Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
15:04Астана
13:34Тегеран
12:04Минск
15:04Бишкек
14:34Дели
17:04Пекин
13:04Москва
14:04Исламабад
14:04Душанбе
14:04Ташкент
Наблюдатели:
17:04Улан-Батор
13:34Кабул
Партнеры по диалогу:
13:34Манама
13:34Ереван
13:34Катманду
14:04Баку
12:04Каир
13:04Доха
13:04Эр-Рияд
13:04Эль-Кувейт
13:04Мале
13:04Абу-Даби
13:04Нейпьидо
12:04Анкара
16:04Пномпень
16:04Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

28.12.2025 10:46
Путин заявил о «сведении к нулю» интереса России к выводу ВСУ из Донбасса
28.12.2025 10:06
Завершилась 19-я сессия ПК ВСНП 14-го созыва
28.12.2025 09:07
Белый дом сообщил о переносе встречи Трампа и Зеленского
28.12.2025 09:00
Путин встретился с первым президентом Казахстана Назарбаевым
28.12.2025 08:57
Лавров: европейские контингенты на Украине станут законной целью ВС РФ
28.12.2025 08:54
Над регионами России за ночь уничтожили 25 украинских БПЛА
27.12.2025 20:18
Путину доложили об освобождении города Гуляйполе в Запорожской области
27.12.2025 19:40
Из основных внешнеполитических итогов 2025 года - МИД России
27.12.2025 19:33
Военные РФ сообщили, что Купянск находится под их контролем
27.12.2025 19:29
Правительство продлило полный запрет на экспорт бензина до конца февраля
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
             
Иран: религия и власть
Уникальную систему использования религии в государственном управлении в Иране использует как действующая власть, так и оппозиция
28.12.2025 09:47 П. Булатов, международный обозреватель

 

Иран является одним из государств, где мифы и религия стали центральным элементом как удержания власти режимом, так и источником тактики оппозиции. Исламская Республика и ее противники опираются на мифы и религиозные устои, формируя политическую культуру для получения поддержки со стороны населения.

С момента своего создания в 1979 году Исламская Республика Иран узурпировала религиозные идеи, используя их для поддержания легитимности власти и контроля над инакомыслием. Режим представляет религиозного лидера как представителя Бога на Земле, уполномоченного править как представитель скрытого имама, который, согласно исламской традиции, является представителем пророка Мухаммеда, последнего пророка, посланного Богом для руководства человечеством.

То, как режим присвоил себе религиозную историю Ашуры, также известную как мученичество имама Хусейна, наглядно иллюстрирует эту точку зрения. В шиитском исламе Хусейн считается третьим имамом. Внук пророка Мухаммеда, он восстал против суннитского халифа Йазида и был убит в 680 году в битве при Кербеле, на территории современного Ирака, после того как отказался присягнуть на верность правителю из династии Омейядов в Дамаске, которого он считал коррумпированным и несправедливым. Он умер в день Ашура, 10-й день месяца Мухаррам, первого месяца по исламскому календарю. Для набожных шиитов Кербела является напоминанием о необходимости противостоять угнетению, даже если ценой этого будет жертва собственной жизнью. «Каждый день — Ашура, и каждое селение — Кербела» стало лозунгом шиитских исламистов в их борьбе против шаха Ирана в 1970-х годах.

Точно так же в Исламской Республике режим позиционирует себя как наследника праведного дела Хусейна, а его противники — будь то иностранные державы или внутренние диссиденты — представлены, как и шах, современными Язидами, угнетателями, которых представляют как средневековых суннитских халифов. Режим прославляет смерть в защиту Исламской Республики как высший акт преданности, что способствовало формированию культуры послушания и самопожертвования, особенно в Корпусе стражей Исламской революции (КСИР) и милиции Басидж. Мученичество, особенно во время ирано-иракской войны 1980-88 годов, представляется как высшая форма религиозной преданности, к которой следует стремиться.

Другим примером являются мифы, связанные с мечетью Джамкархан, недалеко от города Кум. Согласно культурной традиции, скрытый имам двенадцати шиитов, или Махди, явился сельскому жителю во сне и велел ему построить мечеть в определенном месте. Люди верили, что если они напишут свои желания и опустят их в «колодец просьб» мечети, то скрытый имам ответит на их письма. Сторонники режима заявляют, что сам Хаменеи получает указания от скрытого имама, когда не может принять решение или нуждается в руководстве.

В последнее десятилетие упадок политического ислама заставил Исламскую Республику сменить направление, в результате чего она стала опираться на более националистические, иногда доисламские мифы. Одним из таких мифов, возрожденных режимом, является история Араша Канмадара из религиозных текстов зороастризма. Легенда, увековеченная в стихотворении «Араш-лучник» иранского поэта Сиаваша Касрая в 1959 году, рассказывает о храбром иранском лучнике, который, чтобы положить конец разрушительной войне между Ираном и Тураном, был выбран для того, чтобы выпустить стрелу, которая определит новую границу между двумя королевствами. Араш поднялся на гору Дамаванд и выпустил стрелу, которая чудесным образом пролетает огромное расстояние, ведомая божественной волей, прежде чем приземлиться далеко и установить границу, принося мир своему народу. В пропаганде режима Араш теперь изображается стреляющим ракетами по Израилю.

Народ Ирана, который все больше отрывается от режима, также начинает использовать доисламскую мифологию, например, миф о Захаке. как инструмент сопротивления и несогласия.  История Захака (или Заххака), рассказанная в «Шахнаме» («Книге царей») Фирдоуси, является самой известной политической аллегорией в иранской истории. Захак — тиран-царь, который приходит к власти благодаря договору со злом, скрепленному двумя поцелуями дьявола на его плечах. На его плечах растут две змеи, которых нужно каждый день кормить мозгами молодых иранских мужчин. Его правление отмечено жестокостью, ложью и страхом, пока против него не восстает народ во главе с Кавехом-кузнецом, символом борьбы простого народа против тирании. В мифе Кавех сковывает Захака цепями и заключает его в тюрьму на горе Дамаванд. В периоды усиления политических волнений оппозиция Ирана прибегает к образу Захака, чтобы символизировать авторитарное правление верховного лидера Али Хаменеи.

Мифы могут помочь объяснить авторитет режима. Один из таких мифов — миф о давалпе, странном человеке, чьи ноги состоят не из костей и мышц, а из длинных ремней из плоти или кожи. Эти существа, известные как «ремненогие», появляются в нескольких эпических и романтических произведениях, в том числе в «Искандарнаме» («Книге Александра»). В фольклоре давалпы часто являются паразитами, обхватывая ногами шеи ничего не подозревающих жертв и осёдлывая их, как животных.

Эта история, по мнению оппозиции, является мощной метафорой для понимания Исламской Республики Иран. Как и давалпа, режим не стоит на твердой почве массовой легитимности или общественного договора. Вместо этого он движется вперед на двух удлиненных, неестественных опорах: ремне религии и поясе репрессий. Режим, подобно мифическому давалпе, опутывает общество, обещая божественное руководство и безопасность.

Но эта веревочная нога религии не является символической. Секулярные сети контролируют семинарии, мечети, религиозные фонды, пятничные молитвы, средства массовой информации и образовательные центры. Священнослужители проникли в школы, министерства, суды и военные структуры. Религиозные передачи наводняют государственное телевидение и радио. Учебники, детские передачи и даже публичные фрески несут моральный посыл, сформированный официальной теологией государства.

Многие иранцы верили в революционные обещания справедливости, благочестия и независимости. Но после смерти Хомейни в 1989 году харизма духовенства снизилась. Молодое поколение, особенно городская молодежь, отвернулось от религиозных институтов. Многие имамы оказались вовлечены в коррупцию, «Светская революция снизу» углубилась. Тем не менее, эта опора не сломалась. Режим вновь вложил средства в идеологический контроль, мониторинг семинарий, чистку диссидентов.

Сегодня религиозная составляющая функционирует не столько как источник веры, сколько как механизм контроля. Режим больше не ожидает от народа веры, он требует от него послушания. Священнослужители теперь выступают в роли идеологических исполнителей, бюрократических надзирателей и культурной полиции. Как натянутая веревка, эта составляющая остается функциональной, но находится под все большим напряжением.

Исламская Республика создала один из самых сложных аппаратов безопасности на Ближнем Востоке. С первых дней революции репрессии были центральным элементом выживания режима.             Среди всех сил безопасности режима КСИР является его основным инструментом принуждения. Сегодня он обладает значительным военным, экономическим и разведывательным потенциалом. КСИР контролирует ракетную программу Ирана, кибер операции, а также значительную часть экономики через свои бизнес-холдинги.

Эту структуру поддерживает Басидж, добровольная военизированная организация, которая действует как исполнительная сила режима на низовом уровне. Басидж вербует сторонников режима, обучает, организует и мобилизует их для поддержки режима. Члены «Басидж» контролируют районы, школы и университеты, подавляют протесты и обеспечивают соблюдение моральных норм.

Сотрудники силовых структур получают в награду жилье, зарплату, образование для своих детей, доступ к политике. Лояльность режиму становится лестницей социального продвижения. Однако и эта опора демонстрирует признаки напряжения. Подобно мифическому давалпе, который передвигался, сгибая свои странные ноги в разных направлениях, Исламская Республика балансирует между религией и практической политикой. Это не слабость, а реальность и стратегия.

 

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Хегсет предупредил Нигерию о готовности США выступить в защиту христиан
02.11.2025 06:47
Индия - Шри-Ланка: религия и этнография
24.10.2025 06:28
Украина лишила гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
02.07.2025 20:44
Сторонники Карапетяна собрались у здания полиции в Ереване
18.06.2025 06:12
В Киеве признали, что УПЦ остается крупнейшей конфессией на Украине
13.06.2025 20:10
В Турции в первый день Курбан-байрама пострадали более 14 тысяч человек
07.06.2025 06:59
Папа римский призвал Путина сделать жест ради мира на Украине
05.06.2025 06:46
Индия – Тибет: выверенный подход
18.05.2025 07:22
Папой Римским избран Роберт Фрэнсис Прево
08.05.2025 20:23
Избран новый Папа Римский
08.05.2025 19:17
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.