Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
20:10Астана
18:40Тегеран
17:10Минск
20:10Бишкек
19:40Дели
22:10Пекин
18:10Москва
19:10Исламабад
19:10Душанбе
19:10Ташкент
Наблюдатели:
22:10Улан-Батор
18:40Кабул
Партнеры по диалогу:
18:40Манама
18:40Ереван
18:40Катманду
19:10Баку
17:10Каир
18:10Доха
18:10Эр-Рияд
18:10Эль-Кувейт
18:10Мале
18:10Абу-Даби
18:10Нейпьидо
17:10Анкара
21:10Пномпень
21:10Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

22.11.2024 16:24
Российские войска освободили Новодмитровку в ДНР
22.11.2024 16:21
Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет снят досрочно
22.11.2024 12:52
AFP анонсировало экстренное заседание Совета Украина - НАТО
22.11.2024 09:43
Глава Минобороны ФРГ отказался бороться за пост канцлера, поддержал Шольца
22.11.2024 08:16
Силы ПВО за ночь уничтожили 23 БПЛА над тремя регионами РФ
22.11.2024 07:08
Об участии ШОС в Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции "Пекин+ 30"
22.11.2024 07:03
Подполье сообщило о "прилете" по военному полигону в Сумской области
22.11.2024 06:59
США заранее получили от РФ информацию о запуске ракеты "Орешник"
22.11.2024 06:54
Ким Чен Ын заявил об опасности термоядерной войны с США
21.11.2024 21:28
Ответ РФ на удары вглубь России и новая ракета. Что сказал Путин в видеообращении
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
За гранью десятилетия ШОС: новая эпоха, которой нужна новая политика
23.12.2011 12:50 Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости – специально для ИнфоШОС

Худшая услуга, которую можно оказать жителям стран-членов ШОС сегодня – это засыпать организацию похвалами по поводу ее юбилея и надеяться, что инерции достигнутых ею успехов хватит еще на сколько-то лет. Не хватит. Инерция, наоборот, сведет на нет все прежние достижения строителей ШОС и может сделать организацию в лучшем случае пустой декорацией.

Пример у нас перед глазами: «большая восьмерка». Это именно что декорация, поскольку решение ключевых вопросов – в основном в сфере финансов, но это ограничение не навечно – переместилось в «расширенную восьмерку», то есть «группу двадцати». «Восьмерка» же продолжает свои встречи на высшем уровне и… активно ищет себе работу. Прежнего престижного клуба основных мировых держав больше нет. Если с этого года она прекратит встречаться, никто и не заметит.

Да, такое может произойти и с ШОС, по той простой причине, что то, что было хорошо вчера, сегодня уже недостаточно.

Характер угроз

Осенью 2011 года мне пришлось участвовать в ситуационном анализе, который проводила группа российских специалистов по Центральной Азии. Выводы их легли в основу документов, подготовленных заказчиком – одним из российских «мозговых трестов», поэтому я не имею возможности подробно описывать ход заседания или цитировать выступления его участников. Могу дать лишь самую общую картину результатов.

Вопрос ставился так: в чем главная для России угроза на центральноазиатском направлении в надвигающейся новой ситуации, когда войска США и НАТО в 2014-м году (возможно, позже или раньше) в основном покинут Афганистан, и к власти там могут – в худшем случае – прийти талибы?

Сам список ответов был в принципе понятен – вооруженные вылазки талибов через северную границу Афганистана, еще более интенсивный поток наркотиков через казахстанскую и российскую территорию, и многое другое. Однако от участников встречи требовалось обозначить именно «главную» угрозу (и средства борьбы с таковой), расставив прочие по ранжиру. Можно было ожидать разноголосицу и споры.

Однако споров не получилось. Вывод специалистов оказался по-своему удивительным, да еще и единогласным. Главной угрозой российским интересам они назвали идущую деградацию и «джихадизацию» населения определенных территорий стран Центральной Азии. По сути – превращение всего региона, от индийских до российских границ, в один большой талибанистан. А все прочие угрозы оказывались в таком случае уже производными от этой, главной. Это и ползучий захват власти сначала на местах, а потом и в столицах, и наркотики, и многое другое.

Причем при таком подходе становится очевидно, что военные средства отражения угроз не годятся. Одно дело – найти и обезвредить банду чужаков, которая не пользуется всеобщей поддержкой местного населения, и другое дело – когда никакой банды не нужно, когда без всяких талибов определенные территории (Ферганская долина, юг Киргизии, отдельные районы Таджикистана) оказываются неотличимы по убеждениям и привычкам населения от известных зон афгано-пакистанской границы.

А, по оценкам специалистов, именно это и происходит. Заканчивается ресурс былого советского культурного влияния, которое создало в Центральной Азии светские общества и политические системы, русскоговорящую образовательную и научную элиту. На смену этой элите идут вовсе не прозападные силы, а вот именно что - местная версия талибов. Это медленный процесс, зато неуклонный. Возникновение вакуума власти в Афганистане, с перспективой прихода талибского правительства (в той или иной форме) может ускорить уже и без того идущий процесс, но не более того.

Ситуация изменилась

Сейчас, бросая взгляд на десятилетнюю историю ШОС, понимаешь, что организации несказанно повезло. У всех стран, имеющих отношение к центральноазиатским делам (а это и есть члены ШОС плюс наблюдатели), было в этот период два сплачивающих фактора. Это, прежде всего, необходимость выстроить с нуля систему международных отношений в районе бывшей советско-китайской границы. То есть, как минимум иметь постоянный переговорный механизм для решения всех вопросов в этой сфере. Кроме того, стран-основателей ШОС сплачивала общая угроза – джихадизм талибского Афганистана.

Дальше, на стадии формирования ШОС как организации, произошла неожиданность – оккупация Афганистана войсками США и НАТО. Но эта неожиданность не изменила ситуацию принципиально. Она означала, по сути, то же самое – границы, за которой был Афганистан, пусть с несколько иными проблемами, чем раньше.

Можно, конечно, сказать и так: внешний противник поменялся, но в любом случае надо было провести перед этим противником линию, за которую ему не рекомендовалось переступать. Другое дело, что не было никакой необходимости для администрации Джорджа Буша оказываться в положении такого «противника». Это была попросту ошибка – пытаться совместить две несовместимые политики: войну внутри Афганистана и курс на замену правительств в странах Центральной Азии на более проамериканские. В результате у США провалились обе политики.

Но в любом случае первые десять лет существования ШОС прошли успешно благодаря тому, что талибская угроза была нейтрализована – временно, как мы сейчас видим, иностранным военным присутствием в Афганистане. Это историческое везение. Которое скоро кончится.

Сейчас в экспертном сообществе идет борьба мнений насчет того, действительно ли США «уходят» из Афганистана, или это какой-то сложный маневр, а на самом деле (иначе зачем идет подготовка к сооружению в регионе американских военных баз) «американцы не уходят никогда и ни откуда».

Я бы заметил, что, во-первых, очень даже уходят. Достаточно одного примера – война в Индокитае, с громадными американскими военными базами в Таиланде и на Филиппинах, не говоря о Южном Вьетнаме. Уход оттуда – очевидный акт, пусть он растянулся на полтора десятилетия.

Во-вторых, если исходить из того, что администрация демократов в США сохранится (или из того, что республиканцы в случае своей победы на выборах 2012 года не будут менять курс), то постепенный американский уход из всего «Большого Ближнего Востока» будет происходить. Хотя бы потому, что не зря администрация Обамы концентрирует свои усилия совсем в другом регионе – в Восточной Азии, в каком-то смысле возвращаясь к ситуации времен войны в Индокитае. Политика «сдерживания» единственного серьезного глобального конкурента США – то есть Китая – не будем говорить «хороша» или «плоха», но логична.

Осталось увидеть, будет ли та же политика проводиться на северо-западных границах Китая, то есть в зоне ШОС. Пока кажется, что на нее у США не хватит ресурсов. Итак, с наметившимся уходом США – и Запада в целом – из Центральной Азии и Большого Ближнего Востока в целом для стран ШОС сложилась принципиально новая ситуация. Наихудший ее аспект, повторим, заключается в ползучей «талибанизации» населения региона. А когда возникает новая ситуация, требуется новая политика.

Что такое «общее пространство»?

В 90-х годах родилась, а в начале 2000-х годов активно продвигалась российская концепция, объяснявшая, каких отношений Россия добивается с Евросоюзом. Концепция была сформулирована очень удачно и предполагала не интеграцию с ЕС (таковая была невозможна задолго до нынешних потрясений, грозящих развалом ЕС), а создание «общих пространств» европейских стран и России.

Их должно было быть три. Общее пространство безопасности, экономики и – в гуманитарной сфере. Строго говоря, и сейчас Москва в своих отношениях с ЕС подобную конструкцию выстраивает, независимо от того, какими словами это обозначает.

Подчеркнем: в отличие от регламентированного массой инструкций существования стран ЕС, в котором все чаще на повестку дня выходит создание каких-то наднациональных (прежде всего финансовых) структур, Россия предполагает сохранять максимальную самостоятельность в отношениях с ЕС. «Общие пространства» означают что угодно, только не подчинение Москвы Евросоюзу (и, понятно, не наоборот).

Можно ли считать, что «проект ШОС» означает создание «общих пространств» для всех его участников?

Ответ на этот вопрос очень сложен. Вообще-то движение в эту сторону идет. Прежде всего, в области безопасности, и до сего дня такое «пространство» можно считать главной заслугой ШОС перед ее народами. Другое дело, что выше уже сказано – не всякую безопасность можно обеспечить военным путем.

Экономическое «единое пространство» в рамках ШОС тоже для ее участников формируется, очень постепенно, с боями и плохо маскируемыми конкурентными схватками. Здесь можно выделить два клубка противоречий. Первый - это малозаметное, но нарастающее соперничество двух ключевых держав ШОС, России и Китая. Видимо, предстоит внести в этот вопрос ясность: что за феномен мы имеем? Это - иллюзии определенной части российского чиновничества, или реальное столкновение интересов, например, по контрактованию туркменского или казахстанского газа? Наконец, как научить две наши страны (партнеров в ШОС) не конкурировать, а создавать совместные проекты как в этом регионе, так и в других?

Второй же клубок экономических проблем внутри ШОС – наследие начала 90-х годов, когда администраторам, плохо знакомым с экономикой и историей мировых кризисов, казалось, что ответ на трудности – экономическая автаркия и закрытость. И до сих пор даже не соперничество, а бессмысленная нелюбовь стран Центральной Азии друг к другу создает проблемы буквально всем в ШОС.

Однако до сего дня сохранялось третье, общее гуманитарное пространство в ШОС. Его не создавали, оно было. Оно пронизывало общества стран Центральной Азии сверху донизу, за исключением совсем неразвитых окраин. Все знали русский язык, все учились в средних или хотя бы начальных школах, по сути базировавшихся на советской образовательной системе. С теми или иными ограничениями (а они были и в советское время), но существовало единое пространство для кино, литературы, музыки. А, кстати, и в медицине – что совсем не пустяк. Никто уже и не замечал этого единства, оно казалось само собой разумеющимся.

Хотел бы предположить, что именно здесь следовало бы концентрировать ключевые усилия ШОС. В том числе и потому, что меры в области безопасности региона уже создали систему, которая подержится еще какое-то время в ожидании того, когда подтянется гуманитарная сфера. И потому, что успех экономического сотрудничества в наши дни все отчетливее строится на гуманитарном единстве самых разных государств.

Но здесь возникает множество новых и необычных проблем.

Общее гуманитарное пространство – это что?

Известно, что если нужны отчеты, то опытная бюрократия может представить их сколько угодно. В том числе по гуманитарному направлению работы в рамках ШОС. Есть встречи министров культуры и образования ШОС, по их итогам принимаются достойно выглядящие программы. Есть виртуальный (пока) Университет ШОС, который неизменно идет первой строкой среди достижений организации в этой области. Кстати, эти мои заметки, с их критическим настроем, в немалой части – следствие разговоров с людьми, непосредственно занимающимися именно вопросами Университета ШОС. Потому что начало какой-то практической деятельности часто ведет к выявлению старых, дремавших проблем вдобавок к новым.

Тут возникает множество вопросов довольно сложного свойства. Думаю, начало серьезной работы в этой сфере состоит в том, чтобы просто перечислить эти вопросы.

Китай: как выглядит его роль в «гуманитарном строительстве» ШОС? Это совсем не такой простой вопрос, как можно подумать. Россиянам может показаться, что ключевая цель нашей гуманитарной политики в Центральной Азии – это просто восстановление, возрождение того, чем эта сфера была в советское время, минус коммунистическая идеология. Но «китайская компонента» в ШОС быстро излечивает от этого рефлекса.

Можно считать пройденным этап нерационального национализма, когда каждая из стран бывшего СССР в той или иной мере пыталась изгнать советское (русское) культурное влияние, создавая вместо этого новую национальную культуру, проводя своего рода деколонизацию. Сегодня уже нетрудно различить, что одно другому не мешает, так же как для бывших членов Британской империи английский язык – это не язык угнетателей, а окно в мир, к просвещению, профессиональным возможностям. Здесь наиболее разумный пример – это образовательная политика в Казахстане, где поощряется и упомянутый английский, и русский, и любые другие языки.

Но китайский – это интересное и несколько иное явление. Для начала, нет сомнений, что если русская культура – «своя» и привычная для Центральной Азии, то китайская – нечто абсолютно новое и «иностранное».

А одновременно это язык и культура завтрашнего дня, они принадлежат второй, а завтра – первой экономике мира. Всего сейчас китайский язык учит в мире до 100 миллионов человек, причем, не из любопытства, а по вполне практическим соображениям. Но как в итоге должен выглядеть «китайский компонент» в гуманитарном пространстве ШОС, не считая того, что, наряду с русским, китайский язык – рабочий язык организации? (Не говоря о том, что с неизбежным вступлением в ШОС Индии и Пакистана в «обойме» появится и английский, но тут речь идет всего лишь о работе бюрократии организации.)

Не наметится ли здесь некоего соперничества между русским и китайским компонентами этого культурного пространства? Если так, кто в нем выиграет? В общем, нетрудно понять, что по этому вопросу – который всерьез еще не обсуждался в рамках ШОС, не считая нескольких экспертных встре, настоящий разговор еще предстоит. А пока что каждая страна попросту предлагает то, что у нее есть, далее же дело идет самотеком.

Что будет, если Россия в своем политическом развитии совершит очередное, привычное «колебание маятника» к прозападной ориентации? Мы наблюдаем довольно бурные политические процессы в крупнейших городах России, жертвой которых вполне может пасть не просто судьба ШОС (в конце концов, это лишь организация), но судьбы народов Центральной Азии и, в конечном счете, национального существования России. Да и Китай может понести немалый ущерб.

По моим наблюдениям, русский либерализм и «западничество» - всегда плод неинформированности, если не сказать – невежества, определенной части российской образованной элиты. Но так или иначе, возможность того, что в России, пусть на короткий срок, к власти придут относительно прозападные силы, существует. Бывшая смешной еще в 90-е годы идея «возвращения России в семью цивилизованных народов» мелькает и на митингах на Болотной площади, и в выступлениях противников нынешней власти в России. Надо предусмотреть определенные действия на этом направлении, которые помогли бы Центральной Азии и Китаю минимизировать гуманитарный ущерб от такого поворота событий.

Конечно, больше всего пострадает в такой ситуации сама Россия. Оставшись без «восточной» политики вообще, она столкнется с угрозой своему существованию. Мы видели признаки подобного поворота в начале 90-х, они были катастрофичны, но все равно следует ожидать рецидивов такого курса, пусть даже экономическая и прочая реальность размоет его довольно быстро.

Но в любом случае не уйти от необходимости для всех членов ШОС гласно и публично, и не только на академическом уровне, обсуждать принципиальные вопросы своего существования – вопросы Востока и Запада, цивилизационных ценностей и много другого. Это посложнее, чем былая попытка избавиться от «советского наследия». В конце концов, тут заключается ключевой вопрос выживания региона: если не ценности религиозных экстремистов, то какие именно?

Как и кто может воспользоваться таким фактором, как трудовая иммиграция из Центральной Азии, которая идет далеко не только в Россию, но также и в Казахстан и Китай? Это вполне практический вопрос. Потому что если говорить о гуманитарном сотрудничестве, то нижний, базовый этаж его – это обучение детей в школах. И именно здесь должна ощущаться поддержка партнерами ШОС друг друга. Но мешает делу политическая чувствительность этой проблемы, поскольку до сих пор еще считается, что школьные программы – вопрос лишь национальной политики.

Но совсем другое дело, когда в крупнейших городах России работают – и живут с семьями – сотни тысяч людей из стран Центральной Азии. Да, конечно, это помогает воспроизвести просвещенное русскоговорящее поколение, которое дома уже начало, как сказано выше, утрачиваться. Другой вопрос – какая часть этого поколения вернется в родные места. Но делается это российскими властями рефлекторно, и просто потому, что, кроме обычных школ, у них для иммигрантов по сути ничего нет. А теперь представим себе несколько более осмысленную политику по этому вопросу, предполагающую в том числе подготовку кадров для Центральной Азии в российских школах просто потому, что так уже происходит на деле, и многое другое. Видимо, вопрос этот сама жизнь заставит изучать очень внимательно.

Не сомневаюсь, что ключевым направлением работы всей ШОС в ближайшее время будет выработка ясных ответов на эти и многие другие вопросы.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Мадуро раскритиковал вето МИД Бразилии на прием Венесуэлы в БРИКС
29.10.2024 07:16
Politico: семь стран НАТО выступили против приема Украины в альянс
24.10.2024 16:24
Турция стучится в БРИКС?
20.09.2024 07:05
Представители СМИ мирового большинства встретятся на Медиасаммите БРИКС
14.09.2024 07:50
В Турции обвинили Евросоюз в двойных стандартах в борьбе с российскими СМИ
08.09.2024 07:31
Вагенкнехт считает, что ракетные планы США превратят ФРГ в главную мишень РФ
11.08.2024 20:42
Бастрыкин предложил рассмотреть возможность отмены моратория на смертную казнь
28.06.2024 23:30
Проблема мигрантов: лед тронулся?
22.06.2024 07:03
Театры из 36 российских регионов подали заявки на участие в конкурсе «Музыкальное сердце театра»
06.06.2024 13:01
Госдуме предложили ввести новый режим высылки иностранцев из России
28.04.2024 06:58
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.