Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
22:43Астана
21:13Тегеран
19:43Минск
22:43Бишкек
22:13Дели
00:43Пекин
20:43Москва
21:43Исламабад
21:43Душанбе
21:43Ташкент
Наблюдатели:
00:43Улан-Батор
21:13Кабул
Партнеры по диалогу:
21:13Манама
21:13Ереван
21:13Катманду
21:43Баку
19:43Каир
20:43Доха
20:43Эр-Рияд
20:43Эль-Кувейт
20:43Мале
20:43Абу-Даби
20:43Нейпьидо
19:43Анкара
23:43Пномпень
23:43Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

24.11.2024 08:19
Bloomberg узнал о плане Байдена по Украине до прихода Трампа
24.11.2024 08:12
Госдолг США обновил исторический максимум
24.11.2024 08:06
Путин поздравил Кустурицу с 70-летием
24.11.2024 08:02
Инцидент со стрельбой произошел у посольства Израиля в Иордании
24.11.2024 07:58
Над регионами РФ за ночь уничтожили 34 украинских БПЛА
24.11.2024 07:50
Что известно о прекращении работы карт UnionPay Газпромбанка в некоторых странах
23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Большой театр действительно Большой
20.10.2011 10:01 Анатолий Королев, писатель, член русского ПЕН-Клуба

28 октября открывается обновленный и помолодевший Большой театр. Высокое качество реставрации этого московского шедевра, поистине национального достояния засвидетельствовала и специальная комиссия, прибывшая из ЮНЕСКО…

Лучше всего можно понять физические особенности российского Большого театра в сравнении, например, с легендарным Миланским оперным театром Ла Скала или со знаменитой Парижской гран опера Гарнье… Так вот, у миланского театра вполне тривиальный вид, ни о какой особой площади вокруг театра и речи нет. Во внутренней атмосфере, конечно, пышности больше. Ярусы уходят под самый потолок. Занавес потрясает обилием узорочья. Ложи украшены гирляндами лепки, глаза жмурятся от обилия позолоты. Дирижер, управляя оркестром, упоенно поет, каждая ария исполняется на бис, действие то и дело рвут овации и аплодисменты.

Кстати, и Ла Скала, и наш московский Большой театр – имеют общую историческую дату начала, 1776 год – год начала строительства театра в Милане, и в том же самом году был подписан указ российской императрицы Екатерины II о желательности открытия театра в Москве, получив который губернский прокурор, князь Урусов и начал строить первый московский оперный театр.

Парижская опера резко отлична от духа Ла Скала. Во-первых, по возрасту она, пожалуй, самая почтенная из всех опер Европы. Во-вторых, там царит дух геометрии в стиле Парижа и регулярных парков Версаля, никакой вольности, никаких завитушек из крем-брюле, никакого объедения формами. Певцы Гран Опера поют строем, все в ансамбле – оваций в разгар действия не предусмотрено, тебя зашикают. Итальянский стиль петь всю сцену на бис тут не принято. Опера в Париже – часть церемониала. Это смотр оперных войск на площади Согласия. В партере знатоки листают партитуру, а дирижер не станет подпевать и привставать на цыпочки даже под страхом смерти.

Короче, французский подход к организации зрелища нам ближе… Большой театр архитектора О. Бове это в первую очередь - место для воспитания российского гражданина. Вот почему театр снаружи выглядит как государственное учреждение, строго и величественно, никакой интимности Ла Скала или парижских виньеток, колонны, античный портик, бронзовая квадрига Аполлона, запряженная железной рукой олимпийца, на фасаде – государственный герб России, вокруг театра парадная площадь, справа Государственная Дума, слева – в десяти минутах ходьбы комплекс зданий государственной безопасности. Искусство в одной упряжке с властью.

Государственный облик Большого театра предполагают большую открытость для всякой публики, да, партер отдан именитым и состоятельным, но есть и галерка, где вполне по средствам приобрести билет студенту. С билетами тоже особых проблем нет, входной билет, а то и место в партере можно купить даже за час до начала спектакля, что и в Милане, и Париже абсолютно исключено…

Большой театр в Москве создан и существует по принципу государства в государстве. Он сразу понимался властями как плац-парад для демонстрации торжества государства. Соответственно этой задаче выделялся бюджет и строился репертуар. Уже самая первая постановка «Торжество муз» в январе 1825 года подавался как смотр патриотических чувств: стихотворная аллегория рассказывала о том, как Гений России в союзе с античными музами из развалин сгоревшей сцены (первое здание театра, увы, сгорело) возрождает новый колосс.

Любопытно отметить реакцию современников. Славянофил писатель С. Аксаков в первую очередь восхитился «громадным зданием», а западник В.Одоевский пришел в восторг от «театрального великолепия». То есть, даже полярные партии сошлись в общем чувстве благоговения перед размахом.

Монархия баловала свой московский императорский театр, а кульминацией дореволюционной эпохи стала, пожалуй, премьера исторической оперы Римского-Корсакова «Псковитянка», где роль Ивана Грозного исполнил великий Федор Шаляпин. В масштабной фигуре великого певца российская идея театра достигла своей вершины: голос, личность, народность, дух православия и монархический пафос.

Репертуар театра по преимуществу строился как театр истории, как подмостки для крупных страстей и событий: М. Глинка «Жизнь за царя» и его же опера «Руслан и Людмила», оперы и балеты П. Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа», «Лебединое озеро», шедевры М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и А. Бородина «Борис Годунов», «Снегурочка», «Князь Игорь». Балеты тоже чаще обращались к героике, например, «Дон Кихот» Л. Минкуса, поставленный хореографом Мариусом Петипа.

В начале ХХ века на небосклоне эпохи блистали певцы Л. Собинов и А. Нежданова, композиторы А.Рубинштейн и С.Рахманинов, художники «Мира искусства» Коровин, Поленов, Бакст, Бенуа, Головин…

После падения монархии и победы большевиков судьба театра повисла на волоске, фактически он был закрыт, в здании происходили съезды партии и партийные конференции, на этой волне он был вскоре реконструирован, и открыт заново все-таки в качестве государственного академического, а с окончательным утверждением Сталина в роли вождя роль театра только усилилось. Сталин окружил труппу театра баснословной по тем временам роскошью. На звезд обрушились звания, награды, дачи, автомашины… Попасть в труппу прославленного театра считалось верхом тогдашней карьеры.

Театр был награжден орденами Ленина, 80 актеров получили звание Народного артиста СССР, 60 человек - Сталинские премии, а самые именитые стали Героями Социалистического труда…

А окончательным отражением властной любви вождя стал в первую очередь помпезный репертуар Большого театра, где в один ряд встали революционный балет «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Чио-чио-сан» Д. Пуччини и, послевоенный образчик творчества братских народов «Галька» С. Монюшко. На творчество современных западных композиторов был наложен запрет, а музыка советских композиторов подвергалась суровой опеке, вспомним, хотя бы историю с партийным разгромом гениальной оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Итогом сталинской ферулы стал постепенный крен Большого театра в сторону балетов, где контроль был слабее, а культ звезд ярче. Имя балерины Галины Улановой гремело на всю страну. Этот балетный крен фактически сохранился до наших дней, оттеснив оперу на второй план. Слава Майи Плисецкой при всем уважении к оперным примадоннам была ярче.

Именно с балетом связаны самые значительные события советской эпохи, где главной фигурой Большого стал хореограф Юрий Григорович, постановщик классических балетов «Каменный цветок» Прокофьева и «Спартак» Хачатуряна. Григорович и стал знаковой фигурой заката – его уход из театра, фактически совпал с эпохой распада СССР и непростым возрождением Большого театра в параметрах прежней славы.

Скорее тревожными знаками потерянного равновесия стали факты приглашения к работе в театр кинорежиссера А.Сокурова или сугубо театральных мастеров, таких как Т.Чхеидзе и Э.Някрошус. Скандалом закончилась постановка оперы Л.Десятникова «Дети Розенталя», где музыка пыталась смягчить мрачный дух вивисекции либреттиста. Быстро кончился и период надежд, связанных с непродолжительным приходом нового балетмейстера Алексея Ратманского, который поставил несколько заметных балетов, но лишенных большого стиля, камерных по форме и несколько экстравагантных для академической сцены. Оставил театр и главный дирижер А. Ведерников. А труппа театра достигла умопомрачительной цифры – около 1000 человек (вспомним – в час создания театра труппа насчитывала всего 13 музыкантов и 25 артистов).

1 июля 2005 года Большой театр был закрыт на полную реконструкцию; премьеры и текущий репертуар перешли в здание Новой сцены. Открытие большой сцены уже оглашено, это должно случиться 2 октября 2011 года.

На реконструкцию уже потрачена астрономическая сумма – 500 млн. евро! Но затраты того стоили. Площадь театра увеличилась в два раза и достигла 80 тысяч кв.м. Здание великого Бове и Театральная площадь преобразились, отныне Большой театр становится первым сценическим зданием Европы - все остальные сцены Парижа, Неаполя, Лондона и Берлина перед ним просто блекнут.

  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.