Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
02:20Астана
00:50Тегеран
23:20Минск
02:20Бишкек
01:50Дели
04:20Пекин
00:20Москва
01:20Исламабад
01:20Душанбе
01:20Ташкент
Наблюдатели:
04:20Улан-Батор
00:50Кабул
Партнеры по диалогу:
00:50Манама
00:50Ереван
00:50Катманду
01:20Баку
23:20Каир
00:20Доха
00:20Эр-Рияд
00:20Эль-Кувейт
00:20Мале
00:20Абу-Даби
00:20Нейпьидо
23:20Анкара
03:20Пномпень
03:20Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

25.11.2024 22:17
Шольц озвучил позицию по Украине после нового выдвижения в канцлеры
25.11.2024 22:12
Джеорджеску лидирует на выборах в Румынии после подсчета всех голосов
25.11.2024 22:07
Средства ПВО РФ за сутки сбили восемь баллистических ракет
25.11.2024 17:45
Курс доллара Банка России вырос до максимума с 24 марта 2022 года
25.11.2024 17:42
Разовую выплату в 400 тыс. руб. за контракт на СВО распространили на Росгвардию
25.11.2024 06:26
Израиль согласился на прекращение огня с Ливаном
25.11.2024 06:23
Акция оппозиции в Тбилиси началась с инцидента с полицией
25.11.2024 06:18
ТАСС: ВСУ потеряли 65 тыс. военных в зоне ответственности "Севера" в 2024 году
25.11.2024 06:13
Рябков назвал заявление Путина сигналом Западу, что РФ готова к ответу на вызовы
25.11.2024 06:09
Авиакомпания "Азимут" назвала причину грубой посадки самолета в Анталье
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Астана, гений места
05.07.2013 14:36 Татьяна Синицына, главный редактор ИнфоШОС

Полководец Александр Македонский, ступив на царский трон почти юношей, разочарованно воскликнул: "Девятнадцать лет и - ничего для бессмертия!"  Эта вызывающе-высокая ставка амбициозного человеческого духа, как мы знаем, была оправдана.  И здесь, молниеносно покрыв тысячелетия, возникает параллель с образом и судьбой  Астаны: казахской столице исполнилось 15 лет, и в этом "нежном возрасте" она уже вписала свое имя в Историю, причем, золотыми буквами.

Древние римляне считали, что "не бывает места без гения" (Nullus enim locus sine genio est), без «доброго духа», который, собственно, и вершит судьбу той или иной пяди земли. Астана, современная столица Казахстана, несомненно, возникла при благоволении «гения места» (genius locy). Это он "притянул" столицу к берегам строгого Есиля, в эпицентральную точку Евразии. Это он послал в пространство идею, счастливо свел обстоятельства, сделал возможным нереальное сочетание реальных элементов и, наконец, соединил пассионарную вождистскую волю с тонким миром вдохновенных муз, матерью которых считается Архитектура.

Так появился на планете еще один уникальный город, живая явь которого вызывает замирание души. Ему всего 13 лет отроду, но это - вполне функциональный  суперсовременный мегаполис. Урбанистическое чудо, убранистический фокус - как хочешь, так и называй. Но верь глазам  своим!

Астана удостоилась многих международных призов за уникальный архитектурный облик, обрела репутацию одной из самых изысканных в мире столиц, получила от ЮНЕСКО престижные медали и звание Города Мира. При этом нельзя, конечно, забывать и о государственных обязанностях, той роли, которую выполняет красавица-Астана как квинтэссенция духа нации, как политический, научный и культурный центр динамично развивающегося Казахского государства. Сегодня оно отмечает 20-летие суверенитета - самостоятельного полета в мировом жизненном пространстве.

Тенгрианцы не опускают рук

…От щедрот Творца  казахам досталась суровая степь. Кочевники благодарно полюбили свою строгую землю в центре Азии, ристалище ветров. Их мудрецы  нашли формулу  гармоничного существования с природой, и  народ слился в единое целое со своим бескрайним пространством. "Летая" на своих сильных конях, тогда они еще не знали, что их копыта стучат по "сундуку с драгоценностями"...

Казахи отдали своей земле живое тепло души, энергию многих поколений, вложили в нее тяжкие труды, мечты, радости и горе. Они постигли от предков мудрость тенгрианского сознания,  почитающего жизнь абсолютным благом и не позволяющего падать духом, что бы ни случилось. Вечным счастьем  этого народа стало великое трудолюбие и терпение.

Так, со взлетами и падениями, они жили долгие века. На грани последнего миллениума судьба Великой казахской степи сделала крутой вираж, изменившись коренным образом. В руки далась заветная мечта о суверенности, но сначала надо было выживать на лунном пейзаже рухнувшей советской державы.

На этом драматическом витке Истории казахам повезло. Их спасла не только тенгрианская философия, но и то обстоятельство, что во главе нации находился харизматический лидер с богатым политическим опытом и  колоссальной интуицией, человек, знавший, куда вести народ и что именно надо делать. Нурсултан Назарбаев кожей почувствовал грядущую «казахскую удачу» и напряг всю политическую волю и силу характера, чтобы принять вызов Судьбы. Тенгрианцы не опускают рук.

Genius locy

…Оба творца были отчаянно смелы. И Президент Нурсултан Назарбаев, замысливший этот город, и японский зодчий Кисё Курокава, согласившийся взяться за невероятный проект. Правда, в одном они расходились: первый верил в новый город, второй - не очень.

Но почему тогда этот второй взялся участвовать в конкурсе проектов будущего города, почему он решил посоревноваться с 47-ю другими звездами архитектуры? Наверняка, профессиональный интерес зодчего  притянула неординарная цель: создать в степи уникальный  город с евразийским обликом, город-символ, город-аргумент, духовную вертикаль молодого суверенного государства, его новое "штучное" лицо.

А может, человеческий гений Курокавы попал под обаяние  личности Назарбаева?  Вероятно и то, что маэстро архитектуры  мог вдруг услышать свою "лебединую песнь" и поддался искусу ее мелодии … Астане суждено было стать финальным аккордом его блестящей симфонии великого, быть последним взмахом крыла его невероятной фантазии.

Так или иначе, но силой  счастливых обстоятельств (о, genius loci!) сошлись во времени и  пространстве те составляющие, которые обычно и  двигают  земные чудеса. Соединились исторический момент, политическая воля, экономические возможности и зодческий темперамент. Но генератором процесса был, конечно, тот, кто увидел этот город, будто во сне, как увидел некогда Менделеев свою знаменитую периодическую таблицу.

Сначала Нурсултан Назарбаев был почти одинок в своей мечте о новой столице. Только власть давала ему возможность последовательно двигаться к цели. Однако довольно быстро была создана креативная команда единомышленников.

Общество тихо роптало, оно было смущено странным решением президента, называло его затею амбициозным капризом, делом несвоевременным и невоплощаемым. Спрашивается, зачем нужна многомиллиардная программа "рокировки" столиц, когда кругом апатия и разруха? И  какой смысл из уютной, обжитой Алматы тащиться куда-то в угрюмую  северную провинцию, в захолустье, в открытую степь, чтобы жить на семи ветрах... Почти никто не  верил, что на этом месте можно создать что-либо достойное.

Однако лидер  представлял  будущее новой столицы очень конкретно, понимая  весь смысл  идеи - геополитический, практический, гуманитарный, нравственный. Позже, в своей книге «Казахстанский путь», вспоминая историю принятия и реализации исторического решения о новой столице, Нурсултан Назарбаев, пояснил, что вопрос о передислокации столицы не был случайным. Несмотря на руины, в которых тогда  лежал отколовшийся от советской  метрополии Казахстан, на опустевшую казну и обнищавшее население, Президент новорожденного государства понимал, что его народу, потрясенному и деморализованному потерей привычного жизненного ориентира, нужно открыть  новую перспективу. И чтобы  в сознании народа   «перевести стрелки часов на новое суверенное время», необходим  некий  эмоциональный «электрошок». Назарбаев признался, что хотел с помощью переноса столицы "встряхнуть" людей и "проветрить", в буквальном смысле, их мозги". Он считал, что без такой встряски страна неспособна была сделать рывок в будущее – как в экономической, так и в социально-политической, а также внешнеполитической сферах.

Аргументов было немало, но главный  - геополитическое расположение города, бескрайние степные просторы, позволяющие строить вольготно, с размахом, удаленность от границ, что важно с точки зрения национальной безопасности. К тому же именно здесь пересекаются крупнейшие транспортные пути, соединяющие не только северные и южные земли республики, но и Европу с Азией.

А еще были соображения политического плана, и они, как считают  аналитики, сыграли немалую роль. Появление новой столицы ослабляло влияние сложившейся ещё в советские времена партийно-клановой бюрократии. Отныне Назарбаев получал возможность формировать собственную команду управленцев. Именно поэтому в те годы некоторые эксперты рассматривали новую Астану как «памятник антибюрократической революции Нурсултана Назарбаева». В другой книге Президента, «В сердце Евразии», есть такие строки: «Окончательно склоняясь к идее о необходимости переноса столицы, я, безусловно, понимал, что ставлю на кон буквально всё: свою политическую карьеру и даже, может быть, жизнь. Разумеется, я имею в виду не трагический смысл потери жизни, а философский — как невыполнение своего жизненного обязательства перед обществом как президента страны».

Один из 47 образов Астаны

В классическом ансамбле девяти древних муз не найти Музы архитектуры, но именно ее принято считать «матерью» всех искусств. Она, наверняка, благословила этот город, иначе никак не объяснить факт абсолютной гармонии, соединяющий столь неожиданные  идеи разных зодчих, участвовавших в создании  Астаны и всё еще продолжающих «лепить» ее образ.

В ультрасовременной архитектуре молодой казахской столицы – сочетание  разных стилей. Преобладает, конечно, западный. Но и в него изящно вплетены азиатские мотивы Главные ориентиры - экологичность, технологичность, интеллектуальность, свободное использование пространств. При сотворении Астаны был учтен практически весь мировой опыт, положительный и отрицательный. В итоге город получился не только красивым, но и чрезвычайно комфортным, милым для жизни.

Некоторые считают Астану несколько эклектичной - сюда приглашались  архитекторы разных стран – Германии, Великобритании, Болгарии, Швейцарии, ряда восточных государств. Смешение стилей  восточного и западного дизайна просто неизбежно – город заявил о себе как «евразийский», а значит образ должен быть соответствующим. С другой стороны, и в эклектике можно найти гармонию. Главное  в архитектуре – пропорции, достижение композиционного единства, художественный вкус.

…Я видела город  зимой и летом. Первый раз в приезжала сюда в феврале, когда проходили президентские выборы. Лежал снег, и новая столица походила на обворожительную молодую женщину в белой норковой шубке, со «штучным» лицом. Снова встретившись с этим Астаной в июне,  во время саммита глав государств-членов ШОС, который принимала казахская столица, я увидела ту же самую прекрасную молодую даму, но уже в изысканных разноцветных шелках…

Оба впечатления неизменно вызывали в памяти пушкинского «царя Салтана», который  расспрашивал своих гостей-путешественников: «Ладно ль за морем иль худо и какое в свете чудо?» Я бы ответила Салтану: «Чудо - это Астана, как звезда, блестит она, удивляя мир людской неземною красотой»…

…Своё авторитарное решение о строительстве новой столицы  Президент Назарбаев преподнес народу под занавес 1997 года, в качестве новогоднего подарка. С этим амбициозным  замыслом, взбудоражившим страну, растяжимым во времени, казахстанцы и должны были шагнуть в будущее. Работа началась незамедлительно. Энергичнее всех Президента поддержала молодежь, хлынувшая к берегам Есиля. Предстояло подготовить строительный фронт на левом берегу, девственном, болотистом. В таких случаях приходит мысль о том, что не только люди, но и места иногда делают головокружительную карьеру. С сотворения мира был девственный простор, и вдруг – столичный мегаполис, звездная точка… О, genius loci!

Первым этапом реализации замысла стала грандиозная «битва архитекторов». За право спроектировать город  боролись 47 творческих коллективов, выдвинувшие немало ярких идей. Международное жюри, с трудом преодолев обольстительный путь выбора, в итоге остановилось на трёх предложениях – российском, казахском и японском. Они и были  представлены на суд Нурсултана Назарбаева, и он отдал предпочтение проекту, разработанному выдающимся японским архитектором Кисё Курокавой.

Известный казахстанский архитектор Аманжол Чиканаев, который также участвовал в этом «тендере гигантов» вместе с итальянским мэтром Фредерико Маркони, в беседе с журналистами признал, что предложение японца действительно было самым ярким и перспективным. Он заложил в свой проект поистине революционные урбанистические идеи XXI века, при этом исходил из того, что Астана не должна повторять уже опробованные в других частях света решения, а быть самобытной, узнаваемой.

Кисё Курокава - один из основателей движения метаболизма в архитектуре, и, конечно, он видел будущий город через призму «абстрактного симбиоза». Язык метаболистов - незавершенность, недосказанность. Всё это предполагает открытость структуры зданий для «диалога» с контекстом городской среды, ее изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим обликом. Много воздуха, изысканная зеленая архитектура,  ионизирующие среду фонтаны и фонтанчики,  аллеи, парки - всё для взыскательного вкуса, для капризного человеческого существа.

В проект Курокавы были заложены некие реперные точки. Их должны были создать всемирно известные архитекторы, которым дали возможность проявить свои способности, участвуя в тендерах на возведение в городе уникальных объектов, как жилых, так и общественных. При этом международное жюри решало, насколько их предложения вписывались в архитектурный и социальный пейзаж главного города страны. В этом состязании приняли участие ведущие архитекторы мира, работающие в самых разных творческих стилях, им  дали полную свободу, возможность играть на грани фола.

Величественный белоснежный ансамбль Президентского центра культуры, составляющий круг с лучами, расходящимися на четыре стороны света. Здание цирка, созданное в виде гигантской «летающей тарелки». Величественная Ак-Орда, резиденция президента Казахстана, превосходящая по размерам вашингтонский Белый дом. Центральная мечеть «Нур-Астана», неожиданная по решению и удивительно гармоничная, где могут вознести молитву пять тысяч верующих. Шедевр архитектурной мысли – киноконцертный зал «Казахстан» с изменяемой внутренней конфигурацией, который спроектировал итальянец Манфреди Николетти. Океанариум – единственный в Центральной Азии и в то же время один из лучших в мире. «Аллея поющих фонтанов» - изумительное цветомузыкальное действо, ежедневно собирающее тысячи горожан.

Идеи многих зодчих были воплощены в жизнь, став  «брендами» Астаны. Но особо почитают здесь англичанина Нормана Фостера, мастера стиля хай-тек. Получивший от британской  королевы за свой талант звания рыцаря и барона, Фостер и здесь, в центре Азии, смог завоевать сердца и строгого архитектурного жюри, и руководства страны. Он разработал проект пирамиды Дворца мира и согласия, где проводятся многие международные евразийские собрания.

В пирамиде, созданной фантазией Фостера, расположены также Музей культуры, Университет цивилизаций, оперный театр на 1500 мест. А поддерживают всё это великолепие четыре мощные опоры — символические «руки мира». Панорамный лифт позволяет любоваться красотой зелёных террас – «висячих садов Астаны», а также игрой света, льющегося с купола. «Все в мире боится времени, только время боится пирамид»…

Не менее фантастичны и другие проекты. Например, лорд Фостер предложил  накрыть целый микрорайон стеклянной крышей, которая летом открывается, а зимой позволяет создать внутри квартала комфортный для жителей микроклимат. На Аллее тысячелетий по его проекту строится грандиозный торгово-развлекательный центр «Хан шатыры». Под его стометровым прозрачным куполом будет все, что нужно человеку для жизни. На площади 100 тысяч квадратных метров разместятся обширный городской парк, магазины, кинотеатры, кафе, сады, бассейн и даже пляж…

Байтерек соединяет Землю с Космосом

Великая казахская степь открылась перед невероятным напором человеческого труда и творческого азарта. В 2002 году Норман Фостер сотворил  неподражаемый Байтерек, символ суверенности и обновления Казахстана. Образ этого грандиозного монумента связан с национальными  корнями. Мифический тополь Байтерек восходит к космогоническим представлениям казахов о мироздании, это – древо жизни, растущее в центре мира, оно уходит корнями в сердце Земли, а кроной касается неба.  В кроне священного тополя мифическая птица Самрук, прародительница казахов, откладывает золотые яйца... Понятно, что мысль о  создании в центре столицы архитектурного воплощения Байтерека могла возникнуть  только «внутри народа». Автором идеи стал Нурсултан Назарбаев.

Если в символическом смысле Байтерек центр мира, то  в географическом  – точный центр Евразии.  Я рассматривала панораму столицы с высоты птичьего полета, из золотого шара - «яйца», куда  мы поднялись на скоростном лифте. Это была  105-метровая отметка блестящего металлического «ствола» Байтерека. Город лежал во всем откровении, от него исходила сильная молодая энергия, он дарил ощущение захватывающей красоты и многое обещал.

С высоты Байтерека  комплекс «Назарбаев университета» похож на приземлившийся  лайнер, сияют грани уникальной пирамиды Дворца мира и согласия, кудрявятся пагодные крыши гостиницы «Пекин-Палас, блестят купола мечетей и церквей. А вот и узнаваемый стиль московских «сталинских» высоток, это - внушительный жилой комплекс русской работы.

…Место, выбранное для Астаны – не случайно, оно облюбовано давным-давно, о чем свидетельствует древнее городище Бозок, находящееся в центре Астаны, недалеко от Дворца независимости. Когда-то здесь проходил знаменитый Шелковый путь. Один из проспектов Астаны называется Сыганак – в честь древнего города, некогда стоявшего на этом пути. Артефакты, найденные в степных курганах, датированы многими веками – от бронзового века - через эпохи раннего Средневековья (VII—VIII) - до времен Казахского ханства (XV—XVI), дают представление о самобытной культуре казахских предков.

«В одном из парков мы сохранили «живой Байтерек» - старое чудо-дерево, в четыре обхвата, выросшее еще в позапрошлом веке, - рассказал Амонжул Чиканаев. – От его корня идут три ствола, как три казахских джуза (рода)».

Стоит еще рассказать и о том, что внутри стеклянной сферы  «золотого яйца» расположено некое кафедральное сооружение круглой формы, выточенное из темно-зеленого камня-змеевика. При сотворении этого произведения искусства мастера использовали также 6 кг серебра и 2 кг золота. В центре  круга - золотая пластина с оттиском правой ладони Президента Назарбаева. Кладешь в эту «пятерицу» свою ладонь, и раздается гимн «О, мой народ», слова которого сочинены самим лидером нации.

Мудрец и шанс

Историю творят пассионарии. Мне нравится эта мысль Льва Гумилева, яркого русского ученого-этнолога, «последнего сына серебряного века»,  родителями которого были великие русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. Все труды своего ума и пыл сердца Лев Гумилев отдал исследованию исторических взаимоотношений кочевников и оседлых народов континента, в результате чего появилась на свет идея евразийства. В Казахстане имя  Гумилева широко известно, в Астане действует Евразийский национальный университет, носящий его имя. Но никто из казахов, с которыми мне приходилось общаться,  не знал, что Лев Гумилев свободно говорил на их языке. Курс казахского он постигал в Норильске, в сталинском ГУЛАГе, где судьба свела его с Омаром Сулейменовым, отцом известного казахского поэта, философа и лингвиста Олжаса Сулейменова. Так история порой переплетает судьбы людей.

Когда-то у казахов были ханы, их троном считалось седло коня, а резиденцией – белая кочевая юрта. Это были  очень неглупые люди, много трудившиеся над созданием государства, его этическим кодексом. Они сумели  сберечь свой этнос, провести через губительные опасности исторического времени.

Ошибка  Курокавы

"Поцелованный Богом" творец  Кисё Курокава работал, отдавая Астане всё, что было в сокровищнице его зрелого таланта. Он мечтал дожить до той поры, когда сможет увидеть город во всей красе. Но не пришлось, жизнь оборвалась...

Астана быстро и многократно превзошла все прогнозные показатели, заложенные  в Генеральный план. Что ж, и великие зодчие ошибаются…

Курокава не верил в город, который создавал, открыто признаваясь в этом. Интуиция, предвидение изменили творцу. Он не ощутил  перспективы, привлекательности проекта, равно как и недооценил те материальные возможности, которые предоставлялись. Правда, в то время Курокава видел город во тьме - экономика страны еще не поднялась (это потом «сундук с драгоценностями» был раскрыт). Исходя из валового регионального продукта, Курокава полагал, что население будет небольшое, и улицам не обязательно быть широкими. Он прогнозировал на перспективу не более 600 тысяч населения. Но Астана уже сегодня приближается к миллиону жителей.

Во всем мире у архитекторов принято каждые 5 лет актуализировать генеральные планы городов, чтобы оценить,  насколько они соответствуют новым реалиям, тенденциям и материальным возможностям. Это необходимо для того, чтобы  «не закостенеть». Генеральный план Астаны также пересматривается, ошибки Курокавы уже ликвидированы. Расширяются улицы, выстраивается оптимальная логистика, во избежание «пробок», этих тромбов, парализующих живой организм города.  Метро? Нет, его не будет, скорее  - легкорельсовый  скоростной трамвай.

Согласно изначальным  градостроительным заповедям, архитектура Астаны  делает сильный экологический акцент, изящно согласуясь с природой. Ну а главная цель - максимум комфорта, тенистые аллеи, фонтаны, покой и уют.

Сейчас на очереди реализация ещё одного грандиозного замысла Фостера – комплекс «Абу Даби Плаза». Это своего рода город в городе, включающий самый высокий в Центральной Азии 88-этажный небоскреб, гостиницы, «традиционный» казахский базар, огромный зимний сад размером в футбольное поле. Почти 2 миллиарда долларов будет вложено в создание этого города мечты, который к тому же станет мировым образцом экодизайна, ведь поддерживать его существование станет энергия солнца. Строится Ледовый дворец, оперный театр,  здания иностранных посольств и много всего другого. В городе  круглосуточно работают почти 30 тысяч строителей.…

И смотрит с удивлением на фантастическое преображение своих  берегов  река Есиль, несущая свои воды Иртышу, а дальше – в Обь, в Мировой океан…

Рассвет над Великой казахской степью

Степь – имение ветров. Чтобы они меньше досаждали городу, высажено более 50 тысяч га рукотворного леса, клиньями врезающегося  в городской пейзаж. Когда деревья поднимутся и окрепнут, ветры будут запутываться в их кронах, притормаживая свой стремительный полет в городской  черте.

На ранний московский рейс меня вёз микро-автобус, за рулем которого был водитель средних лет, приветливый, рассудительный, лирический человек. Он с любовью говорил о своем городе, о вечных ветрах в этих местах, о беркутах, лошадях, овцах и верблюдах, о том, что очарование степи со стороны понятно не всем, однако у нее есть свои обвораживающие тайны. Он очень беспокоился за молодые леса - сейчас они хорошо идут в рост, а вот повзрослеют, достигнут корнями соляных почв и выживут ли тогда? Мы сошлись на том, что специалисты работают над этим вопросом, и все будет хорошо.

С синего предрассветного неба  на нас глядела тяжелая червонно-золотая луна, она подсвечивала своим сиянием сладко спящую красавицу-Астану, неповторимый  город. Наш путь пронизывал его, мы ехали с правого берега - на левый,  из старой части - в новую, молодую.

Родовая генетика Астаны хранит в себе много жизненных историй,  в том числе и печальных. Мы переехали мост через Есиль, и водитель стал рассказывать, что здесь еще недавно были  шумели заросли камыша, и в них жили кабаны. Болотные топи выгребались и вывозились, а вместо них закладывался грунт, на котором и строились здания. Известно,  что с этих берегов, на сотни километров, до самой Караганды, некогда простирался печальной памяти сталинский «карлаг», место поселения политзаключенных, и теперь,  в 20 км от Астаны, возведен мемориал в память о жертвах.

Однако в прошлое верилось с трудом – его теням противостоял живой  образ прекрасного, смело размахнувшегося города, молодого, амбициозного, вызывающего чувство восхищения и уважения. Он поднялся здесь, в центре Евразии, чтобы утвердить ценности Жизни, победу Разума и силу Духа.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.