|
|
Нефтегазовый вектор сотрудничества России и Узбекистана |
08.10.2010 12:12 |
Владимир Парамонов, Олег Столповский, Алексей Строков (Узбекистан) |
|
Благодаря наличию крупных месторождений природного газа и развитой трубопроводной инфраструктуры Узбекистан еще в советский период времени тесно взаимодействовал с Россией в рамках единого нефтегазового комплекса, обеспечивая поставки "голубого топлива" в промышленные центры на Урале и европейской части СССР. Кроме того, через территорию республики осуществлялась большая часть транзита туркменского газа. После распада Советского Союза нефтегазовая отраслевая кооперация между Россией и Узбекистаном претерпела серьезные изменения. В данном взаимодействии четко прослеживаются как период спада, так и период подъема, для которых характерны и свои масштабы, и свои формы сотрудничества.
На 1990-е годы пришелся спад российско-узбекского нефтегазового сотрудничества. С одной стороны, резко сократились объемы поставок из Узбекистана в Россию природного газа. С другой стороны, по мере роста собственной нефтедобычи Узбекистан также существенно снизил объемы экспорта российской нефти и нефтепродуктов. Столь масштабное и резкое ослабление отраслевой кооперации в основном было связано с общим кризисом в России и в российско-узбекских экономических отношениях, а также отсутствием новой договорно-правовой базы нефтегазового сотрудничества.
После прихода к власти в России Владимира Путина и его команды, а также в результате подписания в 2002 году стратегического соглашения между "Газпромом" и "Узбекнефтегазом" российско-узбекское нефтегазовое взаимодействие вступило в период подъема. 2004 год стал отправной точкой для начала проектно-инвестиционной деятельности в Узбекистане крупнейших российских нефтегазовых компаний – "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа". Причем характерно, что по сравнению с компаниями других стран российский энергетический бизнес в сжатые сроки добился лидирующих позиций в нефтегазовой отрасли Узбекистана.
Поскольку республика располагает крупными месторождениями природного газа и, соответственно, потенциально высокими экспортными возможностями, освоение узбекских газовых месторождений является предметом особого интереса России в республике. При этом масштабы российского экономического присутствия в нефтегазовой отрасли представляются значительными, имеют высокую динамику роста и стратегические перспективы. Однако данное сотрудничество нацелено главным образом на наращивание объемов добычи, первичной переработки и экспорта углеводородов на внешние рынки, а в этой связи практически не касается вопросов глубокой переработки углеводородного сырья. Как представляется, подобный формат не способствует формированию устойчивой основы комплексного и полноценного экономического взаимодействия между Москвой и Ташкентом.
Советский период
В бытность СССР взаимодействие между Россией (РСФСР) и Узбекистаном (УзССР) в нефтегазовой отрасли касалось в основном поставок газа с узбекских месторождений, координации действий по обеспечению функционирования единой газотранспортной системы, а также поставок нефти и нефтепродуктов в республику. В частности, с введением в начале 1960-х годов в разработку крупного месторождения "Газли" Узбекская ССР стала поставщиком природного газа на промышленные объекты Урала и в европейскую часть Советского Союза. Для транспортировки "голубого топлива" был построен магистральный газопровод "Бухара – Урал". С открытием же новых месторождений в юго-западных районах Узбекистана они стали дополнительной ресурсной базой для газопровода "Средняя Азия – Центр".
В 1990 году из примерно 46 млрд кубических метров газа, добытых в республике, в РСФСР было поставлено около 10,8 млрд кубических метров. Кроме того, Узбекистан, также как и Казахстан, обеспечивал транзит через свою территорию природного газа, добываемого в Туркменской ССР. В 1990 году через УзССР по магистральному газопроводу "Средняя Азия – Центр" было прокачано более 54 млрд кубических метров туркменского газа.
На этом фоне нефтяной аспект сотрудничества был выражен не так ярко. Хотя в бывшем СССР Узбекистан и входил в число нефтедобывающих республик, объемы добычи нефти (около 4 млн тонн в 1990 году) не покрывали его потребностей, что определяло необходимость дополнительных поставок извне. В советское время УзССР была потребителем российской нефти, в основном с западносибирских месторождений, которая поступала в республику для переработки на Ферганском и Алтыарыкском заводах по нефтепроводу "Омск – Павлодар – Шымкент", а также по железной дороге через Казахстан. Так, в 1990 году Узбекистан получил из России порядка 6,5 млн тонн нефти.
Постсоветский период
После распада Советского Союза нефтегазовая отраслевая кооперация между Россией и Узбекистаном заметно ослабла. В данном взаимодействии четко прослеживаются как период резкого спада, так и период подъема, для которых характерны свои масштабы и формы сотрудничества.
Поставки газа. В период спада российско-узбекского нефтегазового сотрудничества, который пришелся на 1990-е годы – начало ХХI века, поставки природного газа из Узбекистана в Россию значительно сократились. До 2003 года объемы узбекского "голубого топлива", экспортируемого в российском направлении, в среднем были на уровне чуть больше 1 млрд. кубических метров в год. Основным поставщиком газа тогда была частная Международная группа компаний (МГК) "ИТЕРА", работавшая в тесном сотрудничестве с концерном "Газпром". В частности, в период 1996–2003 годов "ИТЕРА" экспортировала из Узбекистана в общей сложности лишь 8,9 млрд кубических метров узбекского газа.
Столь значительное снижение объемов поставок газа в основном было связано с общим ослаблением российско-узбекских экономических связей, а также отсутствием между двумя странами соответствующей договорно-правовой базы нефтегазового сотрудничества. Тем более что в результате дезинтеграции СССР большинство промышленных предприятий уральского региона РФ (основных потребителей узбекского газа) прекратило или значительно свернуло свою деятельность. В свою очередь, Узбекистан стал увеличивать внутреннее потребление газа в соответствии с национальной программой газификации населенных пунктов.
После того, как в декабре 2002 года ОАО "Газпром" и Национальная холдинговая компания "Узбекнефтегаз" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое, в частности, предусматривало долгосрочные закупки узбекского газа на период 2003–2012 годов, ситуация с поставками "голубого топлива" в Россию стала меняться. Реальный прорыв в данном вопросе пришелся на 2004 год, когда "Газпром" непосредственно занялся всеми вопросами закупки и транспортировки узбекского газа. И если в 2003 году, когда газ в Узбекистане закупала "ИТЕРА", его объемы составили всего лишь 1,3 млрд. кубических метров, то в 2004 году "Газпром" экспортировал из Узбекистана уже 7 млрд, в 2005 году – 8 млрд, в 2006 году – 9 млрд, в 2007 году – 10,5 млрд, в 2008 году – 13,8 млрд, в 2009 году – 15,4 млрд. Причем если ранее узбекский газ закупался по специально устанавливаемым в ежегодных контрактах достаточно невысоким ценам, то с 1 января 2009 года поставки стали осуществляться уже по формуле ценообразования, базирующейся на среднеевропейских ценах на газ, что позитивно сказалось на повышении уровня двустороннего взаимодействия.
Транзит газа. После распада СССР и до 2003 года включительно транзит туркменского газа в Россию/российском направлении через территорию Узбекистана резко снизился (в частности, в 2003 году его объемы составили всего лишь 5,2 млрд кубических метров – то есть, на порядок меньше объемов 1990 года). К тому же сами поставки осуществлялись не систематически, что во многом обуславливалось непростым характером нефтегазового сотрудничества между Москвой и Ашхабадом. Были моменты, когда туркменский газ вообще не поставлялся (например, это наблюдалось в течение 1997–1999 годов).
После того, как российско-туркменские отношения нормализовались, объемы поставок туркменского газа в российском направлении и, соответственно, прокачки через территорию Узбекистана начали постепенно расти. Не менее важно и то, что поставки туркменского "голубого топлива" стали осуществляться на регулярной основе. В феврале 2005 года между "Газпромом" и компанией "Узтрансгаз" (субхолдинг "Узбекнефтегаза") было подписано среднесрочное соглашение на транспортировку в период 2006–2010 годов природного газа из Туркменистана через территорию Узбекистана. В 2008 году через Узбекистан было прокачено около 47 млрд кубических метров природного газа, однако в 2009 году объемы транзита заметно снизились из-за возникших между Москвой и Ашхабадом разногласий по вопросу объемов и цены на газ в условиях резкого снижения потребностей на него у европейских потребителей.
Поставки нефти и нефтепродуктов. В постсоветский период объемы поставок нефти в Узбекистан из России значительно уменьшились. Во многом это объясняется тем, что сразу же после распада Советского Союза Узбекистан взял курс на достижение нефтяной независимости. По мере роста добычи "черного золота" непосредственно в республике пропорционально снижались объемы завоза нефти из-за рубежа, в первую очередь из России. С 1997 года, когда объемы добываемой нефти достигли уровня 8 млн тонн в год, Узбекистан вообще официально прекратил импортировать нефть.
Однако по ряду причин, в том числе технического характера, с начала первого десятилетия нынешнего века объемы нефтедобычи в республике стали снижаться, в то время как потребление только росло. В 2005 году эта тенденция проявилась максимально ярко, поскольку объемы добычи нефти в Узбекистане упали. В результате начиная примерно с 2006 года Узбекистан был вынужден возобновить поставки некоторого количества нефти и нефтепродуктов из России и Казахстана. В настоящее время поставки нефти в республику на коммерческой основе осуществляет российская компания "ЛУКОЙЛ" с месторождения "Кумколь" в Кызылординской области Казахстана, в разработке которого сама и принимает участие.
Новые направления сотрудничества. После подписания крупнейшими компаниями России и Узбекистана – "Газпромом" и "Узбекнефтегазом" - в 2002 году соглашения о стратегическом сотрудничестве взаимодействие между двумя странами в нефтегазовой сфере вышло на новый уровень. Наряду с достигнутыми договоренностями о долгосрочных закупках узбекского газа, российская сторона получала право на участие в различного рода проектах на территории Узбекистана, в частности по разработке месторождений и развитию газотранспортной инфраструктуры республики.
С 2004 года в Узбекистане непосредственно начинается проектно-инвестиционная деятельность "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа". "Газпром" занялся освоением старых (открытых еще в советское время) и разведкой новых месторождений на Устюртском плато, а "ЛУКОЙЛ" – разведкой и освоением новых месторождений в Бухаро-Хивинском регионе и в узбекской части Аральского моря. Кроме указанных концернов, в Узбекистане в настоящее время также активно работает ряд российских фирм-субподрядчиков, участвующих в различного рода вспомогательных проектах.
С учетом того, что Узбекистан располагает крупными месторождениями природного газа и, соответственно, значительным экспортным потенциалом, освоение узбекских газовых месторождений является предметом особого интереса России и российского бизнеса в республике. Причем масштабы российского присутствия в узбекской нефтегазовой отрасли представляются значительными, имеют высокую динамику роста и стратегические перспективы. Если в 1990-х годах российские капиталовложения в нефтегазовой отрасли Узбекистана практически отсутствовали, то по состоянию на начало 2010 года они оценочно составляют более $1,25 млрд. В 2010 году только "ЛУКОЙЛ" планирует инвестировать в разработку месторождений на территории республики более $470 млн. Общий же объем инвестиций, которые российская сторона намерена вложить в нефтегазовую отрасль Узбекистана в ближайшие годы (до 2012 года), предположительно может составить от $4,7 до $6,2 млрд. Данные средства планируется направить в проекты по геологоразведке и освоению новых нефтегазовых месторождений, а также в модернизацию трубопроводной инфраструктуры.
* * *
В целом по сравнению с другими иностранными компаниями и государствами, присутствующими в Узбекистане, Россия и российские нефтегазовые корпорации пока все еще сохраняют значительные преимущества, что, однако, вовсе не гарантирует высокую вероятность их сохранения в будущем.
С одной стороны, российские компании в Узбекистане пока не участвуют в проектах по глубокой переработке углеводородного сырья, делая основную ставку на геологоразведку, добычу и транспортировку газа. Однако это идет вразрез со стратегическими целями экономического развития Узбекистана, который акцентирует основное внимание на инновационно-промышленном векторе, в том числе в плане глубокой переработки углеводородов с получением продуктов газо- и нефтехимии с высокой нормой добавочной стоимости.
С другой стороны, учитывая некоторую ограниченность как технологических, так и финансовых возможностей российского энергетического бизнеса, Узбекистан в последние годы прилагает активные усилия по привлечению в свою нефтегазовую отрасль компаний из азиатских стран – Китая, Малайзии, Кореи, Сингапура, Японии, которые обладают и современными технологиями, и значительными финансовыми ресурсами. Более того, определенную роль играет и тот фактор, что российская монополия на обеспечение газового экспорта из региона уже разрушена. И хотя сам Узбекистан не строит грандиозных планов по диверсификации маршрутов газового экспорта, тем не менее в республике уже рассматриваются варианты экспорта незначительной части добываемого газа в китайском направлении.
В итоге представляется, что до тех пор, пока нефтегазовое сотрудничество России с Узбекистаном осуществляется по "сырьевому сценарию", оно не будет способствовать развитию комплексного и полноценного экономического взаимодействия между Москвой и Ташкентом, региональной экономической интеграции, а также вносить какой-либо принципиально важный вклад в укрепление двусторонних и многосторонних отношений в сферах институционального строительства, политики и безопасности.
Источник: Фонд стратегической культуры
|
|
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального
|
Оставить комментарий