу Индии при условии резкого ухудшения внутриполитической ситуации в Пакистане. Поверьте, американцев не интересует политическая стабильность в Пакистане, кроме как пакистанских ядерных объектов. Иначе Вашингтон уже пересмотрел бы свою политику с официальным Исламабадом и более внимательно относился бы к росту антиамериканских настроений в пакистанском обществе.

Возможный приход к власти радикальных исламистов в Пакистане не приведет к поражению американской политики в Афганистане. Наоборот только усилит политическое влияние США на регион, так как возникнет вдобавок еще и ядерная угроза. Это подтолкнет Индию к укреплению дипломатических и военных отношений больше с Вашингтоном, нежели с Пекином, с которым еще много нерешенных проблем, или же Москвой, у которой вообще не хватит ресурсов переломить ход событий. В этом случае США решают главнейшую задачу: они приобретают союзника в лице Индии, которой реально надо опасаться афганских и пакистанских талибов, и наносят ощутимый удар по национальной и экономической безопасности Китая. Не секрет, что уйгурские сепаратисты проходят подготовку в тех же самых лагерях боевиков в Пакистане и Афганистане, как и боевики Талибана, ИДУ и подобных им структур. А про энергетические проекты по прокладыванию нефтяных и газовых трубопроводов из Ирана в Китай вообще можно будет забыть.

В-третьих, изрядно раздражающая уже многих риторика США по поводу необходимости продвижения демократии и соблюдения прав и свобод граждан в центрально-азиатских республиках, несет в себе глубокий смысл в части расшатывания внутриполитической ситуации в странах региона с целью создания необходимых условий для прихода к власти исламистов, националистов, криминальных элементов, завязанных на торговле наркотиками и оружием.

Никто не против жить в правовом гражданском обществе, где люди реально осознают свою защищенность от произвола. Однако необходимо четко понимать, на какую почву и для чего США насаживают свои идеи. Демократия накладывает на каждого члена общества большую гражданскую ответственность за свои поступки, требует от гражданина высокой социальной, политической, правовой и нравственной культуры.

Условия же, в которых навязываются республикам Центральной Азии демократические модели социально-политического устройства общества и государства, характеризуются высокой степенью маргинализации и криминализации общества, упадком образовательного уровня, социальной необустроенностью, коррумпированностью и всеобщим невежеством. Это благоприятная почва для распространения идей экстремистского толка, в том числе националистического и религиозного. Яркий пример радикализации общества и упадка государства от этого – Киргизия. И точно также будет в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, если США целенаправленно возьмутся за смену политических режимов в этих государствах, как это уже дважды произошло в Киргизии.

Следует заметить, что в сложившейся ситуации не стоит винить США, так как не они сделали общества этих стран такими. Американцы только умело манипулируют проблемами для решения своих геополитических задач, которые сводятся к созданию одного большого очага нестабильности. Как говорил Збигнев Бжезинский, Центральная Азия – это «Евразийские Балканы».

Можно смоделировать возможный сценарий дальнейших событий в регионе.

Первой задачей для США является окончательно «оторвать» Центральную Азию от какого-либо влияния Москвы. Пожалуй, русские диаспоры, трудовые мигранты и руководители республик Центральной Азии, традиционно учитывающие мнение России, остаются той связью, которая пока позволяет Москве как-то влиять на процессы в Центральной Азии. В этой связи США, вероятно, будут негласно поощрять национализм среди коренных наций региона по отношению к другим этносам. Здесь важным условием является смена политических элит в республиках на молодых и националистически настроенных, как это было, к примеру, в Грузии. Американцам не нужны русские в Центральной Азии, так как несмотря на утрату ими политического влияния в странах проживания, их культурное влияние на общество остается очень высоким. Пока киргизы, узбеки или казахи будут уметь разговаривать на русском языке, учиться в РФ или ездить туда работать, Россия будет всегда на горизонте.

Реакция Москвы на возможный массовый исход русских из Центральной Азии вполне очевиден: ужесточение миграционной политики, депортация на родину трудовых мигрантов, как это уже было в отношениях с Грузией. Последствия возвращения огромного числа трудоспособных граждан тоже предельно ясны – рост конфликтного потенциала в обществе и радикализация (в частности, исламизация) из-за нехватки работы и других социальных проблем.

Абсолютно все руководители республик Центральной Азии в глазах США выглядят постсоветскими диктаторами. Приведу только пару небольших выдержек из вышеупомянутого доклада института анализа внешней политики: «Соединенным Штатам следует поддерживать усилия народа, направленные на защиту прав человека и других вопросов, которые могут соответствовать общественному мнению и которые в свое время могут создать основу для сплочения политических движений, способных действовать как реальная оппозиция правящему режиму в государствах, подобных Узбекистану», «Президент Нурсултан Назарбаев и его окружение остаются реальной помехой для изменений», «Рассмотреть варианты своевременного реагирования, если представится соответствующая возможность в Туркменистане… Соединенным Штатам следует начать изучение мер реагирования сейчас, так как беспорядок вокруг депортации туркменского тирана может создать возможность для нежелательного развития ситуации, подобной восхождению нового диктатора или непрошенного вмешательства Тегерана или Москвы».

Из этого явно видно, что США будут добиваться смены политических элит в республиках Центральной Азии на западноориентированные, которые не будут воспринимать Россию, как старые элиты, сформировавшиеся еще в советскую эпоху.

Второй задачей для Вашингтона не допустить каких-либо жизнеспособных интеграционных инициатив и процессов внутри Центральной Азии. Главное условие успеха США в регионе поддерживать разногласия между республиками практически по всем вопросам, начиная от использования водных ресурсов, и заканчивая территориальными претензиями или этническими разногласиями. Условий для этого очень много. Это проблемы во взаимоотношениях Узбекистана и Таджикистана по поводу строительства Рогунской ГЭС. Эмоциональные претензии Киргизии к Казахстану по поводу закрытия границы после апрельских событий в Киргизии, реакция самого Бишкека на это – перекрытие воды на юг Казахстана. Скандал с Таджикистаном по поводу участия его граждан в этнических погромах в июне на юге Киргизии. Систематические пограничные стычки на казахстанско-узбекской границе. Конкуренция Казахстана и Узбекистана за статус регионального лидера.

Но в любом случае, чтобы ни делали США в Центральной Азии, все зависит от людей, живущих в ней, от их мудрости, толерантности и способности объективно воспринимать реальность, а не поддаваться на провокации.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Новые власти Северной Ирландии допустили референдум о выходе из Британии
04.02.2024 21:11
Президент Чили призвал реформировать ООН после вето США на резолюцию по Газе
10.12.2023 08:46
Мадуро объявил спорную территорию 24-м штатом Венесуэлы
06.12.2023 07:02
В итоговой декларации саммита АТЭС не упомянули Украину и Ближний Восток
18.11.2023 08:15
В Госдуму внесли проект о возвращении перехода на летнее время
21.06.2023 13:21
Суд ЕС признал польскую судебную реформу нарушающей европейское право
05.06.2023 20:49
Бастрыкин предложил странам Востока создать альтернативу МУС и ЕСПЧ
11.05.2023 21:03
"Справедливая Россия" настаивает на введении смертной казни, заявил Миронов
20.03.2023 08:29
Какую свободу принесла «Иракская свобода»
19.03.2023 18:58
Проблем с мигрантами меньше не становится
20.02.2023 17:41
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.