Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
02:02Астана
00:32Тегеран
23:02Минск
02:02Бишкек
01:32Дели
04:02Пекин
00:02Москва
01:02Исламабад
01:02Душанбе
01:02Ташкент
Наблюдатели:
04:02Улан-Батор
00:32Кабул
Партнеры по диалогу:
00:32Манама
00:32Ереван
00:32Катманду
01:02Баку
23:02Каир
00:02Доха
00:02Эр-Рияд
00:02Эль-Кувейт
00:02Мале
00:02Абу-Даби
00:02Нейпьидо
23:02Анкара
03:02Пномпень
03:02Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

22.11.2024 20:19
Путин поддержал принятие "Орешника" на вооружение
22.11.2024 16:24
Российские войска освободили Новодмитровку в ДНР
22.11.2024 16:21
Новак заявил, что запрет на экспорт бензина будет снят досрочно
22.11.2024 12:52
AFP анонсировало экстренное заседание Совета Украина - НАТО
22.11.2024 09:43
Глава Минобороны ФРГ отказался бороться за пост канцлера, поддержал Шольца
22.11.2024 08:16
Силы ПВО за ночь уничтожили 23 БПЛА над тремя регионами РФ
22.11.2024 07:08
Об участии ШОС в Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции "Пекин+ 30"
22.11.2024 07:03
Подполье сообщило о "прилете" по военному полигону в Сумской области
22.11.2024 06:59
США заранее получили от РФ информацию о запуске ракеты "Орешник"
22.11.2024 06:54
Ким Чен Ын заявил об опасности термоядерной войны с США
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Русский гений, в полном смысле слова
06.05.2015 10:31 Анатолий Королев, писатель, член Русского ПЕН-Клуба

В космосе русской культуры взорам мира открыты многие сияния, и среди ярчайших – гений Петра Чайковского. Без него невозможно представить себе мировой музыкальный Олимп.

Год 1840-й, когда в семье Александры Андреевны и Ильи Петровича Чайковских появился третий ребенок, Петр, был отмечен в русской музыкальной культуре таким заметным штрихом: свое триумфальное турне по Европе начал мальчик 11 лет, пианист-вундеркинд Антон Рубинштейн. Это имя будет завязано с судьбой Петра Чайковского весьма непростым узлом.

Счастливые роды, подарившие гения, случились далеко от Москвы, в глухомани, в городишке Воткинск Вятской губернии, где находился железоделательный завод, управляющим которого был отец композитора. Илья Петрович Чайковский имел спокойный характер и благородный нрав, в доме царила благостная атмосфера любви и уюта. Младший сын Петруша был окружен комфортом и заботой, любовью матери и старших детей, нежной опекой гувернантки Фани Дюрбах. Он стал очень рано проявлять душевную тонкость и незаурядную музыкальность. Домашний рояль был центром притяжения его души, "любимым дружком", которого восторженный ребенок целовал перед сном. С таким же горячим чувством он целовал и карту мира, когда сумел прочесть на ней название своей родины: Россия.

...Мне повезло побывать в тех местах, где родился Чайковский, посетить одноэтажный дом с мезонином, где прошли первые годы жизни Чайковского. Этот дом на берегу озера окружает парк, дальше - сказочный лес, излучины двух рек. Густая хвойная зелень, звуки и запахи всей этой дивной земли пьянили. И сколько благородной прелести во внутреннем убранстве дома: кресла и столы, золотистые вьюшки голландских печей, диваны и шторы, чашки и блюдца…Блаженная глухомань. Колыбель гения...

Получив начальное домашнее образование и овладев игрой на рояле, мальчик был уже готов следовать тропой призвания - все отмечали его необыкновенную музыкальность. Но планы отца и матери оказались прозаическими – они хотели видеть обожаемого Петрушу юристом, готовили его к карьере чиновника. Когда мальчику исполнилось 10 лет, семья оставила благодатный родной край и отправилась в блещущий мрак холодного Петербурга - дать должное образование детям. Послушно подчинившись выбору старших, юный Чайковский оставил мечты и поступил в Училище правоведения. Он был тихим, покладистым мальчиком, которого любили окружающие.

Но великая душа и великая миссия уже подавали голос. Недаром он как-то поразил мать записью в дневнике: "Для чего он только сотворил меня, этот всемогущий Бог…".

Первым страшным испытанием для впечатлительного сердца стала скоропостижная смерть любимой матушки, ставшей жертвой эпидемии холеры, настигшей Петербург в 1854 году. Болезнь едва не унесла на тот свет и отца. Страшная потеря сделала юношу взрослым. В эту пору детские мечты о музыке стали приобретать черты нового смысла. Остались свидетельства о странных признаниях друзьям по училищу: "Я буду великим музыкантом".

Очень скоро судьба юриста, к которой готовился Петр Чайковский, была поставлена под сомнение. Домашние импровизации за роялем стали страстью, пик увлечения ими достиг кульминации в 1859 году, когда Петр Ильич, окончив училище, стал служить в Департаменте Министерстве юстиции.

Чайковский – титулярный советник! Казалось бы, все кончено… Но вечерний Петербург дышал музыкой, молодой меломан упивался гастролями итальянцев, не пропускал ни одной оперы, ни концерта, он вдохнул в себя музыкальную вселенную тогдашней Европы: Моцарт, Вагнер, Мейербер, Адан, Лист… В этом упоительном чаду мелькал на сцене и знаменитый виртуоз Антон Рубинштейн, внушая братьям Чайковским, Петру и Модесту, какой-то священный ужас демоническим обликом и неистовой энергией фортепьянной игры.

Так они встретились.

Захваченный культом тогдашнего пианизма, Чайковский по памяти воспроизводил на домашнем рояле почти всего "Дон Жуана" Моцарта, "Моисея" Россини, "Волшебного стрелка" Вебера. Он самозабвенно играл Баха, любовь к которому была непонятна домашним, ценившим в музыке скорее блеск, а не глубину.

В хаосе этих страстей Чайковский однажды написал и собственные вещицы - романсы "Кто идет…", "Полночь", "Мой гений, мой ангел, мой друг", не придавая им значения, исполняя эти композиторские пробы только наедине.

Ситуация раздвоения личности двадцатилетнего Чайковского - на чиновника и меломана - вдруг разрешилась самым неожиданным образом: он поступил на курсы Общества любителей музыки, которые организовал в столице всё тот же энергичный честолюбец, пианист и композитор Антон Рубинштейн, кумир тогдашнего Петербурга. Музыка была в моде, курсы обрели популярность, Петр Чайковский поступил в класс генерал-баса (композиции) к польскому наставнику Николаю Зарембе.

Отслужив в департаменте, вечерами Чайковский мчался в Михайловский замок, где размещались классы, и с упоением постигал азы композиции.

"Не поверишь, года через три-четыре ты, может быть, услышишь мои оперы и будешь распевать мои арии", - писал он сестре Саше.

Поначалу все шло хорошо, но однажды в консерваторскую школу явился сам Антон Рубинштейн и попросил Зарембу показать сочинения учеников по композиции. Это была сфера его интересов, тут обитала его мрачная ревность: хотел убедиться, что равных нет. Заремба отметил Чайковского: одарен, но ленится… И Рубинштейн потребовал ноты новичка.

Сегодня имя Рубинштейна занимает весьма скромное место в истории музыки. Да, блестящий пианист, виртуозный исполнитель, музыкальный деятель. Но оперы, написанные им самим, не прошли испытания временем, разве что один алмаз - опера "Демон" - украшает золотой фонд русской музыки. Но в те годы Рубинштейн был идолом, любимцем императрицы…

Но что же он сказал при первой встрече ученику Чайковскому, держа в руках его нотный лист? "Не скрою, ваш талант налицо, но я прошу вас, прошу, как о личном для себя одолжении, прошу… прекратить посещение классов". При этом директор, улыбчиво, но жестко, сослался на то, что, мол, не может смотреть, как даровитый человек занимается музыкой с ленцой, спустя рукава, кое-как.

Первую скрипку в этой эскападе, видимо, сыграла "зависть рационалиста Сальери к беспечному Моцарту". Рубинштейн с дьявольской интуицией почувствовал в "сырых" эскизах двадцатилетнего юноши угрозу своей власти над публикой. Шутка ли, при первой же личной встрече выставлять из школы самого даровитого ученика!

Судьба Чайковского повисла на волоске. И эти ужасные слова – "прошу вас прекратить посещение классов" - ему сказал сам великий мэтр, покоривший своими концертами Европу! Он безошибочно почуял восприимчивость, внушаемость юноши.

"При моем малодушии, - позднее написал Чайковский, - способности от ничтожного толчка падать духом, стремления наложить на себя руки, чтобы я был, если б не предавался воле Бога?"

Одним словом, юноша растерялся и обещал подумать.

Тут как раз и проявилась та самая божья воля: при поддержке императрицы музыкальное Общество превратилось в Консерваторию.

Рубинштейн был слишком занят новациями и забыл о Чайковском, который оказался среди тех, кого Заремба взял в свой новый класс.

Воля директора продолжала висеть, как дамоклов меч, однако великое призвание звало Чайковского, и он сделал выбор. В мае 1863 года, накануне своего 23-летия, он оставил службу в Департаменте (к изумлению начальства и ужасу отца), практически лишив себя средств к существованию. И отдал всего себя музыке.

Рубинштейн никак не ожидал такого поворота дел и был вынужден считаться с решением ученика. А вскоре Чайковскому выпал шанс убедиться в том, что не зря он одержим пылкой мечтой: его сочинение на тему "Характерные танцы", из вороха прочих, выбрал сам Штраус, давший в Павловске, под Петербургом, концерт русской музыки.

Декларируя, что его придирки вызваны исключительно одаренностью ученика, Рубинштейн продолжал строить козни и фактически сорвал триумфальный выпуск Чайковского, который, перенервничав, не явился на концерт финалистов да и не учел поправок директора, внесенных в кантату "К радости".

Рубинштейн был в ярости. Чайковский, окончивший консерваторию с серебряной медалью, едва получил диплом. Заремба почти на коленях умолял директора простить талантливого выпускника.

Гордиев узел напряженных отношений разрубил младший брат Рубинштейна Николай, который организовал подобную Консерваторию в Москве и приехал в Петербург набирать педагогов. Он сразу предложил Чайковскому должность профессора.

"Милый мой Петя, - писал огорченный отец молодому профессору музыки, – голубчик ты мой, скажу правду, знай, как болит мое сердце. Быть профессором теории музыки с ничтожным жалованием! Этого ли ты достоин, этого ли ты добивался? Светлая твоя головка… Глинка умер бедняком. Плюнь ты на них и снова займись службой…"

Если бы сын послушался, то на земле не оказалось бы музыки Чайковского… Но спасло чудо. Бог явно не забывал мальчика, пылко целовавшего клавиши рояля в домашней гостиной…

Слава грянула в 1879 году, когда Николай Рубинштейн, силами учащихся консерватории, осуществил первую постановку оперы Чайковского "Евгений Онегин", которая произвела фурор. Вскоре ее поставили и на сцене Большого театра.

За приглашением стать профессором Московской консерватории судьба послала молодому Чайковскому еще одну удачу: заботы о его материальном благополучии на долгие 14 лет взяла на себя баронесса Надежда фон Мекк, вдова миллионера, меценатка и поклонница гения. Она назначила композитору внушительное, по тем временам, содержание - 6 000 рублей в год. За всю жизнь этим двум людям так и не довелось встретиться, но они вели активную переписку, которая стала бесценным свидетельством творческой жизни и личности композитора.

Оставив службу в Московской консерватории, Чайковский целиком посвятил себя композиторскому делу. Окинуть одним взглядом то, что он успел сотворить, прожив 53 года, невозможно! Даже краткий перечень поражает: Чайковский написал более 80 музыкальных произведений, в числе которых десять опер и три балета, ныне известных всем лучшим мировым сценам - "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"… И каждое произведение – волшебство, шедевр. А его божественные концерты, семь симфоний, четыре сюиты, программная симфоническая музыка, а еще более 100 прекрасных романсов! Вся эта россыпь музыкальных драгоценностей - неоценимый вклад в мировую музыкальную культуру.

Имя Чайковского входит в сонм русских гениев вместе с композиторами Мусоргским и Глинкой, мастерами слова Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым, Буниным, Булгаковым, художниками Репиным, Врубелем, Левитаном, Серовым… Этот ряд можно долго продолжать. Без Чайковского просто невозможно представить себе мировой музыкальный Олимп.

Исключительная красота его музыки, лирическая взволнованность, умение передать и состояние любви, и поступь смерти – поражают воображение, как и умение изобразить волшебными звуками сказку Гофмана о Щелкунчике, создать блестящее музыкальное полотно опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", написать бессмертные симфонии и фортепьянные концерты магического воздействия. И все эти сочинения Чайковский насытил русским мелосом, таким печальным и безнадежно трагичным… "Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц", - писал композитор. Вся эта любовь слышится в прекрасных симфониях, в его фортепианном цикле "Времена года", шедевре из шедевров.

Основные эстетические принципы Чайковского формировались в 60-70-е годы XIX века, в период высокого подъема общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы, живописи и музыки. При всем трагизме мироощущения важнейшая черта музыки Чайковского - гармоническое, оптимистическое восприятие жизни. Его эстетическим принципом стала формула "прекрасное - есть жизнь". Правдивое раскрытие душевных переживаний человека - сущность его музыки.

В своих произведениях Чайковский представляет жизнь русского общества, дает картины русской природы. Музыка интонационно близка русской народной песне. Сам композитор писал: "Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, одним словом, я русский, в полнейшем смысле этого слова".

Последние годы жизни Чайковский жил в Клину, под Москвой, однако смерть настигла его в Петербурге, внезапно. Двадцать третьего октября 1893 года жизнь композитора (как некогда и жизнь его матери) унесла холера, таившаяся в стакане сырой воды, которую он выпил сгоряча, махнув рукой на предостережения окружающих. О потере гения скорбела вся Россия.

В русском космосе взорам мира открыты многие сияния, и среди ярчайших – гений Петра Чайковского.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.