Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
07:04Астана
05:34Тегеран
04:04Минск
07:04Бишкек
06:34Дели
09:04Пекин
05:04Москва
06:04Исламабад
06:04Душанбе
06:04Ташкент
Наблюдатели:
09:04Улан-Батор
05:34Кабул
Партнеры по диалогу:
05:34Манама
05:34Ереван
05:34Катманду
06:04Баку
04:04Каир
05:04Доха
05:04Эр-Рияд
05:04Эль-Кувейт
05:04Мале
05:04Абу-Даби
05:04Нейпьидо
04:04Анкара
08:04Пномпень
08:04Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.11.2024 22:35
Администрация Трампа займется переговорами по Украине с января
24.11.2024 22:20
Оппозиция в Тбилиси дошла маршем до парламента после потасовки с полицией
24.11.2024 22:09
Путин обсудил по телефону с Эрдоганом торгово-экономическое сотрудничество
24.11.2024 22:03
Генсек ОДКБ: в Астане примут план обустройства таджикско-афганской границы
24.11.2024 08:19
Bloomberg узнал о плане Байдена по Украине до прихода Трампа
24.11.2024 08:12
Госдолг США обновил исторический максимум
24.11.2024 08:06
Путин поздравил Кустурицу с 70-летием
24.11.2024 08:02
Инцидент со стрельбой произошел у посольства Израиля в Иордании
24.11.2024 07:58
Над регионами РФ за ночь уничтожили 34 украинских БПЛА
24.11.2024 07:50
Что известно о прекращении работы карт UnionPay Газпромбанка в некоторых странах
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
«Сообщество единой судьбы человечества»: утопия или неизбежность
Споры вокруг концепции Си Цзиньпина не утихают
20.01.2021 10:50 А. Александров, культурный обозреватель

 

Сообщество единой судьбы человечества» - фраза, которая, прежде всего, ассоциируется с именем Си Цзиньпина.  В последние годы она стала играть центральную роль в политическом дискурсе Китая.  Однако само по себе выражение «сообщество единой судьбы» не является чем-то новым.  В разное время фраза не раз использовалась лидерами и политиками разных стран.

 Встречалась она и в работах ученых, экономистов, анализировавших процессы глобализации. Звучала и в докладе предшественника Си Цзиньпина Ху Цзиньтао на 17 съезде КПК в 2007 г., когда он говорил о тесных, кровных связях с Тайванем.  А в 2012 г. на 18 съезде КПК Ху Цзиньтао фразу расширил, добавив «человечество», чтобы подчеркнуть мысль о том, что у человечества есть только одна планета для совместного проживания, и что необходимо формировать «сознание сообщества единой судьбы человечества».

  После 18 съезда эту идею стал активно развивать Си Цзиньпин, доведя ее до уровня полноценной концепции и более того – «китайского проекта». В 2018 г. в рейтинге 10 самых популярных фраз года, по мнению китайского лингвистического журнала «Яо вэнь цзяо цзы», выражение «сообщество единой судьбы человечества» оказалось на первой строчке.

Разговор о концепции начать, пожалуй, следует с ее названия, поскольку точный перевод, прежде всего, на английский язык избавил бы от части проблем, связанных с ее восприятием   в мире. Итак, по-китайски она звучит так: “renlei mingyun gongtongti", и если переводить дословно, то получается: «сообщество человечества, определенное ему судьбой». Слова «единой» здесь нет. Мировая общественность в основном формировала свое отношение к концепции по английскому варианту, который выглядит следующим образом: “community of common destiny for mankind”, что переводится как «сообщество единой (общей) судьбы человечества».

 В последнее время китайцы в своих англоязычных СМИ стали нередко использовать формулировку “community of shared future for mankind”, что можно перевести как «сообщество общего будущего человечества».  Слово «судьба» исчезло. (Заметим, что из оригинала оно никуда не делось).   Почему?  Главным образом из соображений политкорректности, идя навстречу тем, кого «единая судьба», предлагаемая Китаем, пока настораживает.

  Но не только. Существует и объективная трудность адекватного понимания смысла оригинала, которая возникла при переводе на английский язык.  Дело в том, что китайский язык грамматически так устроен, что точного понимания сразу, из одной фразы, одного словосочетания получить зачастую невозможно, нужен контекст, пояснения. В каком-то смысле это вообще проблема языка как такового.  Поэтому и говорят, что самое трудное при ведении дискуссии – это договориться о терминах. Так вот, в данном случае трудность заключается именно в слове «судьба» (mingyun). Без него все было бы проще: «человеческое сообщество», или «сообщество человечества». «Судьба» же превратила все словосочетание в такое, которое предполагает домысливание. Так и произошло, «единая судьба» - это интерпретация, домысливание.  Насколько удачное? Пожалуй, относительно удачное. Относительно, поскольку, как уже отмечалось, сами китайцы стали в последнее время использовать выражение «сообщество общего будущего для человечества». Это говорит о том, что и им самим не удается точно выразить суть идеи.

При этом хотелось бы надеяться на то, что их трудности связаны лишь с переводом, а не с самой идеей. Но, похоже, что это не так.   Отчасти, это объясняется тем, что автор концепции постоянно углубляет и расширяет ее.    Забегая вперед, отметим, что после многолетних усилий, как самого Си Цзиньпина, так и многочисленных китайских политологов, направленных на пропаганду концепции как внутри Китая, так и за его пределами, окончательной ясности среди политиков и даже китаистов в мире так и не достигнуто.

После того, как мы попытались разобраться со сложностями перевода, так сказать, сложностями первого уровня, перейдем к сути вопроса.  В рамках данной статьи невозможно развернуто изложить всю концепцию в деталях, поэтому ограничимся самым главным. Сначала о причинах ее возникновения и основных вехах формирования.   Причин, собственно, две.  Первая: трезвый анализ ситуации в мире китайским руководством и лично Си Цзиньпином.  Вторая: желанием Китая повысить свою роль в международных делах, привести ее в соответствие с новым самоощущением, своими новыми, возросшими возможностями.

Считается, что презентацией концепции как глобального проекта явилось выступление Си Цзиньпина в Московском государственном институте международных отношений в 2013 г., в котором он призвал к совместным усилиям в строительстве мирового сообщества, скрепленного общей судьбой.    Внимание в мире к концепции значительно возросло после его выступления в ООН в 2015 г. В своей речи Си Цзиньпин говорил о необходимости строить новый тип международных отношений, основанный на сотрудничестве, в котором выигрывают все.

 К 2017 г.  в китайских партийных СМИ фраза «сообщество единой судьбы человечества» стала наиболее часто используемым термином в политическом дискурсе КПК.   А после 2017 г., когда Си Цзиньпин в своем докладе на 19 съезде КПК призвал не только строить сообщество единой судьбы человечества, но и способствовать реформированию глобальной системы управления, она стала привлекать к себе все большее внимание в мире, по крайней мере, среди специалистов. Кульминацией же триумфального шествия концепции по Китаю можно считать принятие поправки в Конституцию КНР в 2018 г., где в статью о развитии отношений со странами мира была добавлена фраза «продвигать строительство сообщества единой судьбы человечества».

О самой концепции.  По мнению автора статьи, идеологически концепция представляет собой конструкцию из двух частей. Первая – рациональная, построенная на анализе ситуации в мире, который показывает, что цивилизация вышла на такой уровень своего научно-технического развития, когда весь мир неизбежно превратился в одно сообщество.  Такова реальность, такова судьба. Все зависят друг от друга, хотят они этого или нет. Все в одной лодке. Для эффективного реагирования на вызовы, которые затрагивают всех: терроризм, изменение климата, экологические проблемы, эпидемии и многое другое – необходимо действовать совместно, реформировав устаревшую модель управления мировым сообществом. Если раньше Запад принуждал мир к тому порядку, который определялся им, прежде всего США, то теперь предлагается создать глобальное сообщество на основе «многосторонности». Другими словами, заменить однополярный мир многополярным.

 Вторая часть – духовная, опирается на классические идеалы китайской политической культуры, прежде всего, конфуцианской. Для подтверждения этого, пожалуй, лучше всего воспользоваться словами самого Си Цзиньпина, который на встрече с иностранными деятелями после 19 съезда КПК сказал: «Человечество все больше превращается в сообщество типа «в тебе есть я, во мне есть ты», когда ни одно государство не может существовать благополучно без других, поскольку проблемы носят глобальный характер, затрагивают всех.   …Именно идея о том, что все жители Поднебесной (тянь ся) – это одна семья, должна привести всех людей Земли к тому, что мы сможем обняться, понять друг друга, создать общую почву, отодвинув различия. Вместе мы должны стремиться создать сообщество единой судьбы человечества».

За семь лет своего существования концепция превратилась в одну из главных составляющих частей идеологии КПК. Получила ли она признание за пределами Китая? Несомненно, но не у всех. У многих она   вызывает сомнения, подозрения, а порой встречает и сопротивление.  

Коронавирусный кризис 2020 г. позволил многое оценить по-новому, увидеть то, что прежде можно было скрывать или игнорировать. Он обнажил застарелые страхи, взаимное недоверие, националистические инстинкты, присущие современной цивилизации. Он внес также и определенную ясность в вопрос о «сообществе человечества».

Для Китая пандемия явилась убедительным подтверждением правильности концепции. Однако   для некоторых стран она стала подтверждением их подозрений в отношении Китая.  Так, Европа нашла помощь КНР в борьбе с вирусом ненадежной.  Многие действия Китая в мире были интерпретированы как попытки Китая продвигать собственные интересы с помощью кризиса, который «сами и создали».

Еще более серьезные причины для того, чтобы усомниться в искренности Китая и его готовности решать мировые проблемы по-новому, вызвали действия Китая в 2020 г. в Азии при решении спорных вопросов с соседними странами, а также политика в отношении Гонконга.   На Западе и в некоторых странах Азии утвердилось мнение, что реальные намерения Китая далеки от красивых идей Си Цзиньпина, поэтому верить Китаю нельзя, а концепция о «сообществе» является лишь прикрытием для достижения китайским руководством своих корыстных целей. Китай – опасный соперник, поэтому нужно готовиться к противостоянию.

            Вместе с тем, нельзя не признать, что немало в мире и тех, кто склонен Китаю доверять, разделяет идеи концепции и с надеждой смотрит на Китай.  Но и для них остается открытым вопрос: «сообщество единой судьбы человечества» - утопия или неизбежность? Это непростой вопрос.  Однако можно констатировать: неизбежность очевидна.

            Впрочем, сообщество как таковое уже существует.  Проблема же в том, что сообщества бывают разные, в том числе и деструктивные. Если объективно смотреть на ситуацию, то становится ясным, что перестройка модели глобального взаимодействия неизбежна. Но это перестройка механизма, для этого необязательно создавать сообщество Единой семьи человечества, о котором говорит Си Цзиньпин. Создать такое идеальное сообщество в современном мире нереально. Это утопия. Реальным пока является сообщество «других», не требующее общих, ценностей.  Но и для этого человечеству требуются «подсказки» в виде суровых испытаний, подобных эпидемии прошлого года.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Мадуро раскритиковал вето МИД Бразилии на прием Венесуэлы в БРИКС
29.10.2024 07:16
Politico: семь стран НАТО выступили против приема Украины в альянс
24.10.2024 16:24
Турция стучится в БРИКС?
20.09.2024 07:05
Представители СМИ мирового большинства встретятся на Медиасаммите БРИКС
14.09.2024 07:50
В Турции обвинили Евросоюз в двойных стандартах в борьбе с российскими СМИ
08.09.2024 07:31
Вагенкнехт считает, что ракетные планы США превратят ФРГ в главную мишень РФ
11.08.2024 20:42
Бастрыкин предложил рассмотреть возможность отмены моратория на смертную казнь
28.06.2024 23:30
Проблема мигрантов: лед тронулся?
22.06.2024 07:03
Театры из 36 российских регионов подали заявки на участие в конкурсе «Музыкальное сердце театра»
06.06.2024 13:01
Госдуме предложили ввести новый режим высылки иностранцев из России
28.04.2024 06:58
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.