Портал создан при финансовой поддержке

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Российской Федерации

Сделать стартовойНаписать письмоДобавить в закладкиГлавная
Участники:
00:31Астана
23:01Тегеран
21:31Минск
00:31Бишкек
00:01Дели
02:31Пекин
22:31Москва
23:31Исламабад
23:31Душанбе
23:31Ташкент
Наблюдатели:
02:31Улан-Батор
23:01Кабул
Партнеры по диалогу:
23:01Манама
23:01Ереван
23:01Катманду
23:31Баку
21:31Каир
22:31Доха
22:31Эр-Рияд
22:31Эль-Кувейт
22:31Мале
22:31Абу-Даби
22:31Нейпьидо
21:31Анкара
01:31Пномпень
01:31Коломбо

Рубль/Валюты ШОС

 
 
Страна Код Валюта Ном. Курс
 
 

Официальный курс ЦБ России

Новости

23.11.2024 20:38
В РФ запретили усыновление в страны, где разрешена смена пола
23.11.2024 15:54
Меркель неожиданно высказалась о завершении конфликта на Украине
23.11.2024 15:50
В Курскую область вернулись 46 местных жителей, вывезенных ранее на Украину
23.11.2024 15:47
ВС РФ ударили по военным аэродромам Украины
23.11.2024 10:39
О встрече организаций по защите прав потребителей государств-членов ШОС
23.11.2024 10:34
Трамп задумал назначить «величайшего исполнителя» посланником по Украине
23.11.2024 09:41
Над Крымом уничтожили украинский БПЛА
23.11.2024 07:38
Власти Абхазии внесли оплату за переток электроэнергии из России до 29 ноября
23.11.2024 07:35
Пашинян заявил, что Армения и Азербайджан должны признать друг друга в рамках советских границ
23.11.2024 07:28
Израиль нанес удары по объекту "Хезболлах" в центральной части Бейрута
 
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
             
Дух и скрытые коды Ташкента
19.05.2009 09:29 Алишер Файз, писатель
Город, как живой организм, имеет свой ритм, жизненные циклы, время активности и отдыха. У него есть дыхание, энергетика, сознание, идентичность, облик, нравы, традиции, способы реагирования на чрезвычайные происшествия. Словом, каждый город имеет свое физическое тело, свою личность и свой дух. Порой, "тело" - вполне западное, а дух - восточный. Именно к таким относится мой город – Ташкент, отмечающий в этом году свое 2200-летие.

В трехмиллионном Ташкенте довольно много восточных признаков - мечетей, других памятников исламской архитектуры, традиционных базаров, однако подавляющее большинство его зданий, особенно офисных и жилых, все же имеет очертания, характерные для западных городов. Тем не менее, Ташкент – восточный город. Не так давно он даже получил международное признание как город исламской культуры. Что же делает Ташкент восточным? Люди, конечно. Не индивиды, а социум. Представляя каждый сам по себе разнообразные культурные, религиозные, идеологические и другие начала, все вместе индивиды приобретают определенное интегральное качество - общую культуру.

Ташкент, традиционно, город многонациональный. Те, кто приезжает сюда, обращают внимание на большое антропологическое разнообразие лиц его жителей. Ташкентское сообщество отличает еще и специфическая культура, отличная от культуры других сообществ.

Можно говорить о некой общей культуре, коллективной психологии жителей одной улицы, одного поселка, одного района, одного города, государства, континента и, наверное, одной планеты. Общая культура имеет свои как открытые, так и скрытые коды. Последние трудно истолковывать. Целое, как известно, не сводится к сумме своих элементов.

Однажды я ехал в такси и заметил, что водитель не отреагировал на "голосующего" человека, стоящего на обочине. "Может, ему по пути с нами и стоило бы забрать?" - спросил я у таксиста. - "Нет, он из другого района", - уверенно заметил водитель. Я удивился и поинтересовался, как же он это определил? "Видите ли, это трудно объяснить, но я двадцать лет за рулем и научился разбираться в пассажирах", - ответил таксист.

Вспоминается другой случай. Как-то я зашел в один из букинистических магазинов Ташкента со своим русским другом из Москвы. Продавщица, заговорив с нами, сразу заметила, что он не местный, а приехал, скорее всего, из России. Я спросил у нее, как же она догадалась об этом, ведь в Ташкенте тоже много русских. "Не знаю, но ваш друг отличается от ташкентских русских", - развела руками продавщица.

Конечно, люди, проживающие в разных местах, могут отличаться друг от друга формой или стилем одежды, языком или диалектом, цветом кожи или волос, личными повадками, различными экономическими и культурными признаками. Город накладывает определенный отпечаток на психологию людей, на их личность и идентичность, создавая стереотип поведения, общую культуру, общий образ.

Дух города становится частью социальной идентичности, он не знает препятствий и проникает сквозь призмы разных религиозных, этнических, социальных и профессиональных групп. Вернувшись из других мест домой, я сразу ощущаю особый дух своего города. Его невозможно описать словами - его можно лишь почувствовать. Полагаю, что подобное чувство испытывает каждый, кто возвращается домой из поездок.

Для меня дух моего города представляет собой, прежде всего, культурный феномен. Это очень сложное и многослойное явление, имеющее свои нюансы, тесно связанное с архитектурой, дорогами, парками, коммунальной системой и другими материальными и социальными аспектами городского быта.

Город - это его история, нарратив, определенный миф, который мы создаем и несем в себе. Даже правдивые сказания, став частью фольклора и обыденного сознания, приобретают мифологические элементы или очертания. Так мифология превращается в часть городской реальности. Некоторые городские мифы создаются или поддерживаются сознательно, потому что они несут очарование и нравятся людям, особенно туристам, другие возникают стихийно и не поддаются контролю. Особое место в формировании мифологии городов занимают писатели, поэты и другие деятели культуры. Мифы, создаваемые ими, могут внести такую же лепту в городскую среду и идентичность, как и формируемый архитекторами облик зданий.

Мифический древнерусский город Китеж, город Джефферсон Уильяма Фолкнера, Изумрудный город Лаймена Баума, Город грехов Френка Миллера, Цветочный город Николая Носова и другие вымышленные города - разве они не превратились в реалии общественного сознания? Разве тема порока Содома и Гоморры не стала одной из главных в современной литературе? Перечисляя эти реальные и выдуманные города, я подумал о том, что современные азиатские писатели - в долгу перед своими городами.

Миф - один из самых привлекательных элементов любого города, без них он не может быть интересным местом. В тридцатые годы прошлого века, когда в стране был голод, многие люди старались приехать в Ташкент, который прославился как "город хлебный". Между тем, в Ташкенте ситуация была не намного лучше, чем в других частях страны, однако, уверовав в "город хлебный", многие люди действительно находили здесь спасение, ибо вера и установки, подкрепляемые духом культурной местности, обладают могущественной силой. Не хлеб, а люди, социальные отношения делали Ташкент "городом хлебным".

Сейчас многие города мира активно занимаются своим брендингом и ребрендингом, столь необходимыми для создания позитивного имиджа, привлечения туристов и инвестиций. В современную мифологию Ташкента вносят свой вклад не только его нынешние жители, но и выехавшие за границу после распада Советского Союза представители творческих профессий. В последнее время появилось несколько романов, посвященных Ташкенту. Как правило, попытка понимания и описания своего города содержит в себе элементы романтики, ибо обращение к своей молодости, очищает дух и романтизирует прошлое.

Культурная аура моего города, его дух и образ, как и подобает, складывались веками. Я чувствую жизненные и культурные импульсы наших далеких предков, проживавших здесь. По этим местам проходил Великий Шелковый путь - важнейший пространственный и духовный коридор, где пересекались культуры, знакомились и взаимообогащались народы Востока и Запада. Наши предки веками общались с торговцами, путешественниками, странствующими учеными, поэтами и мыслителями из различных стран и выработали в себе предприимчивость, толерантность, радушие, особый стиль гостеприимства.

Под влиянием исламской культуры в социальной жизни особое значение приобрело искусство учтивого общения и поведения. Появились многие тонкие коды общения, для овладения которыми требовались соответствующее воспитание, обучение и среда. Выработанные веками мировоззрение и социальные навыки стали важной частью культуры и современного поколения ташкентцев.

Очевидно, не все элементы культуры могут быть заметны с первого взгляда. Культура народов, также как и дух городов, создаются не сразу и не исчезают в одночасье. Но современная жизнь вносит, конечно, много нового в городскую культуру, социальное поведение жителей городов. Современный город, особенно такой большой, как Ташкент, несомненно, развивает и культуру анонимности, чувство одинокости в толпе. Но восточной культуре свойственна иерархичность социальных отношений, люди, в том числе и в городах, все еще в значительной степени остаются ориентированными на социальные и межличностные отношения, порой даже в ущерб своим деловым возможностям.

Своеобразие социо-культурного облика Ташкента складывается из большого количества деталей, многие из которых относятся именно к особенностям взаимодействия и общения людей. Здесь довольно часто можно видеть непосредственное общение и улыбку людей на улице, а на базарах - принято торговаться. Разговорись вы с продавцом по душам, так тот может и неимоверно снизить цену на свой товар. Человек на улице, как правило, здоровается с незнакомцем, прежде чем попросит подсказать, как пройти куда-то. А в общественном транспорте молодые продолжают вежливо уступать место старшим.

Несмотря на возрастающий темп жизни, многим горожанам удается заниматься неторопливыми беседами за чашкой чая или - просто на улице. Тут люди, обычно, не сразу приступают к деловым разговорам, а начинают беседу издалека, например, с подробного расспроса о семье, делах, здоровье собеседника. Это своего рода психологическое прощупывание состояния партнера по общению, его готовности начать серьезный разговор. Словом, проявление восточного стиля кодирования и декодирования сигналов в общении.

По случаю семейных торжеств или дней памяти умерших в Ташкенте принято организовывать угощение близких и друзей национальным блюдом - ош, т.е. пловом. В большинстве случаев на утренний ош приходит несколько сот человек. Что заставляет этих людей вставать ранним утром, еще до работы, едва ли не сразу после рассвета, и идти на это мероприятие?

Утренний плов - это целая система кодированных интеракций, оценки, утверждения или закрепления социальных связей. Здесь имеет значение все: кто приходит и кто встречает, кто с кем приходит и кого как встречают, кого куда сажают и кому какие знаки внимания оказывают. Целый театр символической интеракции.

Ташкент, особенно его старая часть, поддерживает тесные социальные отношения между людьми не в последнюю очередь благодаря общинной организации мест компактного проживания людей - махалли. Плотная социализация, выстраивание тесных отношений с соседями и жителями общины начинается с раннего детства и развивается по мере жизни.

Одно из главных отличий Ташкента от многих западных городов заключается в том, что на его улицах можно видеть много детей. Совместные игры и общение на улице, летнее купание мальчишек в городских прудах или речушках - знакомые многим атрибуты ташкентского детства. Тесное общение детей способствует выработке своеобразного кода общения, понятного в своем кругу и мало понятного чужим людям.

Вместе с тем и урбанизация, являясь одной из реальностей нашей жизни, вносит свои коррективы в городскую культуру и дух, в социальные отношения между горожанами. Увы, многие негативные стороны урбанизации особо ощутимы в развивающемся мире, в том числе в странах Азии. К сожалению, эта тенденция будет лишь нарастать. В этих условиях важно ценить то хорошее, что пока сохраняется в общественном сознании многих восточных народов, прежде всего, значимость семьи, чувство взаимной поддержки людей, учет интересов общества.

Принято считать, что для Востока характерен коллективизм, а для Запада - индивидуализм. С точки зрения доминирования в общественном сознании групповых или индивидуальных ценностей это соответствует действительности. Однако восточный индивидуализм все же существует, проявляясь в своеобразной, нередко скрытой форме.

Внешние формы восточного индивидуализма часто проявляются в деталях одежды и украшений. Одежда женщины может в целом мало отличаться от одежды других женщин, но отдельные детали ее наряда, особенно украшения, могут сигнализировать о статусе, возможностях и индивидуальном вкусе. Многие ташкентки любят одеваться в яркие цвета, что в большей мере способствует, а не препятствует раскрытию их индивидуальности. Но еще и сама природа, изобилие солнца располагают к тому.

Но Восток, как известно, дело тонкое, и восточный индивидуализм проявляется в целом не так открыто, как западный. А поэзия тут традиционно богата символикой, метафорой, иносказаниями. Житель восточного города не перестает демонстрировать свою приверженность к коллективным ценностям, добиваясь при этом и своих личных целей, т.е., проявляя индивидуализм. Поэтому слова и действия порой кажутся многозначными, а многозначность позволяет окружающим людям интерпретировать информацию по-своему, в соответствии со своими ожиданиями. Восток учит ладить с социумом, но поддерживает и проявления индивидуализма, личного предпринимательства.

Те, кто говорит об отсутствии индивидуализма на Востоке, просто не замечают многого. Культура большинства народов Азии, дух Востока содержит в себе очень многие скрытые коды. Это обстоятельство парадоксальным образом открывает перед писателем большие возможности для описания личности и характера своих героев.

В Ташкенте, как и во многих азиатских городах, смешалось все: восточная поэзия и западная музыка, монголоидные, тюркские, славянские , нормандские лица, европейская и этническая одежда, нации и религии, культуры и стили, коллективизм и индивидуализм.

Но это не хаотическая смесь, а гармонизированная целостность, имеющая свое единородное качество, единый дух, обладающий своими скрытыми кодами, сотканными тонкими, но могучими нитями социальных отношений, общей энергией человеческого чувства.
  • Добавить комментарий
  • Распечатать

Оставить комментарий

*
*
*
 

Ранее по теме

«Музыкальное сердце театра» стартует в Самаре и Тольятти
13.11.2024 13:23
Ким Брейтбург: Самаре надо думать о создании отдельного музыкального театра. Есть спрос и люди, готовые создавать!
05.11.2024 17:35
В Москве пройдет Фестиваль китайской культуры
03.11.2024 07:28
Благотворительный показ спектакля «Юная любовь в пяти театральных измерениях»
23.10.2024 15:56
Сформирована фестивальная афиша «Музыкального сердца театра»
07.10.2024 12:29
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» открыл сезон в Театре Моссовета
23.09.2024 15:10
Осенний тур Супердискотеки 90-х прогремит в Иркутске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
16.09.2024 16:20
Юбилейный вечер «Дунаевские. Двойной портрет»
06.09.2024 16:05
Максим Дунаевский: «Музыкальное сердце театра» – это трибуна, а каждый его участник - оратор, который будет услышан и оценен по достоинству»
05.09.2024 18:35
Путин подписал указ о поддержке тех, кто разделяет традиционные ценности
19.08.2024 22:01
* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального

Сообщите об орфографической ошибке

Сообщить
Выделенный текст слишком длинный.