Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
18:15Астана
16:45Тегеран
18:15Бишкек
17:45Дели
20:15Пекин
16:15Москва
17:15Исламабад
17:15Душанбе
17:15Ташкент
Наблюдатели:
15:15Минск
20:15Улан-Батор
16:45Кабул
Партнеры по диалогу:
16:45Манама
16:45Ереван
16:45Катманду
17:15Баку
15:15Каир
16:15Доха
16:15Эр-Рияд
16:15Эль-Кувейт
16:15Мале
16:15Абу-Даби
16:15Нейпьидо
15:15Анкара
19:15Пномпень
19:15Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

16.04.2024 12:18
Россию пригласят на юбилей высадки союзников в Нормандии, пишут СМИ
16.04.2024 12:10
ФСБ задержала россиянина, подорвавшего машину экс-сотрудника СБУ Прозорова
16.04.2024 12:06
Си Цзиньпин предложил четыре принципа урегулирования украинского кризиса
16.04.2024 07:20
МИД Японии вновь заявил о "незаконной оккупации" южной части Курил Россией
16.04.2024 07:02
Reuters узнал о срыве сделки России, Украины и Турции по Черному морю
16.04.2024 06:55
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 сантиметров
16.04.2024 06:49
Палата представителей рассмотрит на этой неделе отдельный законопроект о помощи Киеву
16.04.2024 06:45
Байден отказался давать показания в Конгрессе США в рамках дела по импичменту
15.04.2024 22:00
Трамп назвал уголовный процесс в Нью-Йорке политическим преследованием
15.04.2024 21:55
Спецназ прибыл к парламенту Грузии, где оппозиция протестует против закона об иноагентах
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
             
Иран и ШОС: стратегия поиска "зонтика"
12.10.2009 14:07 Кадыр Маликов, доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, директор Научно-аналитического исследовательского центра "Религия, право и политика"
Иран, имеющий статус страны-наблюдателя ШОС, хотел бы стать ее полноправным членом. Однако вопрос этот крайне сложный и обусловлен тем, что, помимо идейно-политической, военной, социально-экономической, конфессиональной ситуации, складывающейся в регионах Ближнего и Среднего Востока, существует также фактор "интересов внешних игроков", таких, как США, Евросоюз, Китай, Россия. Так что вопрос о расширении и укреплении ШОС за счет вступления в него наиболее сильных стран региона, таких как Индия, Иран, Пакистан, будет вскоре решаться в зависимости от "особых" отношений между США и Россией, а также с учетом реалий мирового экономического кризиса.

Основной точкой внешнего давления на Иран со стороны США, Евросоюза, является "ядерная проблема". Хотя Иран не устает методично доказывать Западу о его праве на мирный атом, обвинения не исчерпываются только атомом - здесь и права человека, установление антидемократического правления, антизаконное свержение шахского режима и пр. По сути Ирану предлагают свернуть не только ядерную программу, но и государственную идеологию, внести "коррективы" во внутреннюю и внешнюю политику. Есть и прагматичные цели — облегченный доступ международных корпораций к энергоресурсам страны.

Другая точка напряженности — соседние арабские страны. Это - Ирак, с противоречиями внутриконфессионального характера, а также Пакистан и Афганистан, где наблюдается сложная военно-политическая обстановка.

Стабильная в этом отношении Центральная Азия имеет колоссальный потенциал и, возможно, в ближайшем будущем в экономической, и стратегической политике Ирана этот регион может стать одним из основных направлений. Однако внешний фактор политического "торга" со стороны Запада и пока неясная позиция России могут стать причиной, того, что Иран, возможно, в среднесрочной перспективе, не сможет войти в ШОС как полноправный член, оставаясь в статусе страны-наблюдателя. При таком раскладе возможно и то, что "подвисшее" положение Ирана в этом качестве временно устраивает Россию и Китай, негласно признающих растущий авторитет Ирана в регионе. Возможно и то, что Россия не имеет своего долгосрочного целевого проекта в отношении Центральной Азии и не готова "рисковать" своим положением в регионе и впускать ИРИ в Центральной Азии как равноправного партнера.

Иран как региональный лидер

Иран не принадлежит к числу арабских стран, но географически находится в непосредственной близости от них. Мы можем говорить и о том, что эта страна граничит также с некоторыми государствами Центральной Азии, Закавказья и является неотъемлемой частью общей тюрко-персидской истории и культуры этих регионов. Иран находится на стыке арабо-персо-тюрских миров, которые имеют свою специфику, идеологию, этнические, внутриконфессиональные различия, свою систему ценностей и т.д.

Важно отметить, что с самого момента исламской революции Иран пребывает в состоянии перманентной защиты своей государственной системы от внешнего фактора, угрожающего самому существованию иранского государства (в качестве "внешнего фактора" выступают, в первую очередь, Соединенные Штаты и Израиль). Ввиду того, что Иран становится региональным лидером, обостряется идейно-политическое, экономическое соперничество с ним арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Ситуация непростая, особенно, если учесть, что в последние годы рост популярности Ирана среди арабского населения растет.

В исламском мире Иран занял позицию не персидского национализма или даже не про-шиитскую, а позицию защиты общеисламских интересов, и это дает ему возможность выступать лидером исламского мира. Хотелось бы отметить, что внешняя блокада стимулировала внутреннюю мобилизацию иранского общества с целью развития экономики, осуществления технического рывка. Иран давно уже сделал ставку на развитие собственного высокотехнологичного производства, ставя целью замещение импорта национальным продуктом. В результате Иранский ВПК обладает важнейшим свойством — независимостью от иностранных партнеров, в том числе и от такого союзника, как Китай. Страна удачно запустила свой спутник, а через несколько лет готовится отправить в космос человека. Иран также занимает третье место в мире по нанотехнологиям.

Программа иранского мирного атома

Стоит отметить, что вопрос о сохранении режима нераспространения ядерного оружия не может рассматриваться отдельно от целого комплекса проблем в сфере безопасности Ближнего и Среднего Востока. Здесь можно вспомнить палестино-израильский, арабо-израильский конфликты и в целом (если отталкиваться от общемусульманского значения палестинской проблемы) мусульмано-израильский конфликт. Наличие у Израиля ядерного оружия и политика "позитивной маскировки", основанная на отказе руководящих кругов признать существование ядерного арсенала и косвенных намеках на его наличие, представляет одну из главных угроз безопасности региона и способствует сохранению напряженности в межгосударственных отношениях.

В то же время угрозы применения санкций в отношении мирной ядерной программы Ирана и отрицание его права на самостоятельное развитие атомной энергетики свидетельствуют о сформировавшемся несправедливом характере мирового порядка, основанного на практике применения "двойных стандартов" в международных отношениях.

В сентябре 1992 года между Ираном и КНР был подписан протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики, в рамках которого Китай поставил в ядерный центр в Исфахане различное оборудование и установки для проведения комплексных научно-исследовательских работ. Наиболее значимым результатом сотрудничества с Китаем стало заключение Соглашения о строительстве двух легководных реакторов мощностью 300 МВт каждый. Их строительство так и не началось, поскольку США оказали сильное давление на Китай, и тому пришлось отказаться от сделки.

Другим партнером Ирана в области ядерных исследований стала Россия, с которой был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в этой сфере. В частности, в 1992 году было заключено Соглашение "Об использовании ядерной энергии в мирных целях". Иранская сторона ратифицировала соглашение в апреле 1993 г., что послужило основой для контрактов, которые прошли нелегкий путь согласования. Так, положения контракта на завершение строительства первого энергоблока в Бушере были согласованы в конце сентября 1994 г. В ходе визита в Москву (1995 г.) президента Организации атомной энергии Ирана тех лет Р. Амроллахи был подписан контракт о поставке в Иран в 2001—2011 гг. ядерного топлива для АЭС в Бушере на $ 300 млн. Примечательно, что в контракте не была детально прописана процедура возвращения отработанного ядерного топлива (ОЯТ), поскольку в то время оно классифицировалось как радиоактивные отходы, ввоз которых в Россию был запрещен специально принятым законом. После внесения в закон поправок такой ввоз стал легитимным, и в феврале 2005 году было подписано соответствующее соглашение. Этот документ сделал практически равной нулю вероятность использования ОЯТ в военных целях.

За первый год президентского правления М. Ахмадинежада иранская ядерная проблематика переросла из вялотекущего процесса в глубокий политический кризис и стала одной из актуальнейших тем мировой повестки дня с довольно тревожными перспективами. "Ситуация пата" вокруг иранской ядерной программы, как представляется, может сохраняться достаточно долго при том, что ни одна из "сторон конфликта" не будет прибегать к прямому военно-политическому столкновению. Между тем вопрос о военном решении иранской ядерной проблемы несет в себе неизмеримые политико-дипломатические издержки на субрегиональном, региональном и международном уровне и представляется как крайне нежелательный сценарий развития ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Исходя из современной ситуации, практически не остается сомнений в том, что политика Ирана, его международные инициативы способствуют росту его авторитета в странах региона и могут привести его к реальному, политическому лидерству в мусульманском мире. При этом важно отметить, что сотрудничество России с Ираном носит не только экономический, но и стратегический характер. И поэтому отношения России так или иначе должны перетекать от полу-союзнических - в союзнические, особенно на фоне современной военно-политической ситуации в регионах Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии. В то время как такая страна-наблюдатель ШОС как Пакистан, имеющий ядерный потенциал и внутренние проблемы, является нежелательным членом ШОС.

Внешний фактор угрозы и ИРИ

Применение жестких экономических санкций в отношении Ирана может привести к его ответной реакции и обострению ситуации на Ближнем Востоке. В таком ключе Иран "избравший путь неповиновения" будет выглядеть "террористом № 1", которого можно усмирить только с применением силы. То есть, рано или поздно, если не получится расшатать исламский режим изнутри, США будут решать иранский вопрос радикально. Однако осуществить эту задачу не так просто, по ряду причин.

Во-первых, это ограниченность бюджета США. Страна не сможет постоянно наращивать военные расходы на содержание и обеспечение военных баз во всех точках земного шара. Новые войны лишь будут создавать новые очаги хаоса, нестабильности и терроризма, направленные, в первую очередь, против самих же США. Во-вторых, на фоне жесткого решения проблемы, США могут вконец растерять своих основных союзников и остаться в окружении восточных "маленьких вассалов", которые в тяжелый момент не упустят шанса вести игру, с учетом своих национальных интересов. Так, уже намечаются контуры собственной "арабской" региональной политики стран персидского залива во главе с Саудовской Аравией, а также Египта и Иордании в решении иракского и палестинского конфликта. В-третьих, Иран стоит на втором месте после Саудовской Аравии по добыче нефти. 60 % нефтедобычи уходит на экспорт в первую очередь в Японию и Китай, 9,4 % нефтяного экспорта идет в Италию, 7,3 % во Францию, и 4 % в Нидерланды. Прекращение или перебой поставок нефти из Ирана, сильно скажется на мировых ценах на энергоносители, что повлечет скачок цен на все товары. Кроме того, европейские страны, главным образом Германия и Франция, экспортируют современные технологии и свои товары (17 % всего импорта) в Иран, получая при этом 6 миллиардов евро ежегодного дохода.

В настоящее время стороны только взяли "time out" для перегруппировки сил и выработке новой стратегии. Иран идет на контрмеры, уже приведшие к заметному осложнению социально-экономической ситуации. Поэтому он ищет "зонтик" в лице ШОС.

Иранская перспектива вступления в ШОС

В Тегеране понимают, что в одиночку страна может не выдержать давления со стороны США и их союзников. Поэтому необходимо стать одним из лидеров исламского мира, а также постараться войти в ШОС, закрепить свои союзнические позиции в Центральной Азии.

В условиях, когда Иран граничит с государствами, на территории которых расположены воинские контингенты США и НАТО, он использует любые возможности для укрепления, в первую очередь, своих экономических позиций в этих странах. Центральноазиатское направление политики Тегерана предусматривает, прежде всего, предупреждение превращения территорий стран "ближайших соседей" в плацдарм для любых акций, не исключая возможность осуществления сухопутных операций в отношении Ирана. В последнее время он предпринимает шаги с целью развития контактов со своими восточными соседями в двустороннем (с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном, Афганистаном), трехстороннем (Иран — Афганистан — Таджикистан и Иран — Афганистан — Узбекистан) и многостороннем (по линии международных организаций) форматах. Иран активизирует предоставление кредитных средств Киргизии, Таджикистану и Узбекистану, напрямую инвестирует различные социальные проекты.

Основная задача Тегерана заключается в закреплении позиций в "мирных" странах Центральной Азии через создание положительного образа страны путем наращивания экономических, культурных и иных связей. Таким образом, внешняя политика Ирана, в свете нарастающей угрозы экономической блокады, направлена на тесное экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии. Этот свободный коридор дает ему возможность напрямую выходить на своего стратегического партнера — Китай.

Другое направление сотрудничества Ирана со странами Центральной Азии это - поддержка ценностей традиционного ислама (сунитского толка), что совпадает с интересами правящих в них режимов. В отличие от "импортированных" политических идей ислама, в традиционном центрально-азиатском исламе не заложена политическая идея противостояния "шиитскому" Ирану. Это может послужить основным фактором в сближении между культурами мусульман "тюркского мира" и персами Ирана.

Таким образом, Иран старается постепенно интегрироваться в центрально-азиатское "поле" для обеспечения своих национальных интересов в связке с Китаем и Россией, включая при этом и такое направление, как ШОС. Важно отметить, что нестабильность в Пакистане (имеющем ядерный потенциал) и Афганистане вынуждают Иран все чаще направлять свой взор на стабильные в военно-политическом плане страны Центральной Азии. С другой стороны обеспечить полную безопасность в регионе невозможно без участия Ирана.

Включение Ирана в ШОС как полноправного члена имеет свои плюсы и риски. Если говорить о последних, то каждая страна понимает, что Иран - лидер, конкурирующих с арабскими странами во главе с Саудовской Аравией. Фактор зависимости от энергоресурсов арабского мира, для Китая - основной. Немаловажно и международное давление запада на Иран (атомная программа, права человека, демократия и т.п.), что невыгодно ни странам Центральной Азии, ни России. Существует и риск будущего экспорта исламской революции или шиизма, этот фактор затрагивает, в основном, страны Центральной Азии.

Но есть и явные плюсы от полноправного вхождения Ирана в ШОС, которых, как видится, больше именно для стран Центральной Азии. В первую очередь это - обеспечение региональной безопасности Центральной Азии за счет Ирана. Ухудшающаяся военно-политическая обстановка в Пакистане и Афганистане грозит выйти из-под контроля. В таком случае ни ОДКБ, ни НАТО, ни ШОС не смогут обеспечить безопасность в регионе без участия Ирана. Другой благоприятный фактор - готовность Ирана инвестировать в экономики стран Центральной Азии, сотрудничать с сфере транспортировки энергоносителей, в научно-техническом плане, обеспечивать через свою территорию выход на рынки Среднего и Ближнего Востока, развивать торговлю в регионе Каспийского моря, а также участвовать в деле пресечения наркобизнеса, экстремизма.

Мировой экономический кризис должен стать стимулом для Центральной Азии в экономическом сотрудничестве с Ираном. Географически, культурно-исторически Иран входит в понятие Центральной Азии, с которой его объединяет общность истории, религии. Кроме того, внешняя политика Тегерана направлена на интеграцию в экономическом плане и сотрудничество в сфере безопасности. Получается, что для стран Центральной Азии, даже риски от включения Ирана в ШОС оборачиваются плюсами. Для Ирана страны Центральной Азии являются "тихой гаванью" на фоне его восточных соседей. Затягивание вопроса членства Ирана в ШОС может уменьшить его интерес к Организации.

Центральная Азия как регион имеет колоссальный потенциал и, возможно, в ближайшем будущем именно она станет одним из основных направлений. Возможности развития тесного экономического, научно-технического сотрудничества между Ираном и странами Центральной Азии, КНР и Россией могут создать условия для построения в будущем эффективной региональной системы безопасности на основе ШОС.

Статья публикуется с сокращениями. Полная версия – в готовящемся к выпуску сборнике"ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

Новые власти Северной Ирландии допустили референдум о выходе из Британии
04.02.2024 21:11
Президент Чили призвал реформировать ООН после вето США на резолюцию по Газе
10.12.2023 08:46
Мадуро объявил спорную территорию 24-м штатом Венесуэлы
06.12.2023 07:02
В итоговой декларации саммита АТЭС не упомянули Украину и Ближний Восток
18.11.2023 08:15
В Госдуму внесли проект о возвращении перехода на летнее время
21.06.2023 13:21
Суд ЕС признал польскую судебную реформу нарушающей европейское право
05.06.2023 20:49
Бастрыкин предложил странам Востока создать альтернативу МУС и ЕСПЧ
11.05.2023 21:03
"Справедливая Россия" настаивает на введении смертной казни, заявил Миронов
20.03.2023 08:29
Какую свободу принесла «Иракская свобода»
19.03.2023 18:58
Проблем с мигрантами меньше не становится
20.02.2023 17:41
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.